Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в экономике Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 03:41, курсовая работа

Описание

Малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства. И если крупный бизнес – это скелет, ось современной экономики, то все многообразие мелкого и среднего предпринимательства – мышцы, живая ткань хозяйственного организма.

Содержание

Введение 3
1. Малый бизнес и его роль в рыночной экономике 5
2. Опыт поддержки малых предприятий в различных странах 8
3. Становление малого бизнеса и проблемы, связанные с его
развитием в Республике Беларусь 14
Заключение 28
Список использованных источников 31

Работа состоит из  1 файл

Малый бизнес КУРСОВАЯ(моя)2.doc

— 261.50 Кб (Скачать документ)

     Постановлением Правительства России от 8 июня 2001 года образована Комиссия Правительства РФ по сокращению административных ограничений в предпринимательстве и оптимизации расходов федерального бюджета на государственное управление. Эта комиссия является координационным органом для обеспечения согласованности действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях устранения излишнего и неэффективного административного регулирования предпринимательской деятельности и повышения эффективности расходов федерального бюджета на государственное управление [4, с. 33];.

     Кроме нее в России действует Федеральная программа поддержки малого предпринимательства на определенный год, создан Государственный комитет РФ по поддержке малого предпринимательства, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, Федеральный фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере [5, с. 98];.

     Невысокая доля малых предприятий в России связывается со следующими проблемами:

  • недостаточное финансовая поддержка и отсутствие реальных финансово-кредитных механизмов обеспечения такой поддержки (затрудненный доступ к финансовым ресурсам, отсутствие государственной  системы гарантирования кредитов для малых предприятий, очень высокие проценты и т.д.);
  • сложное и противоречивое налоговое законодательство;
  • отсутствие дифференциации размеров штрафов в отношении крупных и малых предприятий в сторону их уменьшения для последних;
  • законодательство, регулирующее деятельность малых предприятий носит противоречивый характер, что вызывает у предпринимателей неуверенность в завтрашнем дне, ведут к снижению деловой активности населения, стимулируют развитие «теневого» бизнеса;
  • бюрократическая запутанность процедур регистрации бизнеса, лицензирования деятельности, сертификации продукции, оформления прав собственности и т.д.;
  • неразвитость системы информационной поддержки малых предприятий;
  • неразвитость системы страхования и гарантий при реализации инновационных проектов в развитии наукоемких малых производств [16].

     Таким образом, в развитых странах, где малый бизнес рассматривается как один из главных источников обеспечения занятости и экономического развития, разработаны действенные направления его поддержки. Опыт этих стран и стран, не достигнувших высоких результатов в этом секторе экономики, показывает, что для успешного развития малого бизнеса необходимо обеспечить комплексную поддержку его субъектов. Прежде всего важна финансовая поддержка, которая предусматривает предоставлении возможности малым предприятиям получать прямые кредиты, некоторые льготы или налоговые послабления. Также важна юридическая (облегченная процедура регистрации), информационная (доступ к информационным системам правительства и научно-исследовательских организаций), инфраструктурная (обустройство промышленных зон, создание бизнес-инкубаторов), материально-техническая (сдача в аренду производственных и офисных площадей на льготных условиях, доступ к дефицитным ресурсам) и другие виды помощи.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. СТАНОВЛЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА И ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ЕГО РАЗВИТИЕМ В                       РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 

     Малый бизнес в Республике Беларусь играет важную роль в социально-экономическом развитии страны, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, приданию экономике дополнительной стабильности [6, с. 10].

     История развития малого предпринимательства в республике насчитывает около 17 лет. За этот период произошли значительные изменения в количественном и качественном составе малых предпринимательских структур, в макроэкономической и правовой среде, а также в государственной политике в области стимулирования и развития малого бизнеса [1, с. 67].

