Механизм реализации фискальной политики в период перехода к социально-ориентированной рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 11:19, курсовая работа

Описание

Республика Беларусь быстро входит в состояние финансового и структурного кризиса. Сильный внешний шок торгового и платежного баланса резко изменил макроэкономическое положение страны. Правительство и институты централизованной плановой экономики оказались не готовы к такому развитию событий.

Содержание

Введение …...……………………………………………………….………3



1 Сущность и механизм регулирования фискальной политики……….5



1.1 Виды бюджетно-налоговой политики ……………………………… 7



1.2 Налоги, как инструмент воздействия на фискальную

политику социально-рыночной экономики ………………………… 9



1.3 Влияние фискальной политики на государственный бюджет ……12



2 Механизм реализации фискальной политики в Российской Федерации ……………………………………………………………..16



2.1 Теория предложения как метод проведения фискальной политики...……………………………………………………………..16



2.2 Проблемы эффективности фискальной политики Российской Федерации …………………………………………………………….18



2.3 Политические проблемы федеративной фискальной политики …..24



3 Особенности механизма реализации фискальной политики

в Республики Беларусь ………………………………….....................26



Заключение…….………………………………………………………….32



Список используемых источников ……………………………………...34



Приложения ………………………………………………………………35

Работа состоит из  1 файл

механизм реализации фискальной политики 09.04.2010.doc

— 852.00 Кб (Скачать документ)

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны: нарастание бюджетного дефицита приводит к росту государственного долга.

По  данным Министерства Финансов Республики Беларусь: валовой внешний долг Беларуси увеличился за 2009 год на 6 млрд. 875,8 млн. долларов США, или 45,4%, и на 1 января 2010 года составил 22 млрд. 29,9 млн. долларов США.

В расчете  на душу населения валовой внешний  долг на 1 января 2010 года превысил 2,3 тыс. долларов США по сравнению с 1,6 тыс. долларов США на начало 2009 года.

Внешний долг органов госуправления вырос  за минувший год на 1 млрд. 326,9 млн. долларов США, или 36,9 %, и составил 4 млрд. 924,1млн. долларов США.

Внешний долг органов денежно-кредитного регулирования  за год вырос почти в девять раз и к 1 января 2010 года достиг 3 млрд. 862,6 млн. долларов США.

Задолженность коммерческих банков за 2009 год  увеличился на 471,9 млн. долларов США, или 15,3%, и на 1 января 2010 года составила 3 млрд. 553 млн. долларов США.

Внешний долг прочих секторов экономики достиг 8 млрд. 933,2 млн. долларов США, увеличившись за год на 1 млрд. 606,5 млн.долларов США (21,9%).

Прямые  инвестиции (Межфирменное кредитование) увеличились  за 2009 год на 37,8 млн. долларов США, или 5,35 до 757 млн. долларов США на 1 января 2010 года.

Валовой внешний долг Беларуси представляет собой невыплаченную сумму фактических текущих и необусловленных обязательств, которая требует выплаты основного долга и/или процентов дебитором в будущий период времени и представляет собой обязательства резидентов Беларуси перед нерезидентами.

Займы, которые были привлечены в 2009 году, для Беларуси в среднем определены на срок около девяти лет, при этом Беларусь имеет отсрочку по погашению кредитов. В связи с этим в 2010 году страна будет выплачивать в основном процентные платежи. Это  расценивается Министерством финансов как комфортные условия для Беларуси.

На  обслуживание госдолга запланировано  увеличение расходов на 36% по сравнению  с 2009 годом.

Но  абсолютная величина бюджетного дефицита, а следовательно, государственного долга, малопоказательна для экономического анализа. Надо знать, какие процессы обслуживает бюджетный дефицит, какие изменения в воспроизводственном цикле он отражает. Кроме того, очень важно измерять изменения государственного долга по отношению к изменениям ВВП.

Как государственный долг и его рост влияют на функционирование экономики?

Обычно  в государственном долге видят  две опасности:

  • возможность банкротства нации;
  • переложение долгового бремени на другие поколения.

Первая  опасность нереальна, поскольку никто не может запретить правительству выполнять свои должностные обязательства по обслуживанию государственного долга. Эти обязательства складываются:

  • из рефинансирования (при наступлении срока погашения государственных облигаций правительство продает новые государственные облигации и использует выручку для выплаты стоимости погашаемых облигаций);
  • взимания налогов (для выплаты процента по долгу и его суммы);
  • выпуска новых денег в обращение.

