Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в экономике Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 03:41, курсовая работа

Описание

Малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства. И если крупный бизнес – это скелет, ось современной экономики, то все многообразие мелкого и среднего предпринимательства – мышцы, живая ткань хозяйственного организма.

Содержание

Введение 3
1. Малый бизнес и его роль в рыночной экономике 5
2. Опыт поддержки малых предприятий в различных странах 8
3. Становление малого бизнеса и проблемы, связанные с его
развитием в Республике Беларусь 14
Заключение 28
Список использованных источников 31

Работа состоит из  1 файл

Малый бизнес КУРСОВАЯ(моя)2.doc

— 261.50 Кб (Скачать документ)
>     В результате реализации мероприятий Государственной программы на 2010-2012 годы в 2010 году темп роста выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг, полученной малым предпринимательством, планируется достичь в размере 131 процента, в 2011 году – 133 процентов, в 2012 году – 135 процентов. Темп роста численности занятых в малом предпринимательстве, включая индивидуальных предпринимателей, планируется довести в 2010 году до 111 процентов, в 2011 году - до 113 процентов, в 2012 году – до 115 процентов. [14].

     В Республике Беларусь к настоящему времени сложилась и функционирует единая система поддержки предпринимательства, имеющая следующую структуру: Департамент по предпринимательству Министерства экономики; управления (отделы) предпринимательства комитетов экономики облисполкомов, Минского горисполкома; Совет по развитию предпринимательства в Республике Беларусь; Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей; субъекты инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства в регионах; общественные объединения предпринимателей [6, с. 4].

     Для реализации отдельных направлений государственной поддержки развития малого предпринимательства в Республике Беларусь создается специальная инфраструктура [5, с. 104].

     В соответствии с законодательством в Республике Беларусь могут создаваться следующие элементы инфраструктуры поддержки предпринимательства:

     • инкубаторы малого бизнеса;

     • центры поддержки предпринимательства;

     • фонд финансовой поддержки предпринимательства;

     • научно-технологические парки;

     • общества взаимного кредитования;

     • целевой фонд нежилых помещений;

     • союзы малого предпринимательства;

     • торгово-промышленные палаты [5, с. 104].

     Инкубатором малого предпринимательства является организация, которая создается на основе любой формы собственности и предоставляет на определенных условиях и на определенное время специально оборудованные под офисы и производство помещения субъектам малого предпринимательства, начинающим свою деятельность, в целях оказания им помощи в постепенном налаживании и развитии своего дела и приобретения ими финансовой независимости [5, с. 104-105]. В настоящее время в Беларуси насчитывается 10 инкубаторов малого предпринимательства [10, с. 6].

     Центром поддержки предпринимательства (ЦПП) является юридическое лицо, создаваемое на основе любых форм собственности в целях обеспечения экономической и организационной поддержки субъектов малого предпринимательства. Основной задачей Центра является оказание содействия субъектам малого предпринимательства в получении информационных, методических и консультационных услуг, обеспечении указанных субъектов квалифицированными кадрами, а также в выделении им финансовых средств  [5, с. 105]. В настоящее время в Беларуси действует 55 центров поддержки предпринимательства.[7, с.12]

     Фонд финансовой поддержки предпринимателей (ФФПП) — это некоммерческая организация, созданная для финансирования программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства путем использования денежных средств в виде бюджетных ассигнований, кредитных ресурсов, добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг. Приоритетные направления деятельности ФФПП: формирование инфраструктуры поддержки малого бизнеса; стимулирование инновационной и инвестиционной деятельности; создание новых рабочих мест; энерго- и ресурсосбережение; импортозамещение; содействие развитию регионов. Фонд предоставляет субъектам малого предпринимательства микрокредиты и имущество на условиях финансовой аренды (лизинга) [5, с. 106]. В 2006 году Фондом было профинансировано 52 инвестиционных проекта субъектов малого предпринимательства на сумму 1209 млн. рублей [2, с. 68].

