Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:22, реферат
Современный этап функционирования мировой экономики характеризуется стиранием границ между государствами при формировании единого глобального рынка. Россия станет полноправным участником глобального рынка лишь после вступления во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). Вступление России в ВТО принесет для российских предприятий не только доступ к новым рынкам, сбыта, но и ужесточение конкуренции с западными компаниями на отечественном рынке.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3-4
Глава 1.Теоретические основы формирования стратегии выхода на внешний рынок…………………………………………………………………………...5-13
Глава 2. Экономико-организационная сущность стратегии выхода на внешний рынок малого предприятия…………………………………………..14
2.1 Место и роль стратегии выхода на внешний рынок малых предприятий…………………………………………………………………..14-21
2.2 Методика формирования стратегии выхода на внешний рынок малого предприятия ……………………………………………………………….…21-31
Глава 3. Оценка эффективности стратегии выхода на внешний рынок малого предприятия…………………………………………………………………..32-33
Заключение…………………………………………………………………...34-35
Библиографический список…………………………………………………36-37
Рассматривая предложенную иерархию стратегий, необходимо отметить следующее.
Во-первых, уровни принятия корпоративной и бизнес-стратегии в малых предпринимательских структурах совпадают, позволяя формировать общую стратегию.
Во-вторых, международные конкурентные стратегии малых предпринимательских структур носят адаптивный характер.
В-третьих, применительно к малому предприятию в качестве СЗБ предлагается рассматривать однородную группу потребителей, приобретающих однородную продукцию.
В-четвертых, система международных функциональных стратегий может быть ограничена продуктовой, финансовой и маркетинговой.
Миссия малой предпринимательской структуры является основой при разработке стратегии выхода на внешний рынок, при этом важно, чтобы решение об интернационализации предпринимательской деятельности, стратегические цели интернационализации и методы их достижения не противоречили миссии МП.
Стратегические цели традиционно формулируются в терминах прибыли, отдачи на капитал и т.п. Эти цели также могут также относиться к желаемому географическому распределению деятельности.
Стратегия развития предполагает определение и выбор альтернатив роста малой предпринимательской структуры с точки зрения оперирования на различных зарубежных ранках.
Основные решения о возможном выходе предприятия на зарубежные рынки включают в себя:
• решения, на рынки каких именно стран выходить;
• решения о способе проникновения на зарубежный рынок;
• решения относительно времени и масштабов выхода.
Общая международная стратегия малой предпринимательской структуры представляет собой продуктово-рыночную стратегию. Приняв за основу матрицу И. Ансоффа «Продукт/Рынок»[9] предложим модифицированную продуктово-рыночную матрицу для выбора стратегий интернационализации малой предпринимательской структуры:
Рынки | Зарубежный рынок, схожий с внутренним рынком | Зарубежный рынок, отличающийся от внутреннего рынка |
Продукты | ||
Старые |
Проникновение на рынок и укрепление позиций (1) |
Развитие рынка (3) |
Новые |
Развитие продукта (2) |
Диверсификация (4) |
В матрице рассматриваются два варианта зарубежного рынка:
- зарубежные рынки схожие с внутренним рынком («старый» рынок);
- зарубежный рынок, отличающийся от внутреннего рынка («новый»
рынок).
Оценка степени схожести или различия зарубежного рынка с внутренним рынком производится по группам факторов макро- и микросреды.
Схожесть рассматриваемых зарубежных рынков оценивается как средняя оценка схожести по каждому выделенному фактору с учетом важности каждого фактора.
Для малых предпринимательских структур, начинающих международную деятельность, в качестве стратегии целевых рынков можно рекомендовать выбор зарубежных рынков, схожих с внутренним рынком.
Под старым продуктом понимается существующий продукт, который предприятие уже производит и предлагает на рынке.
Под новым продуктом понимается:
- модификация существующего продукта, связанная с корректировкой его характеристик или приданием ему новых дополнительных свойств;
- принципиально новый продукт, аналогичный производимому ранее, но разработанный «с нуля» с учетом изменений во внешней и внутренней среде.
