Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:34, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение на основе анализа процессов регулирования развития малого и среднего предпринимательства, обобщения возможных направлений и средств повышения его эффективности.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
1. Сущностные признаки малого и среднего предпринимательства………….....5
1.1. Понятие предпринимательства, цели и функции……………………………..5
1.2. Формы организации предпринимательской деятельности………………….9
1.3. Современная оценка состояния малого и среднего предпринимательства..16
2. Механизм государственной поддержки и регулирования малого и среднего бизнеса в регионе и пути его совершенствования…………………………………24
2.1.Финансово-правовое регулирование малого и среднего бизнеса в Ростовской области………………………………………………………………………………..24
2.2. Направления поддержки малого и среднего бизнеса в Ростовской области……………………………………………………………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………47
С целью организации и проведения методической, консалтинговой, информационной поддержки в области международного трансфера технологий в субъектах Российской Федерации было отобрано 17 центров по России, в том числе от Ростовской области инновационно-технологический центр «ИнТех-Дон».
В целях сохранения стабильной ситуации на рынке труда, повышения эффективности занятости населения и снижения социальной напряженности, сегодня актуальной является синхронизация мероприятий Областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009-2011 годы и Областной программы по снижению напряженности на рынке труда на 2009 год.
В настоящее время, между Минэкономики Ростовской области и управлением службы занятости населения области, отработан алгоритм совместных действий, при котором гражданин, планирующий организовать собственное дело, имеет возможность поэтапного получения различного рода государственной поддержки (консультационной, финансовой и.т.д.) в рамках двух программ.
Так, после предоставления безработному гражданину, зарегистрированному в качестве предпринимателя, субсидии на организацию собственного дела в сумме годового размера пособия по безработице и компенсации затрат на государственную регистрацию предпринимательской деятельности, предприниматель будет направлен в объект инфраструктуры поддержки предпринимательства.
Параллельно центр занятости населения формирует перечень безработных граждан, организовавших самозанятость, и передает его в администрацию муниципального образования для мониторинга их деятельности. Осуществление данного мониторинга будет контролироваться Минэкономики области ежемесячно.
Объект инфраструктуры сопровождает деятельность предпринимателя, оказывая комплекс консультационных услуг по вопросам предпринимательской деятельности, в том числе по подготовке документов на получение поддержки в рамках областной или муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Немаловажной мерой для решения проблемы падения спроса на продукцию и услуги малых, предприятий стало увеличение максимальной цены лота на специализированных торгах для малого бизнеса до 15 миллионов рублей.[6]
Проблемы, с которыми сталкивается бизнес, особенно тяжелы для начинающих предпринимателей. Недостаток или отсутствие знаний - одна из первостепенных проблем. В этой связи за 3 последних года было реализовано 7 различных учебных программ. Одной из основных является Губернаторская программа подготовки управленческих кадров для сферы малого бизнеса. В Бизнес - школе молодого предпринимателя, организованной на базе института управления бизнеса и права, за 3 года обучилось более 270 слушателей, в том числе 149 - на условиях софинансирования. Это руководители и специалисты малых предприятий, индивидуальные предприниматели. Ежегодно, исходя из потребностей предпринимателей, осуществлялось тематическое повышение квалификации по различной тематике: «Бухгалтерский учет и налогообложение», «Управление предприятием малого бизнеса», «Технологии современного маркетинга для малого бизнеса», «Управление персоналом в малом бизнесе».
В 2011 году будет продолжено внедрение образовательных программ для субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе с целью обеспечения самозанятости безработных граждан.
