Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в экономике Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 03:41, курсовая работа

Описание

Малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства. И если крупный бизнес – это скелет, ось современной экономики, то все многообразие мелкого и среднего предпринимательства – мышцы, живая ткань хозяйственного организма.

Содержание

Введение 3
1. Малый бизнес и его роль в рыночной экономике 5
2. Опыт поддержки малых предприятий в различных странах 8
3. Становление малого бизнеса и проблемы, связанные с его
развитием в Республике Беларусь 14
Заключение 28
Список использованных источников 31

Работа состоит из  1 файл

Малый бизнес КУРСОВАЯ(моя)2.doc

— 261.50 Кб (Скачать документ)

     4) жесткий контроль и надзор за текущей предпринимательской деятельностью [1, с. 76].

     Расширение сферы государственного регулирования экономических процессов повлекло за собой расширение контрольных функций за исполнением устанавливаемых требований, а следовательно, рост количества и полномочий контролирующих органов. В результате предпринимательская деятельность является объектом контроля около 20 государственных контролирующих органов. При этом зачастую полномочия контролирующих органов пересекаются, что приводит к дублирующим проверкам по одному и тому же вопросу. Попытки наладить взаимодействие этих органов пока не дали серьезных результатов. В итоге нередко отдельные предприниматели подвергаются проверкам до 10 раз за год [1, с. 76].

     Однако в настоящее время наблюдается тенденция снижения как показали исследования Международной финансовой корпорации (МФК) в 2004-2006 гг. в Беларуси постепенно уменьшается количество проверок и их совокупная продолжительность. Так, среднее количество проверок, приходящихся на одно малое предприятие или ИП в год, сократилось с десяти в 2004 г до четырех в 2006 г., а количество дней, затраченных на прохождение этих процедур, с двадцати четырех до шести [2, с. 30].

     5) сложная система взимания налогов и налоговой отчетности [3, с. 44].

     Об очень запутанной и сложной системе уплаты налогов в Беларуси могут свидетельствовать следующие данные: налог на прибыль в стране регулируют около 150 документов, налог на доходы - 100, налог на недвижимость - 50, НДС - около 180 документов [2, с. 44].

     Правда Правительство проводит постепенное упрощение системы налогообложения. Например, с 1 апреля 2008 г. указом №145 были существенно увеличены сроки предоставления деклараций и уплаты экологического, земельного налогов и налога на недвижимость. Теперь экологический налог можно уплачивать ежеквартально, а не ежемесячно. Существенно упрощен и порядок уплаты экологического налога за размещение и хранение отходов. Земельный налог и арендная плата за участки, находящиеся в государственной собственности, а также налог на недвижимость будут взиматься ежеквартально в размере 1/4 годовой суммы. Принятые реформы в сфере налогообложения существенно упрощают администрирование налогов, высвобождая время и облегчать работу бухгалтеров, что особенно необходимо малым предприятим, многие из которых не могут себе позволить 2-3 бухгалтеров [2, с. 68].

     6) усложненный доступ к получению государственных заказов [1, с. 76].

     Привлечение субъектов малого предпринимательства к поставкам продукции для государственных и коммунальных нужд следует рассматривать как одну из наиболее важных форм государственной поддержки, предусматривающую резервирование определенной доли заказов на производство и поставку продукции для государственных нужд субъектами малого предпринимательства. Действующий порядок конкурсного распределения государственных заказов не предусматривает механизм для проведения специализированных открытых торгов среди субъектов малого предпринимательства, вводит ограничения (требования, являющиеся труднопреодолимыми для них), связанные с участием в торгах [1, с. 76].;

     7) государственное регулирование цен ряда продукции [10, с. 6].

     В настоящее время чиновники обязывают производителей свои цены регистрировать, согласовывать и обосновывать, что только увеличивает расходы бизнеса на их администрирование. Исключение сделано лишь для предприятий с иностранными инвестициями. При этом в результате длительного диалога с предпринимателями Минэкономики согласно «пойти лишь на некоторые уступки», расширив на несколько десятков позиций перечень цен на товары и услуги, которые не должны регулироваться государством [10, с. 6].