Таким образом, в соответствии с предложенной продуктово-рыночной матрицей можно сформулировать следующие альтернативные варианты международных стратегий малой предпринимательской структуры:
Стратегия интернационализации | Целесообразность реализации стратегии | Способы реализации | Объем требуемых затрат |
1. Стратегия интенсификации | Предприятие планирует интернационализировать свою деятельность с минимально возможными затратами и достижением максимально быстрой отдачи | Увеличение уровня потребления имеющихся продуктов клиентами; Переманивание клиентов конкурентов; Привлечение новых клиентов, до сих пор не приобретавших похожих продуктов | Низкий |
2. Стратегия развития продукта | Предприятие выводит новый товар на внутренний рынок, при этом расширяя национальные границы деятельности с учетом минимальных затрат | Разработка новых параметров продукта; Разработка нового продукта | Средний |
3. Стратегия развития рынка | Новый зарубежный рынок является более привлекательным по совокупности основных факторов макро- и микросреды | Международная экспансия; Приобретение новых рыночных сегментов | Средний |
4. Стратегия диверсификации | Ситуация в СЗХ предприятия является крайне неблагоприятной для продолжения деятельности | Комбинирование методов расширения продуктов и рынков | Высокий |
В качестве информационной базы для реализации указанных стратегических альтернатив могут рассматриваться мотивы и предпосылки выхода предприятия на внешний рынок.
2.2 Методика формирования стратегии выхода на внешний рынок малого предприятия
Международный стратегический процесс включает в себя следующие этапы:
1. Анализ текущего состояния предприятия.
2. Анализ внешней среды на макроуровне (страна) и микроуровне (отрасль): выявление основных проблем и угроз; выявление ключевых факторов успеха.
3. Анализ внутренней среды предприятия: выявление ключевой компетенции и конкурентных преимуществ; анализ ключевых слабостей.
4. Переформулирование миссии и целей (включая цели интернационализации).
5. Формирование портфеля стратегий (корпоративной стратегии; формулировка бизнес-стратегии и функциональных стратегий).
6. Реализация стратегии.
Рассмотрим более подробно каждый из этапов.
Результатом анализа текущего состояния предприятия является формулирование мотивов и предпосылок интернационализации.
Основными побуждающими мотивами к принятию решения о выходе на зарубежные рынки для большинства предприятий являются как внутрифирменные факторы, так и факторы внутреннего рынка страны базирования предприятия.
Внутрифирменными мотивами выхода на зарубежный рынок являются:
1. Слабая загруженность имеющихся производственных мощностей предприятия. Обусловлен небольшим или снижающимся объемом внутреннего рынка (фактор внутреннего рынка), что побуждает предприятие искать новые зарубежные рынки сбыта или партнеров за рубежом.
2. Субъективное желание руководства предприятия реализовать собственные знания, навыки и желание распространить свой бизнес за рамки внутреннего рынка.
3. Престижность ведения международного бизнеса, так как предприятие, ведущее международную предпринимательскую деятельность, воспринимается деловым сообществом и обществом в целом как более надежный, стабильный и прогрессивный партнер. Стремление приобрести известность экспортера в своей стране обеспечивает благоприятный имидж предприятия.
4. Неудовлетворенность финансовыми результатами ведения хозяйственной деятельности (выручка от реализации, рентабельность, себестоимость продукции, прибыль). Ведение международной предпринимательской деятельности позволяет улучшить финансовое положение за счет экспорта для модернизации производства и обеспечить более высокую рентабельность оборота на зарубежных рынках.
5. Стремление продлить жизненный цикл товаров. Обычно на разных национальных рынках один и тот же продукт может находиться на различных стадиях жизненного цикла. Поскольку каждый производитель стремится максимально полно использовать ресурс своего продукта, то имеет смысл предложить товар, находящийся на завершающей стадии жизненного цикла на внутреннем рынке, на зарубежных рынках.
6. Обладание технологическими ноу-хау производства товара. Наличие у предприятия определенной инновационной технологии производства товара либо товара, обладающего уникальными потребительскими свойствами, является значительным конкурентным преимуществом, что
побуждает предприятие представлять данный товар на зарубежных рынках. Это дает возможность предприятию максимально использовать ресурс инновации и поучать дополнительную прибыль.
7. Наличие свободных средств для инвестирования. Предприятие обладает собственными свободными финансовыми ресурсами или возможностью привлечения заемного капитала.
