Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 11:19, курсовая работа
Республика Беларусь быстро входит в состояние финансового и структурного кризиса. Сильный внешний шок торгового и платежного баланса резко изменил макроэкономическое положение страны. Правительство и институты централизованной плановой экономики оказались не готовы к такому развитию событий.
Введение …...……………………………………………………….………3
1 Сущность и механизм регулирования фискальной политики……….5
1.1 Виды бюджетно-налоговой политики ……………………………… 7
1.2 Налоги, как инструмент воздействия на фискальную
политику социально-рыночной экономики ………………………… 9
1.3 Влияние фискальной политики на государственный бюджет ……12
2 Механизм реализации фискальной политики в Российской Федерации ……………………………………………………………..16
2.1 Теория предложения как метод проведения фискальной политики...……………………………………………………………..16
2.2 Проблемы эффективности фискальной политики Российской Федерации …………………………………………………………….18
2.3 Политические проблемы федеративной фискальной политики …..24
3 Особенности механизма реализации фискальной политики
в Республики Беларусь ………………………………….....................26
Заключение…….………………………………………………………….32
Список используемых источников ……………………………………...34
Приложения ………………………………………………………………35
Можно выделить долгосрочную, среднесрочную и конъюнктурную беджетно-налоговую (фискальную) политику. На рисунке 1 изображены основные разновидности фискальной политики.
В том случае, когда фискальная политика выстраивается в зависимости от фазы промышленного цикла, называется антициклической. В рамках такой конъюнктурной политики принято различать стимулирующую и сдерживающую фискальную политику. В периоды экономического спада экономики необходимо увеличивать государственные расходы, снижать налоги или делать и то и другое, т.е. проводить стимулирующую (экспансионистскую) политику. Главная задача стимулирующей политики – смягчить грядущий кризисный спад и ускорить его преодоление. В краткосрочном периоде она смягчает экономический цикл. Основное содержание этой фискальной политики представляет собой рост государственных доходов и снижение налогов. Наиболее доступный и упрощенный ее вариант ее реализации – стимулирование совокупного спроса, в первую очередь потребительских и государственных расходов. В долгосрочном периоде – снижение налогов может привести к стимулированию экономического роста. Это предполагает ускоренное обновление капитала, совершенствование экономического потенциала. Так было в 80-е годы в развитых странах, где налоговые реформы, в результате которых были снижены ставки налога на прибыль корпораций, подоходного налога, способствовали подъему экономики.
В целях снижения темпов инфляции реализуют сдерживающую (рестрикционистскую) фискальную политику. Она заключается в сокращении государственных расходов, увеличении налогов или в сочетании тех и других мер. В краткосрочном периоде сдерживающая политика позволяет сократить совокупный спрос и тем самым помогает снижению инфляции спроса. В долгосрочном периоде она может привести к спаду производства и росту безработицы. Таким образом, подавление инфляции спроса может обернуться увеличением безработицы, а сдерживание объемов выпуска продукции переводится в стагфляцию.
Чтобы выяснить, правильна ли проводимая правительством фискальная политика, необходимо оценить ее результаты. Наиболее часто в этих целях используют состояние государственного бюджета, так как осуществление фискальной политики сопровождается ростом или сокращением бюджетных дефицитов или излишков. Однако судить по этим показателям о действенности проводимой дискреционной политики достаточно сложно. Это объясняется тем, что, с одной стороны, фактические бюджетные дефициты и излишки могут изменятся вследствие целенаправленного изменения государственных расходов и налогов, а, с другой стороны, на их размеры могут повлиять изменения объема национального продукта, доходов, что обусловлено существованием встроенной стабильности. Чтобы разделить эти причины и иметь возможность оценить правильность принимаемых мер, используют бюджет полной занятости. Он показывает, какими были бы дефицит или излишек государственного бюджета, если бы экономика функционировала в условиях полной занятости.
Изменение бюджета полной занятости показывает, как влияет проводимая фискальная политика на изменение совокупного спроса. Рост дефицита или сокращение излишка бюджета полной занятости свидетельствуют о проведении стимулирующей фискальной политики, направленной на расширение совокупного спроса. Наоборот, сокращение дефицита или увеличение излишка бюджета полной занятости являются результатом реализации сдерживающей фискальной политики, цель которой - сокращение совокупного спроса [2, c.125-134] .
