Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 11:19, курсовая работа
Республика Беларусь быстро входит в состояние финансового и структурного кризиса. Сильный внешний шок торгового и платежного баланса резко изменил макроэкономическое положение страны. Правительство и институты централизованной плановой экономики оказались не готовы к такому развитию событий.
Введение …...……………………………………………………….………3
1 Сущность и механизм регулирования фискальной политики……….5
1.1 Виды бюджетно-налоговой политики ……………………………… 7
1.2 Налоги, как инструмент воздействия на фискальную
политику социально-рыночной экономики ………………………… 9
1.3 Влияние фискальной политики на государственный бюджет ……12
2 Механизм реализации фискальной политики в Российской Федерации ……………………………………………………………..16
2.1 Теория предложения как метод проведения фискальной политики...……………………………………………………………..16
2.2 Проблемы эффективности фискальной политики Российской Федерации …………………………………………………………….18
2.3 Политические проблемы федеративной фискальной политики …..24
3 Особенности механизма реализации фискальной политики
в Республики Беларусь ………………………………….....................26
Заключение…….………………………………………………………….32
Список используемых источников ……………………………………...34
Приложения ………………………………………………………………35
Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны: нарастание бюджетного дефицита приводит к росту государственного долга.
По данным Министерства Финансов Республики Беларусь: валовой внешний долг Беларуси увеличился за 2009 год на 6 млрд. 875,8 млн. долларов США, или 45,4%, и на 1 января 2010 года составил 22 млрд. 29,9 млн. долларов США.
В расчете на душу населения валовой внешний долг на 1 января 2010 года превысил 2,3 тыс. долларов США по сравнению с 1,6 тыс. долларов США на начало 2009 года.
Внешний долг органов госуправления вырос за минувший год на 1 млрд. 326,9 млн. долларов США, или 36,9 %, и составил 4 млрд. 924,1млн. долларов США.
Внешний долг органов денежно-кредитного регулирования за год вырос почти в девять раз и к 1 января 2010 года достиг 3 млрд. 862,6 млн. долларов США.
Задолженность коммерческих банков за 2009 год увеличился на 471,9 млн. долларов США, или 15,3%, и на 1 января 2010 года составила 3 млрд. 553 млн. долларов США.
Внешний долг прочих секторов экономики достиг 8 млрд. 933,2 млн. долларов США, увеличившись за год на 1 млрд. 606,5 млн.долларов США (21,9%).
Прямые инвестиции (Межфирменное кредитование) увеличились за 2009 год на 37,8 млн. долларов США, или 5,35 до 757 млн. долларов США на 1 января 2010 года.
Валовой
внешний долг Беларуси представляет
собой невыплаченную сумму
Займы, которые были привлечены в 2009 году, для Беларуси в среднем определены на срок около девяти лет, при этом Беларусь имеет отсрочку по погашению кредитов. В связи с этим в 2010 году страна будет выплачивать в основном процентные платежи. Это расценивается Министерством финансов как комфортные условия для Беларуси.
На обслуживание госдолга запланировано увеличение расходов на 36% по сравнению с 2009 годом.
Но абсолютная величина бюджетного дефицита, а следовательно, государственного долга, малопоказательна для экономического анализа. Надо знать, какие процессы обслуживает бюджетный дефицит, какие изменения в воспроизводственном цикле он отражает. Кроме того, очень важно измерять изменения государственного долга по отношению к изменениям ВВП.
Как государственный долг и его рост влияют на функционирование экономики?
Обычно в государственном долге видят две опасности:
Первая опасность нереальна, поскольку никто не может запретить правительству выполнять свои должностные обязательства по обслуживанию государственного долга. Эти обязательства складываются:
Приведенные данные позволяют сделать вывод о наличии недостаточно рациональной структуры расходов бюджетных средств. В условиях хронического бюджетного дефицита и отсутствия внешних источников финансирования (за исключением России) отрицательные тенденции в формировании бюджета значительно снижают его позитивное воздействие на решение задач переходного периода.
Заключение
Важнейшей задачей,
которая возложена на государство,
выступает регулирование
За прошедшие годы достигнуто значительное продвижение в построении бюджетной системы, отвечающей современным требованиям. Фактически, она прошла трансформацию от административно-командных механизмов перераспределения всех общественных ресурсов до сочетания построенной на рыночных принципах налоговой системы и бюджетных расходов, обеспечивающих главным образом функционирование государственной системы социальной защиты, бюджетных организаций и государственного сектора экономики. Прямые субсидии негосударственному сектору играют незначительную роль (следует, однако, учитывать, что в большей мере это пока связано с замедленными темпами приватизации государственного имущества). Развивается система государственных закупок на конкурсной основе. Введена общепринятая классификация доходов и расходов бюджета, а также источников внутреннего и внешнего финансирования бюджетного дефицита и видов государственного долга.
Новая бюджетная классификация
легла в основу новой
РБ «О бюджетной системе в РБ», которая внесла существенные правки в термины и определения бюджетного законодательства, конкретизировала принципы построения бюджетной системы и организации бюджетного процесса.
Реформирование бюджетной и налоговых систем является обязательным условием и основной для проведения эффективной бюджетно-налоговой политики, которая, тем не менее, имеет свою логику, принципы и методы разработки [10, с. 24-34].
Беларусь, как и большинство стран постсоветского пространства, выбрала путь постепенных реформ. Первоначальная либерализация цен (1992 - 1993гг.) в условиях проинфляционной денежной политики, проводимой с целью недопущения падения ВВП, создала условия для быстрого роста цен.