     В Беларуси пока еще не сформирована четкая и продуманная стратегия по борьбе с административными барьерами. Это, однако, не означает, что такая работа вообще не ведется. В настоящее время Минэкономики разрабатывает новые подходы в решении вопросов прохождения предпринимателями таможенных процедур, налогообложения, регистрации, лицензирования, закрытия своего дела, выделения земельных участков, кредитования. Рассматривается возможность введения моратория на проверки предпринимателей, неизменность законодательства в этой сфере в течение 5 лет и ряд других льгот. На решение упомянутых проблем и был направлен Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Указ регулирует общие подходы и принципы проведения контроля финансово-хозяйственной деятельности и технических инспекций, а также предусматривает определенные процессуальные  гарантии для  субъектов хозяйствования. Необходима реализация всех нововведений Указа № 510, включая управление рисками и использование контрольных списков вопросов при проведении проверок. [10, с. 8].

     Вторая группа причин, сдерживающих развитие частного бизнеса в нашей стране, касается экономических условий функционирования его субъектов:

     1) проблемы приобретения помещений и имущества в собственность.

     Снижение темпов приватизационных процессов привело к сокращению возможностей ресурсного обеспечения малого бизнеса, особенно производственного, нуждающегося, как правило, в значительных площадях. Так, если в 1994 г. было реформировано и отчуждено 457 объектов коммунальной собственности (а именно она является основной материальной базой для малого частного бизнеса), в 1995 г. — 412 объектов, то в 1996 г. — 390, а в 1997 г. — лишь 382 объекта коммунальной собственности. Кроме того, применяемый порядок определения стоимости приватизируемых объектов, основанный на затратных оценках, приводит к ее необоснованному завышению. Продажа неэффективно используемых или неиспользуемых объектов на аукционе или по конкурсу по сниженной цене сопровождается, как правило, предъявлением определенных условий покупателю (производство конкретных видов продукции (товаров, услуг), сохранение профиля производства на определенный срок, финансирование и порядок использования объектов социальной сферы и др.). Это делает покупку объектов экономически нецелесообразной даже за одну минимальную заработную плату [1, с. 79];

     2) высокая стоимость аренды имущества, находящегося в республиканской и коммунальной собственности [1, с. 80].

     Существующий порядок аренды имущества, находящегося в республиканской и коммунальной собственности, не предоставляет равных условий малым предприятиям и крупному бизнесу. Большинству малых предприятий не по силам арендовать помещения из-за отсутствия долгосрочных стабильных условий аренды и стремления арендодателей перенести на арендаторов всю тяжесть расходов по содержанию имущества. Кроме того, нередко договоры аренды предусматривают для органов исполнительной власти регионов и местных органов власти возможность одностороннего изменения ряда существующих условий договора (прежде всего размера арендной платы), что приводит к нестабильности положения арендаторов [1, с. 80];

     3) действующая система налогообложения субъектов хозяйствования.

     Налоговая система Республики Беларусь характеризуется:

     ♦ большим количеством видов налогов, сборов и платежей. Так, Общей частью Налогового кодекса предусмотрено 17 видов республиканских налогов (сборов), пошлин;

     ♦ превалированием в доходах бюджета доли косвенного, по сравнению с прямым, налогообложения;

     ♦ высоким уровнем налоговой нагрузки на экономику (% к ВВП);

     ♦неравномерностью налоговой нагрузки, наличием множества отраслевых и индивидуальных льгот, что нарушает условия конкуренции и искажает рыночные механизмы формирования эффективных производств и видов деятельности [1, с. 79].

     Правительство РБ в 2008 г заявило о своих намерениях снизить налоговую нагрузку в 2009 г на 1.3% от ВВП. Планируется снизить ставку сбора в республиканский фонд поддержки сельхозпроизводителей с 2% до 1%; исключить из базы обложения налогом на недвижимость активную часть основных производственных фондов (станки, оборудование); установить единые ставки по местному налогу с розничных продаж и налогу на услуги в размере 5% от выручки; снизить с 5% до 3% ставку налога на приобретение автомобильных транспортных средств. Более того, с 2009 г устанавливается единая ставка подоходного налога в размере 12% [10, с. 6].

