Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 11:19, курсовая работа
Республика Беларусь быстро входит в состояние финансового и структурного кризиса. Сильный внешний шок торгового и платежного баланса резко изменил макроэкономическое положение страны. Правительство и институты централизованной плановой экономики оказались не готовы к такому развитию событий.
Введение …...……………………………………………………….………3
1 Сущность и механизм регулирования фискальной политики……….5
1.1 Виды бюджетно-налоговой политики ……………………………… 7
1.2 Налоги, как инструмент воздействия на фискальную
политику социально-рыночной экономики ………………………… 9
1.3 Влияние фискальной политики на государственный бюджет ……12
2 Механизм реализации фискальной политики в Российской Федерации ……………………………………………………………..16
2.1 Теория предложения как метод проведения фискальной политики...……………………………………………………………..16
2.2 Проблемы эффективности фискальной политики Российской Федерации …………………………………………………………….18
2.3 Политические проблемы федеративной фискальной политики …..24
3 Особенности механизма реализации фискальной политики
в Республики Беларусь ………………………………….....................26
Заключение…….………………………………………………………….32
Список используемых источников ……………………………………...34
Приложения ………………………………………………………………35
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Гомельский государственный университет
имени Франциска Скорины»
Заочный факультет
Кафедра экономических теорий
Механизм реализации фискальной политики в период перехода к социально-ориентированной рыночной экономике
Курсовая работа
Исполнитель:
студент группы
БУ -21
Научный руководитель:
Гомель 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …...……………………………………………………….………3
1 Сущность и механизм регулирования фискальной политики……….5
1.1 Виды бюджетно-налоговой политики ……………………………… 7
1.2 Налоги, как инструмент воздействия на фискальную
политику социально-рыночной экономики ………………………… 9
1.3 Влияние фискальной политики на государственный бюджет ……12
2 Механизм реализации фискальной политики в Российской Федерации ……………………………………………………………..16
2.1 Теория предложения
как метод проведения
2.2 Проблемы
эффективности фискальной
2.3 Политические проблемы федеративной фискальной политики …..24
3 Особенности механизма реализации фискальной политики
в
Республики Беларусь …………………………
Заключение…….……………………………………………
Список используемых источников ……………………………………...34
Приложения ………………………………………………………………35
ВВЕДЕНИЕ
Республика Беларусь быстро входит в состояние финансового и структурного кризиса. Сильный внешний шок торгового и платежного баланса резко изменил макроэкономическое положение страны. Правительство и институты централизованной плановой экономики оказались не готовы к такому развитию событий.
Огромные средства, взимаемые в виде налогов и перераспределяемые через госбюджет, составляют главную экономическую силу современного государства. Отсюда столь пристальное внимание к налогам и бюджету и большое воздействие фискальной политики на всю жизнь современного общества.
Тема фискальной политики на сегодняшний день весьма актуальна, так как экономика республики переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом.
В данной курсовой работе выделяются три основных раздела – в первом дается общее понятие и представления о сути фискальной политики, ее методах и видах, во втором – изучается опыт управления фискальной политикой в Российской Федерации, в третьем - сделана попытка проанализировать существующую фискальную политику правительства Республики Беларусь.
Среди источников информации, использованных при написании данной работы, следует отметить «Национальную экономическую газету», в которой публикуются интересные и независимые, на мой взгляд, статьи белорусских экономистов. Для анализа некоторых данных применялись мной сведения из сайтов Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, Министерства финансов Российской Федерации.
В данной работе была сделана попытка рассмотреть проблемы и особенности осуществления фискальной политики в Республике Беларусь, проводимой нашим правительством.
Практика взаимоотношений переходных стран с международными организациями показывает, что необходимо взвешенно и критически подходить к стандартным рекомендациям МВФ, Всемирного банк, ЕС и ОЭСР. То, что временно могут позволить себе США, Германия, Великобритания, Франция, даже Китай, может оказаться неэффективным и опасным продолжением генерирующих кризис трендов для Беларуси. Залогом успеха является принятие комплексной программы взаимосвязанных, последовательных мер, которые учитывают не только состояние денежно-кредитной, бюджетно-налоговой систем и производственной структуры, но также качество институтов управления, состояние человеческого капитала, нормы неформального поведения, отсутствие политической конкуренции, свободы СМИ и независимой судебной власти.
Фискальная политика может быть направлена на стимулирование хозяйственной жизни, например, в период спада, и тогда ее называют фискальной экспансией. Главными ее рычагами являются увеличение государственных расходов или/и снижение налогов. Направленная на ограничение экономического бума, точнее, на борьбу с вызванной этим бумом инфляцией, фискальная политика называется фискальной рестрикцией. Она предполагает снижение государственных расходов или/и увеличение налогов. Это позволяет снизить вызванную бумом инфляцию за счет падения темпов экономического роста и увеличения безработицы.
