Малый и средний бизнес и их роль в развитии рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:34, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является определение на основе анализа процессов регулирования развития малого и среднего предпринимательства, обобщения возможных направлений и средств повышения его эффективности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
1. Сущностные признаки малого и среднего предпринимательства………….....5
1.1. Понятие предпринимательства, цели и функции……………………………..5
1.2. Формы организации предпринимательской деятельности………………….9
1.3. Современная оценка состояния малого и среднего предпринимательства..16
2. Механизм государственной поддержки и регулирования малого и среднего бизнеса в регионе и пути его совершенствования…………………………………24
2.1.Финансово-правовое регулирование малого и среднего бизнеса в Ростовской области………………………………………………………………………………..24
2.2. Направления поддержки малого и среднего бизнеса в Ростовской области……………………………………………………………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………47

Работа состоит из  1 файл

Курсовая. Малый и средний бизнес и их роль в развитии рыночн.doc

— 263.50 Кб (Скачать документ)

При этом численность работников малых предприятий за это же время увеличилась на 45,9%, тогда как в среднем по России - на 32,4%. По численности занятого в малом бизнесе населения - 885 тыс. чел. - Южный федеральный округ на четвёртом месте.

По занятости на малых предприятиях в общей среднесписочной численности занятых Южный федеральный округ занимает третье место (850,9 тыс. чел.), уступая Центральному (1554,3 тыс. чел.), Северо-Западному (814,1 тыс. чел.). В некоторых субъектах, традиционно характеризуемых как депрессивные, на фоне общего по региону роста количества малых предприятий наблюдается сокращение их числа.

Объемы финансирования мероприятий региональной поддержки развития малого и среднего предпринимательства в Ростовской области с 2005 года по 2010 год, как видно из таблицы 2.1, увеличились почти в 9 раз и, за исключением периода с 2005 по 2006 годы, имели тенденцию к постепенному возрастанию, совершив серьезный «скачок» в период 2008-2009 годов.

Таблица 2.1 - Объемы финансирования мероприятий региональной программы развития малого предпринимательства в Ростовской области из областного бюджета в 2005-2010 годах (млн. руб.)

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Всего

11 887,1

18194,1

24 964,9

27 733,0

52 534,5

63519,5

в том числе из средств областного бюджета

26,5

19,8

43,2

89,4

115,0

227,4

 

Это объясняется ростом числа малых предприятий, что наглядно представлено фактическими данными в таблице 3.2, что свидетельствует об успешной реализации программ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Ростовской области на 2004-2006 годы, среди целей которой был рост числа субъектов малого бизнеса.

Таблица 2.2 - Количество субъектов малого предпринимательства Ростовской области в 2004-2010 годах (тыс. единиц)

 

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Малые предприятия

25,22

25,68

29,1

31,35

32,92

33,35

33,75

Индивидуаль

ные предпринима

тели

85,00

97,30

103,50

 

             

100,30

117,50

120,00

123,1

 

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Крестьянские (фермерские) хозяйства

16,80

15,90

15,70

15,30

16,40

16,70

17,00

Всего:

127,02

138,88

148,3

146,95

166,82

170,05

173,85

 

Обеспечение проведения единой экономической политики и координация деятельности областных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства и межрегиональных связей в Ростовской области находится в ведении управления развития малого предпринимательства и межрегиональных связей.

В структуру управления входят:

•       отдел товарных рынков и межрегиональных связей;

•       отдел анализа и методологии;

•       отдел сопровождения проектов;

•       отдел обучения и информации.

Нормативно-правовая база поддержки малого предпринимательства на региональном уровне представлена в Ростовской области в виде законов, указов, постановлений, распоряжений, положений, решений, приказов, а также региональных программ, позволяющих в той или иной мере обеспечивать поддержку и развитие малого предпринимательства в регионе.

Полученную информацию можно объединить в 6 блоков:

•       нормативные акты о комплексе мер по поддержке и развитию малого предпринимательства в виде закона; законодательных актов;

•       нормативные акты о налоговых льготах, упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства;

•       нормативные акты о региональных программах поддержки малого предпринимательства;

• нормативные акты о фондах по поддержке предпринимательства;

•       нормативные акты о структурах власти по поддержке малого предпринимательства при региональных администрациях;

•       нормативные акты об экспертизе, о финансировании и конкурсном отборе предпринимательских проектов.[4]

Основу для развития малого предпринимательства в Ростовской области составляют Областной закон № 20-ЗС от 13 мая 2008 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Ростовской области» и областная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009-2011 годы, в которой предусмотрено 115 мероприятий, нацеленных на достижение к 2011 году темпов роста числа малых и средний предприятий не менее 105,2 процента, среднесписочной численности работающих на малых и средних предприятиях - не менее 104,5%, объема инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий - не менее чем в 2,7 раза, среднемесячной заработной платы на малых и средних предприятиях - не менее чем в 2 раза, доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме ВРП в 2011 году не менее 20,5 процента среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций в 2011 году не менее 25,8 процентов.