     Все эти меры будут полезны для повышения конкурентоспособности и белорусской экономики, и малого и среднего бизнеса, который особенно страдает от большого количества налогов и высоких ставок. Снижение налогов с зарплаты позволит безболезненно для бизнеса увеличить зарплату работникам, что важно в условиях увеличивающейся конкуренции на рынке труда [10, с. 6].

     4) недостаток собственных средств, необходимых для начала предпринимательской деятельности, а также затрудненный доступ к кредитным ресурсам [1, с. 80].

     Согласно результатам обследования, проведенного в рамках проекта ПРООН, 38 % начинающих предпринимателей и 47 % «зрелых» предприятий подчеркнули в качестве «лидирующего» барьера для инвестиционной деятельности недостаток собственных оборотных средств и чрезвычайно сложный порядок получения кредитов. Среди причин сложности кредитования в банках первой была названа их незаинтересованность в работе с представителями малого бизнеса (43 % респондентов). Следующая по значимости трудность была связана с необходимостью обеспечения кредита (21 % респондентов). В качестве третьей причины была названа сложность процедуры его получения. На нее указал каждый пятый из опрошенных           [1, с. 80].

     В скором времени, однако, может быть усилена финансовая поддержка малого бизнеса со стороны государства. Министерством экономики разработан проект указа по совершенствованию действующих механизмов льготного кредитования, возмещения части процентов и предоставления гарантий по возврату заемных средств банкам. Предусматривается возможность получения предпринимателями компенсаций лизинговых платежей, участию в выставках и ярмарках. Его подготовке способствовало сотрудничество Совета по развитию предпринимательства и ПРООН в рамках проекта «Формирование благоприятных административных, правовых и экономических условий для развития предпринимательства посредством активизации диалога государства и частного сектора» [10, с. 10].

     Денежная помощь будет оказываться по всей вероятности через Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей и местные бюджеты. Бюджетные деньги предполагается использовать по нескольким направлениям: на льготное кредитование (под процент не выше ставки рефинансирования), на размещение средств на депозиты белорусских банков, которые в свою очередь будут финансировать частный бизнес (также по ставкам не выше ставки рефинансирования) [10, с. 10].

    5) высокие размеры штрафов за незначительные правонарушения              [10, с. 8]. 

     Из вышеизложенного следует, что активизация частной предпринимательской инициативы, раскрытие ее потенциала в бизнесе и превращение в реальный фактор структурной перестройки экономики и ее стабильного роста требует:

     ♦ формирования стабильных и прозрачных условий хозяйственной деятельности, сокращения административных барьеров как на стадии создания новых предприятий, так и в процессе их функционирования;

     ♦  внедрения эффективных механизмов финансовой поддержки предпринимателей, обеспечивающих их доступ к банковским кредитным ресурсам, лизингу, микрокредитам и др.;

     ♦  переориентации налоговой системы с преимущественно косвенного налогообложения на прямое, постепенной отмены оборотных платежей, взимаемых непосредственно с выручки от реализации товаров и услуг, сокращения за счет этого количества видов налогов и сборов, а также снижения налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования;

     ♦  дальнейшего развития и усиления потенциала предпринимательской инфраструктуры [1, с. 80].

     Требуется отметить, что в Республике Беларусь за последние годы ведется достаточно кропотливая работа по преодолению барьеров на пути развития малого бизнеса. Так в очередном отчете «Doing business 2009», опубликованном Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией Беларусь сместилась с 115 на 85 место, т.е. на 30 позиций вверх, что является существенным прогрессом. В рамках исследования международные эксперты анализируют барьеры для ведения бизнеса в различных странах (в этом году в исследовании участвовала 181 страна) и выстраивают рейтинг государств, наиболее преуспевших в создании благоприятной деловой среды [10, с. 8].

     По итогам года Беларусь стала одним из ведущих реформаторов в категории регистрации собственности. В стране был введен Единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него, и сделок с ним. Время на регистрацию собственности в Беларуси снизилось с 231 дня до 21, что позволило ей занять весьма высокое 14-е место (вверх с 95 в прошлом году) [10, с. 8].

Информация о работе Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в экономике Республики Беларусь