Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:34, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение на основе анализа процессов регулирования развития малого и среднего предпринимательства, обобщения возможных направлений и средств повышения его эффективности.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
1. Сущностные признаки малого и среднего предпринимательства………….....5
1.1. Понятие предпринимательства, цели и функции……………………………..5
1.2. Формы организации предпринимательской деятельности………………….9
1.3. Современная оценка состояния малого и среднего предпринимательства..16
2. Механизм государственной поддержки и регулирования малого и среднего бизнеса в регионе и пути его совершенствования…………………………………24
2.1.Финансово-правовое регулирование малого и среднего бизнеса в Ростовской области………………………………………………………………………………..24
2.2. Направления поддержки малого и среднего бизнеса в Ростовской области……………………………………………………………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………47
Невелика доля поступлений в бюджеты всех уровней от МСП, так в 2010 году она составила 23,9%. Аналогичный показатель в странах Евросоюза составляет 73%. Незначительна доля МСП и в общем объеме ВВП. У нас она составляет - 12,3% в 2010 году, в европейских странах – 50-55%. К этому следует добавить, что на 1000 человек в России действует - 6 малых предприятий, в странах Европы - 30.
Положительными моментами малого и среднего бизнеса можно отнести следующие факторы:
- приспособление к местным условиям у субъектов малого бизнеса происходит гораздо быстрее, так как они лучше понимают потребности местных рынков и более мобильны в принятии оперативных решений;
- малое и среднее предпринимательство не требует больших расходов на управление бизнесом и другие издержки представительского характера. Как давило, это отражается в себестоимости продукции и в возможностях формировать более низкие цены;
- зачастую в своей практике субъекты малого и среднего бизнеса используют местное сырье и ресурсы, что значительно упрощает производственный процесс создания продукта;
- более высокая личная ответственность за результаты бизнеса мотивирует к более рациональным решениям, ведущих к повышению всех основных показателей предпринимательства, таких как эффективность бизнеса, его перспектива и т.д.;
- малое и среднее предпринимательство сравнительно обладает повышенной инновационной активностью. Свобода поисков и поощрение инициативы, отсутствие бюрократизма в рассмотрении вопросов, быстрая апробация выдвинутых оригинальных предположений - это только некоторые отличительные черты научно-технической деятельности небольших фирм;
- малые и средние предприятия оказывают значительно меньшее воздействие на экологическую систему, что в последнее время является весьма актуальной проблемой.
Внешняя среда бизнеса вынуждена приспосабливаться к их потребностям и задачам. Таким образом, происходит согласование и оптимизация наиболее оптимальной институциональной среды экономики.[2]
К другим позитивным позициям малого и среднего бизнеса стоит добавить, следующие аргументы:
- во-первых, малые предприятия, осуществляя новые разработки в области продуктов и технологий, выступают фактором снижения рыночной власти отдельных участников рынка, так как обеспечивают им равную доступность к своим достижениям;
- во-вторых, способствуя распространению через копирование передовых достижений, они стимулируют поиск новых способов приобретения конкурентных преимуществ, обусловливая тем самым развитие форм конкуренции;
- в-третьих, выступая неким объединяющим потенциалом для отраслевой организации, они обеспечивают не только единство конкурентного поля, но и более быстрое накопление в отрасли элементов конкурентоспособности;
- в-четвертых, представляя собой идеальную форму для кооперации усилий крупных производителей в решении отдельных проблем через совместное финансирование разработок и взаимодействуя в разных формах с большинством участников отраслевого рынка, малые инновационные предприятия способствуют развитию коммуникативных связей между ними, а через это - и выработке цивилизованных форм конкурентной борьбы.
Для более точной сравнительной оценки роли малых предприятий в экономике России и других развитых странах приводится таблица 1.2.
Таблица 1.2 - Показатели развития малого и среднего бизнеса в России и за рубежом (2002-2010 гг.)
Страны | Количество малых предприятий (тыс.) | Количество малых предприятий на 1000 жителей | Занято на малых предприятиях (млн. чел.) | Доля малых предприятий в общей численности занятых (%) | Доля малых предприятий в ВВП (%, оценочно) |
Великобритания | 2630 | 46 | 13,6 | 49 | 50-53 |
Германия | 2290 | 37 | 18,5 | 46 | 50-52 |
Италия | 3920 | 68 | 16,8 | 73 | 57-60 |
Франция | 1980 | 35 | 15,2 | 54 | 55-62 |
Страны ЕС | 15770 | 45 | 68 | 72 | 63-67 |
США | 19300 | 74,2 | 70,2 | 54 | 50-52 |
Япония | 6450 | 49,6 | 39,5 | 78 | 52-55 |
Россия | 875 | 6,0 | 7,6 | 12 | 9-10 |
Данные этой таблицы дают более точное представление о том, что уровень развития этого важнейшего сектора экономике в нашей стране чрезвычайно низок. Дальнейшее развитие малого и среднего предпринимательства это тот нераскрытый потенциал, который может дать серьезную динамику нашей экономике и стране.
