Малый и средний бизнес и их роль в развитии рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:34, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является определение на основе анализа процессов регулирования развития малого и среднего предпринимательства, обобщения возможных направлений и средств повышения его эффективности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
1. Сущностные признаки малого и среднего предпринимательства………….....5
1.1. Понятие предпринимательства, цели и функции……………………………..5
1.2. Формы организации предпринимательской деятельности………………….9
1.3. Современная оценка состояния малого и среднего предпринимательства..16
2. Механизм государственной поддержки и регулирования малого и среднего бизнеса в регионе и пути его совершенствования…………………………………24
2.1.Финансово-правовое регулирование малого и среднего бизнеса в Ростовской области………………………………………………………………………………..24
2.2. Направления поддержки малого и среднего бизнеса в Ростовской области……………………………………………………………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………47

Работа состоит из  1 файл

Курсовая. Малый и средний бизнес и их роль в развитии рыночн.doc

— 263.50 Кб (Скачать документ)

Не менее важна финансовая поддержка для бизнеса, который уже «стоит на ногах», но она заключается уже в реализации иных механизмов - компенсации процентных ставок по кредитам, развитии микрофинансирования, создании гарантийных механизмов.

В 2010 году на предоставление субсидий на возмещение части процентной ставки по привлеченным кредитам, займам и лизинговых платежей (с учетом средств федерального бюджета) было направлено более 60 миллионов рублей. Кроме того, муниципалитеты запланировали на данную форму господдержки - более 14 миллионов рублей.

В целях расширения доступа к заемным ресурсам тех категорий субъектов малого бизнеса и организаций инфраструктуры, у которых недостаточно собственного залогового обеспечения для привлечения кредита, в Ростовской области создается гарантийный фонд. В областном бюджете предусмотрены средства в размере 100 миллионов рублей в виде имущественного взноса Привлечение дополнительных кредитных ресурсов позволит малым предприятиям, которые в условиях кризиса зачастую вынуждены сокращать работников, не только сохранить, но и создать новые рабочие места. В этой связи привлечение малого предпринимательства к решению социальных вопросов области видится весьма целесообразным. Можно сделать вывод, что «государственная политика на современном этапе дает возможность создать достаточные условия для привлечения всех видов ресурсов с целью обеспечения необходимой базы социальных реформ».

Начиная с 2008 года, Ростовская область одна из первых стала осуществлять поддержку малого бизнеса посредством софинансирования мероприятий муниципальных программ. Если в 2008 году межбюджетные трансферты из средств областного бюджета получили 22 территории на общую сумму 13,4 миллионов рублей, то в 2010 году на эти же цели было предусмотрено почти в 7 раз больше: 39,8 миллионов рублей - из областного и 50 миллионов рублей - из федерального бюджетов.

Проанализировав систему поддержки развития малого предпринимательства в Ростовской области, на мой взгляд, можно утверждать, что Администрацией Ростовской области проводится грамотная эффективная политика поддержки и развития малого предпринимательства. Проводятся форумы, выставки, ярмарки, которые позволяют представителям малого предпринимательства области представить собственную продукцию, увидеть опыт других малых предприятий, найти инвесторов для своего бизнеса. Такая тенденция развития и поддержки малого предпринимательства должна положительным образом сказаться на социально-экономическом положении Ростовской области и экономики России в целом.

В настоящее время в Ростовской области сохраняется напряженная ситуация, связанная с ростом арендных платежей за государственное имущество. Основная причина роста арендных платежей за пользование государственным имуществом в Ростовской области связана с изменением в 2008 году порядка расчета, а именно - применением рыночной оценки. В настоящее время подготовлено предложение - при применении рыночной оценки помещений, арендуемых субъектами малого и среднего предпринимательства использовать максимальный предел роста арендных платежей не более чем в 2 раза. Кроме того, в 2010 году, по прежнему, гарантировалась субсидирование субъектам малого и среднего предпринимательства в приоритетных сферах деятельности части арендных платежей. Что касается федерального имущества, то малому бизнесу в ближайшее время ожидаются преференции в части преимуществ при заключении договоров аренды, а также снижение арендной платы в первые 3 года аренды.[8]

Помимо этого необходимо изменить порядок пересмотра рыночной оценки помещений, арендуемых субъектами малого и среднего предпринимательства.

