Малый и средний бизнес и их роль в развитии рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:34, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является определение на основе анализа процессов регулирования развития малого и среднего предпринимательства, обобщения возможных направлений и средств повышения его эффективности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
1. Сущностные признаки малого и среднего предпринимательства………….....5
1.1. Понятие предпринимательства, цели и функции……………………………..5
1.2. Формы организации предпринимательской деятельности………………….9
1.3. Современная оценка состояния малого и среднего предпринимательства..16
2. Механизм государственной поддержки и регулирования малого и среднего бизнеса в регионе и пути его совершенствования…………………………………24
2.1.Финансово-правовое регулирование малого и среднего бизнеса в Ростовской области………………………………………………………………………………..24
2.2. Направления поддержки малого и среднего бизнеса в Ростовской области……………………………………………………………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………47

Работа состоит из  1 файл

Курсовая. Малый и средний бизнес и их роль в развитии рыночн.doc

— 263.50 Кб (Скачать документ)

 

Невелика доля поступлений в бюджеты всех уровней от МСП, так в 2010 году она составила 23,9%. Аналогичный показатель в странах Евросоюза составляет 73%. Незначительна доля МСП и в общем объ­еме ВВП. У нас она составляет - 12,3% в 2010 году, в европейских странах – 50-55%. К этому следует добавить, что на 1000 человек в России действует - 6 малых предприятий, в странах Европы - 30.

Положительными моментами малого и среднего бизнеса можно от­нести следующие факторы:

- приспособление к местным условиям у субъектов малого бизнеса происходит гораздо быстрее, так как они лучше понимают потребности мест­ных рынков и более мобильны в принятии оперативных решений;

- малое и среднее предпринимательство не требует больших расходов на управление бизнесом и другие издержки представительского характера. Как давило, это отражается в себестоимости продукции и в возможностях формировать более низкие цены;

- зачастую в своей практике субъекты малого и среднего бизнеса используют местное сырье и ресурсы, что значительно упрощает производственный про­цесс создания продукта;

- более высокая личная ответственность за результаты бизнеса моти­вирует к более рациональным решениям, ведущих к повышению всех основ­ных показателей предпринимательства, таких как эффективность бизнеса, его перспектива и т.д.;

- малое и среднее предпринимательство сравнительно обладает повышенной инновационной активностью. Свобода поисков и поощрение инициативы, отсутствие бюрократизма в рассмотрении вопросов, быстрая апробация вы­двинутых оригинальных предположений - это только некоторые отличитель­ные черты научно-технической деятельности небольших фирм;

- малые и средние предприятия оказывают значительно меньшее воздействие на экологическую систему, что в последнее время является весьма актуальной проблемой.

Внешняя среда бизнеса вынуждена приспосабливаться к их потребно­стям и задачам. Таким образом, происходит согласование и оптимизация наи­более оптимальной институциональной среды экономики.[2]

К другим позитивным позициям малого и среднего бизнеса стоит добавить, сле­дующие аргументы:

- во-первых, малые предприятия, осуществляя новые разработки в области продуктов и технологий, выступают фактором снижения рыночной власти отдельных участников рынка, так как обеспечивают им равную дос­тупность к своим достижениям;

- во-вторых, способствуя распространению через копирование пере­довых достижений, они стимулируют поиск новых способов приобретения конкурентных преимуществ, обусловливая тем самым развитие форм конкуренции;

- в-третьих, выступая неким объединяющим потенциалом для отрас­левой организации, они обеспечивают не только единство конкурентного по­ля, но и более быстрое накопление в отрасли элементов конкурентоспособ­ности;

- в-четвертых, представляя собой идеальную форму для кооперации усилий крупных производителей в решении отдельных проблем через совме­стное финансирование разработок и взаимодействуя в разных формах с большинством участников отраслевого рынка, малые инновационные пред­приятия способствуют развитию коммуникативных связей между ними, а че­рез это - и выработке цивилизованных форм конкурентной борьбы.

Для более точной сравнительной оценки роли малых предприятий в экономике России и других развитых странах приводится таблица 1.2.

 

 

 

 

Таблица 1.2 - Показатели развития малого и среднего бизнеса в России и за рубежом (2002-2010 гг.)

Страны

Количество малых пред­приятий (тыс.)

Количество малых пред­приятий на 1000 жите­лей

Занято на ма­лых предпри­ятиях (млн. чел.)

Доля малых предприятий в общей чис­ленности занятых (%)

Доля малых

предприятий в ВВП (%,

оценочно)

Великобритания

2630

46

13,6

49

50-53

Германия

2290

37

18,5

46

50-52

Италия

3920

68

16,8

73

57-60

Франция

1980

35

15,2

54

55-62

Страны ЕС

15770

45

68

72

63-67

США

19300

74,2

70,2

54

50-52

Япония

6450

49,6

39,5

78

52-55

Россия

875

6,0

7,6

12

9-10

 

Данные этой таблицы дают более точное представление о том, что уро­вень развития этого важнейшего сектора экономике в нашей стране чрезвы­чайно низок. Дальнейшее развитие малого и среднего предпринимательства это тот нераскрытый потенциал, который может дать серьезную динамику нашей экономике и стране.

