Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в экономике Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 03:41, курсовая работа

Описание

Малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства. И если крупный бизнес – это скелет, ось современной экономики, то все многообразие мелкого и среднего предпринимательства – мышцы, живая ткань хозяйственного организма.

Содержание

Введение 3
1. Малый бизнес и его роль в рыночной экономике 5
2. Опыт поддержки малых предприятий в различных странах 8
3. Становление малого бизнеса и проблемы, связанные с его
развитием в Республике Беларусь 14
Заключение 28
Список использованных источников 31

Работа состоит из  1 файл

Малый бизнес КУРСОВАЯ(моя)2.doc

— 261.50 Кб (Скачать документ)

     По данным отчета, в Беларуси была упрощена возможность получения кредитов благодаря устранению требования о предоставлении отчетности о минимальной сумме займа в органах государственной регистрации кредитов, но при этом страна занимает лишь 109 место в рейтинге по параметру кредитования [10, с. 9].

     Открытие бизнеса было упрощено благодаря учреждению единого регистра, а также сокращению в два раза минимального размера уставного капитала, однако и здесь место Беларуси невысоко - 97 (в прошлом году 121). Кроме того было упрощено получение разрешений на строительство благодаря введению официальных предельных сроков для получения предварительных одобрений, что в среднем уменьшило временные затраты на 140 дней [9, с. 9].

     Таким образом, в Республике Беларусь наблюдается положительная тенденция развития малого бизнеса. Государство осуществляет комплекс мероприятий, направленных на поддержку этого сектора экономики. Однако в связи с существованием как административных, так и экономических барьеров в стране малый бизнес развивается  низкими темпами. Для активизации малого бизнеса и раскрытия его потенциала необходимо в первую очередь внедрить эффективные механизмы финансовой поддержки предпринимателей, упростить систему налогообложения и снизить налоговую нагрузку на субъекты хозяйствования, а также усилить потенциал предпринимательской инфраструктуры. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Малые предприятия являются основой либеральной экономики на современном этапе: они формируют основную массу налоговых поступлений, заработной платы (сбережений), обеспечивают средствами к существованию значительную часть населения. Благодаря деятельности малых предприятий создаются новые рабочие места, обеспечивается мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов. Кроме того выделяют такие преимущества малых предприятий как большая динамичность, оперативность в принятии решений; быстрая приспособляемость к меняющимся требованиям рынка; короткий технологический цикл, быстрая оборачиваемость средств, что позволяет быстрее окупить инвестиции, уменьшает уровень экономического риска и повышает уровень доходов, которые получает предприниматель; устойчивый сбыт продукции благодаря ориентации на конкретных потребителей.

     Малые предприятия являются неотъемлемым и, как показывает практика, наиболее эффективным элементом инновационного развития экономики. Они занимаются разработкой и внедрением технологических, технических, организационных новшеств, без которых невозможен выход на рынок и эффективная работа новых предприятий.

     В развитых странах, где малый бизнес рассматривается как один из главных источников обеспечения занятости и экономического развития, разработаны действенные направления его поддержки. Опыт этих стран и стран, не достигнувших высоких результатов в этом секторе экономики, показывает, что для успешного развития малого бизнеса необходимо обеспечить комплексную поддержку его субъектов. Прежде всего, важна финансовая поддержка, которая предусматривает предоставление возможности малым предприятиям получать прямые кредиты, некоторые льготы или налоговые послабления, как уменьшение ставки налогов, сужение налоговой базы, налоговые каникулы и налоговые кредиты, установление минимума годового дохода, который не облагается налогом. Также важна юридическая (облегченная процедура регистрации, создание специализированных консалтинговых служб), информационная (доступ к информационным системам правительства и научно-исследовательских организаций), инфраструктурная (обустройство промышленных зон, создание бизнес-инкубаторов), материально-техническая (сдача в аренду производственных и офисных площадей на льготных условиях, доступ к дефицитным ресурсам), коммерческая помощь (прямое размещение госзаказов)  и другие виды помощи.

     Малый бизнес в Республике Беларусь играет важную роль в социально-экономическом развитии страны, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, приданию экономике дополнительной стабильности.

     История развития малого предпринимательства в республике насчитывает около 17 лет. За этот период произошли значительные изменения в количественном и качественном составе малых предпринимательских структур, в макроэкономической и правовой среде, а также в государственной политике в области стимулирования и развития малого бизнеса

     Анализ развития малых предприятий позволяет определить следующие основные тенденции динамики данного сектора: ориентированность предпринимательских структур в основном на торгово-посредническую деятельность; неравномерность развития по регионам республики (большее число малых предприятий приходиться на Минск и Минскую область); сохранение доли малого предпринимательства в ВВП республики на уровне    8-12 %; значительное снижение  участия малых предприятий в экспорте и импорте товаров за последний год; постепенное повышение доли работников, занятых на малых предприятиях; увеличивается доля малых предприятий в инвестициях в основной капитал; сокращается доля малых предприятий, находящихся в государственной и иностранной собственности и возрастает находящихся в частной собственности.