2.2. Направления поддержки малого и среднего бизнеса в Ростовской области
На данном этапе можно выделить пять основных блоков технологий поддержки малого предпринимательства в условиях рыночной экономики:
I блок «Организационно-нормативный»:
• создание и обновление нормативно-правовой базы поддержки малого предпринимательства на региональном уровне (состоит из 6 блоков) представлено в Ростовской области в виде законов, указов, постановлений, распоряжений, положений, решений, приказов, а также региональных программ, позволяющих в той или иной мере обеспечивать поддержку и развитие малого предпринимательства в регионе;
II блок «Организационно-методический и консалтинговый»:
• методологическая и информационная поддержка инновационного бизнеса (государственным унитарным предприятием Ростовской области «Ростовский региональный центр инновационного развития» и некоммерческим партнерством «Ростовский Центр трансфера технологий»);
• государственная поддержка (консультационной, информационной и т.д.) граждан, планирующих организовать собственное дело;
• поддержка экспорта инновационной продукции и услуг: трехгодичный проект «Поддержка экспортно-ориентированнных инновационных малых и средних предприятий» (сертифицирование по международным стандартам, проведении маркетинговых исследований и т.д.).
• организация и проведения методической, консалтинговой, информационной поддержки в области международного трансфера технологий в субъектах Российской Федерации (Ростовской области инновационно-технологический центр «ИнТех-Дон»);
• содействие развитию технологической бизнес-кооперации малых и средних предприятий и научных организаций России и Евросоюза, приводящей к повышению их конкурентоспособности;
III блок «Имущественный и арендный блок»:
• предоставления имущества в аренду субъектам малого предпринимательства;
• включение в документы территориального планирования положений о предоставлении земельных участков в целях создания объектов недвижимости для субъектов малого предпринимательства.
IV блок «Финансовый»:
• государственная финансовая поддержка граждан, планирующих организовать собственное дело;
• создание на основе софинансирования сети региональных и муниципальных бизнес-инкубаторов, промышленных парков и технопарков;
• формирование региональных гарантийных фондов (фондов поручительств) по обязательствам субъектов малого предпринимательства, региональных и муниципальных фондов микрофинансирования, региональных венчурных фондов и фондов прямых инвестиций в малые компании;
• грантовая поддержка начинающих предпринимателей;
• прямая финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства из средств регионального и федерального бюджетов, как по их количеству, так и по объемам финансирования, направленных, в том числе на начинающих предпринимателей;
• субсидии на этапе старт-ап, конкурсы начинающим предпринимателям на гранты.
• проведение ярмарок (например, венчурные ярмарки 2008, 2009 и 2010 годов), способствующих решению проблем финансирования, обеспечению новых контактов по решению стратегически важных направлений инновационного развития округа, служит дополнительным стимулом для дальнейшего развития межрегиональных связей и увеличению товарооборота.
V блок: «Образовательный»:
• реализация учебных программ начинающих предпринимателей, работников субъектов малого предпринимательства и повышение квалификации их руководителей и специалистов (Губернаторская программа подготовки управленческих кадров для сферы малого бизнеса, Бизнес-школа молодого предпринимателя, тематическое повышение квалификации по различной тематике: «Бухгалтерский учет и налогообложение «Управление предприятием малого бизнеса», «Технологии современного маркетинга для малого бизнеса», «Управление персоналом в малом бизнесе»; подготовка кадров для микрофинансовых организаций, повышение квалификации руководителей и специалистов субъектов малого предпринимательства, содействующих проведению примирительных процедур, повышение квалификации по направлению «Логистика в малом и среднем бизнесе» (дистанционное обучение); повышение квалификации субъектов малого предпринимательства по вопросам работы в условиях Всемирной торговой организации.);
• внедрение новых специализированных учебных проектов для конкретных предпринимательских сфер деятельности;
• предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части стоимости обучения сотрудников по образовательным программам, включая дистанционное обучение;
• внедрение основ малого предпринимательства в учебные планы общеобразовательных школ и учреждений начального профессионального образования.
