Механизм реализации фискальной политики в период перехода к социально-ориентированной рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 11:19, курсовая работа

Описание

Республика Беларусь быстро входит в состояние финансового и структурного кризиса. Сильный внешний шок торгового и платежного баланса резко изменил макроэкономическое положение страны. Правительство и институты централизованной плановой экономики оказались не готовы к такому развитию событий.

Содержание

Введение …...……………………………………………………….………3



1 Сущность и механизм регулирования фискальной политики……….5



1.1 Виды бюджетно-налоговой политики ……………………………… 7



1.2 Налоги, как инструмент воздействия на фискальную

политику социально-рыночной экономики ………………………… 9



1.3 Влияние фискальной политики на государственный бюджет ……12



2 Механизм реализации фискальной политики в Российской Федерации ……………………………………………………………..16



2.1 Теория предложения как метод проведения фискальной политики...……………………………………………………………..16



2.2 Проблемы эффективности фискальной политики Российской Федерации …………………………………………………………….18



2.3 Политические проблемы федеративной фискальной политики …..24



3 Особенности механизма реализации фискальной политики

в Республики Беларусь ………………………………….....................26



Заключение…….………………………………………………………….32



Список используемых источников ……………………………………...34



Приложения ………………………………………………………………35

Работа состоит из  1 файл

механизм реализации фискальной политики 09.04.2010.doc

— 852.00 Кб (Скачать документ)

 

Доходы и  расходы государства – центрального правительства – отражаются в  основном финансовом документе формирования и использования централизованного денежного фонда – государственном бюджете.

Государственные доход включают денежные поступления, не подлежащие  дальнейшему перераспределению независимо от того, производилась по ним фактическая оплата или нет, за исключением полученных дотаций.

Между  государственным  бюджетом и величиной  ВВП  существует  тесная взаимосвязь. Если представить, что сумма государственных закупок  товаров  и услуг – постоянная величина, не зависящая от уровня доходов, то  при  низком уровне доходов будет наблюдаться дефицит, а при высоком –  излишек  бюджета. Можно наглядно просмотреть данную взаимосвязь на рисунке 5 - Дефицит и избыток государственного бюджета.

 



 

Рисунок 5 –  Дефицит и избыток государственного бюджета

 

Если бюджет сбалансирован, то величина  налоговых  поступлений  совпадает  с суммой правительственных закупок (точка  D)  и  равна  отрезку  DE.  Если  в экономике наблюдается экономический спад, то сумма налоговых  поступлений  в бюджет при неизменном уровне государственных закупок сокращается  до  уровня ВС,  возникает  бюджетный  дефицит  величиной  АВ.  На  фазе  экономического подъема величина налоговых  поступлений  HF  выше  уровня  правительственных закупок, возникает бюджетный избыток HZ. При данном  уровне  государственных расходов и данном уровне налоговой ставки  размер  бюджетного  дефицита  или излишка зависит от величины доходов.     

Если  правительственные  расходы  превышают  доходы,  то   возникает

дефицит государственного  бюджета.  При  превышении  доходов  над  расходами государство имеет положительное сальдо бюджета.

Если из налогов (доходов)  вычтем  социальные  выплаты,  то  получим

величину чистых налогов.

В  этом  случае   бюджетный  дефицит  можно  представить  как разность между закупками товаров и услуг и чистыми налогами.

На размер бюджетного дефицита  оказывают  влияние  колебания  объема национального выпуска. В периоды депрессии,  когда  ВВП  снижается,  бюджет, как правило, сводится  с  дефицитом,  в  то  время  как  в  периоды  подъема наблюдается положительное сальдо бюджета.     

Причины этих изменений сальдо бюджета  кроются в том, что  во  время спадов  налоговые поступления от подоходного налога и других прямых  налогов снижаются, так как снижается налогооблагаемая база. В то же время в  периоды спадов некоторые виды государственных  расходов  увеличиваются  (пособия  по безработице и другие социальные выплаты).

Связь между бюджетом и  объемом ВВП можно проиллюстрировать  с помощью рисунка 6.



 

Рисунок 6 – Связь между бюджетом и объемом ВВП

       Предположим, что государственные расходы составляют  200  денежных единиц, а налоговая ставка t = 0,2.  Следовательно,  при  Y  =  0  налоговые поступления Т = 0. Когда расходы возрастают до  1000  единиц,  то  налоговые поступления становятся равными государственным расходам  (200  единиц).  При доходах 1500 единиц государственные  расходы  составят  300  единиц  и  т.д. Таким образом, при низком уровне доходов возникает дефицит  государственного бюджета, при высоком – избыток бюджета.