     Малый бизнес Беларуси представляет сегодня перспективный развивающийся сектор, постепенно увеличивающий свою роль и значение в обеспечении общего экономического роста страны. В связи с этим государство заинтересованно в развитии этого сектора экономики. Для реализации отдельных направлений государственной поддержки развития малого предпринимательства в Республике Беларусь создается специальная инфраструктура: инкубаторы малого бизнеса; центры поддержки предпринимательства; фонд финансовой поддержки предпринимательства; научно-технологические парки; общества взаимного кредитования; союзы малого предпринимательства.

     Несмотря на определенные успехи и положительную динамику, общий уровень развития малого бизнеса в Беларуси по сравнению с другими странами, вставшими на путь рыночных реформ, остается одним из самых низких. По мнению аналитиков, причины этого можно разделить на две группы.

     Первая группа касается сферы взаимоотношений предпринимателей с государством. Основными административными барьерами на пути развития малого предпринимательства являются: сложность и высокая стоимость процедуры регистрации (ликвидации) субъектов предпринимательства; несовершенство системы лицензирования предпринимательской деятельности; сложность и высокая стоимость процедуры сертификации и стандартизации продукции, товаров и услуг; жесткий контроль и надзор за текущей предпринимательской деятельностью; сложная система взимания налогов и налоговой отчетности; усложненный доступ к получению государственных заказов; государственное регулирование цен ряда продукции.

     Вторая группа причин, сдерживающих развитие частного бизнеса в нашей стране, касается экономических условий функционирования его субъектов: проблемы приобретения помещений и имущества в собственность; высокая стоимость аренды имущества, находящегося в республиканской и коммунальной собственности; действующая система налогообложения субъектов хозяйствования; недостаток собственных средств, необходимых для начала предпринимательской деятельности, а также затрудненный доступ к кредитным ресурсам; высокие размеры штрафов за незначительные правонарушения.

     Для активизации малого бизнеса и раскрытия его потенциала необходимо в первую очередь внедрить эффективные механизмы финансовой поддержки предпринимателей, упростить систему налогообложения и снизить налоговую нагрузку на субъекты хозяйствования, а также усилить потенциал предпринимательской инфраструктуры.

     В данной работе систематически излагаются состояние и проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь на настоящий момент, а также  причины успешного развития этого сектора в развитых странах. Поэтому ее можно использовать как базу для более глубокого изучения этого вопроса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

1. Балашевич М.И. Экономика малого бизнеса: Учеб. пособие. Мн.: БГЭУ,

      2005. 231 с.

2. Белорусский бизнес 2007: состояние, тенденции, перспективы :

          Аналитический отчет / А. Гламбоцкая, П. Козаржевский, Е. Ракова;

          Под общ. ред. И. Пелипась, Е.  Ракова, А. Чубрик. Мн.: Исследовательский

          центр ИПМ, 2007. 86 с.

  1. Государственная поддержка малого предпринимательства в 2009 году.

    Сайт Министерства экономики Республики Беларусь http://w3.economy.gov.by/ministry/economy.nsf

4. Еловских В.В. Роль малого бизнеса в белорусской экономике. Мн., 2005.

          336 с.

5. Мазоль С.И. Экономика малого бизнеса. Мн.: Книжный дом, 2004. 290 с.

6. Малое предпринимательство Республики Беларусь 2006 г.

      Информационно - статистическая бюллетень. Мн., 2006. 43 с.

  1. Малый и средний бизнес в Беларуси. Квартальное обозрение. №1 (15),
  2. кв. 2009 г. Мн.: Исследовательский центр ИПМ. 13 с.
  3. Малый и средний бизнес в Беларуси. Квартальное обозрение. №2 (16),
  4. кв. 2009 г. Мн.: Исследовательский центр ИПМ. 11 с.
  5. Малый и средний бизнес в Беларуси. Квартальное обозрение. №3 (17),
  6. кв. 2009 г. Мн.: Исследовательский центр ИПМ. 10 с.
  7. Малый и средний бизнес в Беларуси. Квартальное обозрение. №3 (13),
  8. кв. 2008 г. Мн.: Исследовательский центр ИПМ. 14 с.

    О развитии малого предпринимательства в Республике Беларусь в 2009 году. Сайт Министерства экономики Республики Беларусь http://w3.economy.gov.by/ministry/economy.nsf

  1. Основные показатели деятельности малых предприятий Республики

    Беларусь, 2010: Информ. бюл.; Под общ. ред. И.А.Костевич. Мн: Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, 2008. 99 с.

  1. Петров Э. Требуется реабилитация // Экономическая газета. 2008.
  2. вгуста (№ 67)
  3. Программа государственной поддержки малого предпринимательства в

      Республике Беларусь на 2010-2012 года: Постановление Совета Министров

      Республики Беларусь . от 28 декабря 2009 г. № 1721.

15. Симанович В.Л. Экономика, организация и управление малым бизнесом.

      Мн.: «Бестпринт», 2007. 442 с.

16.    http://www.kreditbusiness.ru/ - кредитный портал

Информация о работе Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в экономике Республики Беларусь