Можно утверждать, что за период 2008-2010 годов стали проблемными вопросы взаимоотношения бизнеса с государственными заказчиками. В частности имело место неисполнение государственными заказчиками (министерство здравоохранения Ростовской области, министерство общего и профессионального образования Ростовской области, министерство труда и социального развития Ростовской области) финансовых обязательств по заключенным контрактам с субъектами малого предпринимательства.

В данном случае, на мой взгляд, необходимо ввести систему контрольных мероприятий и санкций:

•       во-первых, в случае возникновений подобных ситуаций необходима проверка отчетности заказчика;

•       при выявлении нарушений должны быть предусмотрены меры административной ответственности руководителя и работника, допустившего такие нарушения;

•       для «коррупционных» случаев необходимо ввести уголовную ответственность, ведь коррупция «в самом общем виде выражает отношения, складывающиеся между отдельными членами общества и должностными лицами по поводу использования возможностей занимаемой должности с целью получения личной выгоды в ущерб интересам третьей стороны (общества, государства)»;

•       если же неисполнение финансовых обязательств заказчиков происходит по объективным причинам, необходимо решать проблему одним из следующих способов:

1)погасить задолженность из предусмотренного заранее «резервного» фонда в областном бюджете на погашение задолженности перед субъектами малого предпринимательства;

2) предоставить, например, льготные условия налогообложения региональными налогами, либо освобождение от них до момента погашения полной суммы задолженности.

Не менее важно проанализировать современные проблемы поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне. Вот лишь некоторые примеры:

- из-за низких объемов, выделяемых из средств местных бюджетов на развитие малого и среднего бизнеса не могут быть согласованы муниципальные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства 22 городов и районов области;

- с 10 марта 2008 года Минэкономики области объявлен конкурс на софинансирование из средств областного и федерального бюджетов муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Однако в течение года не поступило ни одной заявки;

- в 13 городских округах и муниципальных районах области не созданы объекты инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В Ростовской области были увеличены объемы бюджетного финансирования малого и среднего предпринимательства. Так, в 2009 году в результате конкурсного отбора Ростовская область получила из федерального бюджета на условиях софинансирования свыше 260 млн. руб. на поддержку предпринимательства. Из них:

-  30 млн. - на субсидии начинающим предпринимателям;

-  150 млн. - в Гарантийный фонд области;

-  30 млн. - на лизинг и субсидирование процентной ставки по кредитам;

-  50 млн. - на межбюджетное финансирование.

Говоря об информационном обеспечении субъектов малого и среднего 57 инновационного предпринимательства, необходимо, прежде всего, назвать:

- ежегодные международные экономические форумы;

- более 50 выставочно-ярмарочных мероприятий в год при поддержке.[9]

Заслуживает внимания «трансформация» государственной поддержки малого инновационного предпринимательства в Ростовской области в период финансово-экономического кризиса. В условиях падения основных показателей деятельности малых предприятий, сокращения инвестиционных программ, уменьшения спроса на инновации, уменьшения объемов банковского кредитования малым предприятиям Ростовской области были созданы благоприятные условия в части:

- сохранения всех ранее применявшихся форм субсидирования и применения новых: субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части стоимости, подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников;

-    увеличения совокупного объема субсидирования для субъектов малого и среднего бизнеса на 180 млн. руб. и максимального размера предоставляемой субсидии в два раза;

-    облегчения порядка предоставления помощи. В частности, основным условием участия в конкурсе на получение ряда форм поддержки является не увеличение, а сохранение рабочих мест и зарплаты;

-   19   мая   2009   года   Губернатором   Ростовской   области   подписано постановление о создании Гарантийного фонда Ростовской области. Говоря об информационном обеспечении субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства, необходимо, прежде всего, назвать:

- ежегодные международные экономические форумы;

- более 50 выставочно-ярмарочных мероприятий в год при поддержке Администрации Ростовской области.

