Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 12:37, лекция
Мировая экономика: структура и основные субъекты.
Международное разделение труда – основа формирования и развития мирового хозяйства.
Всемирное хозяйство и национальная экономика. Классификация стран по уровню социально-экономического развития.
Основные тенденции развития мировой экономики.
Для самостоятельной работы студентам рекомендуется вопрос:
Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства.
США: Не утратили роль лидера в фундаментальной науке (прежде всего за счет научной элиты других стран) и в военно-промышленном комплексе (50% поставок оружия).
Единая Европа и ЕС тем не менее превосходят США. В ЕС проживает 373 млн. человек и общий суммарный ВВП – 8,88 трлн. $. В НАФТА проживает 387 млн. человек, а ВВП – 8,46 трлн. $.
Современную
экономическую картину мира характеризует
ситуация, когда в восточном полушарии
сложилась система
Международная экономическая интеграция. Предпосылки интеграции: со второй половины 20 в. в результате развития ведущих индустриальных стран наблюдается значительный рост объектов мировой торговли товарами и услугами. Кроме того, традиционные торговые отношения между странами стали дополняться различными формами движения факторов производства (капитала, рабочей силы, технологий).
Прибыль начала создаваться не только в рамках национальных границ, но и за рубежом, а это потребовало создания более надежных производственно-сбытовых связей между странами и устранения препятствий на пути международной торговли и движения факторов производства. Вследствие чего возникает экономическая интеграция.
Экономическая интеграция – это процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласовано регулируемый межгосударственными органами.
Интеграционные производства приводят к развитию экономического регионолизма: отдельные группы стран создают между собой более благоприятные условия для торговли и движения факторов производства, исключением из этого процесса стали третьи страны (ОПЕК, АСЕАН, НАФТА).
Предпосылки интеграции:
1.
Близость уровней
2.
Географическая близость
3. Общность экономических и других проблем, стоящих перед странами в области строительства, развития экономики, финансирования и экономического сотрудничества.
4. Демонстрационный эффект. Как правило, в результате объединения происходят положительные экономические сдвиги (ускорение темпов снижения инфляции, рост занятости), все это оказывает положительное влияние на страны, которые должны стать членами этой интеграционной группировки.
5. Эффект «домино». Страны, оставшиеся за пределами интеграционной группы, вынуждены переориентировать экономические связи, так как группировка стала относительно замкнутой. Это ведет к сокращению торговли стран, оказавшихся за пределами группировки. Некоторые из них, будучи первоначально даже не заинтересованными к подключению к интеграционным процессам, начинают форсировать вступление в экономическое сообщество.
Цели интеграции: 1. Использование преимуществ экономики масштаба. Расширение рынка, сокращение трансакционных издержек, привлечение прямых иностранных инвестиций – они идут в экономику, имеющую емкий внутренний рынок.
2. Создание благоприятной внешнеполитической среды. Страны сотрудничают во внеэкономической сфере.
3. Решение задач торговой политики. Региональная интеграция является способом укрепления переговорных позиций участвующих стран на многосторонних переговорах в рамках ВТО.
4. Содействие структурной перестройки экономики. Более развитые страны финансируют менее развитые.
5.
Поддержка молодых отраслей
Типы интеграционных объединений. Основные типы интеграционных объединений появляются во второй половине 20В, каждый из них отражает определенный этап развития интеграционного процесса.
Этапы интеграции:
1 этап. На первом уровне страны делают первые шаги к взаимному сближению. Страны заключают преференциальные торговые соглашения. Это соглашения, предусматривающие какие-либо благоприятные условия для данных стран. Такие соглашения предусматривают:
- сохранение
национальных таможенных
- не создаются межгосударственные органы;
- страны
переходят в зоны свободной
торговли, в следствие чего происходит
полная
отмена таможенных тарифов в
торговле (также с третьими странами),
кроме продукции сельского
2 этап. Страны переходят к созданию зоны свободной торговли, а это – полная отмена таможенных тарифов во взаимной торговли и сокращение их для третьих стран. Никогда зона СЭВ ни касалась сельского хозяйства.
3 этап. Таможенный союз (ТС) – согласованная отмена группы национальных таможенных тарифов для стран, вводится система нетарифного регулирования для третьих стран. ТС предусматривает беспошлинную торговлю и полное перемещение товаров внутри региона. Этот союз требует создания межгосударственных органов, которые координируют торговую политику стран. Эти межгосударственные органы могут быть представлены совещанием глав правительств и административными органами (в частности общественный таможенный комитет).
4 этап. Общий рынок (ОР) – страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства (капитала, рабочей силы). На этом этапе возникает сложная система межгосударственных органов по координации экономической политике. Кроме глав правительств обязательно участвуют главы центральных банков, руководители министерств и постоянно действующий орган – секретариат.
В рамках ЕС – Европейский Совет глав государств и правительств как межгосударственный орган Совет Министров ЕС и секретариат ЕС.