Возникает вопрос: может ли  рост  государственных  расходов, вместо

того чтобы  приводить к бюджетному дефициту, обусловливать  его   сокращение? Иначе говоря,  может  ли  прирост  государственных  расходов  вызвать  такое экономическое  оживление,  при  котором  сумма  взимаемых  налогов  превысит прирост государственных расходов?

Исследования  экономистов  показывают,  что   рост   государственных

расходов приводя  к  увеличению  доходов,  не  обеспечивает  такого  прироста налогов, который «окупал  бы»  возросшие  расходы.  Это  значит,  что  сумма налоговых поступлений  будет  всегда  меньше,  чем  прирост  государственных расходов [4, с.245 - 247].

 

 

 

2 МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

  

2.1 Теория  предложения как метод проведения фискальной политики государства

 

 

В современной экономической теории существуют различные точки зрения на методы проведения фискальной политики государства. 

Сторонники кейнсианского направления традиционно ориентируются на создание эффективного совокупного спроса как стимула экономического развития. Поэтому они рассматривают сокращение налогов как основной фактор роста совокупного спроса и, соответственно, роста реального объема производства. Одновременно в краткосрочном периоде будет происходить сокращение поступлений в бюджет, следствием чего является образование или увеличение бюджетного дефицита.

Крайне неустойчивое, медленное с частыми спадами  и высоким уровнем инфляции развитие экономики ряда ведущих западных стран в 60-70-е годы породило кризис кейнсианского регулирования. В  начале 80-х годов Рейган в США и Тэтчер в Великобритании в корне изменили государственную экономическую политику, сделав ставку на взгляды и рекомендации представителей неоклассического, либерального направления в экономической теории. Данное направление получило название экономики теории предложения.

Теория экономики  предложения базируется на принципах  неоклассической теории о внутренней устойчивости капиталистической системы, основанной на совершенной конкуренции. В качестве движущей силы экономического роста сторонники этой теории выдвигают на первое место норму чистой прибыли на капитал, т.е. прибыли за вычетом налогов. В центр анализа они помещают индивидуума, экономическая деятельность которого определяется его предпочтениями, субъективными мотивами и стимулами.

Теория предложения в отличие от кейнсианского подхода к фискальной политике рассматривает последствия влияния мероприятий государства на предложение факторов производства, а не на совокупный спрос.

Важнейшим постулатом теории предложения является утверждение, что изменение налогов и государственных расходов влияет вначале на относительные цены, т.е. цены одних товаров или производственных факторов по отношению к другим, а уже это ведет к изменениям в доходах. Фискальная политика действительно влияет практически на все относительные цены. Но особое значение в теории предложения придается воздействию государства на относительную ценность для индивидуумов, во-первых, труда и досуга, и, во- вторых, процессов сбережения и потребления. Только после того, как экономические агенты отреагируют определенным образом на изменение относительных цен, меняются их доходы. Подоходный налог и налог по социальному страхованию взимаются с дохода от труда, но они не взимаются с благ от досуга. Поэтому уменьшение ставки заработной платы вследствие взимания налогов приводит к уменьшению стоимости досуга по сравнению со стоимостью труда и к возникновению эффекта замещения, то есть сокращению времени работы и увеличению продолжительности досуга. Точно так же налоговая система увеличивает стоимость сбережения по отношению к стоимости текущего потребления, так как потребление практически не облагается налогом, а доход от сбережений в момент его реализации облагается.

Стоит сказать  и о влиянии на относительные  цены государственных расходов в  интерпритации теории предложения. Резким нападкам подвергаются различные социальные программы, и в первую очередь – выплата пособий по безработице. Их рассматривают как «негативный налог на досуг», поощряющий его и уменьшающий потери от неучастия в производстве, что вызывает сдвиг в использовании времени и ресурсов в сторону увеличения досуга. Отсюда сторонники теории предложения делают вывод, что пособия по безработице увеличивает её в периоды экономических спадов и сдерживает рост занятости во время экономического роста. Значительное влияние оказывают некоторые государственные расходы и на относительную ценность сбережения и потребления. Такие государственные расходы, по их мнению, способствуют сокращению сбережений, так как при принятии экономических решений позволяют рассчитывать на помощь государства. К таким госрасходам они относят: субсидии промышленным предприятиям, правительственное гарантирование кредита, финансирование научно-технических исследований, расходы на развитие инфраструктуры.

Все это подтверждает, что важнейшим отличием теории предложения от кейнсианской является утверждение о первичном воздействии мероприятий фискальной политики не на доходы экономических агентов, а на относительные цены.

Помимо этого  существуют и другие различия. Одним  из таких отличий является утверждение сторонников экономики предложения о том, что в основу нужно ставить не расходы, а сбережения, в которых они видят главный фактор, определяющий накопление капитала. В связи с этим они выступают за увеличение сбережений и относительное сокращение потребительского спроса.

