Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:22, реферат
Современный этап функционирования мировой экономики характеризуется стиранием границ между государствами при формировании единого глобального рынка. Россия станет полноправным участником глобального рынка лишь после вступления во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). Вступление России в ВТО принесет для российских предприятий не только доступ к новым рынкам, сбыта, но и ужесточение конкуренции с западными компаниями на отечественном рынке.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3-4
Глава 1.Теоретические основы формирования стратегии выхода на внешний рынок…………………………………………………………………………...5-13
Глава 2. Экономико-организационная сущность стратегии выхода на внешний рынок малого предприятия…………………………………………..14
2.1 Место и роль стратегии выхода на внешний рынок малых предприятий…………………………………………………………………..14-21
2.2 Методика формирования стратегии выхода на внешний рынок малого предприятия ……………………………………………………………….…21-31
Глава 3. Оценка эффективности стратегии выхода на внешний рынок малого предприятия…………………………………………………………………..32-33
Заключение…………………………………………………………………...34-35
Библиографический список…………………………………………………36-37
Введение
Современный этап функционирования мировой экономики характеризуется стиранием границ между государствами при формировании единого глобального рынка. Россия станет полноправным участником глобального рынка лишь после вступления во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). Вступление России в ВТО принесет для российских предприятий не только доступ к новым рынкам, сбыта, но и ужесточение конкуренции с западными компаниями на отечественном рынке.
При этом большинство российских предприятий в настоящее время не готово к ведению конкурентной борьбы в глобальной экономике. В связи с этим все большую актуальность приобретает вопрос: как обеспечить конкурентоспособность отечественных предпринимательских структур в глобальной экономике.
Обычно предприятия, занимающиеся международной предпринимательской деятельностью (деятельностью, выходящей за рамки родной страны), представляют собой крупные корпорации. Однако малые и средние предпринимательские структуры все активнее участвуют в международной предпринимательской деятельности. Такое участие включает любые виды деятельности, предполагающие пересечение государственных границ (от экспорта и импорта до полномасштабного производства за рубежом). Это дает возможности малым и средним предпринимательским структурам за счет специализации и гибкости повышать свою конкурентоспособность и приобретать долю мирового рынка.
Структурно разработка международной стратегии малой предпринимательской структуры мало отличается от ее аналогов, действующих внутри страны, за исключением того, что разработка стратегий с учетом особенностей международной среды вносит большую степень неопределенности и, следовательно, требует более тщательного стратегического анализа и планирования.
Международный бизнес включает в себя все элементы деловой активности внутри страны, с которыми сталкивается менеджер при формировании стратегии, - социальные, правовые, культурные и экономические факторы. Однако в национальной экономике многие из этих факторов относительно стабильны (единый язык, относительно гомогенная культура и соответствующая инфраструктура). В то же время в международном бизнесе существует много факторов, которые сильно различаются между странами.
Формирование и реализация стратегии выхода на внешний рынок позволит предпринимательским структурам обеспечить долгосрочные конкурентные преимущества в глобальной экономике.
Большинство работ современной теории конкуренции описывает пути достижения конкурентных преимуществ на уровне подотраслей, отраслей и экономики страны в целом. При этом не освещены наиболее актуальные для российской экономики проблемы формирования конкурентных преимуществ на уровне основного звена экономики — предпринимательских структур.
Следовательно, появляется объективная необходимость в разработке эффективных управленческих методик повышения конкурентоспособности российских предпринимательских структур на внешнем рынке.
В научной литературе к процессу формирования международных стратегий существуют различные подходы, отражающие изменения среды функционирования, экономики отрасли и страны развития научной мысли.
Глава 1. Теоретические основы формирования стратегии выхода на внешний рынок
Для подавляющего большинства российских предпринимательских структур, только делающих первые шаги на внешнем рынке, важно определить те конкурентные преимущества, которые позволят разработать конкурентную стратегию предприятия для успешного его функционирования в рыночной среде.
Любая стратегия выхода на международный рынок предпринимательских структур ставит своей целью вторжение на рынок, увеличение занимаемой доли рынка, извлечение прибыли с занятой доли рынка.
Разработка конкурентной стратегии решает основную задачу стратегического планирования - выработку и реализацию стратегии СЗХ(стратегические зоны хозяйствования), позволяющей создать или усилить, а затем эксплуатировать ее конкурентное преимущество. Используя различные стратегии конкурентной борьбы, подкрепленные системой стратегических, оперативных и тактических решений по ведению международной предпринимательской деятельности, практически любая компания (крупного, среднего и малого бизнеса) имеет возможность найти собственное рыночное место в международной конкурентной среде, где возможно использование доступного ей конкурентного преимущества. Смена стадий жизненного цикла любой предпринимательской структуры предполагает принятие решений, которые, могут изменить все аспекты деятельности предприятия от отраслевой принадлежности до организационной структуры, чтобы обеспечить ее выживание.
Важным этапом анализа конкурентных стратегий является их классификация. Ниже приведен обзор основных классификаций конкурентных стратегий и анализ возможности их применения для формирования стратегий интернационализации субъектов малого предпринимательства.