К основным факторам, определяющим место и роль малого предпринимательства, относят и структуру, показывающую распределения количест­ва этих предприятий по отраслям экономики. Следует отметить, что за анали­зируемый период она не претерпела значительных изменений и ее характер­ные пропорции приведены в таблице 1.3. Из данной таблицы видно, что льви­ная доля малых предприятий сосредоточена в сфере услуг (торговля и обще­ственное питание, общая коммерческая деятельность, транспорт). В то же время в производственных отраслях предпринимательство не играет ключе­вой роли. Данный показатель также уступает в сравнении с европейскими странами.

 

 

 

 

 

Таблица 1.3 - Распределение малых предприятий по отраслям экономики в 2010 году

Отрасли экономики

Доля малых предприятий, в % в экономике

Торговля и общественное питание

47,9

Промышленность

13,7

Строительство

12,8

Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка

4,4

Транспорт

2,3

Наука и научное обслуживание

2,6

Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение

2,2

Сельское хозяйство

1,8

 

Эффективное развитие малого и среднего предпринимательства на современном этапе развития возможно лишь при поддержке его государством, которое стремится создать оптимальные макроэкономические условия для его функционирования.

Доказательство необходимости государственного или иного вмешательст­ва в предпринимательскую деятельность должно исходить из оценки соответ­ствия допустимым целям регулирующего воздействия. Допустимая цель регулирующего воздействия - это цель, которая не может быть достигнута на осно­ве свободной предпринимательской деятельности и которая направлена на ре­шение социально-значимых задач, обеспечение безопасности, предотвращение ущерба жизни и здоровья граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, обеспечение прав и свобод граждан, предотвращение социально-значимого ущерба (потерь, издержек) для неограниченного круга производителей, потребителей и других лиц, обусловленному обстоятельствами, препятствующими эффективному функционированию рынков товаров и услуг.[3]

СВОТ-анализ «плюсов» и «минусов» современного российского малого бизнеса представлены в таблице 1.4.:

 

 

Таблица 1.4 - СВОТ-анализ малого и среднего бизнеса как модели экономической самодеятельности

Сильные стороны малого бизнеса

Слабые стороны ма­лого бизнеса

Возможности малого бизнеса

Угрозы существова­нию малого бизнеса

1.Небольшой старто­вый капитал

Ограниченный (ло­кально) рынок

Рост до уровня «боль­шого» бизнеса

Быстрота полного ра­зорения

2.Высокая эффектив­ность

Ограниченные пер­спективы роста

Сбалансированное развитие

Быстрое достижение «потолка» роста

3. Гибкость

Высокая зависимость от превратностей конъюнктуры

Прочная ниша на «своем» рынке

Легкость проникнове­ния конкурента в эту нишу

4.Самостоятель

ность

Отсутствие влиятель­ной поддержки

Творческая самореали­зация

Уязвимость к попыт­кам силового давления «сильных мира сего»

 

В Российской Федерации на данный момент созданы необходимые пред­посылки для реализации эффективной государственной поддержки малого предпринимательства, а, следовательно, и условия для ускоренного его разви­тия и превращения в стратегический фактор социально-экономического разви­тия страны. К этим предпосылкам можно отнести:

-       традиционно высокий уровень предпринимательских способностей россиян;

-       конституционные гарантии возможности и свободы осуществления предпринимательской деятельности;

-       законодательное закрепление статуса малого предпринимательства как особого вида экономической деятельности, в отношении которого могут дейст­вовать специальные меры государственной поддержки;

-      наличие (на разных стадиях формирования) практически всех элементов системы поддержки малого предпринимательства, которые успешно функцио­нируют в промышленно развитых странах;

-      достигнутый уровень и существующие тенденции развития малого предпринимательства, которые способны стать базой для устойчивого развития этого сектора экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Механизм государственной поддержки и регулирования малого и среднего бизнеса в регионе и пути его совершенствования.

2.1. Финансово-правовое регулирование малого и среднего бизнеса в Ростовской области

 

Малое предпринимательство в силу своей специфики ориентировано в основном на региональные и местные рынки, и основные мероприятия по его государственной поддержке также приходятся главным образом на региональный уровень.

Согласно анализу, проведенному в 2010 году Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства, на территории Южного федерального округа зарегистрировано малых предприятий в расчёте на 100 тысяч человек - 173 компаний. За шесть с половиной лет количество малых предприятий в расчёте на 100 тысяч населения в Южном федеральном округе увеличилось на 38%.

Наибольшее значение имеет удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых в Южном федеральном округе - 15,0%.

Информация о работе Малый и средний бизнес и их роль в развитии рыночной экономики