Малый и средний бизнес и их роль в развитии рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:34, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является определение на основе анализа процессов регулирования развития малого и среднего предпринимательства, обобщения возможных направлений и средств повышения его эффективности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
1. Сущностные признаки малого и среднего предпринимательства………….....5
1.1. Понятие предпринимательства, цели и функции……………………………..5
1.2. Формы организации предпринимательской деятельности………………….9
1.3. Современная оценка состояния малого и среднего предпринимательства..16
2. Механизм государственной поддержки и регулирования малого и среднего бизнеса в регионе и пути его совершенствования…………………………………24
2.1.Финансово-правовое регулирование малого и среднего бизнеса в Ростовской области………………………………………………………………………………..24
2.2. Направления поддержки малого и среднего бизнеса в Ростовской области……………………………………………………………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………47

Работа состоит из  1 файл

Курсовая. Малый и средний бизнес и их роль в развитии рыночн.doc

— 263.50 Кб (Скачать документ)

Индивидуальный предприниматель несет личную имущественную ответственность: это означает, что его жилой дом, автомашина и другая собственность могут быть проданы для уплаты долгов предприятия.

Целями индивидуального предпринимателя, которого называют в экономической литературе трейдером, является получение прибыли, выживание и развитие своего бизнеса, общественное признание, вечное преуспевание фирмы.

Индивидуальное предпринимательство имеет свои преимущества, среди которых быстрая реакция на изменения обстановки стоит на первом месте. Поскольку клиенты такого предпринимателя лично известны, поэтому он может незамедлительно реагировать на изменения их потребностей и вкусов. Индивидуальному предпринимателю свойственна гибкость, возможность быстрого оперативного решения вопросов. Мотивация имеет большое значение, и он готов работать напряженно длительное время.

В то же время, такое предпринимательство имеет свои негативные стороны. К ним относятся:

1. Ограниченность масштабов бизнеса;

2. Слабые перспективы достижения крупномасштабного производства;

3. Невозможность обеспечить крупных поставок, а отсюда обеспечение более низких и конкурентных цен;

4. Слабая конкурентноспособность и др.;

5. Высокая зависимость от внешней среды;

6. Проблемы использования выходных дней, отпуска, больничных листов, поскольку предпринимателю необходимо постоянно управлять коммерческим предприятием.

Несмотря на специфические особенности функционирования индивидуальных предприятий, их роль в народном хозяйстве страны исключительно велика. Это подтверждается следующими обстоятельствами.

Мелкие индивидуальные предприятия оказывают многочисленные и разнообразные услуги населению.

Обеспечивают такие предприятия занятость значительному количеству людей в районах, удаленных от основных центров страны.

Не маловажную роль такие предприятия играют в продвижении товаров крупных производителей обеспечивая, таким образом, кооперацию между мелким и крупным бизнесом.

Кооперация между мелким и крупным бизнесом обуславливается рядом объективных причин, к которым относится необходимость сотрудничества в области привлечения нужных для ведения дела специалистов (управление финансами, получение консультаций в области маркетинга, материально-технического снабжения и вопросам привлечения специалистов).

Предприятия с ограниченными ресурсами устанавливают тесные отношения с крупными фирмами.

При заключении партнерских отношений преимущества узкой специализации могут сохраниться, но функции управления в этом случае распределяются между партнерами.

Партнерские отношения в данном случае развиваются по линии укрепления взаимосвязей между самими предпринимателями. Этот процесс своей объективной материальной основой имеет усложнение материально-технической базы производства, рост обобществления производства в форме конкуренции и универсификации капитала.

2. Партнерство - форма экономических отношений между организаторами производства

Партнерство - это объединение экономических усилий и средств индивидуальных предпринимателей, когда два или более лица совместно занимаются предпринимательством в целях увеличения прибыли. Соглашения о партнерстве формируется на самых различных условиях, в самых разнообразных формах. Соглашение о партнерстве часто встречаются среди специалистов одной и той же профессии или области деятельности. Ассоциации адвокатов, медиков, бухгалтеров, банкиров и т.п. представляет собой примеры партнерских отношений.

