Малый и средний бизнес и их роль в развитии рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:34, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является определение на основе анализа процессов регулирования развития малого и среднего предпринимательства, обобщения возможных направлений и средств повышения его эффективности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
1. Сущностные признаки малого и среднего предпринимательства………….....5
1.1. Понятие предпринимательства, цели и функции……………………………..5
1.2. Формы организации предпринимательской деятельности………………….9
1.3. Современная оценка состояния малого и среднего предпринимательства..16
2. Механизм государственной поддержки и регулирования малого и среднего бизнеса в регионе и пути его совершенствования…………………………………24
2.1.Финансово-правовое регулирование малого и среднего бизнеса в Ростовской области………………………………………………………………………………..24
2.2. Направления поддержки малого и среднего бизнеса в Ростовской области……………………………………………………………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………47

Работа состоит из  1 файл

Курсовая. Малый и средний бизнес и их роль в развитии рыночн.doc

— 263.50 Кб (Скачать документ)


12

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3

1. Сущностные признаки малого и среднего предпринимательства………….....5

1.1. Понятие предпринимательства, цели и функции……………………………..5

1.2. Формы организации предпринимательской деятельности………………….9

1.3. Современная оценка состояния малого и среднего предпринимательства..16                        

2. Механизм государственной поддержки и регулирования малого и среднего бизнеса в регионе и пути его совершенствования…………………………………24

   2.1.Финансово-правовое регулирование малого и среднего бизнеса в Ростовской области………………………………………………………………………………..24

  2.2. Направления поддержки малого и среднего бизнеса в Ростовской области……………………………………………………………………………….32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях, когда на экономику страны негативно воздействует глобальный финансово-экономический кризис, особо важную роль играет государственное регулирование малого и среднего предпринимательства. От принятия ответственных решений и выбора правильного направления политики поддержки малого и среднего бизнеса зависят многие системно образующие обстоятельства.

Актуальность выбранной темы исследования определяется тем, что ма­лому и среднему   бизнесу   принадлежит   важная   роль   в   решении   социально-гномических задач общества. Объясняется это в первую очередь тем, что имеет ряд преимуществ по сравнению с крупными структурами бизнеса. Важным аспектом является и то, что малое предпринимательство не только выполняет социально-экономические функции, но и активно воздействует на изменение институциональной среды бизнеса в целом.

Вместе с тем нельзя не отметить и определенные ограничения малого и среднего  предпринимательства. К ним стоит отнести высокую степень риска, недостаточный уровень профессионального умения управления бизнесом, ограниченные возможности в получении крупных кредитов или инвестиций. В современной экономике ведущих зарубежных стран, малые и средние предприятия играют значительную роль. Так, в количественном отношении доля малых и средних предприятий в экономике всех промышленно развитых стран значительно превышает суммарное количество других предприятий и организаций, занятых бизнесом. В экономике большинства стран на предприятия обрабатывающей промышленности приходится две трети занятости в частном секторе, и эти предприятия являются основными создателями рабочих

Несмотря на свои ограниченные людские и финансовые ресурсы предприятия малого и среднего бизнеса играют существенную роль в создании новых рабочих мест, снимая тем самым социальную напряженность в своих стенах, их деятельность в экономике обеспечивает значительный прирост ВВП. Именно эти предприятия являются в большинстве стран мира ключевыми источниками динамики, новаторства, инновационности, гибкости в национальной экономике стран.

Вопрос о роли государства в развитии предпринимательства затраги­вался, так или иначе, практически всеми известными экономистами. Впервые научный анализ предпринимательства был предпринят Р. Кантильоном, поз­же вопрос роли государства в развитии предпринимательства рассматривался в работах А. Смита и Д. Рикардо, заложивших основы предпринимательства, трудах К. Маркса, И. Шумпетера, и более поздними исследованиями Дж.М. Кейнса, И. Кицнера, М. Фридмана, Ф. фон Хайека и др.