     Общества взаимного кредитования — это юридические лица, имеющие статус некоммерческой организации и создающиеся для аккумулирования временно свободных денежных средств участников с целью оказания им временной финансовой помощи [5, с. 106].

     Союзы (ассоциации) малого предпринимательства — это общественные организации, создающиеся для обеспечения наиболее благоприятных условий развития малого предпринимательства, коллективной защиты их интересов в органах государственной власти, создания позитивного общественного мнения, популяризации идей малого предпринимательства [5, с. 107].

     В Беларуси существует несколько крупных бизнес-союзов республиканского масштаба и региональные бизнес-объединения (по одному в каждой области). Наиболее известные среди них:

  • Республиканское объединение «Бизнес-союз предпринимателей и нанимателей им. профессора М. С. Кунявского (БСПН)».

    Главным содержанием деятельности БСПН было и остается содействие повышению конкурентоспособности предприятий, развитию предпринимательства, созданию новых рабочих мест и эффективной занятости как главного фактора для формирования среднего класса и борьбы с бедностью [8, с. 14].

  • Республиканский совет профсоюза работников кооперативов, малых предприятий и других форм предпринимательства Беларуси «Садружнасць».

    Данное объединение предоставляет информацию по актуальным вопросам предпринимательской деятельности, в том числе: помощь в решении проблем, возникающих во взаимоотношениях предпринимателей с государственными органами; поиск партнеров в Беларуси и за рубежом; подбор обучающих программ и международных программ обмена; проведение обучающих семинаров на актуальные темы; содействие льготному кредитованию при создании новых рабочих мест; содействие социальному развитию трудовых коллективов [8, с. 14].

  • Республиканское объединение «Белорусский союз предпринимателей»

    и другие [8, с. 14].

     Помимо бизнес-союзов в Беларуси существуют профессиональные общественные организации и ассоциации, созданные на некоммерческой основе, добровольно работающие в области продвижения развития предпринимательства и частного сектора в стране. Например, общественное объединение «Белорусский союз налогоплательщиков», «Республиканский союз нанимателей», «Белорусский союз строителей» и многие другие [8, с. 15].

     Торгово-промышленные палаты — это негосударственные некоммерческие организации, основанные на членстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь. Задачами торгово-промышленной палаты являются содействие развитию внешнеэкономических связей субъектов предпринимательской деятельности с иностранными партнерами, оказание помощи субъектам хозяйствования в проведении торговых операций на внешних рынках, осуществление консультативно-информационной деятельности по исследованию и освоению иностранных рынков, поиску иностранных партнеров [5, с. 106].

     Для обеспечения взаимодействия субъектов инфраструктуры по предоставлению субъектам малого предпринимательства комплексной информационной поддержки по вопросам организации и осуществления предпринимательской деятельности, Департаментом по предпринимательству создан веб-сайт специализированной информационной системы инфраструктуры поддержки предпринимательства (www.svoedelo.by) [6, с. 6].

     В целях развития кооперационных связей между малыми и крупными предприятиями, в 2006 году проведена работа по созданию центра субконтрактации (www.subcontract.by). Реализация данного мероприятия направлена на развитие кооперационных связей между малыми и крупными предприятиями, окажет реальную поддержку субъектам малого предпринимательства в поиске бизнес-партнеров, а также будет способствовать продвижению их продукции на внутренний и внешние рынки [6, с. 6].

     В начале октября 2008г. в Минске начал работу Белорусский банк малого бизнеса (ББМБ). Банк будет предоставлять коммерческие займы в размере до 200 тыс. EUR сроком на 4 года с процентной ставкой 14-15,5% годовых, а также микрокредиты до 10 000 EUR. При этом акцент сделан на быстроту оформления и минимальные требования к предоставляемому залогу. В ближайшем будущем будет осуществляться финансирование под уступку денежного требования (факторинг), предоставление банковских гарантий и выпуск в обращение пластиковых карточек. В течение двух лет ББМБ планирует увеличить свой фонд до 10 млн. EUR и занять 10-15% рынка микрокредитования республики. С созданием ББМБ связывают большие надежды, т.к. в последнее время одним из главных препятствий для развития малого бизнеса в РБ был ограниченный доступ к источникам финансирования [13, с. 8].