Другая черта  экономики предложения – выдвижение налогов на роль главного инструмента  фискальной политики. Причем политики, использующей иные методы и осуществляющей иные цели, нежели кейнсианская.

Сторонники  экономики предложения утверждают, что для решения экономических проблем, достижения долгосрочного неинфляционного роста необходимо воздействовать непосредственно на производство путем широкомасштабного и целенаправленного снижения налогов. Они рассматривают уменьшение налоговых ставок как фактор увеличении совокупного предложения. Они считают, что уменьшение налогового бремени приводит к росту доходов: населения, а следовательно, к росту сбережений, бизнеса, а следовательно, к увеличению прибыльности инвестиций.

Таким образом, сокращение налогов вызывает рост национального производства и дохода, что, в свою очередь, не только не уменьшает налоговые поступления в бюджет и не вызывай бюджетного дефицита, но при более низких ставках налогом обеспечивает рост налоговых поступлений в бюджет за счет расширения налоговой базы (в соответствии с «эффектом Лаффера»).

Следует заметить, что воздействие  налогов на спрос осуществляется быстрее. В краткосрочном периоде  снижение налогов однозначно приводит к росту совокупного спроса и уменьшению налоговых поступлений в бюджет, хотя в долгосрочном периоде налоговые поступления могут и увеличиться в результате достигнутого экономического роста. Иными словами, причинно-следственные связи между фискальной политикой и совокупным предложением рассчитаны на долгосрочный эффект, а сама цепочка этих связей велика [5, c.378-379].

 

 

2.2 Проблемы эффективности фискальной политики Российской Федерации

 

 

Главным звеном российской бюджетной системы является Федеральный бюджет Российской Федерации. В нем аккумулируется основная часть ресурсов бюджетной системы страны. Централизация средств в Федеральном бюджете дает возможность маневрировать ресурсами, направлять их на определяющие участки экономического и социального развития, осуществлять единую социально-экономическую политику в стране.

В Приложении А представлена «Оперативная информация об основных характеристиках федерального бюджета за январь-февраль 2010 года».

В управлении финансовой системой важную роль играет проблема бюджетного дефицита. Госбюджет построен на соотношении доходов и расходов. Теоретически наиболее оптимальным будет такой бюджет, который предполагает равенство доходов и расходов. Сальдо такого бюджета, следовательно, равно нулю. На практике добиться такого положения очень сложно. В макроэкономическом смысле стремление к бюджету, сальдо которого равно нулю, является мало перспективным делом. Что такое бюджет с нулевым сальдо? Это отражение функционирования самоограничивающей экономики: затраты определяются исключительно полученными доходами. Однако, если экономика развивается, то она должна решать все большие по объему задачи и средств на их реализацию хватать не будет.

Здесь мы сталкиваемся с бюджетным неравновесием, когда расходы превышают доходы (дефицит бюджета) или когда доходы превышают расходы (профицит бюджета).

Дефицит или избыток фактического бюджета указывает не только на возможные  дискреционные фискальные решения  о расходах и налогах, но также  и на уровень национального производства, т.е. фиксирует текущее положение экономики. Т.к. объем налоговых поступлений изменяется в зависимости от уровня национального производства, то трудность сравнения дефицитов и профицитов за любые два года состоит в том, что объемы национального производства в эти годы могут быть разными.

Решение данной проблемы экономисты нашли, введя понятие бюджета при полной занятости. Бюджет при полной занятости позволяет оценить, каким был бы дефицит или профицит госбюджета при существующем уровне налогов и государственных расходов, если бы экономика в течение года функционировала при полной занятости.

Исходя из этого, делается вывод о том, что дискреционная  фискальная политика целенаправленно  изменяет только дефицит при полной занятости, а не циклический дефицит. Поскольку фактический дефицит  состоит из структурного и циклического дефицитов, по нему нельзя судить о направленности фискальной политики правительства.

Сумма накопленных  за несколько лет бюджетных дефицитов образует государственный долг. Различают внешний и внутренний государственный долг.

Внешний государственный долг - это долг данного государства перед другим государствам, иностранным банкам и компаниям, международным организациям и отдельным лицам. Внешний государственный долг обусловлен рядом макроэкономических факторов, действие которых обуславливает объективную природу такой задолженности. Назовем факторы циклического дисбаланса в экономике, вызванного автоматическим сокращением налоговых поступлений в бюджет и сокращением государственных расходов в условиях циклического спада деловой активности. Кроме того, следует назвать факторы, обуславливающие структурный дисбаланс. То есть, решение вопросов, связанных с налаживанием новых видов производства в стране, с техническим перевооружением имеющейся структуры основного капитала требует притока дополнительных финансовых ресурсов. Одним из каналов получения дополнительного капитала являются внешние займы и кредиты.

Информация о работе Механизм реализации фискальной политики в период перехода к социально-ориентированной рыночной экономике