     В соответствии с действующим законодательством малое предпринимательство в Республике Беларусь существует в двух формах: юридические лица (малые предприятия) и индивидуальные предприниматели [7, с. 4]. К малым предприятиям относятся предприятия со среднесписочной численностью работников:

  • в промышленности и на транспорте — до 100 человек;
  • в сельском хозяйстве, включая фермерские (крестьянские) хозяйства, и научно-технической сфере — до 60 человек;
  • в строительстве и оптовой торговле — до 50 человек;
  • в других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговле — до 30 человек;
  • в других отраслях непроизводственной сферы — до 25 человек [1, с. 67].

     Деятельность индивидуального предпринимателя с 1 января 2008 г. может осуществляться только с привлечением членов семьи и близких родственников (супруг (супруга), родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки) [10, с. 6].

     Ввиду отсутствия статистических данных об объеме производимой продукции, работ и услуг индивидуальными предпринимателями обзор в основном относится только к первой группе субъектов хозяйствования            [1, с. 67].

     Анализ развития малых предприятий позволяет определить следующие основные тенденции динамики данного сектора:

  • ориентированность предпринимательских структур в основном на торгово-посредническую деятельность.

    Так на конец 2009 года по количеству занятых в отраслевом разрезе лидируют предприятия торговли и общественного питания (31 процент от общей численности занятых на микро- и малых организациях), промышленные (28,1 процента от общей численности занятых на микро- и малых организациях), строительные (16,7 процента);

  • неравномерность развития по регионам республики.

    Большая часть субъектов малого предпринимательства – юридических лиц (37,7 процента) сконцентрирована в г. Минске. Это объясняется тем, что г. Минск обладает развитой производственной инфраструктурой, на его территории сконцентрированы значительные производственные мощности и квалифицированные кадры.;

  • сохранение доли малого предпринимательства в ВВП республики на уровне 8-12% .

    На 2005г. этот показатель был равен 8,1%, в 2006г. – 8,8%, в 2007г. – 10,5%, в 2008г. – 11,2%, в 2009г. – 11,4%. 

  • увеличение  участия малых предприятий в экспорте и импорте товаров за последний год.

    В общем объеме белорусского экспорта товаров доля субъектов малого предпринимательства – юридических лиц по итогам 2009 года составила 34,3 процента (по итогам 2008 года – 7,9 процента). В общем объеме импорта их доля составила 27,6 процента (по итогам 2008 года – 24,1 процента);

  • происходит постепенное повышение доли работников, занятых на малых предприятиях.

    Так средняя численность работников в среднем за 2009 год на микро- и малых организациях составила 773,4 тыс. человек, что на 129,6 тыс. человек или 20,1 процента больше, чем за 2008 год. Всего в сфере малого бизнеса (с учетом индивидуальных предпринимателей и их наемных работников) по итогам 2009 года работало 20,4 процентов от занятых в экономике.

  • увеличивается доля малых предприятий в инвестициях в основной капитал.

    В 2009 году объем инвестиций в основной капитал составил 10520,6 млрд. рублей и увеличился по сравнению с 2008 годом на 115,2 процента. При этом объем иностранных инвестиций составил 573,3 млрд. рублей и увеличился  по сравнению с 2008 годом  на 41,7 процента;

  • сокращается доля малых предприятий, находящихся в государственной и иностранной собственности и возрастает находящихся в частной собственности.

    По состоянию на 1 января 2009 г. количество малых предприятий всех форм собственности составило 67991 предприятий, по сравнению с 2007 годом их число увеличилось на 16751 предприятий или на 32,7 процента.

По состоянию  на 1 января 2010 г. количество субъектов  малого предпринимательства – юридических  лиц всех форм собственности составило 77402 предприятия, по сравнению с 2008 годом  их число увеличилось на

9411 или  на 13,8 процента. Удельный вес субъектов  малого предпринимательства - юридических  лиц за 2009 год составил 48,2% от общего  количества всех субъектов хозяйствования. [11].

     По  количеству занятых в отраслевом разрезе лидируют предприятия торговли и общественного питания (31 процент от общей численности занятых на микро- и малых организациях), промышленные (28,1 процента от общей численности занятых на микро- и малых организациях), строительные (16,7 процента) [11].