     Несмотря на определенные успехи и положительную динамику, общий уровень развития малого бизнеса в Беларуси по сравнению с другими странами, вставшими на путь рыночных реформ, остается одним из самых низких. По мнению аналитиков, причины этого можно разделить на две группы [1, с. 74].

     Первая группа касается сферы взаимоотношений предпринимателей с государством. Усиление государственного регулирования экономических процессов привело к усложнению и удорожанию процедур создания бизнеса, возвело множество административно-бюрократических барьеров в его функционировании и развитии [1, с. 75].

     Основными административными барьерами на пути развития малого предпринимательства являются:

     1) сложность и высокая стоимость процедуры регистрации (ликвидации) субъектов предпринимательства [1, с. 75].

     Отсутствие единого порядка государственной регистрации субъектов предпринимательства привело к созданию обширной базы нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в данной области. Сохранение разрешительного принципа регистрации, возлагающего ответственность за создаваемое предприятие на регистрирующий орган, дает ему право требовать от заявителя предоставления документов сверх перечня, установленного законодательством. Это, естественно, влечет за собой дополнительные затраты как времени, так и средств [1, с. 75].

     Кроме того, в понятие регистрации включается не только факт получения свидетельства. Постановка на учет в регистрирующем органе — необходимое, но далеко не достаточное условие для начала хозяйственной деятельности создаваемого субъекта. Далее следует множество иных обязательных процедур по постановке на учет в налоговом органе, органах Фонда социальной защиты населения, органах статистики и страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В результате, как свидетельствуют результаты исследований экспертов МВФ, в Беларуси процесс регистрации компании занимает в среднем 59 дней (в Украине — 26 дней), а сумма различных регистрационных платежей составляет в среднем 455 дол. США (в Украине — 66 дол. США) [1, с. 75].

     Чрезмерно бюрократизированной является и процедура закрытия бизнеса. Так, порядок ликвидации юридических лиц и прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей регулируется 13 нормативно-правовыми актами. В результате процесс ликвидации субъекта предпринимательства занимает от 6 месяцев до 1 года, а в ряде случаев является практически невозможным [1, с. 75];

     2) несовершенство системы лицензирования предпринимательской деятельности [1, с. 75].

     В течение последних лет в данной области был предпринят ряд конструктивных мер. Декретом Президента Республики Беларусь утверждено Положение о лицензировании отдельных видов деятельности. В результате, по данным исследований Международной финансовой корпорации, количество лицензируемых видов деятельности сократилось с 1500 до 350, а количество лицензий на одно предприятие уменьшилось с 3,8 до 3 [1, с. 75].

     Однако по-прежнему фирме в Беларуси необходимо получить в несколько раз больше лицензий, чем в других странах СНГ, а также затратить на это гораздо больше времени и финансовых средств. В ряде случаев необоснованно занижаются сроки действия выдаваемых лицензий, малым предприятиям навязываются дополнительные экспертизы, осуществляемые на коммерческой основе [1, с. 75];

     3) сложность и высокая стоимость процедуры сертификации и стандартизации продукции, товаров и услуг [1, с. 75].

     К основным недостаткам действующей системы сертификации и стандартизации можно отнести: неудовлетворительное состояние базовых нормативных документов (многие стандарты устарели, а на некоторые товары стандарты вообще не разработаны); недостаточное информационное обеспечение предпринимателей в области требований стандартов, порядка и процедур сертификации; необоснованность требований со стороны соответствующих органов ежегодно сертифицировать одну и ту же продукцию. Высокие тарифы на проведение сертификации также требуют постоянных и значительных расходов [1, с. 75];

Информация о работе Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в экономике Республики Беларусь