Рисунок 1 - Основные разновидности фискальной политики
В системе финансовых отношений немаловажную роль, с точки зрения пополнения доходной части бюджетов различных уровней, и возможности воздействия на национальную экономику в целом и на отдельные сферы, играют налоги.
Налоги – это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в
доход государства юридические и физические лица (предприятия, организации, граждане). Как правило, эти выплаты не только обязательны, но и безвозмездны и принудительны. Налоги необходимы, так как государство с их помощью воздействует на многие экономические и социальные процессы. Они помогают поощрять либо подавлять определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей и регионов, регулировать количество денег и денежное обращение, воздействовать на инвестиционную активность предпринимателей, функционирование рынка ценных бумаг, равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением. И хотя налоги в большей степени вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни государство существовать не могут.
Назначение налогов проявляется в их функциях – фискальной и
экономической. Фискальная функция состоит в формировании денежных доходов государства. Аккумулированные через налогообложение средства государство использует на строительство дорог, крупных хозяйственных объектов, объектов социального назначения (больниц, школ, детских садов, бассейнов, библиотек), на содержание науки, защиту окружающей среды. Часть средств идет на здравоохранение и развитие медицины: совершенствование производства медицинской техники, фармакологии, защиту здоровья матери и ребенка, проведение медицинских исследований. Значительная часть средств идет на развитие системы среднего общего, специального и высшего образования, в том числе на выплату зарплаты преподавателям и стипендии студентам. Из этих же средств государство содержит дома престарелых, выплачивает пенсии и пособия по инвалидности и многодетности, оказывает помощь больным и нетрудоспособным членам общества, содержит государственный аппарат, армию, органы охраны правопорядка.
Оценивая потенциал налоговой политики, следует обратить внимание на то, что налоговые изменения воздействуют на экономические процессы косвенным образом. При снижении налогов можно рассчитывать на увеличение объема потребления (домашние хозяйства) и на рост инвестиционной активности (предприятия). Но на практике такие налоговые изменения могут привести к тому, что домашние хозяйства, наоборот, увеличат предельную склонность к сбережению, а предприниматели сочтут нужным ускорить погашение банковских кредитов
Такой же разнобой может происходить и тогда, когда государство увеличивает налоги. Дело в том, что, снижая (повышая) налоговую нагрузку, государство лишь изменяет общие условия хозяйствования, но не предписывает хозяйствующим субъектам конкретные экономические решения.
Функции налогов находятся в диалектической зависимости друг от
друга. Так, поступление большего количества налоговых сборов в бюджет (фискальная функция) способствует стимулированию ускорения строительства социальных объектов, фундаментальных научных исследований (экономическая функция). В то же время ускорение инвестиционной активности, рост масштабов производства (экономическая функция) способствует увеличению налоговых поступлений в госбюджет (фискальная функция) [3 с. 137-150].
Инструменты налоговой политики различаются по скорости начала их действия. Одно дело, когда речь идет об индивидуальном подходном налоге с физических лиц, взимаемого у «источника дохода». Здесь в полнее можно рассчитывать на то, что реакция со стороны налогоплательщика будет мгновенной.
Другое дело, когда налогообложение
затрагивает прибыль
Господствующим стал принцип равенства всех граждан перед налоговыми законами, в результате чего потребовалось уравнять налоговое бремя между всеми сословиями. Для уменьшения налогового бремени бедноты были отменены ввозные пошлины на хлеб, налог на убой скота. Пожалуй, самыми значительными следствиями принципа «всеобщего равноправия» стали прогрессивная шкала налогообложения и освобождение от налога доходов в сумме прожиточного минимума.
Прогрессивный налог возрастает быстрее, чем прирастает доход, рисунок 2- Прогрессивные налоги и доходы. Сейчас все страны мира используют преимущественно прогрессивную шкалу налогообложения.
Рисунок 2 – Прогрессивные налоги и доходы
Согласно кейнсианскому подходу, применение налогов как важного инструмента фискальной политики может стимулировать деловую и
инвестиционную активность, так как снижение налогов оставляет в распоряжении предпринимателей значительно большую часть денежных средств, чем величина снижения уровня налога (рисунок 3 – Последствия изменения ставки пропорционального налога на ВВП в кейнсианской модели).
Здесь срабатывает эффект мультипликатора.