В то же время в Ростовской области существует необходимость решить ряд проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства:
• неоправданные административные барьеры для развития малого и среднего предпринимательства и, в частности, создаваемые контролирующими органами;
• отсутствие дифференцированного подхода к предоставлению субсидии на оказание содействия организации собственного дела начинающим предпринимателям;
• стимулирование предпринимательской активности и финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства;
• рост арендных платежей за государственное и муниципальное имущество;
• неисполнение государственными заказчиками финансовых обязательств по заключенным контрактам с субъектами малого предпринимательства;
• низкие объемы финансирования, выделяемых из средств местных бюджетов на развитие малого и среднего бизнеса;
• низкая активность муниципалитетов в реализации программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
• отсутствие объектов инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в 13 городских округах и муниципальных районах области.[7]
26 декабря 2008 года был принят Федеральный закон №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который вступил в силу с 1 июля 2009 года. 294 Федеральным законом закреплен принцип уведомительного начала предпринимательской деятельности для 13 видов бизнеса, подавляющее число предприятий в которых - это субъекты малого и среднего предпринимательства. Новый закон распространяется на контроль со стороны Роспотребнадзора, противопожарной службы, муниципалитетов и других ведомств. В результате правила проведения проверок более четко регламентированы, а их количество в Ростовской области сократилось и в 2009 году составило около 16000. Законом четко установлена периодичность проведения плановых проверок для всех хозяйствующих субъектов - один раз в 3 года, поводов для проведения внеплановой проверки органами контроля может быть только два: истечение срока исполнения ранее выданных предписаний и обоснованная информация об угрозе причинения вреда жизни, здоровью граждан или окружающей среде. Срок проведения проверок не может превышать 20 рабочих дней.
Сомнений никаких нет, государственный контроль необходим, и в первую очередь для того, чтобы предотвращать причинение вреда государству и обществу, жизни и здоровью граждан. Но действия контролирующих органов должны быть направлены исключительно на пресечение нарушений закона недобросовестными предпринимателями. При этом не должны ущемляться права и интересы законопослушного бизнеса. В этой связи необходимо, чтобы каждый руководитель органа, наделенного полномочиями осуществлять проверки предприятий и предпринимателей, сформировал пакет документов, строго регламентирующих процедуры контрольных мероприятий, подготовил специалистов к работе в новых условиях. Предприниматели в свою очередь обязаны знать свои права, дабы отстаивать свои интересы не только в судебном, но и досудебном порядке. «Последствия» для допускающих противоправные действия в отношении малых и средних предпринимателей «госконтролеров» должны быть законодательно регламентированы как минимум в форме административной ответственности, а если выявляются какие-то коррупционные элементы - то и уголовной.
В 2008 году продолжалась реализация такой формы поддержки как предоставление субсидий начинающим предпринимателям на организацию собственного дела (в соответствии с постановлением Администрации Ростовской области от 23.03.2006 № 104 «О порядке использования средств областного бюджета на оказание содействия организации собственного дела начинающим предпринимателям» и приказом министерства экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области от 12.05.2008 № 89 «О составе независимых экспертов»).
Размер данной субсидии на организацию собственного дела начинающим предпринимателям, которая выделяется на возмещение части затрат, указанных в бизнес-плане, составляет 70% от фактически произведенных затрат, но не более 200 тысяч рублей. Суть проблемы состоит в том, что максимальный размер субсидии реальную поддержку может оказать далеко не всем. Согласно перечню приоритетных сфер деятельности, в соответствии с Областной целевой программой развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009-2011 годы, промышленное производство и инновации, производство и переработка сельскохозяйственной продукции и других - в большинстве случаев эта сумма не оказывает действенной помощи, вследствие высоких затрат на организацию дела.
Объем финансирования Программы из средств областного бюджета в 2010 году был увеличен в 2 раза по сравнению с 2009 годом и составил более 227 миллионов рублей. Одновременно с этим доступ к финансовой поддержке был значительно упрощен, снижены требования по критериям отбора субъектов малого и среднего предпринимательства.
Информация о работе Малый и средний бизнес и их роль в развитии рыночной экономики