В отечественной литературе вопрос влияния государства на развитие малого и среднего предпринимательства был исследован А.В. Авиловой, М.Г. Лапустой, А.Г. Поршневым, Ю.Л. Старостиным, В.Н. Чапек, В.Г. Игнатовым, О.Ю. Во­щиной, В.В. Келаревым, О.Ю. Акимовым, М.К. Горшковым и другими.

Целью курсовой работы является определение на основе анализа процессов регулирования развития малого и среднего предпринимательства, обобщения возможных направлений и средств повышения его эффективности.

Исходя из этого, в курсовой работе решаются следующие задачи:

- охарактеризовать сущностные признаки малого предпринимательства, современное состояние малого предпринимательства в России и основные проблемы его функционирования;

- рассмотреть современное состояние малого и среднего  предпринимательства в Ростовской области;

- определить основные направления действия механизма государственной поддержки и регулирования малого и среднего бизнеса в регионе и пути его совершенствования (на примере Ростовской области).

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущностные признаки малого и среднего предпринимательства.

1.1. Понятие предпринимательства, цели и функции

Место и роль современного предпринимательства в обществе опреде­ляются в первую очередь значимостью и основными функциями, которые оно выполняет, а также реальным вкладом в экономику страны. В целом сле­дует отметить, что современное предпринимательство - «чрезвычайно слож­ный и многогранный вид экономической деятельности, распространяющийся практически на все отрасли хозяйства и сферы экономики».

Под предпринимательством понимают инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли. За словом "предпринимательство" стоит "дело", предприятие, производство продукта или услуги. Чаще такую деятельность называют бизнесом. По виду предпринимательскую деятельность можно подразделить на производственную, коммерческую, финансовую, консультативную и тд. Признаком предпринимательства является самостоятельность и независимость субъектов. Каждый человек, становясь предпринимателем, сам решает все вопросы деятельности своего предприятия, учитывая экономическую выгоду и рыночную конъюнктуру. Собственная выгода является движущим фактором предпринимательской деятельности, однако, обеспечивая собственные потребности, предприниматель действует и в интересах общества.
        Планирование предпринимательской деятельности осуществляется предпринимателем часто субъективно. Так, после предварительного установления целей уточняются средства и условия их достижения. Затем определяются цели, наиболее полно отвеча­ющие сложившимся обстоятельствам. Качественно установленная цель может исключить излишние расходы по их достижению, повысить отдачу имеющихся средств, а также позволяет использовать благоприятные условия. Качество установленных целей контролируется руководством на протяжении всего периода деятельности.

Предпринимательская деятельность имеет высшие цели. Это цели вызвавшие необходимость, ее проведения. Из множества высших целей, выделяют две первоочередные. Первая - деятельность ради получения прибыли путем наполнения рынка товарами, услугами, продукцией. Вторая - снижение затрат при удовлетворении конкретных заказов. К остальным относятся хозяйственные, социальные, личные и экологические цели.

В рыночной экономике предпринимательство выполняет общеэко­номическую, ресурсную,творческо-поисковую(инновационную),социальную,организаторскую функции.

Общеэкономическая функция объективно обусловлена ролью предпринимательских организаций, действующих под от­ветственность юридического лица и индивидуальных предприни­мателей, действующих от своего имени и под свою имуществен­ную ответственность.

Предпринимательская деятельность направлена на производст­во товаров (работ, услуг) и осуществляется под воздействием сис­темы экономических законов рыночной экономики (спроса и пред­ложения, конкуренции, стоимости и др.), что является объектив­ной основой проявления общеэкономической функции. Развитие предпринимательства является одним из определяющих условий экономического роста, увеличения объемов валового внутреннего продукта и национального дохода. Этот фактор также выступает как проявление общеэкономической функции в системе хозяйст­венных отношений.

Ресурсная функция является важной функцией предпри­нимательства. Развитие предпринимательства предполагает эффек­тивное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов, причем под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства, в первую очередь ресурсы (в широком понимании этого слова): трудовые ресурсы, землю и природные богатства, средства производства и научные достижения , а так же предпринимательский талант.

