Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в экономике Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 03:41, курсовая работа

Описание

Малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства. И если крупный бизнес – это скелет, ось современной экономики, то все многообразие мелкого и среднего предпринимательства – мышцы, живая ткань хозяйственного организма.

Содержание

Введение 3
1. Малый бизнес и его роль в рыночной экономике 5
2. Опыт поддержки малых предприятий в различных странах 8
3. Становление малого бизнеса и проблемы, связанные с его
развитием в Республике Беларусь 14
Заключение 28
Список использованных источников 31

Работа состоит из  1 файл

Малый бизнес КУРСОВАЯ(моя)2.doc

— 261.50 Кб (Скачать документ)

     • зависимость от крупных компаний;

     • слабая компетентность руководителей (недостаток управленческого опыта у предпринимателей, невозможность привлечь опытный менеджмент в связи с невысоким уровнем оплаты труда);

     • высокая чувствительность к изменениям условий хозяйствования: у МП, как правило, небольшой круг клиентов, небольшая номенклатура реализуемой продукции, меньший запас финансовой устойчивости;

     • неуверенность и осторожность хозяйственных партнеров при заключении торговых договоров [5, с. 18];

     Таким образом, малые предприятия, несмотря на некоторые недостатки, обладают рядом существенных преимуществ, которые обуславливают необходимость поддержки государством развития малого бизнеса. Малые предприятия являются основой либеральной экономики на современном этапе: они формируют основную массу налоговых поступлений, заработной платы (сбережений), обеспечивают средствами к существованию значительную часть населения. Благодаря деятельности малых предприятий создаются новые рабочие места, обеспечивается мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. ОПЫТ ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ 

    Во  всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется государственное  регулирование и поддержка малого предпринимательства. Для этого  созданы специальные государственные  организации, выражающие и защищающие интересы малого предпринимательства, следящие за выполнением намеченных правительственных программ [15, с. 75].

     Долгое время в США «головной болью» малого бизнеса было массовое разорение малых предприятий. Однако, выявив основные причины этого явления (недостаток капитала, неэффективные технологии, отсутствие управленческого опыта, неумение находить экономические ниши), были найдены эффективные рецепты «лечения» этой болезни. В США в 1953 г. была создана Администрация по делам малого бизнеса (АМБ), которая по сей день отстаивает и защищает интересы малого бизнеса на правительственном уровне. Причем филиалы данной организации находится во всех крупнейших городах, таким образом, политика поддержки малого бизнеса распространяется на все штаты, а не только на основные экономические центры США [5, с. 93]. В функции АМБ входят финансовая помощь, технические и консультационные услуги. После экспертизы бизнес - проектов малым фирмам выделяются заемы (до 100 тыс. долларов) под гарантии со стороны правительства. Кроме этого, АМБ осуществляет посредничество между крупными компаниями, университетами и малыми фирмами - в части разработки инноваций, между государственными органами и малыми фирмами в части получения госзаказов, между министерством обороны и малыми фирмами - по части выполнения военных заказов. Также АМБ занимается исследованием внутреннего и внешнего рынка. При нахождении экономических ниш на внешнем рынке АМБ предлагает малым фирмам бизнес - проекты и одновременно внешние займы для организации международного бизнеса. По линии АМБ в отдельных штатах США функционируют «инкубаторские центры», осуществляющие поэтапное «выращивание» малых предпринимательских структур через методологическую, материальную помощь начинающим бизнесменам           [15, с. 76].

     В Японии стимулирование предприятий малого бизнеса ведется на всех уровнях, начиная от властей центрального правительства и заканчивая самостоятельными союзами и объединениями малых предприятий. Центральные власти и местные органы самоуправления субсидируют на всех этапах жизненного цикла предприятия малого бизнеса, непосредственно участвующие в создании наукоемкого и высокотехнологичного производства. Для таких предприятий государство выделяет займы, обеспечивает кредитование малого бизнеса через предоставление поручительства и других видов кредитных гарантий. Также при централизованной поддержке государства в специальных центрах, некоммерческих организациях производится обучение кадров, осуществляется консультационно-информационная поддержка [16].

