Механизм спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 13:38, курсовая работа

Описание

В условиях рынка действует так называемый закон спроса, суть которого можно выразить следующим образом. При прочих равных условиях величина спроса на товар тем выше ,чем ниже цена этого товара, и наоборот, чем выше цена, тем ниже величина спроса на товар. Действие закона спроса объясняют существованием эффекта дохода и эффекта замещения. 1.При снижение цены на данный товар его покупка становится более выгодна по сравнению с другими товарами.(эффект замещения)2.Если снижение цены на товар, то на туже самую цену его можно купить большее количество-(это эффект дохода)

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Работа.docx

— 173.15 Кб (Скачать документ)

1. Спрос и предложение как экономическая категория.

1.1.Экономическая сущность спроса.

Спрос-это платежеспособная потребность, то есть когда покупатели могут и намерены заплатить за нужные им блага.

   В условиях рынка действует  так называемый  закон спроса, суть которого можно выразить следующим образом. При прочих равных условиях величина спроса на товар тем выше ,чем ниже цена этого товара, и наоборот, чем выше цена, тем ниже величина спроса на товар. Действие закона спроса объясняют существованием эффекта дохода и эффекта замещения. 1.При снижение цены на данный товар его покупка становится более выгодна по сравнению с другими товарами.(эффект замещения)2.Если снижение цены на товар, то на туже самую цену его можно купить большее количество-(это эффект дохода)

     Действие закона спроса ограничено  в следующих случаях:                          1.При ажиотажном спросе, вызванном ожиданием повышения цен;                                   2.Для некоторых редких и дорогих товаров, покупка которых является средством накопления (золото, серебро, драгоценные камни, антикварные изделия,и.т.д)                                                                                                                       3. При переключении спроса на более новые и качественные товары (например, с пишущих машинок- на домашние компьютеры; снижения цены на пишущие машинки не приведёт к повышению спроса на них) .[1,с.114]

     Кривая спроса- график функции спроса отражает обратно  пропорциональную зависимость между ценой и количеством блага ,которое покупатели  хотят и могут приобрести при заданных условиях. 
 
 
 
 
 
 

Рисунок №1 График спроса: Q-количество товаров; P-цена

   Следует различать понятия величина спроса и спрос. Величина спроса (объем спроса) представляет собой количество товара, которое готов приобрести покупатель по конкретной цене, а полный спрос на товар — это готовность потребителя приобрести товар при всевозможных ценах, то есть, функциональная зависимость величины спроса от цены. Изменение величины спроса зависит от ценового фактора — цены, изменение спроса зависит от нескольких факторов : пола, возраста, ожидания потребителей, дохода потребителей, цен на товары-заменители, дополняющие товары, рекламы и др .

    Основные не ценовые факторы влияющие на изменения спроса:                                                                                                 1.Потребительски вкусы. Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменениями моды, будет означать, что спрос возрастёт по каждой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса  и смещение кривой спроса влево. Важно отметить, что технологические изменения в виде появления нового продукта способны привести  к изменению потребительских вкусов. Например появление компакт-дисков привело к сокращению спроса на долгоиграющие пластинки.[2,с.65]                                                                                      2.Число покупателей. Изменение в структуре населения. Например,  увеличение рождаемости  приводит к росту спроса на детские товары; старение населения влечет за собой увеличение спроса на лекарства, предметы ухода за пожилыми людьми.

3.Доход.  Изменения в доходах населения.  Если доходы населения растут, то у покупателей возникает  желание приобретать больше товаров  вне зависимости от цен на  них. Например, растет спрос на  высококачественные одежду и  обувь, товары длительного пользования,  недвижимость и.т.п.