Вместе с тем ряд проблем не нашли пока должного отражения в инновационной   политике   региона   и   механизме   поддержки   малого инновационного предпринимательства. Среди них:

- стимулирование   создания   регионального   венчурного   фонда, венчурных закрытых паевых инвестиционных фондов;

- содействие выходу малых и средних инновационных предприятий на фондовый рынок;

-      стимулирование экспортноориентированных малых и средних инновационных предприятий;

-      развитие механизмов государственно-частного партнерства в инновационной сфере;

-      стимулирование спроса на инновации со стороны предприятий региона (что предполагает стимулирование конкурентных механизмов, преодоление последствий декапитализации в большинстве отраслей реального сектора экономики, улучшение финансового положения российских предприятий);

-      преодоление отставания от развитых стран в сфере управления результатами интеллектуальной собственности;

- содействие формированию промышленных кластеров;

-    налаживание кооперационных связей между малыми и средними предприятиями, выпускающими наукоемкую продукцию, и крупным бизнесом;

-    совершенствование правовой базы инновационной деятельности в целом и развития малого и среднего инновационного предпринимательства (уточнение основополагающих категорий инновационной сферы, видов инноваций, приоритетных направлений инновационной деятельности для Ростовской области, перечня базовых технологий на средне- и долгосрочный периоды. Кроме этого, необходимо принятие ряда законов: о венчурном финансировании, о микрофинансировании и т.д.);

-    проведение комплексного исследования потребности предприятий малого бизнеса в новых технологиях и новом оборудовании на территории Ростовской области;

-    проведение исследования возможностей малых предприятий к производству наукоемкой продукции;

- формирование и постоянное обновление базы данных о научных разработках и изобретениях. Такая база данных должна быть создана не только в Ростовской области, но и на уровне каждого субъекта Федерации, каждого округа и страны в целом, для чего необходима единая электронная программа.[10]

Реализация этих мер позволит повысить эффективность поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства, что позволит ему занять подобающее место в экономике Ростовской области.

Решить все вышеперечисленные проблемы в этом разделе возможно, по моему мнению, во-первых, контролируя планируемые бюджеты муниципалитетов и городских округов, активность которых низка. Во-вторых, необходимо, как мне кажется проводить конкурсы между муниципалитетами и их главами на звание самого активного субъекта в области поддержки развития малого предпринимательства, позитивной санкцией победителю должны выступать льготные условия предоставления областной поддержки, налоговые льготы, государственные заказы, при наличии возможности - аутсорсинг. Необходимо также информирование самих субъектов малого предпринимательства о возможности участия в программах развития субъектов малого и среднего предпринимательства и получения государственной поддержки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
     В результате проделанной курсовой работы можно сделать определенные выводы:

1. В настоящий момент малое и среднее предпринимательство не играет
ключевой роли в российской экономике. Это проявляется в низком количестве
самих предприятий, количестве занятых на них и их незначительной доли в
валовом внутреннем продукте. Процесс становления этого сегмента рынка
имеет противоречивый характер: с одной стороны есть полное понимание его
важности и значимости со стороны руководства страны, созданы правовые,
институциональные, организационные, административные рычаги для его
развития, но они не срабатывают в силу множества причин разнородного
характера.

2. Требуется серьезная работа со стороны государственных,
региональных, местных органов власти по созданию стройной, эффективной,
массовой системы поддержки и регулирования процессов поддержки и
развития малого предпринимательства. Для повышения эффективности работы
региональных органов власти в Ростовской области предлагается:

- разработка и введение системы повышение квалификации сотрудников местных администраций, курирующих вопросы развития малого предпринимательства, а также регулярной аттестации по данной проблематике;

- введение практики обмена опытом между администрациями территорий Ростовской области по решению проблем малого предпринимательства. Данная практика должна включать в себя обязательный выезд на территории, организацию совместных мероприятий с участием среднего  и малого бизнеса и объектов инфраструктуры;

- в условиях кризиса сконцентрировать финансовые ресурсы, выделяемые для поддержки малого и среднего предпринимательства области на приоритетных направлениях работы: создание инфраструктуры поддержки этих форм бизнеса, системы обучения и подготовки кадров предпринимательства,    развитие    механизмов    малого    частного    и государственного партнерства, продолжение политики компенсации финансовых расходов субъектами малого и среднего бизнеса;

- создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата для малого предпринимательства и в первую очередь развития институтов для увеличения его инвестиционного потенциала;

Информация о работе Малый и средний бизнес и их роль в развитии рыночной экономики