Среднемесячный темп роста ИПЦ в 1992-1994гг. был более 30%. Относительная стабилизация (1995-1996г) и ужесточение денежной политики показали всю слабость нереформируемого реального сектора. В качестве приоритетной цели развития с осени 1996 года выбирается рост ВВП, стимулируемый активной кредитной эмиссией в выбранные «точки роста» - АПК и жилищное строительство. Президент перед равительством поставил цель - достигнуть показателей выпуска 1990г. В 1997 - 2000гг. Беларусь демонстрирует высокие темпы роста ВВП, который увеличился за эти годы на 40%. «Белорусское экономическое чудо» стало возможным благодаря финансовой помощи России, списавшей 1 млрд. рублей задолженности за энергоносители, эмиссии, проеданию основных и оборотных средств предприятий. Неэффективность выбранной модели стала очевидной уже в 2000 году, когда рост количественных показателей стал сопровождаться ухудшением качественных. Упала рентабельность, платежеспособность, выросли кредиторская, дебиторская задолженность и количество убыточных предприятий.
Республика Беларусь и Российская Федерация являются переходными экономиками, которые находятся на разной стадии трансформации своих основных социальных, экономических и общественных институтов и подсистем. Они используют разную стратегию и тактику для адаптации к требованиям и стандартам международных организаций и тех стран, которые определяют правила обмена на рынках всех форм капитала. Характер преобразований с 1992 по 2003 гг. Беларуси и России продемонстрировал наличие целого ряда универсалий, присущих любой переходной экономике. Наряду с этим, в экономиках этих стран отмечены некоторые черты, присущие только России или только Беларуси. Их наличие определяется, в первую очередь, природой политической системы и особенностями иерархии принятия экономических решений, стартовыми условиями обеих стран, а также степенью подготовленности элит к функционированию в рыночной среде.
Для регулирования рыночной экономики государство активно использует инструменты фискальной политики или бюджетно-налоговой политики, которая наряду с его кредитно-денежной политикой обладает огромными возможностями.
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика может быть направлена на стимулирование хозяйственной жизни или на ее ограничение. Она осуществляет через государственные расходы и сбор налогов.
Бюджетно-налоговая политика является важнейшим элементом интеграционных переговоров между Россией и Беларусью. Без согласования основных параметров фискальной политики трудно обеспечить устойчивое развитие экономик обеих стран, особенно если принять во внимание разные стартовые условия, в которых они находятся. Без тесной координации фискальной и монетарной политики невозможно обеспечить успешное функционирование единой валюты. Прежде, чем определить направления реформ в бюджетной и налоговой сферах в обеих странах, этапы и содержание унификации, надо, во-первых, четко представлять себе параметры целевой модели, которую бы хотели получить в результате интеграции правительства Беларуси и России; во-вторых, проанализировать текущее состояние бюджетно-налоговой системы в Республике Беларусь и Российской Федерации.
Список используемых источников
1 Ивашевский С.Н. Макроэкономика: учебник. – 2-е изд., испр., доп. –
М.: Дело, 2002. – 472 с.
2 Макроэкономика: учеб. пособие/ Н.И. Базылев, М.Н. Базылева, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. 2-е изд., перераб. - Мн.: БГЭУ,2000. – 214 с.
3 Макроэкономика: учеб. пособие /Т.С. Алексеенко, Н.Ю. Дмитриева, Л.П. Зенькова и др.; Под ред. Л.П. Зеньковой. – Мн.: Новое знание, 2002. – 244с.
4 Экономическая теория: учеб. пособие / Л.Н, Довыденко. – Мн.: Вышэйшая школа, 2008. – 352с.
5 Экономическая теория: учеб. для студ.высш. учеб. заведений /В.Д. Камаева – 10-е изд., перераб.и доп. – М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2004. - 592 с.
6 Лемешевский И.М. Макроэкономика (экон. теория, ч.3): учеб. пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004. – 576 с.
7 Налоги Беларуси № 6, 2010
8 Налоги Беларуси № 9, 2010
9 Сорокина Т.В. государственный бюджет, Учеб. пособие. – Мн.: БГЭУ, 2003
10 Белорусский экономический журнал № 2, 2001
11 Национальная экономическая газета № 32, 2002
12 Национальная экономическая газета № 43, 2002
13 Национальная экономическая газета № 54, 2002
14 Макконелл, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы, политика: учб. пособие / К.Р. Макконолл, С.Л. Брю . – В 2 т. – М.: Инфра-М, 2001
15 Бюджетная система Российской Федерации: учеб. / М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: 1999
16 Сайт Министерства статистики и анализа Республики Беларусь
17 Сайт Министерства
финансов Российской Федерации
Приложение Б
Приложение В
Приложение В
Таблица 2 – Динамика производства валового внутреннего продукта за 2008 -2009 гг.
Динамика производства валового внутреннего продукта характеризуется следующими данными: В текущих ценах, млрд. руб. |
В сопоставимых ценах, в % к соответствующему периоду предыдущего года | ||
2008 г. | |||
I квартал |
26276,1 |
111,3 | |
II квартал |
30943,4 |
110,6 | |
I полугодие |
57219,5 |
110,9 | |
III квартал |
38466,7 |
111,5 | |
Январь-сентябрь |
95686,2 |
111,2 | |
IV квартал |
34104,6 |
107,9 | |
Январь-декабрь |
129790,8 |
110,2 | |
2009 г. | |||
I квартал |
28337,5 |
101,1 | |
II квартал |
31845,1 |
99,6 | |
I полугодие |
60182,6 |
100,3 | |
III квартал |
39954,4 |
98,9 | |
Январь-сентябрь |
100137,0 |
99,7 | |
IV квартал |
36652,8 |
101,8 | |
Январь-декабрь |
136789,8 |
100,2 |