     В Германии, где эффективность малых предприятий несколько выше, чем в США и Японии, существует свои особенности поддержки малого бизнеса. Так каждый предприниматель в этой стране обязан войти в состав торгово-промышленной палаты. Это государственный орган, возникший еще в эпоху зарождения капитализма. Ни один правовой акт в Германии, касающийся малого бизнеса, не обходится без одобрения, согласования и утверждения торгово-промышленными палатами. В настоящий момент этот государственный орган Германии участвуют в формировании бюджетов всех уровней, развитии строительства и промышленности, подготовке законопроектов, касающихся регулирования деятельности малых предприятий. Торгово-промышленные палаты имеют большое влияние на все стороны жизни общества, участвуя в заседании местных органов самоуправления, принимая важнейшие социально-экономические решения в области развития страны. Это целая инфраструктура, в которой участвуют и представители СМИ, и консультационные службы. Основная приоритетная задача палат – оказание всяческой поддержки и помощи предпринимателям [16].

     В правительственную политику Великобритании по отношению к малому бизнесу входит и создание так называемых предпринимательских агентств. Это компании, в уставе которых оговорен бесприбыльный характер, обычно создаются совместно государственным и частным секторами для содействия какому-то региону в создании и развитии частных предприятий [5, с. 94].

     Финансовая поддержка малых предприятий в развитых странах предусматривает:

     • кредитование — предоставление прямых кредитов, т.е. финансируемых из государственных источников [5, с. 94].

     Например, во Франции создан специальный банк долго- и среднесрочного кредитования на льготных условиях закупок оборудования малыми и средними предприятиями.

     В Германии программа «Стимулирование сбережений для открытия своего дела» способствует открытию своего собственного бизнеса, так называемых «start up» проектов. А в соответствии с региональной программой «Возрождение Европы» сформирован специальный бюджетный фонд, средства которого перечисляются частным специализированным банкам и затем используются на долгосрочное инвестиционное кредитование мелких фирм по льготным процентным ставкам.

     В Сингапуре, который по исследованиям международных экспертов из CNN Time Warner Group занимает 5 место по развитию малого бизнеса внедряются сотни различных программ льготного кредитования. Сюда входят и специальные займы на выгодных условиях, страхование кредитных рисков, субсидирование. Для микропредприятий, численность занятых работников в которых не превышает 10 человек, созданы специальные льготные условия кредитования. В целом, кредитно-банковская система страны полностью поддерживается и контролируется государством, позволяя при этом постоянно снижать кредитные ставки.

     • целевое бюджетное финансирование проектов малого бизнеса, участие в акционерном капитале [5, с. 94].

     В Германии государство для поддержки инновационной деятельности создало около 30 национальных фондов, располагающих капиталом в 2 млрд евро, из которых 20 % инвестируется в инновационные предприятия [5, с. 94].

     Во Франции есть 4 региональных специализированных кредитных института, которые субсидируют под льготный процент различные бизнес - проекты после экспертизы. Причем нередко субсидии выделяются под гарантию государства. Для чего централизованно создаются так называемые гарантийные государственные фонды на случай неудачной реализации     бизнес - проектов. Через кредитные институты малые фирмы могут получить ссуду на первоначальный запуск производственного процесса на достаточно длительный срок под небольшой процент [16].

     • налоговое регулирование — широко используется уменьшение ставки налогов в зависимости от размера предприятия, региона, сферы деятельности; сужение налоговой базы; налоговые каникулы и налоговые кредиты; ускоренная амортизация; установление минимума годового дохода, который не облагается налогом [5, с. 94].

     В ряде стран применяются налоговые скидки – полное освобождение новых малых фирм от налогов на прибыль в течение первых двух лет работы, до 75% - на третьем году, до 50% -на четвертом году, до 25% - на пятом году функционирования фирмы [5, с. 94].

     В США действует закон "Об инвестициях в трудовые ресурсы", который предоставляет компаниям, осуществляющим профессиональную подготовку сотрудников, льготы по налогу на прибыль. В Германии и Франции предприятия, занимающиеся профессиональной подготовкой и переподготовкой молодых сотрудников, получают льготы по обязательным выплатам на социальное страхование [15, с. 78].