Классификация М.Портера базируется на понятии конкурентного преимущества предприятия в отрасли. Он выделяет два основных вида конкурентного преимущества[1]: конкурентное преимущество на основе более низких издержек; конкурентное преимущество на основе дифференциации. Низкие издержки отражают способность предприятия разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем конкуренты. Дифференциация - это способность обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде нового качества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания. Оба типа конкурентного преимущества позволяют предприятию извлекать прибыль, большую, чем у конкурентов. Вторым признаком классификации является сфера конкуренции, или широта цели, на которую ориентируется предприятие в пределах своей отрасли (количество разновидностей товара, каналов сбыта и т.д.).
По этим двум признакам определяется понятие типовых (базовых) конкурентных стратегий (табл.), фундаментально отличающихся друг от друга и представляющих собой концепции того, как надлежит конкурировать и добиваться успеха в конкуренции.
Типовые стратегии по Портеру
Конкурентное преимущество / Сфера конкуренции | Снижение издержек | Дифференциация |
Широкая цель | Лидерство за счет экономии на издержках | Дифференциация |
Узкая цель | Сосредоточение на издержках | Сфокусированная дифференциация |
31
Это стратегии:
• лидерство за счет экономии на издержках;
• сосредоточение на издержках;
• дифференциация;
• сфокусированная дифференциация.
Стратегия лидерства за счет экономии на издержках опирается на производительность и обычно связана с существованием эффекта опыта. Она подразумевает тщательный контроль за постоянными расходами, инвестиции в производство, тщательную проработку новых товаров, пониженные сбытовые и рекламные издержки. Цель стратегии дифференциации - придание товару отличительных свойств, которые важны для покупателя и которые отличают его от предложений конкурентов. Предприятие стремится создать ситуацию монополистической конкуренции, в которой оно благодаря своим отличительным особенностям обладает значительной рыночной силой. Суть стратегии предприятия, ориентированного на узкую цель состоит в стремлении в пределах выбранного сегмента либо достичь преимуществ в снижении издержек, либо усилить дифференциацию своей продукции, пытаясь выделиться среди других компаний, действующих в отрасли. Таким образом, оно может добиться конкурентных преимуществ, концентрируя внимание на отдельных сегментах рынка.
В стремлении адаптировать свою известную матрицу базовых стратегий для международных компаний М. Портер[2] предложил следующую производную матрицу.
Матрица базовых стратегий для международных компаний
Целевые сегменты в отрасли | Широкие | Глобальное лидерство по издержкам Глобальная дифференциация
| Защищенные рынки |
Узкие |
Глобальное фокусирование |
Учет местных условий | |
| Глобальная | Ориентация на страну | |
|
Стратегия |
Следует отметить, что базовые стратегии М. Портера изначально предназначались для крупного бизнеса. Однако для малых предприятий использование типа конкурентного преимущества в качестве классификационного признака выделения стратегий интернационализации представляется заслуживающим внимания.
Русский теоретик конкуренции Л.Г. Раменский классифицировал тип стратегии конкурентной борьбы по следующим признакам:
- уровень стандартизации выпускаемой продукции (стандартные или
специализированные товары);
- масштабность хозяйственной деятельности (размер предприятия);
- реакция на требования рынка (приспособленческое поведение или направленность на изменение рынка).
Раменский[3] определяет следующие типы конкурентных стратегий:
• виолентная (силовая);
• патиентная (нишевая);
• эксплерентная (пионерская);
• коммутантная (приспособленческая).
Виолентная стратегия характерна для крупных предприятий, действующих в сфере крупномасштабного стандартного производства товаров и услуг. Патиентная стратегия может быть при определенных условиях успешно реализована предприятиями любых размеров, ставших на путь узкой специализации или дифференциации. Эксплерентная стратегия характерна для предприятий средних и малых размеров и связана с созданием новых или радикальным преобразованием старых сегментов рынка. Коммутантная стратегия является оптимальной для малых предприятий, выпускающих стандартную продукцию в малых объемах и адаптирующихся к особым запросам рынка.
Классификация конкурентных стратегий по указанным признакам приведена в таблице.
Классификация конкурентных стратегий по Л.Г. Раменскому
Классификационные признаки предприятия | Конкурентные стратегии | ||||
| виолентная | патиентная | эксплерентная | коммутантная | |
Уровень стандартизации выпускаемой продукции | Стандартные (обычные, распространенные на рынке) товары | Специализированные (редко встречающиеся на рынке) товары | Специализированные (редко встречающиеся на рынке) товары | Стандартные (обычные, распространенные на рынке) товары | |
Масштаб хозяйственной деятельности | Крупномасштабный (крупные предприятия) | Крупномасштабный (крупные предприятия)
Среднемасштабный (средние предприятия)
Мелкомасштабный (мелкие предприятия) |
Среднемас-штабный (средние предприятия) Мелкомасштабный (мелкие предприятия) |
Мелкомасштабный (мелкие предприятия) | |
| |||||
Реакция на требования рынка | Изменяющие запросы рынка | Адаптирующиеся (приспосабливающиеся) к запросам рынка | Изменяющие запросы рынка | Адаптирующиеся (приспосабливающиеся) к запросам рынка |
Информация о работе Методика формирования стратегии выхода на внешний рынок малого предприятия