4.Цены на сопряженные товары. Изменение цен на другие товары . К примеру, повышение цен на говядину может привести к росту спроса на продукт-заменитель-свинину и.т.п. [ 1,с.115]

5.Ожидания. Потребительские ожидания относительно  таких факторов, как будущие цены  на товары, наличие товаров и  будущий доход, способны изменить  спрос. Ожидания потребителей  относительно возможности повышения  цен в будущем могут угрожающее повышения цен; равным образом и ожидание увеличения доходов может заставить потребителей меньше ограничивать текущие расходов ведет к сокращению текущего спроса на товары. Первый пример. Когда холода уничтожают значительную часть урожая цитрусовых во Флориде ,у потребителей есть основания считать, что предстоящие нехватки апельсинового сока повысят цену на него. Поэтому они «запасают» апельсиновый сок, скупая его немедленно в необычайно больших количествах. [2,с.66]

1.2. Экономическая сущность  предложения.

     Предложение-это количество товара, которое хотят и могут предложить на рынок продавцы за определенный промежуток времени при всех возможных ценах на этот товаров. 

    Закон предложения состоит в том, что при прочих равных условиях количество предлагаемого продавцами товара тем выше, чем выше цена этого товара, и наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина его предложения.[1,с.115]

На (рис. №2) изображена зависимость между ценой товара и его количеством, которое продавцы готовы предложить на продажу. Движение вдоль кривой предложения  называют изменением величины предложения. 
 
 
 
 
 

Рисунок №2График предложения :P-цена; Q-величина предложения

    Как видно из приведённого  графика, если цена костюма  повысится с 1тыс. до 2 тыс. руб., то количество предлагаемых костюмов  увеличится с 200 до 400 шт. ежедневно.  И наоборот.

     Помимо цены на предложение  оказывают воздействие и неценовые  факторы, среди которых можно  выделить следующие:                                               1.Технология.Совершенствование технологии означает, что открытие новых знаний позволяет более эффективно произвести единицу продукции, то есть  с меньшей затратой ресурсов. При данных ценах на ресурсы снизятся производственные издержки и увеличится предложение. Пример: недавние мощные прорывы в области сверхпроводимости открывают перспективы для передачи электрической энергии почти или вовсе без потерь. В настоящие время при передаче электрической энергии по медным проводам потери ее составляют около 30%. Каково возможное следствие указанного открытия? Существенное предложения целого ряда продуктов, при изготовлении которых затрачивается большое количество электро энергии.                               2.Налоги и дотации. Предприятия рассматривают большинство налогов как издержки производства. Поэтому повышение налогов, скажем, на продажи или на собственность увеличивает издержки производства и  сокращает предложение. Напротив дотации считаются «налогом наоборот». Когда государство субсидирует производство, какого либо товара, оно фактически снижает издержки и увеличивает его предложение.                                               3. Цены на другие товары. Изменение цен на другие товары также способны сместить кривую предложения продукта. Снижение цены на пшеницу может пробудить фермера выращивать и предлагать к продаже большие кукурузы по каждой из возможных цен .И напротив, повышение цены на пшеницу может заставить фермеров сократить производство и предложение кукурузы. Фирма выпускавшая спортивные товары, может сократить предложение баскетбольных мячей ,когда повышается цена на футбольные.4.Ожидания. Ожидания изменений цены продукта в будущем также могут повлиять на желание производителя поставлять продукт на рынок в настоящие время. Фермеры могут задержать вывоз кукурузы текущего урожая на рынок, ожидая повышения цены на нее в будущем. Это вызовет сокращение текущего предложения. Равным образом ожидание  существенного повышения в ближайшем будущем цен на продукцию фирм «Интернэшнл бизнес машинз» может сократить текущее предложение этой  продукции. С другой стороны, во многих отраслях обрабатывающей промышленности ожидание повышения цен способно побудить фирмы увеличить производственные мощности и тем самым вызвать увеличения предложения.                                                                                                                5.Число продавцов. Приданном объеме производства каждой фирмы чем больше число поставщиков, тем больше рыночное предложение. По мере вступления в отрасль большого количества фирм  кривая предложения станет смещатьсяв право. Чем меньше в отрасли количество фирм, тем меньше оказывается рыночное предложение. Это означает что по мере выхода фирм из отрасли кривая предложения будет смещаться в лево.[2,с.70]

    На графике влияние неценовых  факторов на предложение( рис.№3) может быть изображено как сдвиг кривой предложения вправо (рост предложения) или влево (сокращения предложения). В данном случае говорят об изменении предложения. 
 