Предприниматель может добиться наивысших успехов, если он сумеет генерировать научно-технические идеи, нововведения в сфе­ре деятельности, в которой он создает собственное дело, и все это объединить с использованием квалифицированной рабочей силы и эффективным потреблением всех видов ресурсов. Однако погоня за максимальным доходом (прибылью) зачастую приводит к хищ­ническому использованию ресурсов. Такие предприниматели своей деятельностью наносят вред окружающей среде и населению. В связи с этим важное значение приобретает регулирующая роль го­сударства, устанавливающего формы ответственности предприни­мателей за неправильное использование ресурсной функции. Эта функция предпринимательства противоречива. С одной стороны, предприниматель заинтересован в рациональном использовании ресурсов, а с другой — может безжалостно относиться к ним.

Творческо-поисковая (инновационная) функция свя­зана не только с использованием в процессе предприниматель­ской деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств для достижения поставленных целей. Эта функция предпринима­тельства тесно связана со всеми другими функциями, которые до­полняют друг друга. Она вытекает из уровня экономической сво­боды субъектов предпринимательской деятельности, из условий принятия решений.

Социальная функция проявляется в возможности каждого дееспособного лица быть собственником дела, лучше проявлять свои индивидуальные таланты и возможности. Эта функция пред­принимательства больше проявляется в формировании людей предприимчивых, склонных к самостоятельной хозяйственно-эко­номической деятельности, способных создать собственное дело, преодолевать сопротивление среды и добиваться поставленной це­ли. Однако одновременно растет слой наемных работников, кото­рые, в свою очередь, экономически и социально зависят от устой­чивой деятельности предпринимательских предприятий.

Чем эффективнее будут функционировать предприниматель­ские предприятия, тем больше будет размер поступлений их средств в бюджеты различных уровней и в государственные вне­бюджетные социальные фонды. Развитие предпринимательства обеспечивает рост количества рабочих мест, сокращение уровня безработицы, повышение жизненного уровня и социального поло­жения наемных работников.

Организаторская функция предпринимательства прояв­ляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, в формировании предпринима­тельского управления, в создании сложных структур, в измене­нии стратегии деятельности фирмы и т. д. Организаторская функция особенно четко появляется в быстром развитии малого и среднего предпринимательства, а также в «коллективном» (сете­вом) предпринимательстве.

Таким образом, сущность предпринимательства наиболее пол­но проявляется в сочетании всех названных функций, которые объективно присущи цивилизованному предпринимательству, но во многом зависят от самих субъектов предпринимательской дея­тельности и государственной поддержки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Формы организации предпринимательской деятельности

1. Индивидуальные предприниматели

Индивидуальные предприятия представляют собой организации, которые ведут свое   дело за свой счет, руководители (собственники) которых несут личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимают решения. Главным вознаграждением для частных предпринимателей является полученная за свою деятельность по управлению бизнесом прибыль. Вместе с этим, предприниматель принимает на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия. Это материальная и финансовая ответственность. Есть и моральная ответственность, которая сводится к обязанностям предпринимателя за судьбы работников фирмы, которые могут потерять работу в случае закрытия фирмы.

Конкретными формами индивидуального предпринимательства являются следующие:

1. Владельцы небольших сельскохозяйственных ферм, фермеров по производству самых различных сельскохозяйственных результатов труда.

2. Розничные торговцы (владельцы табачных лавок, кондитерских магазинов, ресторанов, магазинов товаров повседневного спроса и товаров длительного пользования).

3. Предприниматели занятые в местной сфере обслуживания (служба быта, мастерские по ремонту автомобилей и другой техники).

4. Местное производство (ремесленники, небольшие проектно-конструкторские службы) и т.п.

Индивидуальное предпринимательство регулируется законодательством страны и местными постановлениями, регулирующими хозяйственную деятельность. Главнейшими юридическими требованиями для индивидуальных предпринимателей является обязательность иметь лицензию на ведение торговли, предпринимательской и другой деятельности; представлять декларацию о состоянии финансов; соблюдать законодательство о найме на работу, если применяется рабочая сила со стороны.

Информация о работе Малый и средний бизнес и их роль в развитии рыночной экономики