Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:34, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение на основе анализа процессов регулирования развития малого и среднего предпринимательства, обобщения возможных направлений и средств повышения его эффективности.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
1. Сущностные признаки малого и среднего предпринимательства………….....5
1.1. Понятие предпринимательства, цели и функции……………………………..5
1.2. Формы организации предпринимательской деятельности………………….9
1.3. Современная оценка состояния малого и среднего предпринимательства..16
2. Механизм государственной поддержки и регулирования малого и среднего бизнеса в регионе и пути его совершенствования…………………………………24
2.1.Финансово-правовое регулирование малого и среднего бизнеса в Ростовской области………………………………………………………………………………..24
2.2. Направления поддержки малого и среднего бизнеса в Ростовской области……………………………………………………………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………47
При этом численность работников малых предприятий за это же время увеличилась на 45,9%, тогда как в среднем по России - на 32,4%. По численности занятого в малом бизнесе населения - 885 тыс. чел. - Южный федеральный округ на четвёртом месте.
По занятости на малых предприятиях в общей среднесписочной численности занятых Южный федеральный округ занимает третье место (850,9 тыс. чел.), уступая Центральному (1554,3 тыс. чел.), Северо-Западному (814,1 тыс. чел.). В некоторых субъектах, традиционно характеризуемых как депрессивные, на фоне общего по региону роста количества малых предприятий наблюдается сокращение их числа.
Объемы финансирования мероприятий региональной поддержки развития малого и среднего предпринимательства в Ростовской области с 2005 года по 2010 год, как видно из таблицы 2.1, увеличились почти в 9 раз и, за исключением периода с 2005 по 2006 годы, имели тенденцию к постепенному возрастанию, совершив серьезный «скачок» в период 2008-2009 годов.
Таблица 2.1 - Объемы финансирования мероприятий региональной программы развития малого предпринимательства в Ростовской области из областного бюджета в 2005-2010 годах (млн. руб.)
| 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Всего | 11 887,1 | 18194,1 | 24 964,9 | 27 733,0 | 52 534,5 | 63519,5 |
в том числе из средств областного бюджета | 26,5 | 19,8 | 43,2 | 89,4 | 115,0 | 227,4 |
Это объясняется ростом числа малых предприятий, что наглядно представлено фактическими данными в таблице 3.2, что свидетельствует об успешной реализации программ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Ростовской области на 2004-2006 годы, среди целей которой был рост числа субъектов малого бизнеса.
Таблица 2.2 - Количество субъектов малого предпринимательства Ростовской области в 2004-2010 годах (тыс. единиц)
| 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Малые предприятия | 25,22 | 25,68 | 29,1 | 31,35 | 32,92 | 33,35 | 33,75 |
Индивидуаль ные предпринима тели | 85,00 | 97,30 | 103,50
| 100,30 | 117,50 | 120,00 | 123,1 |
| 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Крестьянские (фермерские) хозяйства | 16,80 | 15,90 | 15,70 | 15,30 | 16,40 | 16,70 | 17,00 |
Всего: | 127,02 | 138,88 | 148,3 | 146,95 | 166,82 | 170,05 | 173,85 |
Обеспечение проведения единой экономической политики и координация деятельности областных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства и межрегиональных связей в Ростовской области находится в ведении управления развития малого предпринимательства и межрегиональных связей.
В структуру управления входят:
• отдел товарных рынков и межрегиональных связей;
• отдел анализа и методологии;
• отдел сопровождения проектов;
• отдел обучения и информации.
Нормативно-правовая база поддержки малого предпринимательства на региональном уровне представлена в Ростовской области в виде законов, указов, постановлений, распоряжений, положений, решений, приказов, а также региональных программ, позволяющих в той или иной мере обеспечивать поддержку и развитие малого предпринимательства в регионе.
Полученную информацию можно объединить в 6 блоков:
• нормативные акты о комплексе мер по поддержке и развитию малого предпринимательства в виде закона; законодательных актов;
• нормативные акты о налоговых льготах, упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства;
• нормативные акты о региональных программах поддержки малого предпринимательства;
• нормативные акты о фондах по поддержке предпринимательства;
• нормативные акты о структурах власти по поддержке малого предпринимательства при региональных администрациях;
• нормативные акты об экспертизе, о финансировании и конкурсном отборе предпринимательских проектов.[4]
Основу для развития малого предпринимательства в Ростовской области составляют Областной закон № 20-ЗС от 13 мая 2008 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Ростовской области» и областная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009-2011 годы, в которой предусмотрено 115 мероприятий, нацеленных на достижение к 2011 году темпов роста числа малых и средний предприятий не менее 105,2 процента, среднесписочной численности работающих на малых и средних предприятиях - не менее 104,5%, объема инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий - не менее чем в 2,7 раза, среднемесячной заработной платы на малых и средних предприятиях - не менее чем в 2 раза, доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме ВРП в 2011 году не менее 20,5 процента среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций в 2011 году не менее 25,8 процентов.