Экономический смысл этого эффекта следующий. При снижении ставки налога увеличивается уровень располагаемого дохода, что приводит к увеличению эффективного спроса во всех смежных сферах экономики по аналогии с механизмом инвестиционного мультипликатора. При понижении ставок налога с t1 до t2 уменьшается величина налоговых поступлений в госбюджет с Т1 до Т2, что приводит к росту располагаемого дохода и смещению положения функции спроса вниз. В результате положение равновесия А1 в экономике смещается также вправо и равновесный ВВП увеличивается (с Y1 до Y2). Пусть значение МРС колеблется в пределах 0,8, а ставка налога на прибыль поэтапно снижается с 28 до 20%. Тогда значение функции спроса при ставке t1 = 28% и t2=20% составит соответственно:
АD1 = a + 0,8Y(1-0,28)+ I = a + 0,576Y + I
и АD2 = a + 0,8Y (1-0,20)+ I = a + 0,640Y + I.
Рисунок 3 – Последствия изменения ставки пропорционального налога на ВВП в кейнсианской модели
Таким образом, благодаря мультипликативному эффекту и падению ставки пропорционального налога, повышается угол наклона линии совокупного спроса, что приводит к росту равновесного ВВП.
Однако это положение касается только пропорциональных налогов.
Именно они играют роль автоматических стабилизаторов экономики.
Исследования известного экономиста А. Лаффера по влиянию налоговой ставки на величину ВНП (ВВП) и доходы государственного бюджета показали, что при росте налоговой ставки (t) до 30-40% достаточно высокими темпами растут и ВВП, и доходы государственной казны. Затем темпы прироста доходов бюджета затормаживаются, а при переходе 50%-ного барьера налоговой ставки деловая активность затухает, увеличиваются масштабы теневой экономики, снижаются доходы бюджета. Такая зависимость носит методологический характер и называется кривой Лаффера (рисунок 4).
Рисунок 4 – Кривая Лаффера
На практике трудно дать точную оценку оптимальной ставки налога, после которой налоговые поступления начинают падать. Так, было установлено, что в Швеции tА соответствует налоговой ставке, равной приблизительно 70%.
В середине 80-х гг. предельная налоговая ставка здесь была близка к 80% и при этих условиях ее уменьшение могло бы привести к росту налоговых сборов. В России снижение налога на прибыль с 35 до 24% и введение единой ставки подоходного налога в 13% также способствовало росту налоговых поступлений в бюджет [1, с.188-201].
1. 3 Влияние фискальной политики на государственный бюджет
Государственный бюджет представляет собой финансовый план доходов и расходов государства на определенный период, чаще всего на год, составленный с указанием источников поступления государственных доходов и направлений расходования средств. Бюджет имеет доходную и расходную части, которые в планируемой перспективе должны быть сбалансированы.
Роль бюджета в национальной экономике значительна. Он является частью финансов страны, которую контролирует государство, поэтому с помощью бюджета государство способно вмешиваться в рыночные механизмы. Во-вторых, бюджет является способом аккумуляции денежных средств для решения крупных, глобальных экономических проблем. В-третьих, наличие бюджета позволяет решать сложные социальные проблемы (бедности, безработицы, голода, грамотности, здоровья нации и др.).
Государственный бюджет составляется правительством и утверждается, принимается высшими законодательными органами. Таким образом, в руках государства появляются значительные финансовые инструменты воздействия на экономические процессы. Как правило, это государственные закупки, дотации, трансфертные платежи (TR), инвестиции (I). Государственные закупки – это спрос правительства на товары и услуги. Социальные выплаты (трансферты) - это платежи, которые осуществляются без соответствующего предоставления их получателям каких-либо товаров и услуг [4, с. 242-243].
Следует отметить, что структура доходной и расходной частей государственного бюджета более разнообразна, чем рассматриваемая в
концепции фискальной политики. Баланс бюджета можно условно представить в виде таблицы 1.
Таблица 1 – Баланс Бюджета
Доходы |
Расходы |
Налоговые поступления |
Социальные выплаты (Трансферты) |
Доходы от эмиссии и продажи ценных бумаг |
Инвестиции в экономику. Дотации и субсидии |
Внутренние и внешние займы |
Расходы на содержание аппарата управления |
Доходы от таможенной деятельности |
Расходы на оборону и поддержания внутреннего порядка |
Доходы от пользования государственной собственностью |
Предоставления кредита внутренним и внешним субъектам хозяйствования |
Доходы от разгосударствления и приватизации |
Погашение задолженности по кредиту |
Доходы от конфискации имущества и др. |
Расходы на науку, культуру, здравоохранение, образование и др. |