К основным факторам, определяющим место и роль малого предпринимательства, относят и структуру, показывающую распределения количества этих предприятий по отраслям экономики. Следует отметить, что за анализируемый период она не претерпела значительных изменений и ее характерные пропорции приведены в таблице 1.3. Из данной таблицы видно, что львиная доля малых предприятий сосредоточена в сфере услуг (торговля и общественное питание, общая коммерческая деятельность, транспорт). В то же время в производственных отраслях предпринимательство не играет ключевой роли. Данный показатель также уступает в сравнении с европейскими странами.
Таблица 1.3 - Распределение малых предприятий по отраслям экономики в 2010 году
Отрасли экономики | Доля малых предприятий, в % в экономике |
Торговля и общественное питание | 47,9 |
Промышленность | 13,7 |
Строительство | 12,8 |
Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка | 4,4 |
Транспорт | 2,3 |
Наука и научное обслуживание | 2,6 |
Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение | 2,2 |
Сельское хозяйство | 1,8 |
Эффективное развитие малого и среднего предпринимательства на современном этапе развития возможно лишь при поддержке его государством, которое стремится создать оптимальные макроэкономические условия для его функционирования.
Доказательство необходимости государственного или иного вмешательства в предпринимательскую деятельность должно исходить из оценки соответствия допустимым целям регулирующего воздействия. Допустимая цель регулирующего воздействия - это цель, которая не может быть достигнута на основе свободной предпринимательской деятельности и которая направлена на решение социально-значимых задач, обеспечение безопасности, предотвращение ущерба жизни и здоровья граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, обеспечение прав и свобод граждан, предотвращение социально-значимого ущерба (потерь, издержек) для неограниченного круга производителей, потребителей и других лиц, обусловленному обстоятельствами, препятствующими эффективному функционированию рынков товаров и услуг.[3]
СВОТ-анализ «плюсов» и «минусов» современного российского малого бизнеса представлены в таблице 1.4.:
Таблица 1.4 - СВОТ-анализ малого и среднего бизнеса как модели экономической самодеятельности
Сильные стороны малого бизнеса | Слабые стороны малого бизнеса | Возможности малого бизнеса | Угрозы существованию малого бизнеса |
1.Небольшой стартовый капитал | Ограниченный (локально) рынок | Рост до уровня «большого» бизнеса | Быстрота полного разорения |
2.Высокая эффективность | Ограниченные перспективы роста | Сбалансированное развитие | Быстрое достижение «потолка» роста |
3. Гибкость | Высокая зависимость от превратностей конъюнктуры | Прочная ниша на «своем» рынке | Легкость проникновения конкурента в эту нишу |
4.Самостоятель ность | Отсутствие влиятельной поддержки | Творческая самореализация | Уязвимость к попыткам силового давления «сильных мира сего» |
В Российской Федерации на данный момент созданы необходимые предпосылки для реализации эффективной государственной поддержки малого предпринимательства, а, следовательно, и условия для ускоренного его развития и превращения в стратегический фактор социально-экономического развития страны. К этим предпосылкам можно отнести:
- традиционно высокий уровень предпринимательских способностей россиян;
- конституционные гарантии возможности и свободы осуществления предпринимательской деятельности;
- законодательное закрепление статуса малого предпринимательства как особого вида экономической деятельности, в отношении которого могут действовать специальные меры государственной поддержки;
- наличие (на разных стадиях формирования) практически всех элементов системы поддержки малого предпринимательства, которые успешно функционируют в промышленно развитых странах;
- достигнутый уровень и существующие тенденции развития малого предпринимательства, которые способны стать базой для устойчивого развития этого сектора экономики.
2. Механизм государственной поддержки и регулирования малого и среднего бизнеса в регионе и пути его совершенствования.
2.1. Финансово-правовое регулирование малого и среднего бизнеса в Ростовской области
Малое предпринимательство в силу своей специфики ориентировано в основном на региональные и местные рынки, и основные мероприятия по его государственной поддержке также приходятся главным образом на региональный уровень.
Согласно анализу, проведенному в 2010 году Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства, на территории Южного федерального округа зарегистрировано малых предприятий в расчёте на 100 тысяч человек - 173 компаний. За шесть с половиной лет количество малых предприятий в расчёте на 100 тысяч населения в Южном федеральном округе увеличилось на 38%.
Наибольшее значение имеет удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых в Южном федеральном округе - 15,0%.
Информация о работе Малый и средний бизнес и их роль в развитии рыночной экономики