Партнерство устанавливается путем заключения соответствующего соглашения (договора).

Содержание партнерских отношений обычно включаются в соглашение о партнерстве. Участники партнерских отношений согласно действующего законодательства в странах с развитой рыночной экономикой не могут быть исключены из членов партнерского соглашения. Однако партнеры могут подать прошение о расторжении договора в соответствующую судебную инстанцию. Все члены партнерского соглашения принимают участие в решении вопросов. Решение принимается большинством голосов. Но главные вопросы, такие как изменение направления деятельности, требуют единогласного одобрения. Согласно закону прибыли и потери распределяются или поровну или пропорционально вложенному капиталу, что обуславливается соответствующими положениями партнерского соглашения. Все партнерские соглашения подчинены достижению главной цели - получить больше прибыли, а также обеспечение соответствующей эффективности производства, выживания в неблагоприятных условиях развития рынка и т.п.

Объективно партнерские отношения, в виде соответствующего соглашения, являются осознанным пониманием участников соглашения подчиняться объективным требованиям расширения и углубления обобществления всех сторон хозяйственной деятельности.

Однако такое обобществление осуществляется на соответствующих принципах, дающих неоспоримые преимущества каждому участнику такого обобществления своих деловых усилий.

Всякая кооперация труда дает неоспоримые преимущества по сравнению с различными усилиями участников трудового процесса. Партнерство в этом отношении вбирает в себя эти положительные стороны и преимущества совместной деятельности.

Наиболее заметные из этих преимуществ следует отметить:

1. Каждый партнер вносит дополнительный капитал, что позволяет увеличить масштабы предприятия и объем производства.

2. Приток новых сил, новых идей всегда благотворно сказывается на результатах общей работы.

3. Специализация партнеров по соответствующим направлениям повышает производительность общего труда.

4. Распределение ответственности, в том числе и при принятии решения, осуществляется на основе учета способностей исполнителей, их желания отвечать за порученное дело.

5. Разумное распределение ответственности и взаимная поддержка в решении общих задач уравнивает психологическое напряжение, уменьшает возможности нервного стресса участников соглашения по сравнению с тем, что может произойти с индивидуальным предпринимателем.

6. Деловое взаимодействие, искреннее и заинтересованное отношение к опыту друг друга повышает творческую энергию партнеров по общему бизнесу.

Многочисленными формами совместной деятельности, которые не получили название партнерских соглашений по существу является организационными формами самых различных видов партнерских взаимодействий между участниками бизнеса. К ним следует отнести акционерные компании, компании с ограниченной ответственностью, многонациональными компаниями, кооперативные общества, картели и консорциумы, общественный сектор экономики и т.п.

3. Акционерная форма предпринимательства

Различные формы обобществления производства и капитала не уничтожают основы и главных целей развития этих объединений. Основой остается собственность на капитал в различных его проявлениях (движимое и недвижимое имущество, деньги, акции и т.п.). Целью развития остается получение большей прибыли.

Наиболее наглядным примером обобществления производства на основе частных интересов участников такого обобществления являются акционерные общества. В акционерных обществах можно видеть пример реализации партнерских отношений по линии владения, распоряжения и управления бизнесом. В то же время можно выделить и развивающиеся тенденции к разделению, дроблению различных видов деятельности в рамках владения, распоряжения и управления акционерными обществами.

Рост числа акционерных обществ, где функция владения отделяется от управления, создает потенциальную возможность столкновения интересов между акционерами, директорами, менеджерами и наемными работниками.

Целями акционеров является получение прибыли в краткосрочном или долгосрочном плане. Но это не единственная цель. Акционеры свою деятельность направляют для достижения долгосрочного инвестирования, владение как можно большим числом акций, что дает возможность контролировать деятельность акционерного общества, дает возможность назначить соответствующего директора и Совет директоров.

Что касается наемных работников компании, то она в основном сводится к получению гарантии выживания данного акционерного общества, гарантия занятости, высокий уровень заработной платы, хорошие условия труда и достойные человека перспективы выхода на пенсию и т.п. Большинство указанных целей свидетельствуют о совместимости интересов участников акционерного общества. В указанном объективном раскрытии названных целей нет места для столкновения интересов.