5 этап. Экономический союз. Когда наряду со всеми предыдущими признаками осуществляется координация макроэкономической политики, унификация стран в экономической сфере и особенно в валютной, бюджетной и денежной областях. Координации становится недостаточно, возникают органы, которые могут самостоятельно принимать оперативные решения от лица стран в целом. Правительства согласованно отказываются от части своих функций и тем самым уступают часть государственного суверенитета в пользу надгосударственных органов. Такие надгосударственные органы могут принимать решения не согласовывая с правительством стран. Сейчас такой орган существует и называется Комиссией Европейского Союза (КЕС).
6 этап. Политический союз (принципиально возможен) – предполагает пердачу большего числа функций правительств надгосударственным органам. Это фактически означало бы создание международной конфигурации и потерю суверенитета государственности. Ни одна интеграционная группа пока такого уровня не достигла.
Точно сказать на каком уровне развития находится данное интеграционное объединение довольно сложно по двум обстоятельствам:
- трудно получить сопоставимую информацию;
- провозглашаются далеко идущие цели, а реальные достижения очень скромные
По данным ВТО в середине 90-х гг. насчитывалось более 30 интеграционных объединений, а в 80-х гг. (5-6). Классификация основных действующих интеграционных объединений по вышеперечисленным параметрам позволяет сгруппировать имеющиеся интеграционные объединения согласно данной типологии.
Зоны свободной торговли: Австралийская, Новозеландская, Балтийская, Центральноамериканский общий рынок, Африканское экономическое сообщество, участниками которой намеревается стать 51 государство, формирование его продолжается уже 12 лет (с 1994 г.). Этот процесс рассчитан на 34 года.
Наиболее развитым интеграционным объединением, своего рода моделью, на которой отрабатываются элементы интеграции, является ЕС.
Эффект
интеграционного объединения
- Статическим – экономические последствия проявляются немедленно после создания таможенного союза.
- Динамическим – экономические последствия на более поздних стадиях функционирования таможенного союза.
Наибольшее значение имеют результаты торговли. Это называется эффект создания торговли. В результате формирования ТС, может возникнуть ситуация, когда товары традиционные для внутреннего рынка вдруг окажутся дорогими, по сравнению с товарами, произведенными за рубежом. Если до создания ТС местные производители находились под защитой пошлин, и импорт был невыгоден, то теперь импортный товар стал дешевле местного. В результате, возник импортный товарный поток, которого раньше не было. И чтобы противостоять этому, местные производители вынуждены использовать ресурсы более эффективно.
Создание торговли – переориентация местных потребителей с менее эффективного внутреннего источника поставки товаров на более эффективный внешний источник (импорт), возникшая в результате устранения таможенных пошлин ТС. Главным признаком возникновения ТС является устранение барьеров во взаимной торговле. И кроме создания торговли это вызывает эффект отклонения торговли.
Отклонение торговли – переориентация местных потребителей с закупкой товара у более эффективного внеинтеграционного источника на менее эффективный внутри интеграционный источник. Это происходи, потому, что для третьих стран таможенные пошлины устанавливаются более высокие по уровню.
Теория «второго лучшего» До начала формирования ТС считалось, что свобода торговля ведет к росту благосостояния всех народов. Теория и практика ТС показала, что свободная торговля хороша только для стран, входящих в этот союз, а для третьих стран принципы свободы торговли исключаются. Эффект отклонения торговли с импортного источника не менее эффективен внутреннего может перевесить положительный эффект создания торговли. Такая ситуация свидетельствует о том, что ТС как элемент торговой политики не может трактоваться как однозначно положительное явление в мировой экономике. После политики свободной торговли нет такой альтернативной политики, которая имела бы однозначно позитивное влияние.
Западно – Европейская интеграция наиболее развитая. Европейский Союз прошёл все этапы интеграции.
Этап зоны свободной торговли (1958 - 1969). В этот период в соответствии с «римским договором» 1957 г. были отменены таможенные пошлины и количественные ограничения взаимной торговли, общий таможенный тариф и таможенная политика сформирована в отношении третьих стран. С 1962 г была введена единая сельскохозяйственная политика.
Этап ТС (1968 - 1976). Этап активного развития преимуществ таможенного союза и внешнеторговой политики по отношению к третьим странам. Сначала в рамках шести стран основателей: Германия, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. А позже в рамках постоянно расширяющегося союза: 1973 г. – Дания, Ирландия, Великобритания; начало 80-х гг. – Греция, Португалия, Испания. На данном этапе – единая сельскохозяйственная политика, политика в области охраны ОС, научные исследования и технологическое развитие.
Этап общего рынка (1987 - 1992). На основе единого европейского акта, подписанного в 1985 г., в котором создалась программа создания внутреннего рынка стран ЕС. Для этого должны были ликвидироваться все оставшиеся барьеры.
В рамках этого акта было выдвинуто 300 пунктов. Первый раздел касался более свободного межстранового передвижения товаров и услуг. Второй раздел отражал барьеры, ограничивающие движения капитала. Третий – барьеры для передвижения рабочей силы.
Необходимо разделить физические, технические и фискальные барьеры.
- физические барьеры – в ограничении таможенных постов и паспортный контроль;
- технические барьеры – различие в стандартах, непризнание образовательных сертификатов, устранение приоритета национальных государственных закупок;