Указанные нормативные документы предусматривают выполнение муниципалитетами таких задач в области региональной поддержки малого предпринимательства, как:
• формирование перечней имущества для предоставления в аренду субъектам малого предпринимательства;
• создание на основе софинансирования сети региональных и муниципальных бизнес-инкубаторов, промышленных парков и технопарков;
• формирование региональных гарантийных фондов (фондов поручительств) по обязательствам субъектов малого предпринимательства, региональных и муниципальных фондов микрофинансирования, региональных венчурных фондов и фондов прямых инвестиций в малые компании;
• грантовую поддержку начинающих предпринимателей;
• включение в документы территориального планирования положений о предоставлении земельных участков в целях создания объектов недвижимости для субъектов малого предпринимательства.
В настоящее время в Ростовской области создана инновационная инфраструктура из двух технопарков, трех инновационно-технологических центров, восьми бизнес-инкубаторов, государственного унитарного предприятия Ростовской области «Ростовский региональный центр инновационного развития» и некоммерческого партнерства «Ростовский Центр трансфера технологий». Эти организации оказывают методологическую и информационную поддержку инновационному бизнесу.
Повышение инновационной активности малого бизнеса становится одним из важнейших направлений государственной политики поддержки и развития предпринимательства в Российской Федерации, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Так, в рамках сотрудничества с Федеральным фондом содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере информационно-технологическим центром «ИнТех-Дон» постоянно оказывается помощь инновационным малым предприятиям по участию их в федеральных программах «СТАРТ» и «Темп». Например, в 2007 году среди победителей из Южного Федерального Округа по программе «СТАРТ» 20% занято проектами Ростовской области, в 2008 году показатель немного снизился, но, тем не менее, составил 16,9%.2
В целом анализ участия субъектов малого предпринимательства в программе «СТАРТ» в 2009 году можно представить в виде таблицы 2.3.
Таблица 2.3 - Анализ участия субъектов малого предпринимательства в программе «СТАРТ» в 2010 году
Город | Подано заявок | Выиграно заявок |
Новочеркасск | 15 | 3 |
Шахты | 12 | 2 |
Ростов-на-Дону | 22 | 6 |
Таганрог | 10 | 2 |
Другие | 3 | 0 |
Всего | 62 | 13 |
Начиная с 2005 года, Ростовская область принимала участие в конкурсах и стала победителем на получение федеральных средств по программе поддержки малого и среднего предпринимательства в размере 104531,9 тысяч рублей.
Расширение форм прямой финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства из средств регионального и федерального бюджетов, как по их количеству, так и по объемам финансирования, направленных, в том числе на начинающих предпринимателей, является экономически обоснованным, своевременным и перспективным направлением.
Самыми востребованными направлениями поддержки для начинающих компаний остаются субсидии на этапе старт-ап. В 2010 году на субсидирование начинающим предпринимателям части затрат по организации собственного дела из средств областного бюджета было выделено 8 миллионов рублей. Кроме того, в соответствии с решением конкурсной комиссии Минэкономразвития РФ из средств федерального бюджета в 2010 г. было привлечено 30 миллионов рублей. Также, в рамках муниципальных программ поддержки предпринимательства в прошлом году направлялось более 16 миллионов рублей. С учетом межбюджетных трансфертов, в муниципальных образованиях на конкурс было выставлено 42 миллионов рублей на гранты.
Таким образом, в 2009 году была оказана поддержка в реализации около 300 бизнес-проектов начинающих предпринимателей, с созданием порядка 2000 рабочих мест, что и планируется развивать в текущем 2011 г.
В Ростовской области существует необходимость решить ряд проблем, тормозящих развитие экспорта инновационной продукции и услуг. В этой связи, в рамках программы сотрудничества Евросоюза и России заканчивается трехгодичный проект «Поддержка экспортно-ориентированнных инновационных малых и средних предприятий». Ростовская область вошла в состав пяти пилотных регионов Российской Федерации, на территории которых реализуется данный проект. В рамках реализации проекта семи предприятиям области оказано содействие в преодолении трудностей, с которыми малые инновационные предприятия сталкиваются в процессе своей экспортной деятельности - сертифицировании по международным стандартам, проведении маркетинговых исследований и т.д.
Можно сказать, что продолжением сотрудничества Евросоюза и России стал инициированный консорциумом трех сетевых организаций - Союзом Инновационно-технологических Центров России, некоммерческим партнерством «Российским центром трансфера технологий и Российским агентством поддержки малого и среднего бизнеса - проект «Gate2RuBIN» (Российская бизнес-инновационная сеть).[5]
Общей целью проекта является содействие развитию технологической бизнес-кооперации малых и средних предприятий и научных организаций России и Евросоюза, приводящей к повышению их конкурентоспособности.
Информация о работе Малый и средний бизнес и их роль в развитии рыночной экономики