Типы рынков в условиях несовершенной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2011 в 22:37, курсовая работа

Описание

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение сущности, механизма деятельности, функций рынка.

В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1). Определить следующие понятия: рынок, функции рынка, рыночная экономика, структура рынка, инфраструктура рынка, преимущества рынка, недостатки («провалы» или «фиаско») рынка.

2). Раскрыть содержание функций рынка, показать преимущества рыночной экономики в использовании ограниченных ресурсов на основе анализа функций рынка.

3). Определить критерии классификации видов рынков. Дать обоснование критериям их классификации.

4). Провести сравнительный анализ рынков совершенной и несовершенной конкуренции по критериям: количество участников, тип продукта, тип конкурентной борьбы, условия вхождения и выхода из отрасли, доступность информации.

Содержание

Введение

Глава 1. Рыночный механизм и его функции

1.1 Сущность рынка. Условия возникновения рынка

1.2 Функции рынка

1.3 Рыночная экономика

1.4 Структура рынка. Инфраструктура рынка

Глава 2. Типология рынков. Конкуренция и монополия в рыночном механизме

2.1 Виды рынков

2.2 Рынок совершенной конкуренции

2.3 Рынок чистой монополии

2.4 Рынок монополистической конкуренции

2.5 Рынок олигополии

Глава 3. Эффективность и фиаско рынка

3.1 Эффективность конкурентных рынков

3.2 Фиаско рынка

3.3 Роль государства в формировании рыночной инфраструктуры

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Работа состоит из  1 файл

готовая.docx

— 69.76 Кб (Скачать документ)

 
 
МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 
 
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования 
"РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ" 
КАЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) 
 
Кафедра мировой экономики
 
 
 

Шифр  У-00111 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
по дисциплине "Экономическая теория" 
на тему: 
"
Типы рынков в условиях несовершенной конкуренции
 
 
 

Выполнена студентом(кой) 1 курса ____ группы  
дневной (заочной) формы обучения 
специальности __________________ 
Халитова Диана Айдаровна  
 
Руководитель 
к.э.н., доц. Осипов А.В.
 
 

 
 
Отметка о допуске (недопуске) к защите ______________  
 
 
 

Казань  2011 г.

Введение

Глава 1. Рыночный механизм и его функции

1.1 Сущность рынка.  Условия возникновения рынка

1.2 Функции рынка

1.3 Рыночная экономика

1.4 Структура  рынка. Инфраструктура рынка

Глава 2. Типология  рынков. Конкуренция и монополия  в рыночном механизме

2.1 Виды рынков

2.2 Рынок совершенной  конкуренции

2.3 Рынок чистой  монополии

2.4 Рынок монополистической  конкуренции

2.5 Рынок олигополии

Глава 3. Эффективность  и фиаско рынка

3.1 Эффективность  конкурентных рынков

3.2 Фиаско рынка

3.3 Роль государства  в формировании рыночной инфраструктуры

Заключение

Список использованной литературы

Приложение  
 
 
 
 
 

Введение

Современная экономика - это постоянное движение массовых товаров, денег и доходов, перемещающихся навстречу друг другу. Товары производятся и доставляются в самые отдаленные точки, где люди способны противопоставить им либо другие товары, либо денежные доходы, получение от продажи своих товаров. Эти потоки перемещаются навстречу  друг другу с целью взаимного  обмена. Если их количественные и качественные параметры совпадают и соответствуют  потребностям людей, их обмен состоится. Одни участники процесса обмена получат  необходимые им товары, а другие - денежный эквивалент этих товаров.

Понятие рынка, являясь одним из ключевых понятий  экономики, в общих чертах известно любому человеку, осуществляющему какие-либо покупки. В тоже время понятие  рынка многопланово и разнообразно. Происходящие здесь изменения интересуют и затрагивают огромное количество людей, в том числе и таких, кому, казалось бы, нечего искать и терять в этой сложной системе.

Целью настоящей  курсовой работы является рассмотрение сущности, механизма деятельности, функций рынка.

В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1). Определить следующие понятия: рынок, функции рынка, рыночная экономика, структура рынка, инфраструктура рынка, преимущества рынка, недостатки («провалы» или «фиаско») рынка.

2). Раскрыть содержание  функций рынка, показать преимущества  рыночной экономики в использовании  ограниченных ресурсов на основе  анализа функций рынка.

3). Определить  критерии классификации видов  рынков. Дать обоснование критериям  их классификации. 

4). Провести сравнительный  анализ рынков совершенной и  несовершенной конкуренции по  критериям: количество участников, тип продукта, тип конкурентной  борьбы, условия вхождения и выхода  из отрасли, доступность информации.

Объектом исследования являются рынок и его виды.

Предметом исследования является механизм деятельности различных  видов рынка.

Структура исследования определена его целью и задачами.

Работа состоит  из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Теоретическую и методологическую основу данной работы составляют сборники научных трудов ученых и практиков.

Вопросы функционирования различных видов рынка отражены в работах таких отечественных  авторов, как Б.А. Райзберг, Валовой Д.В., Джуха В.М., Панфилова Е.А., проф. Чепурин М.Н., проф. Киселёва Е. А., Нуреев Р. М., Л.Лозовский, Е.Стародубцева и многих других.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Рыночный механизм  и его функции

1.1 Сущность рынка.  Условия возникновения  рынка. 