Указанные нормативные документы предусматривают выполнение муниципалитетами таких задач в области региональной поддержки малого предпринимательства, как:

•       формирование перечней имущества для предоставления в аренду субъектам малого предпринимательства;

•       создание на основе софинансирования сети региональных и муниципальных бизнес-инкубаторов, промышленных парков и технопарков;

•       формирование региональных гарантийных фондов (фондов поручительств) по обязательствам субъектов малого предпринимательства, региональных и муниципальных фондов микрофинансирования, региональных венчурных фондов и фондов прямых инвестиций в малые компании;

•       грантовую поддержку начинающих предпринимателей;

•       включение в документы территориального планирования положений о предоставлении земельных участков в целях создания объектов недвижимости для субъектов малого предпринимательства.

      В настоящее время в Ростовской области создана инновационная инфраструктура из двух технопарков, трех инновационно-технологических центров, восьми бизнес-инкубаторов, государственного унитарного предприятия Ростовской области «Ростовский региональный центр инновационного развития» и некоммерческого партнерства «Ростовский Центр трансфера технологий». Эти организации оказывают методологическую и информационную поддержку инновационному бизнесу.

Повышение инновационной активности малого бизнеса становится одним из важнейших направлений государственной политики поддержки и развития предпринимательства в Российской Федерации, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Так, в рамках сотрудничества с Федеральным фондом содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере информационно-технологическим центром «ИнТех-Дон» постоянно оказывается помощь инновационным малым предприятиям по участию их в федеральных программах «СТАРТ» и «Темп». Например, в 2007 году среди победителей из Южного Федерального Округа по программе «СТАРТ» 20% занято проектами Ростовской области, в 2008 году показатель немного снизился, но, тем не менее, составил 16,9%.2

В целом анализ участия субъектов малого предпринимательства в программе «СТАРТ» в 2009 году можно представить в виде таблицы 2.3.

Таблица 2.3 - Анализ участия субъектов малого предпринимательства в программе «СТАРТ» в 2010 году

Город

Подано заявок

Выиграно заявок

Новочеркасск

15

3

Шахты

12

2

Ростов-на-Дону

22

6

Таганрог

10

2

Другие

3

0

Всего

62

13

 

Начиная с 2005 года, Ростовская область принимала участие в конкурсах и стала победителем на получение федеральных средств по программе поддержки малого и среднего предпринимательства в размере 104531,9 тысяч рублей.

Расширение форм прямой финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства из средств регионального и федерального бюджетов, как по их количеству, так и по объемам финансирования, направленных, в том числе на начинающих предпринимателей, является экономически обоснованным, своевременным и перспективным направлением.

Самыми востребованными направлениями поддержки для начинающих компаний остаются субсидии на этапе старт-ап. В 2010 году на субсидирование начинающим предпринимателям части затрат по организации собственного дела из средств областного бюджета было выделено 8 миллионов рублей. Кроме того, в соответствии с решением конкурсной комиссии Минэкономразвития РФ из средств федерального бюджета в 2010 г. было привлечено 30 миллионов рублей. Также, в рамках муниципальных программ поддержки предпринимательства в прошлом году направлялось более 16 миллионов рублей. С учетом межбюджетных трансфертов, в муниципальных образованиях на конкурс было выставлено 42 миллионов рублей на гранты.

Таким образом, в 2009 году была оказана поддержка в реализации около 300 бизнес-проектов начинающих предпринимателей, с созданием порядка 2000 рабочих мест, что и планируется развивать в текущем 2011 г.

В Ростовской области существует необходимость решить ряд проблем, тормозящих развитие экспорта инновационной продукции и услуг. В этой связи, в рамках программы сотрудничества Евросоюза и России заканчивается трехгодичный проект «Поддержка экспортно-ориентированнных инновационных малых и средних предприятий». Ростовская область вошла в состав пяти пилотных регионов Российской Федерации, на территории которых реализуется данный проект. В рамках реализации проекта семи предприятиям области оказано содействие в преодолении трудностей, с которыми малые инновационные предприятия сталкиваются в процессе своей экспортной деятельности - сертифицировании по международным стандартам, проведении маркетинговых исследований и т.д.

Можно сказать, что продолжением сотрудничества Евросоюза и России стал инициированный консорциумом трех сетевых организаций - Союзом Инновационно-технологических Центров России, некоммерческим партнерством «Российским центром трансфера технологий и Российским агентством поддержки малого и среднего бизнеса - проект «Gate2RuBIN» (Российская бизнес-инновационная сеть).[5]

Общей целью проекта является содействие развитию технологической бизнес-кооперации малых и средних предприятий и научных организаций России и Евросоюза, приводящей к повышению их конкурентоспособности.

Информация о работе Малый и средний бизнес и их роль в развитии рыночной экономики