Многие эксперты МВФ для преодоления кризисных явлений стандартно рекомендуют развивающимся странам делать акцент на экспансионистскую монетарную и фискальную политику. Это чрезвычайно вредная рекомендация для Беларуси. Накачка экономики дополнительными эмиссионными деньгами, дальнейшее снижение процентных ставок и сокращение норм резервирования, предоставление банкам дешевых кредитов или бюджетных ресурсов (например, под видом увеличения доли государства в уставных фондах), выделение проблемным предприятиям бюджетной помощи - все это активно практиковало правительство Беларуси последние 15 лет. Именно такая политика и привела нас к кризису. Когда те же люди, по таким же программам будут делать то же самое, то едва ли Беларусь имеет шансы сократить издержки и время протекания структурного кризиса.
Международные организации утверждают, что в условиях дефляции есть возможность смягчения монетарной политики и применения мер фискального стимулирования. В Беларуси Национальный банк проводит очень мягкую монетарную политику, увеличивая на 50% рублевую денежную массу. Еще более быстрыми темпами растут объемы кредитования банковского сектора и государственных предприятий. Инфляция в нашей стране уже давно превышает уровень, который для рыночных экономик считается кризисным. Правительство уже давно превысило лимиты фискального стимулирования экономики, о чем свидетельствует тот факт, что размер доходов консолидированного бюджета превышает 50% ВВП, что бюджетные инвестиции и инвестиции госбанков вытеснили частные. Привлечение заемных ресурсов, в том числе внешних, для поддержки нереформированной экономики – такая антикризисная мера также предлагается МВФ и Всемирным банком – чрезвычайно опасна, ибо резко повышает риски попадания в долговую ловушку.
Правительству необходимо двигаться в таком направлении, чтобы не совершать ненужные государственные расходы и минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым, создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, но в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается.
1 СУЩНОСТЬ И МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛТИТИКИ
Финансовые отношения, сознательно осуществляемые и регулируемые с участием государства, формируют финансовую политику. Финансовая политика складывается из двух направлений деятельности государства: в области налоговых изъятий и в области государственных расходов, а также процессов перераспределения денежных ресурсов и создания государственного бюджета.
Исходным теоретическим основанием финансовой политики выступает фискальная политика, как совокупность мер, предпринимаемых правительственными органами по изменению государственных расходов и налогообложения. Ее основными задачами являются:
Фискальная политика в зависимости от механизмов ее регулирования на изменение экономической ситуации делится на дискреционную и автоматическую фискальную политику (политику встроенных стабилизаторов).
Под дискреционной политикой понимают сознательное манипулирование правительством государственными расходами и налогами. Ее еще называют активной фискальной политикой. Она может осуществляться с помощью как прямых, так и косвенных инструментов. К первым относят изменение государственных закупок товаров и услуг, трансфертных платежей. Ко вторым - изменения в налогообложении (ставок налогов, налоговых льгот, базы налогообложения), политику ускоренной амортизации.
Так же, как изменения государственных закупок, на объем выпуска, доходов, действуют изменения трансфертных платежей, которые являются элементом государственных расходов. Однако эффективность их влияния на спрос, а значит, и на объем национального продукта несколько меньше. Это объясняется тем, что трансфертные выплаты населению приводят к росту его доходов, но только часть их, определяемую предельной склонностью к потреблению МРС, население использует на потребление, увеличивая на ту же величину совокупные расходы. Механизм влияния изменения трансфертных выплат на выпуск, доходы аналогичен тому, который действует при изменении налогов.
Чтобы государственные расходы имели стимулирующее действие, они не должны финансироваться за счет налоговых поступлений. Рост налоговых ставок снизит стимулы к деловой активности, что приведет к сокращению объема производства, доходов. Поэтому рост государственных расходов, как правило, сопровождается бюджетным дефицитом.
Таким образом, увеличивая расходы в период спада производства и сокращая их во время экономических подъемов, государство смягчает экономические кризисы, добивается более плавного роста объема национального производства.
На практике уровень государственных расходов, налоговых поступлений может измениться даже в случае, если правительство не принимает соответствующих решений. Это объясняется существованием встроенной стабильности, которая определяет автоматическую (пассивную, недискреционную) фискальную политику. Встроенная стабильность основана на механизмах, которые работают в режиме саморегулирования и автоматически реагируют на изменения состояния экономики. Их называют встроенными (автоматическими) стабилизаторами. К ним относят:
Встроенные стабилизаторы смягчают изменения в совокупном спросе и тем самым помогают стабилизировать выпуск национального продукта. Именно благодаря их действию изменилось развитие экономического цикла: спады производства стали менее глубокими и более короткими. Раньше это было невозможно, так как налоговые ставки были ниже, а пособия по безработице и социальные выплаты незначительны.
Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не может их устранить. Следует отметить, чем выше ставки налогов, чем больше трансфертные платежи, тем более действенна недискреционная политика.
Наличие в фискальной политики двух основных компонентов предполагает, что у государства появляется возможность маневрировать как за счет изменения порядка налогообложения и привлечения других видов доходов, так и структуры государственных расходов. Стратегическая цель фискальной политики – оптимальное воздействие на национальную экономику и обеспечение устойчивого и долговременного экономического роста.