Рынок - одно из достижений человеческой цивилизации. Рынок возник более 6 тыс. лет назад  и прошел длительный путь развития - от простейших форм к сложным. Привести краткое и однозначное определение рыночной системы сложно, прежде всего, потому, что это не застывшее, раз и навсегда данное явление, а процесс эволюции экономических отношений людей по поводу производства, обмена и распределения продуктов труда и ресурсов, поступающих в индивидуальное и производственное потребление.

Категория «рынок»  в экономической теории имеет  широкую и узкую трактовку. В  широком смысле рынок определяется как особый способ организации экономических  отношений и поэтому отождествляется  многими авторами с рыночной экономикой "рынок - это экономические отношения, связанные с обменом товаров  и услуг, в результате которых  формируются прос, предложение и цена Б.Райзберг, Л.Лозовский, Е.Стародубцева.

В узком смысле рынок - это институт, обеспечивающий взаимодействие производителей и потребителей: "место купли-продажи товаров  и услуг, заключения торговых сделок.

На заре цивилизации, с первого общественного разделения труда - отделения пастушеских племен от земледельческих - люди начали обмениваться результатами своей деятельности. В  период разложения первобытнообщинного  строя обмен между общинами становится регулярным и приобретает форму  товарного обмена. Возникают и  развиваются товарно-денежные отношения, обусловленные двумя предпосылками: общественным разделением труда  и обособленностью производителей. Общественное разделение труда - постоянно  развивающийся процесс. Всякое его  углубление приводит к возникновению  новых отраслей, а, значит, к расширению многообразия потребностей и способов их удовлетворения. Параллельно развивается  обмен результатами хозяйственной  деятельности. Однако для возникновения  товарно-денежных отношений одного общественного разделения труда  мало. Продукты труда становятся товарами только тогда, когда они производятся независимыми, самостоятельными, обособленными  друг от друга производителями. Экономическая  обособленность означает, что решение  о производстве того или иного  товара принимает сам производитель, руководствуясь собственным видением, опытом и навыками. В принятии такого решения ему никто не мешает. Однако результат производства признается обществом только на рынке. Значит, начиная процесс производства, производитель уже в определенной степени зависит от рынка, ориентируясь на него, изучая конъюнктуру и другие факторы спроса.

Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда. Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определенного  вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда.

     Не  менее важным условием возникновения  рынка является специализация. Специализация- форма общественного разделения труда как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса. В промышленности различают три основные формы специализации: предметную (например, автомобильные, тракторные заводы), подетальную (например, завод шарикоподшипников), технологическую -- стадийную (например, прядильная фабрика). Специализация в настоящее время достигла такой степени, что окружающие нас предметы уже, как правило, невозможно произвести в одиночку. Необходимость в постоянном обмене плодами специализированного труда определяет сегодня характер взаимоотношений людей в обществе.

     Важной  причиной возникновения рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека. Даже самый  способный человек может произвести лишь небольшое количество благ.

     Причиной  формирования рынка является и экономическая  обособленность товаропроизводителей, чтобы они могли свободно распоряжаться результатами своего труда. Благами обмениваются полностью независимые, автономные в принятии хозяйственных решений производители. Экономическая обособленность означает, что только сам производитель решает, какую продукцию выпускать, как ее производить, кому и где продавать. Адекватным правовым режимом состоянию экономической обособленности является режим частной собственности. Обмен продуктами человеческого труда в первую очередь предполагает наличие частной собственности. С развитием частной собственности развивалось и рыночное хозяйство. Наиболее высокого уровня частная собственность и рыночные отношения достигли при капитализме. Объекты частной собственности многообразны. Они создаются и приумножаются за счет предпринимательской деятельности, доходов от ведения собственного хозяйства, доходов от средств, вложенных в кредитные учреждения, акции и другие ценные бумаги.

     В дальнейшем обособленность товаропроизводителей начала распространяться на коллективную и другие формы собственности. Возникли кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные и смешанные предприятия.

     Кроме того, причина становления рынка  кроется и в возможности (свободе) для каждого экономического субъекта обеспечивать свои интересы. Рынок  предполагает свободу конкурентного  поведения, свободу хозяйствования, защиту интересов конкретного товаропроизводителя. Внерыночное регулирование хозяйства  неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений. 
 

1.2 Функции рынка

     Современный высокоразвитый рынок оказывает  огромное воздействие на все стороны  хозяйственной жизни, выполняя следующие  основные взаимосвязанные функции:

1) Самая важная  функция рынка - регулирующая. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Растет цена - сигнал к расширению производства, падает - сигнал к сокращению. В современных условиях экономика управляется не только "невидимой рукой", о которой писал еще А.Смит, но и государственными рычагами. Однако регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность экономики. Рынок выступает регулятором производства, спроса и предложения. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения он устанавливает необходимые воспроизводственные пропорции в экономике.

2) Ценообразующая функция рынка возникает при столкновении товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складываются цены на товары и услуги.

3) Стимулирующая  функция осуществляется с помощью  рыночных цен. В данном случае  стимулируется эффектвность экономики. Цены “вознаграждают” дополнительной прибылью тех, кто производит товары, наиболее нужные потребителям, кто совершенствует производство, увеличивает производительность, снижает издержки. Посредством цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента товаров и услуг.

4) Информирующая  функция рынка. Рынок представляет  собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим  субъектам. Сложившиеся цены "сообщают" бизнесменам о состоянии экономики.  В частности, через конкретный разброс цен (скажем на чай, кофе и какао), через их падение и рост деловые люди узнают о размерах производства продукции, о насыщенности рынка товарами, об ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются, о запросах потребителей и т. д. Наличие информации позволяет каждой фирме сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

Информация о работе Типы рынков в условиях несовершенной конкуренции