 

Приведенные данные позволяют сделать вывод о  наличии недостаточно рациональной структуры расходов бюджетных средств. В условиях хронического бюджетного дефицита и отсутствия внешних источников финансирования (за исключением России) отрицательные тенденции в формировании бюджета значительно снижают его позитивное воздействие на решение задач переходного периода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Важнейшей задачей, которая возложена на государство, выступает регулирование экономической  жизни. Для ее решения властям  необходимо достичь сбалансированности экономического развития. Для этого  государство стимулирует экономический  рост, поддерживает определенный уровень занятости, сдерживает инфляцию, обеспечивает устойчивость национальной валюты и положительное сальдо платежного баланса.

За  прошедшие годы достигнуто значительное продвижение  в  построении бюджетной  системы,  отвечающей  современным  требованиям.  Фактически,  она прошла     трансформацию     от     административно-командных механизмов перераспределения всех общественных ресурсов  до  сочетания  построенной  на рыночных принципах налоговой системы и  бюджетных  расходов,  обеспечивающих главным образом функционирование государственной системы социальной  защиты, бюджетных организаций и государственного сектора экономики. Прямые  субсидии негосударственному сектору  играют  незначительную  роль  (следует,  однако, учитывать, что в большей  мере  это  пока  связано  с  замедленными  темпами приватизации    государственного     имущества).     Развивается     система государственных  закупок  на   конкурсной   основе.   Введена   общепринятая классификация доходов и расходов бюджета, а  также источников внутреннего  и  внешнего  финансирования  бюджетного  дефицита  и видов государственного долга.

       Новая бюджетная классификация  легла в основу новой  редакции  Закона

РБ  «О бюджетной системе в РБ», которая  внесла существенные правки в  термины и  определения  бюджетного   законодательства,   конкретизировала   принципы построения бюджетной системы  и  организации  бюджетного  процесса. 

Реформирование бюджетной  и налоговых  систем  является  обязательным условием и основной для проведения эффективной бюджетно-налоговой  политики, которая, тем не менее, имеет свою логику, принципы и методы разработки  [10, с. 24-34].

Беларусь,  как  и  большинство  стран  постсоветского  пространства, выбрала путь постепенных реформ. Первоначальная либерализация  цен  (1992 - 1993гг.) в условиях проинфляционной денежной  политики,  проводимой  с целью недопущения  падения  ВВП,  создала  условия   для   быстрого   роста   цен.

Среднемесячный  темп роста ИПЦ в 1992-1994гг. был  более  30%.  Относительная стабилизация (1995-1996г)  и  ужесточение  денежной  политики  показали  всю слабость нереформируемого реального сектора. В  качестве  приоритетной  цели развития с осени 1996  года  выбирается  рост  ВВП,  стимулируемый  активной кредитной  эмиссией  в выбранные   «точки   роста» - АПК   и   жилищное строительство.  Президент перед равительством  поставил  цель - достигнуть показателей выпуска 1990г. В 1997 - 2000гг. Беларусь  демонстрирует высокие темпы роста ВВП,  который  увеличился  за  эти  годы на  40%.  «Белорусское экономическое чудо» стало  возможным  благодаря  финансовой  помощи  России, списавшей  1  млрд.  рублей  задолженности   за   энергоносители, эмиссии, проеданию  основных  и оборотных  средств предприятий. Неэффективность выбранной модели стала очевидной уже в 2000  году,  когда рост   количественных    показателей    стал    сопровождаться    ухудшением качественных. Упала   рентабельность,    платежеспособность, выросли кредиторская,  дебиторская задолженность   и   количество убыточных предприятий.

Республика  Беларусь и Российская Федерация  являются переходными экономиками, которые находятся на разной стадии трансформации своих основных социальных, экономических и общественных институтов и подсистем. Они используют разную стратегию и тактику для адаптации к требованиям и стандартам международных организаций и тех стран, которые определяют правила обмена на рынках всех форм капитала. Характер преобразований с 1992 по 2003 гг. Беларуси и России продемонстрировал наличие целого ряда универсалий, присущих любой переходной экономике. Наряду с этим, в экономиках этих стран отмечены некоторые черты, присущие только России или только Беларуси. Их наличие определяется, в первую очередь, природой политической системы и особенностями иерархии принятия экономических решений, стартовыми условиями обеих стран, а также степенью подготовленности элит к функционированию в рыночной среде.