 
 
 
 

Рисунок №3 Влияние неценовых факторов на предложение: S-Первоначальное предложение; S1- возросшее предложение; S2- уменьшившееся предложение.

[1,с.117]

2. Механизм спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции.

      Рыночные отношения всегда представлены парным отношением «продавец-покупатель». Эти отношения принимают форму взаимосвязей между производством и потреблением. В сфере обмена они проявляются как предложение и спрос.

       Спрос – это количество товаров (услуг), которые покупатели могут приобрести на рынке. Размер спроса зависит от многих факторов: цен товаров; цен товаров-заменителей; денежных доходов покупателей; вкусов и предпочтений людей; потребительских ожиданий. Среди перечисленных факторов наиболее значимыми являются цены товаров и доходы покупателей. При этом в качестве определяющего фактора выступает цена товара.

QD = f(P) – функция спроса по цене.

Данную  функцию можно изобразить в виде графика (рис.  №4).

Рисунок № 4 функция спроса на товар по цене.

     Указанные точки на кривой спроса DD показывают конкретную комбинацию цены и количества товаров. Такую связь называют законом спроса, который гласит, что при прочих равных условиях при понижении цен покупатель приобретает больший объем товара и сокращает закупки при повышении цен на него.

     Факторы спроса по-разному влияют на поведение кривой спроса DD. При изменении цены спрос либо увеличивается, либо сокращается, двигаясь по кривой DD. Влияние других факторов на спрос приводит к смещению кривой. Так, снижение доходов населения приводит к сокращению спроса, в результате кривая DD смещается вниз в положение D1D1, а повышение доходов ведет к повышению спроса, и кривая DD перемещается вверх в положение D2D2 (рис. №5).

Рисунок №5 Функция спроса на товар по доходам.

Предложение – это количество товаров (услуг), которые продавцы могут предложить на рынке. Размер предложения зависит от следующих факторов: цен на товары; цен на товары-заменители; наличия производственных ресурсов; системы налогов и дотаций производителям; количества продавцов. При этом в качестве определяющего фактора выступают цены на предлагаемые товары (рис. 6).

QS = f(P) – функция предложения по цене.

Рисунок №6 Функция предложения по цене.

    Указанные точки на кривой предложения SS показывают конкретную комбинацию цены и количества товаров. Такую связь называют законом предложения, который гласит: если прочие условия остаются неизменными, то при повышении цен на товар продавец увеличивает выпуск и предложение товара и сокращает производство и предложение при их понижении. Другие факторы изменяют предложение, которое характеризуется смещением кривой предложения SS. Так, при повышении налоговых ставок на производителей предложение товара уменьшается, а кривая предложения SS смещается влево – в положение S1S1. Предоставление дотаций ведет к увеличению производства и предложения, а кривая SS смещается вправо – в положение S2S2.

     Если спрос выразить через количество предлагаемых для реализации товаров и через их цену, мы получим кривую спроса, которая отражает строго определенную зависимость: чем ниже цена, тем выше спрос. Рыночный спрос представляет собой совокупный спрос всех покупателей данного товара по данной цене (табл. и рис. 7).

Рисунок №7 Спрос и предложение на кофе.

    Представленные в таблице и на графике зависимости демонстрируют, что при повышении цены на товар спрос на него падает, а предложение возрастает. Если кривая DD является кривой спроса, а SS – кривая предложения, то при наложении кривой спроса на кривую предложения можно определить рыночное равновесие, которое происходит в точке Е при пересечении кривых DD и 55. Цена в точке Е называется равновесной. В этой точке между спросом и предложением устанавливается рыночное равновесие.

    Отсюда следует, что при свободной конкуренции рыночный механизм с помощью колебания цен и изменения количества предлагаемого товара устанавливает соответствие между спросом и предложением. В этом случае рынок становится равновесным.[3, c.8]

3.Эластичность спроса и предложения.

     Мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.

Информация о работе Механизм спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции