Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:22, реферат
Современный этап функционирования мировой экономики характеризуется стиранием границ между государствами при формировании единого глобального рынка. Россия станет полноправным участником глобального рынка лишь после вступления во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). Вступление России в ВТО принесет для российских предприятий не только доступ к новым рынкам, сбыта, но и ужесточение конкуренции с западными компаниями на отечественном рынке.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3-4
Глава 1.Теоретические основы формирования стратегии выхода на внешний рынок…………………………………………………………………………...5-13
Глава 2. Экономико-организационная сущность стратегии выхода на внешний рынок малого предприятия…………………………………………..14
2.1 Место и роль стратегии выхода на внешний рынок малых предприятий…………………………………………………………………..14-21
2.2 Методика формирования стратегии выхода на внешний рынок малого предприятия ……………………………………………………………….…21-31
Глава 3. Оценка эффективности стратегии выхода на внешний рынок малого предприятия…………………………………………………………………..32-33
Заключение…………………………………………………………………...34-35
Библиографический список…………………………………………………36-37
2. Политико-правовые предпосылки, связанные политической стабильностью, льготным налогообложением и лояльным законодательством по отношению к зарубежным фирмам.
3. Географические и климатические предпосылки, связанные с наличием богатых месторождений природных ресурсов для производства продукции предприятия, удачным географическим положением.
4. Экологические предпосылки, связанные с низкими экологическими требованиями к продукции, производимой предприятием.
5. Культурные предпосылки, связанные со схожестью культур рынка страны, предполагаемого к освоению, и внутреннего национального рынка предприятия (Продукция предприятия, предлагаемая на внутреннем рынке, не требует значительной адаптации при выводе ее на зарубежный рынок).
6. Инфраструктурные предпосылки, связанные с развитой отраслевой инфраструктурой и хорошо отлаженным таможенным процессом со страной, рынок которой предприятие выбирает для освоения.
7. Технологические предпосылки, связанные со стремление получить ценное «ноу-хау» или доступ к новой технологии.
При этом основными предпосылками выбора странового рынка для малой предпринимательской структуры являются: растущий ненасыщенный рынок, культурные и технологические предпосылки.
Анализ микросереды предполагает отраслевой и конкурентный анализ.
Внутренний анализ.
Объективная оценка собственных сильных и слабых сторон - также составная часть SWOT-анализа. Здесь обычно оцениваются следующие характеристики предприятия:
- качество и привлекательность для клиентов продукции и услуг;
- научно-технический (инновационный) потенциал;
- авторитет торговой марки; маркетинг;
- производственный потенциал; преимущества масштаба производства;
- финансовые возможности;
- персонал - наличие управляющих, способных правильно понимать международную экономическую ситуацию.
Для оценки сильных и слабых сторон компании может использоваться предложенная М. Портером концепция цепочки ценностей. Развивая свою модель международной стратегии, М. Портер объединил концепции цепочки ценностей и базовых международных стратегий. Концепция цепочки ценностей трактует поведение международной компании как набор разных, но взаимосвязанных видов деятельности. Чтобы достигнуть международного конкурентного преимущества, предприятие должно определить, какие виды деятельности, в какой стране оно будет осуществлять.
Используя анализ цепочки ценностей, менеджеры международного предприятия должны:
- выбирать стратегию в зависимости от сегмента цепочки ценностей, в котором компания конкурирует;
- соизмерять способность компании влиять на ценовые характеристики с аналогичными возможностями контрагентов в принимающей стране.
Анализ внутренней среды малой предпринимательской структуры в силу ограниченных ресурсов сводится, как правило, к изучению лишь таких элементов как производство, финансы, маркетинг.
Переформулирование миссии и целей.
Уточненная миссия является основой при разработке стратегии выхода на внешний рынок и оперирования на нем. При этом важно, чтобы
решения по интернационализации предпринимательской деятельности и стратегические цели, применительно к выходу предприятия на зарубежный рынок, не противоречили миссии предприятия.
Исходя из мотивов и предпосылок интернационализации, малые предпринимательские структуры могут ставить следующие стратегические цели интернационализации:
- рост доли рынка;
- доступ к технологии и ноу-хау;
- использование благоприятных политических и правовых условий. Очевидно, что цели, формулируемые менеджерами международной
предпринимательской структуры в результате стратегического анализа, должны быть измеримыми, достижимыми и ограниченными во времени (то есть отвечать на вопросы: сколько, как и когда).
Стратегии интернационализации зависят не только от целей, но и от культуры, философии и видения предприятия.
Формирование портфеля стратегий.
Следуя общей модели стратегического управления, менеджеры формулируют стратегию, отражающую цели интернационализации предприятия, которые, в свою очередь, вытекают из его миссии, в соответствии с результатами анализа внешней и внутренней среды. Разработка международной стратегии должна дать ответ на вопрос, в каких видах бизнеса предприятие участвует в той или иной стране, как собирается конкурировать в избранных стратегических зонах хозяйствования, каковы масштабы и сроки международной экспансии, как будет осуществляться управление отдельными функциями.
В результате формирования международной стратегии малой предпринимательской структуры определяется:
1. Стратегические зоны хозяйствования (СЗХ), которые представляют потенциал развития малой предпринимательской структуры.
2. Стратегию поведения малой предпринимательской структуры в каждой из этих СЗХ.
3. Ключевые компетенции малой предпринимательской структуры в каждой СЗХ, которые обеспечивают ей конкурентные преимущества.
Применительно к малому предприятию в качестве СЗХ предлагается рассматривать однородную группу потребителей, приобретающих однородную продукцию. Таким образом, стратегический выбор должен осуществляться в разрезе выделенных СЗХ.
Для выбора варианта международной стратегии, обеспечивающей конкурентное преимущество, необходимо оценить совпадение КФУ отрасли и рынка и ключевые компетенции предприятия, т.е. то, что предприятие делает лучше всего и лучше своих конкурентов. Согласно М. Портеру устойчивое конкурентное преимущество у предприятия возникает, когда ее ключевые компетенции совпадают с ключевыми факторами успеха отрасли и тех рынков, на которых конкурирует предпринимательская структура.
Для проведения анализа на предмет совпадения ключевых компетенций предприятия с ключевыми факторами успеха и проводится отраслевой анализ и страновый анализ, а также сегментация отрасли и рынка на меньшие подгруппы с целью выделения СЗХ.
Обобщенный итог анализа внешней среды - ключевые факторы успеха, а внутренней - ключевые компетенции. Ключевые компетенции (КК) формулируются на основе оценки сильных и слабых сторон предприятия. Их можно считать труднокопируемыми конкурентными преимуществами. Ключевые факторы успеха формулируются после всестороннего анализа внешней среды. КФУ представляют собой наборы навыков и ресурсов, которые в наибольшей степени влияют на позиционные преимущества и показатели функционирования для конкретного рынка. Это то, что в первую очередь ценят потребители на определенном рынке, то, что определяет успех или неуспех предприятия.
31
Этапы формирования международной стратегии малых предпринимательских структур[10]
Этап | Особенности для МП | Инструменты и методы | Результат |
Анализ текущего состояния предприятия | По ограниченной номенклатуре показателей | Экономический анализ | Мотивы и предпосылки интернационализации |
Анализ внешней среды: - анализ макросреды - анализ микросреды | Ограничивается растущими ненасыщенными зарубежными рынками Ограничивается следующими элементами: потребители, поставщики, конкуренты | SWOT-анализ; «5 сил конкуренции» Портера | Страновые рынки Ключевые факторы успеха |
Анализ внутренней среды | Ограничивается анализом таких элементов как производство, финансы, маркетинг | SWOT-анализ; цепочка ценностей Портера | Ключевые компетенции и конкурентные преимущества |
Переформулирование миссии и целей | Идентификация потребителей, определение способа удовлетворения их потребностей, определение реализуемых технологий, определение территориальных границ | Системный анализ | Цели интернационализации |
Формирование портфеля стратегий | Компактная система стратегий, адаптивные стратегические альтернативы | Продуктово-рыночная матрица; типовые конкурентные стратегии | Международная стратегия |
Реализация стратегии | Высокая периодичность пересмотра и корректировки | Разработка планов и бюджетов | Планы и бюджеты реализации международной стратегии |
На стадии реализации выбранной стратегии определяются тактические цели и планы.[11] Разработка тактических решений имеет особое значение, например, в случае зарубежного приобретения, когда многие проблемы выявляются только после совершения акта покупки предприятия за рубежом.
Этап реализации стратегии включает в себя следующие виды деятельности:
- разработку системы контроля над осуществлением стратегических решений;
- оценку имеющихся трудовых и управленческих ресурсов;
- выбор подходящей маркетинговой стратегии;
- принятие решений относительно привлекаемых финансовых ресурсов.
Глава 3. Оценка эффективности стратегии выхода на внешний рынок малого предприятия
Для оценки эффективности реализации стратегии выхода на внешний рынок возможно использование количественных и качественных показателей. Количественные показатели отражают в основном текущую оценку и фиксируют параметры внешнеэкономической деятельности на определенный момент времени. Для количественной оценки используются показатели рентабельности экспорта, показатели прибыльности на рубль экспортного оборота и др.
Качественные показатели позволяют провести стратегическую оценку, определяющую будущие достижения предприятия на внешних рынках на основе внутренней и внешней информации. Этот уровень оценки всецело увязан с международной стратегией предприятия. Качественные показатели являются ключевыми факторами успеха
Для оценки варианта международной стратегии, необходимо оценить совпадение ключевых факторов успеха (КФУ) отрасли и рынка и ключевые компетенции (КК) предприятия, т.е. то, что предприятие делает лучше всего и лучше своих конкурентов. Устойчивое конкурентное преимущество у предприятия возникает, когда его ключевые компетенции совпадают с ключевыми факторами успеха отрасли и тех рынков, на которых конкурирует предпринимательская структура.
С целью проведения анализа на предмет совпадения ключевых компетенций предпринимательской структуры с ключевыми факторами успеха для всех рынков предлагается использовать вероятностную модель.
Основой механизма формирования стратегии выхода на внешний рынок малой предпринимательской структуры является значимость конкурентных преимуществ предприятия для различных групп клиентов.
При разработке стратегии выхода на внешний рынок используются: метод экспертных оценок, матричные методы, отраслевой анализ, SWOT- анализ.
В качестве параметров оценки стратегии выхода на внешний рынок предлагается использовать ключевые факторы успеха для каждого направления и отличительные компетенции предпринимательской структуры.
При разработке окончательного варианта стратегии учитываются: тенденции рынка, предпочтительные направления бизнеса, отличительные компетенции и ключевые факторы успеха; конкурентоспособность предприятия; количественные оценки привлекательности рынков.
31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие мировой экономики в современных условиях характеризуется растущей интернационализацией, благодаря чему у предприятий, своевременно сориентировавшихся на зарубежные рынки, значительно увеличиваются экономические возможности, и наблюдается существенный рост результатов хозяйственной деятельности.
С точки зрения предпринимательской деятельности глобализация ведет к интенсификации и пространственному распространению конкуренции, что вынуждает предприятия разрабатывать международную стратегию, направленную на создание и удержание глобальных конкурентных преимуществ. Основной особенностью формирования международной стратегии является множественность внешней среды предпринимательской деятельности, что усложняет процесс стратегического управления.
Объектом большинства научных разработок в области международного стратегического управления являются крупные корпорации, действующие на глобальных рынках. Выход на внешний рынок малых предпринимательских структур позволяет им за счет специализации, гибкости и адаптивности к условиям изменяющейся внешней среды повысить свою конкурентоспособность.
Международная стратегия субъектов малого предпринимательства имеет отличительные особенности, определяемые спецификой их внешнеэкономической деятельности и методическими особенностями стратегического управления ими. Данные особенности не позволяют использовать без существенной модификации большинство инструментов и методов стратегического управления для формирования международных стратегических альтернатив малых предпринимательских структур.
Методика формирования международной стратегии малой предпринимательской структуры должна, прежде всего, обеспечивать принятие решения о выборе странового рынка и способа выхода и обработки рынка. При этом важнейшую роль в принятии указанных управленческих решений играет анализ внешней и внутренней среды, позволяющий определить ключевые факторы успеха и ключевые компетенции предприятия с целью проведения оценки их совпадения.
31
Библиографический список
1. . Аакер Д. Стратегическое рыночное управление / пер. с англ. под ред. С.Г. Божук. - СПб.: Питер, 2007. - 496 с.
2. Афонин И. В. Управление развитием предприятия: стратегический менеджмент, инновации, инвестиции, цены: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2002. - 380 с.
Информация о работе Методика формирования стратегии выхода на внешний рынок малого предприятия