Для регулирования  рыночной экономики государство  активно использует инструменты фискальной политики или бюджетно-налоговой политики, которая наряду с его кредитно-денежной политикой обладает огромными возможностями.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика может быть направлена на стимулирование хозяйственной жизни  или на ее ограничение. Она осуществляет через государственные расходы и сбор налогов.

Бюджетно-налоговая  политика является важнейшим элементом  интеграционных переговоров между  Россией и Беларусью. Без согласования основных параметров фискальной политики трудно обеспечить устойчивое развитие экономик обеих стран, особенно если принять во внимание разные стартовые условия, в которых они находятся. Без тесной координации фискальной и монетарной политики невозможно обеспечить успешное функционирование единой валюты. Прежде, чем определить направления реформ в бюджетной и налоговой сферах в обеих странах, этапы и содержание унификации, надо, во-первых, четко представлять себе параметры целевой модели, которую бы хотели получить в результате интеграции правительства Беларуси и России; во-вторых, проанализировать текущее состояние бюджетно-налоговой системы в Республике Беларусь и Российской Федерации.

Список используемых источников

 

 

1 Ивашевский С.Н. Макроэкономика:  учебник.  –  2-е  изд.,  испр.,  доп.  –

М.: Дело, 2002. – 472 с.

2 Макроэкономика: учеб. пособие/ Н.И. Базылев, М.Н. Базылева, С.П. Гурко  и др.;  Под  ред.  Н.И.  Базылева,  С.П.   Гурко.   2-е   изд.,   перераб. - Мн.: БГЭУ,2000. – 214 с.

3 Макроэкономика: учеб. пособие /Т.С.  Алексеенко,  Н.Ю.  Дмитриева,  Л.П. Зенькова и др.; Под ред. Л.П. Зеньковой. – Мн.: Новое знание, 2002. – 244с.

4 Экономическая теория: учеб. пособие / Л.Н, Довыденко. – Мн.: Вышэйшая школа, 2008. – 352с.

5 Экономическая теория: учеб. для студ.высш. учеб. заведений /В.Д. Камаева – 10-е изд., перераб.и доп. – М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2004. - 592 с. 

6 Лемешевский И.М. Макроэкономика (экон. теория, ч.3): учеб. пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004. – 576 с.

7 Налоги Беларуси № 6, 2010

8 Налоги Беларуси № 9, 2010

9 Сорокина Т.В. государственный бюджет, Учеб. пособие. – Мн.: БГЭУ, 2003

10 Белорусский экономический журнал № 2, 2001

11 Национальная экономическая газета № 32, 2002

12 Национальная экономическая газета № 43, 2002

13 Национальная экономическая газета № 54, 2002

14 Макконелл, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы, политика: учб. пособие / К.Р. Макконолл, С.Л. Брю . – В 2 т. – М.: Инфра-М, 2001

15 Бюджетная система Российской Федерации: учеб. / М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: 1999

16 Сайт Министерства статистики и анализа Республики Беларусь

17 Сайт Министерства  финансов Российской Федерации 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Б


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение В

Приложение В

 

Таблица 2 – Динамика производства валового внутреннего продукта за 2008 -2009 гг.

 

Динамика  производства валового внутреннего  продукта характеризуется следующими данными: В текущих ценах, млрд. руб.

В сопоставимых ценах, в % к соответствующему периоду предыдущего года

2008 г. 

I квартал 

26276,1

111,3

II квартал 

30943,4

110,6

I полугодие 

57219,5

110,9

III квартал 

38466,7

111,5

Январь-сентябрь

95686,2

111,2

IV квартал 

34104,6

107,9

Январь-декабрь 

129790,8

110,2

2009 г. 

I квартал 

28337,5

101,1

II квартал 

31845,1

99,6

I полугодие 

60182,6

100,3

III квартал 

39954,4

98,9

Январь-сентябрь

100137,0

99,7

IV квартал 

36652,8

101,8

Январь-декабрь 

136789,8

100,2

Информация о работе Механизм реализации фискальной политики в период перехода к социально-ориентированной рыночной экономике