Однако трудовая деятельность осуществляется людьми, которые всегда имеют амбициозные устремления ко всеобщему благу, к улучшению дела, как борьба за правду или справедливость.

В экономической теории последних десятилетий проводилась мысль о том, что тайна происхождения прибавочной стоимости и прибыли замалчивается, а в этой тайне и содержится источник всех объективных противоречий капиталистического производства.

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Современная оценка состояния малого и среднего бизнеса

Следует обратить внимание на то, что современные требования к отраслевым структурам рынка, зарубежный опыт предполагают наличие разных форм и видов предпринимательства. Речь идет о наличии малых, средних и крупных предпринимательских структур. Это объясняется их разными возможностями в решении социально-экономических задач рынка и общества, следует отметить преимущества малых предприятий по сравнению с крупным бизнесом. Прежде всего, это характерные для него повышенная мощность и гибкость реакции на изменение конъюнктуры рынка. Оно обеспечивает высокую рентабельность производства тех товаров, которые стали выгодными и разорительными для крупных предприятий, обладает способностью быстро заполнять потребительский рынок товарами, сравнительно быстро окупаться, применяя самое современное оборудование и технологии. Малое и среднее предпринимательство обладает бесспорными преимуществами в тех областях, где производство имеет дело с довольно ограниченным, постоян­ным и единообразным спросом и где производственные процессы не могут быть стандартизированы.

Другим важным преимуществом можно назвать активное инновационное поведение субъектов малого и среднего бизнеса. Современный рынок предполагает активное движение вперед. Для выживания и развития на рынке малым и средним предпринимателям нужны постоянные инновационные идеи в виде новых технологий производства, управления. Только инновации дают предпринимателям конкурентные преимущества, способные решать эти задачи. Крупный бизнес здесь относительно инертен, хотя финансовых, административных и организационных ресурсов у него больше.

Важным преимуществом малого и среднего предпринимательства является более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков, а относительно более высокая оборачиваемость капитала малых предприятий дает возможность значительно быстрее окупать капитальные вложения и усилить капитализацию своего бизнеса.[1]

Нельзя не отметить и тот факт, что у представителей малого и среднего бизнеса гораздо выше личностный мотивационный фактор экономического поведения и деятельности, чем у представителей другого бизнеса. Модель поведения «проблема - решение - личная выгода» в этой среде работает более активно, чем в системе крупного бизнеса. Рассмотрим основные оценочные показатели развития малого пред­ательства в нашей стране. Как видно из таблицы 1.1., количество действующих предприятий существенно не изменилось с начала развития предпринимательского движения, несмотря на предпринимаемые меры со стороны региональных и федеральных органов власти, наличие институциональной среды и правовой базы этот бизнес идет с большим трудом. Есть некоторая динамика увеличения численности занятых в малом и среднем бизнесе с 2000 года. Но при этом общий процент от общего числа занятых составляет всего 20,5% в 2010 году. Вместе с тем, в странах Евросоюза эта цифра достигает 60-65%.

Таблица 1.1 - Некоторые показатели развития малого и среднего предпринимательства в экономике

 

1995

1996

1998

2000

2002

2004

2006

2010

Количество хозяйст­вующих субъектов МП, тыс.

865

841

861

875

854

900

1026

1051

Количество занятого населения в МП, тыс.чел.

7800

7228

7430

7569

19340

22049

25000

27100

Доля занятого насе­ления в МП, от об­щего количества ра­ботающего населе­ния, в %.

7,7

7,1

7,6

8,5

15

17

20

20,5

Доля объема МП в общем объеме ВВП, в %.

22,9

24,1

9,6

8,7

9,1

10,2

12

12.3

Доля доходов от МП в бюджеты разных уровней, в %.

18,5

18,9

17,1

17,2

19,1

21,3

24,5

23.9

Информация о работе Малый и средний бизнес и их роль в развитии рыночной экономики