Мотивами, связанными с факторами внутреннего рынка страны базирования предприятия, являются:
1. Экономические мотивы:
-снижение уровня платежеспособного спроса на внутреннем рынке;
- обострение конкуренции на внутреннем рынке;
- усиление рыночной силы поставщиков на внутреннем рынке вследствие повышения уровня закупочных цен;
- повышение рыночной силы посредников на внутреннем рынке посредством влияния на отпускные цены производителя;
- высокая стоимость трудовых ресурсов на внутреннем рынке;
- слабая инфраструктура сектора, на котором действует предприятие на внутреннем рынке;
- удорожание производственных ресурсов;
- выгодное соотношение курсов национальной и зарубежных валют для экспорта продукции предприятия.
2. Политико-правовые мотивы связаны с неблагоприятной политической ситуацией, фискальной политикой правительства, благоприятствующей освоению внутреннего рынка зарубежными фирмами, жесткие требования антимонопольного законодательства.
3. Экологические мотивы связаны с ужесточением экологических требований на внутреннем рынке применительно к продукции предприятия или способам ее производства.
4. Географические и климатические мотивы связаны с отсутствием или ограничением объема природных ресурсов для производства продукции предприятия, а также с удорожанием производства продукции в результате неблагоприятного климата и географического положения страны.
Следует заметить, что набор мотивов выхода и освоения зарубежных рынков для каждого конкретного предприятия является специфическим. Причиной выхода предприятия на зарубежный рынок может являться даже один из рассмотренных мотивов. Учитывая специфические особенности субъектов малого предпринимательства, основными мотивами их выхода на зарубежный рынок являются: желание собственника-управленца реализовать знания и амбиции, престижность ведения международного бизнеса, обострение конкуренции на внутреннем рынке.
Анализ внешней среды.
С одной стороны, для малой предпринимательской структуры влияние макросреды среды, как правило, очень опосредовано и малые предприятия не имеют достаточно средств для регулярного отслеживания трансформаций макросреды среды. Кроме того малые предприятия достаточно подвижны и гибки, чтобы суметь быстро отреагировать на изменения внешней среды. Поэтому на внутреннем рынке анализ внешней среды, как правило, ограничивается элементами микросреды: потребители, поставщики и конкуренты. Однако фактором, усложняющим стратегическое управление в международном контексте, является множественность внешней среды предпринимательской деятельности (страновых и региональных условий), которую необходимо научить и оценить в процессе формулировки стратегических альтернатив.
Сканирование макросреды международного бизнеса включает в себя оценку различных факторов и их изменений и определение специфического профиля страны, где предприятие ведет или собирается вести внешнеэкономические операции.
Факторы макросреды разделяют на несколько групп:
1. Экономические факторы: конъюнктура рынка, уровень экономического развития, структура ВВП по отраслям,
2. Политико-правовые факторы: политическая стабильность, законодательные ограничения, налоговая политика.
3. Культурные факторы: традиции и обычаи, менталитет, культура потребления, язык, верования.
4. Географические факторы: географическое положение, климатические условия.
5. Социально-демографический фактор: демографическая структура населения, уровень жизни, средний уровень доходов населения, структура расходов населения страны.
6. Экологические факторы: экологические требования страны, уровень загрязненности окружающей среды.
Чтобы оценить деловой климат и деловые риски в различных странах, менеджеры крупных компаний могут использовать специальные методы оценки (например, количественные и качественные методы оценки страновых рисков) или обратиться за соответствующей услугой к внешнему консультанту.
Однако для малых предприятий использование подобных методов невозможно в силу ограниченности их финансовых ресурсов. Для субъектов малого предпринимательства можно рекомендовать начать интернационализацию предпринимательской деятельности с зарубежных рынков, схожих с внутренним.
При этом предпосылками выхода на рынок той или иной страны являются:
1. Экономические предпосылки, связанные с дешевой рабочей силой и доступностью других ресурсов, растущим ненасыщенным рынком продукции предприятия, а также выгодным соотношением курсов национальной валюты и валюты зарубежного рынка.
Информация о работе Методика формирования стратегии выхода на внешний рынок малого предприятия