     В Японии определяются приоритетные направления развития определенных производств и услуг. И если малые предприятия развивают свое производство именно на этих направлениях, то им предоставляются налоговые льготы на стимулирование конкретных видов деятельности. Освобождаются от налогов денежные средства, идущие на образование резервных фондов прибыли. Налоговые льготы распространяются также на содержание современного высокопроизводительного оборудования [15, с. 79].

     Практика фискальных льгот и дотаций в зарубежных странах применяется и для возрождения пришедших в упадок регионов. Так, в Великобритании принята программа «Действия для городов», которая призвана способствовать возрождению старых промышленных центров и оздоровлению социального климата в трущобах. В кризисных точках создаются зоны свободного предпринимательства, где функционируют государственно-коммерческие фонды регионального развития, предоставляющие льготные кредиты и деловые услуги. На их территории резко снижен налог на недвижимость и прибыль, подоходный и другие налоги, практикуется льготная продажа оборудования. В 1988 г. британское правительство учредило специальный фонд для субсидирования мелкого бизнеса в рамках этой программы [15, с. 79].

     Помимо финансовой помощи формами стимулирования развития малого бизнеса в развитых странах являются:

     • юридическая помощь: облегченная процедура регистрации, создание специализированных консалтинговых служб [5, с. 96].

     Во Франции, например, были упрощены финансовые декларации и сокращено их количество. В Греции сокращено количество лицензий на осуществление инвестиций и их выдача сосредоточена в одном учреждении (вместо 14). В Италии количество лицензируемых видов деятельности сокращено с 88 до 8. В Великобритании отменено требование ежегодной ревизии малых предприятий [5, с. 96].

     • информационная помощь: доступ к информационным системам правительства и научно-исследовательских организаций [5, с. 96].

     Широкое распространение в развитых странах получил консалтинг — это деятельность компаний по предоставлению независимых советов и помощи производителям, продавцам, покупателям в области экспертной, технической и экономической деятельности, включая определение и оценку проблем и возможностей, рекомендации соответствующих мер и помощь в их реализации [5, с. 108].

     В настоящее время консультирование по экономике и управлению в большинстве развитых стран мира является отдельным сектором услуг. В США его оборот составляет 14 млрд дол. США, в Японии - 2,5 млрд дол. США, в Европе — 8 млрд дол. США [5, с. 108].

     • материально-техническая помощь: сдача в аренду производственных и офисных площадей на льготных условиях, доступ к дефицитным ресурсам      [5, с. 96];

     •  инфраструктурная помощь: обустройство промышленных зон, создание бизнес-инкубаторов [5, с. 96];

     •  коммерческая помощь: прямое размещение госзаказов [5, с. 96];

     • развитие системы субподряда, помощь МП, выходящим на международные рынки, защита интеллектуальной собственности [5, с. 96].

     В рыночных условиях существует объективная необходимость интеграции, взаимодействия крупного и мелкого бизнеса. Для этого компании могут использовать следующие основные договорные формы взаимодействия: субподрядные соглашения, франчайзинговые соглашения, лицензионные соглашения, лизинговые соглашения и механизм венчурного финансирования.

     Субподряд обеспечивает эффективное взаимодействие мелких предприятий-производителей отдельных частей готовых изделий и крупных компаний, производящих готовые изделия. Франчайзинг предполагает интеграцию ресурсов малого предприятия и крупного бизнеса в области маркетинга. Лицензирование позволяет получить малым предприятиям необходимые технологии производства от крупных компаний либо реализовать собственные интеллектуальные активы. Лизинг решает проблему обеспечения малого предприятия основными фондами в случае высокого уровня единовременных капитальных затрат, а также позволяет крупным компаниям-производителям оборудования организовать сбыт собственной продукции. Венчурное финансирование позволяет организовать совместную работу малого предприятия и крупных предприятий при реализации наукоемких проектов с повышенным уровнем риска [7, с. 5].

     Рассмотрим и опыт  поддержки малого бизнеса нашей ближайшей соседки России. Ведь, несмотря на то, что масштабы развития малого предпринимательства в этой стране остаются весьма скромными, на фоне стран СНГ Россия выглядит далеко не худшим образом [16].

     В настоящее время в Российской Федерации имеются все виды структур поддержки малого предпринимательства, которыми обладают развитые промышленные страны. Основой государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства является система государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства [16].

Информация о работе Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в экономике Республики Беларусь