     Объем розничного товарооборота организаций торговой сети и общественного питания субъектов малого предпринимательства – юридических лиц, составил за 2009 год 11942,8 млрд. рублей, что составляет 29,5 процента от общего объема розничного товарооборота, включая общественное питание (2008 год – 19,9 процента). Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) субъектов малого предпринимательства – юридических лиц за 2009 год составила 99662 млрд. рублей – 28,9 процента от общего объема выручки, полученной по народному хозяйству (2008 год – 20,7 процента). Средняя выручка в расчете на один субъект малого предпринимательства – юридическое лицо, осуществлявшее деятельность в 2009 году, по всем отраслям в целом за 2009 год составила 1287,5 млн. рублей (2005 год – 985,3 млн. рублей,  2006 год – 1232,3 млн. рублей, 2007 год – 1115,8 млн. рублей, 2008 год – 1155,5 млн. рублей). [11].

     Отраслевая  структура малого предпринимательства  неоднородна. Так по итогам 2009 года количество субъектов малого предпринимательства – юридических лиц, занятых в торговле и общественном питании, составляет 42 процента. В промышленности сосредоточено 19,9 процента субъектов малого предпринимательства – юридических лиц, строительстве – 10,2 процента, транспорте – 8,4 процента, сельском хозяйстве – 3,3 от общего количества субъектов малого предпринимательства – юридических лиц. Все остальные отрасли имеют достаточно невысокий процент в общем количестве микро- и малых организаций. [11].

     Количество  юридических лиц - субъектов малого предпринимательства в Беларуси увеличилось с начала года на 6,3%. По состоянию на 1 июня 2009 года в налоговых органах состоит на учете 70,6 тыс. субъектов малого предпринимательства - юридических лиц. По сравнению с началом года количество юридических лиц - субъектов малого предпринимательства увеличилось на 4 тыс., или на 6,3%. По сравнению с аналогичным периодом 2008 года количество юридических лиц - субъектов малого предпринимательства увеличилось на 11,5 тыс., или на 19,5%. Cумма налоговых поступлений от юридических лиц - субъектов малого предпринимательства, состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, составила Br1680,2 млрд, что составляет 13,6% от общего объема поступлений, контролируемых налоговыми органами. [11];.

     Таким образом, малый бизнес Беларуси представляет сегодня перспективный развивающийся сектор, постепенно увеличивающий свою роль и значение в обеспечении общего экономического роста страны. В связи с этим государство заинтересованно в развитии этого сектора экономики.

     В Республике Беларусь общие принципы организации системы поддержки развития малого предпринимательства сформулированы в двух базовых законодательных актах: это закон РБ "О государственной поддержке и развитию малого предпринимательства в Республике Беларусь", действующий с 1996 г., и указ Президента РБ "О государственной поддержке малого предпринимательства". На основе действующей законодательной базы ежегодно принимается Государственная программа поддержки малого предпринимательства, в которой устанавливаются конкретные мероприятия для реализации в текущем году [8, с. 6].

     Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2010-2012 годы предусматривает следующие мероприятия:

  1. Мероприятия, направленные на совершенствование законодательства, регулирующего деятельность субъектов малого предпринимательства;
  2. Финансовую поддержку малого предпринимательства;
  3. Повышение эффективности деятельности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
  4. Расширение производственной кооперации и партнерства в промышленности между малыми и крупными предприятиями, международное сотрудничество и развитие внешнеэкономической деятельности в сфере малого предпринимательства и др.

     В соответствии с нормами Указа  Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 ”О некоторых мерах государственной  поддержки малого предпринимательства“ программа разработана на три  года, предусматривает новые виды государственной финансовой поддержки малому предпринимательству: предоставление льготных кредитов банками за счет средств местных бюджетов, предусмотренных программами государственной поддержки малого предпринимательства и размещенных во вклады (депозиты) банков; гарантий по данным кредитам Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей и др.

     На  реализацию мероприятий Государственной  программы на 2010-2012 годы из республиканского и местных бюджетов в 2010 году предусмотрено 31435,761 млн. рублей.

Информация о работе Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в экономике Республики Беларусь