Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 12:37, лекция
Мировая экономика: структура и основные субъекты.
Международное разделение труда – основа формирования и развития мирового хозяйства.
Всемирное хозяйство и национальная экономика. Классификация стран по уровню социально-экономического развития.
Основные тенденции развития мировой экономики.
Для самостоятельной работы студентам рекомендуется вопрос:
Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства.
Рассмотрим
современные особенности
Промышленно развитые страны как главные мировые центры притяжения рабочей силы. Последние десятилетия отмечены ростом численности иностранцев практически во всех промышленно развитых странах. Почти половина всех жителей планеты, проживающих за пределами стран происхождение (54 млн человек) живут в развитых странах, где доля иностранцев в населении достигает 4,5 % по сравнению с 2,3 % в среднем в мире и 1,6 % в развивающихся странах. Причем нетто-иммиграция обеспечивает сейчас почти половину прироста населения развитых стран. В Канаде число мигрантов, принятых на постоянное место жительства в 1990-1994 гг., достигало 1,2 млн человек по сравнению с 690 тыс. в 1985-1989 гг.; в США аналогичные показатели составили 3,85 млн и 3 млн человек соответственно.
Роль
иммиграции в промышленно
развитых странах
Страна | Численность иммигрантов,
тыс.человек |
Доля в населении, % | Численность работающих иммигрантов, тыс. человек | Доля в трудовых ресурсах, % |
Германия | 7174 | 8,8 | 2569 | 7,4 |
Франция | 3597 | 6,3 | 1573 | 6,2 |
Великобритания | 2096 | 3,4 | 1032 | 3,6 |
Япония | 1362 | 1.1 | 600 | 0,9 |
Швейцария | 1331 | 18,9 | 729 | 19,4 |
Италия | 991 | 1,7 | 436 | 1,9 |
Бельгия | 910 | 9 | 335 | 8,1 |
Австрия | 724 | 9 | 325 | 10,2 |
Увеличение внутриконтинентальной миграции. В 60-х-начале 70-х гг. ХХ в. В Европе большое значение приобрела внутриконтинентальная миграция. Кроме ФРГ, странами иммиграции стали Франция, Бельгия, Швейцария, в меньшей степени другие государства Западной и Северной Европы. Для всех этих стран были характерны высокие темпы экономического роста в 50-60-е гг., интернационализация производства и труда обострение демографической ситуации. Странами миграции стали Турция, Италия, Греция, Испания, Португалия и Югославия. То были менее экономически развитые страны с высоким удельным весом неквалифицированной рабочей силы и более высоким естественным приростом населения. В 90-е гг. ситуация не изменилась. Например, ежегодные абсолютные приросты миграционных потоков в ФРГ характеризуют следующие данные, тыс. человек:
Год
Страны происхождения
Польша
Турция
Бывшая Югославия 65,2 221 341,3 141,6 63,2 54,1
РФ
Этнические немцы
из бывшего
СССР
Общая миграция
842,4 920,5
1207,6 986,9
774 788,3
Особо следует отметить международную миграцию рабочей силы в рамках стран ЕС. В ЕС принята Хартия основных социальных прав рабочих, подписанная 9 декабря 1989. В разделе 1 Хартии провозглашено, что каждый работник стран ЕС должен иметь право свободного перемещения по территории Сообщества, подчиняясь правилам и ограничениям, обусловленным общественным порядком, общественной безопасностью и здоровьем; что свобода перемещения должна давать право каждому работнику выбрать любое занятие или профессию на основе принципов равноправия, касающихся трудоустройства, условий труда и социальной защиты в принимающей стране.
В Хартии декларируется, что строительство единого экономического пространства подкрепляется его социальным обеспечением.
По мнению некоторых специалистов, воплощение принципов свободного перемещения внутри ЕС может привести к тому, что высококвалифицированные кадры будут концентрироваться в наиболее развитых регионах Евросоюза, так как низкоквалифицированные работники менее мобильны.
Результатом миграции рабочей силы внутри ЕС может стать ее демпинг. Так, португальские предприятия отправляют своих рабочих на строительство во Францию и ФРГ на условиях оплаты труда, устанавливаемых ниже национальных стандартов.
Процессы внутриконтинентальной миграции усилились также на американском и африканском континентах.
Появление новых центров притяжения миграции. С начала 70-х гг. ХХ в. Новый крупный международный рынок рабочей силы начал складываться в нефтедобывающих странах Ближнего Востока. Строительство новых объектов увеличило потребности в рабочей силе. Ее экспортерами стали страны, не обладающие нефтью: Иордания, Оман, Йемен, где доля мигрантов в рабочей силе доходила до 28 %. В крупнейших импортерах рабочей силы этого региона: Саудовской Аравии, Кувейте, ОАЭ – в середине 70-х гг. не арабы составили 75 % населения. В 80-е гг. центрами иммиграции стали также Тайвань, Южная Корея, Китай, Сингапур, ЮАР, более развитые северные страны Африки.
В настоящее время в мире сложились и функционируют семь мировых центров притяжения рабочей силы:
-
страны Западной Европы (13 млн
мигрантов и членов их семей).
Странами, принимающими основную
часть иммигрантов, являются
-
Северная Америка (с 1995 г. ежегодный
доступ иммигрантов в США
- нефтедобывающие страны Ближнего Востока, сформировавшиеся как рынок рабочей силы в 70-е гг. В начале 80-х гг. эти страны приняли более 4,5 млн иностранных рабочих. Значителен удельный вес иностранной рабочей силы в общей численности рабочих региона. Например, в ОА они составляют 97 % в Катаре – 95,6 %, в Кувейте – 86,5 %. Главным экспортером рабочей силы на Ближнем Востоке является Египет;
- Австралия (около 200 тыс. иностранных рабочих). С 1982 г. Австралия проводит миграционную политику, в соответствии с которой в страну, в первую очередь, принимаются иммигранты, осуществляющие инвестиции в экономику страны. В начале 90-х гг. в экономику Австралии влилось 1.2 млрд долларов, а 9 тыс. инвесторов и 28 тыс. членов их семей получили визы;
-
страны Азиатско-
-
страны Латинской Америки (
-
страны Африки. Для этого региона
характерна
Формирование круга государств, «специализирующихся» на экспорте своих трудовых ресурсов. В этот круг входят бывшая Югославия, Пакистан, Турция, Польша, Испания, Португалия, многие страны с переходной экономикой. Так, социалистическая Югославия смогла сделать свою валюту конвертируемой в значительной степени благодаря тому, что ее казна постоянно пополнялась за счет трудовых переводов из-за рубежа.
Среди других особенностей современной миграции отметим следующие:
-
среди трудящихся-мигрантов
-
«утечка умов» в современных
условиях дополняется их
-
по0прежнему высок уровень
Регулирование современной трудовой миграции
Особенности государственного регулирования миграции.
Хотя большинство стран мира продвигается по пути либерализации своей внешней торговли, практически все они принимают меры, ограничивающие международную миграцию. Миграция приводит к росту совокупного объема производства, хотя распределение экономических выгод от миграции далеко не равномерно. Однако положительные экономические эффекты миграции могут перекрываться негативными эффектами, которые также имеют место. Один из них – финансовое бремя, которое иммигранты возлагают на бюджет более развитых стран. Особенно четко то проявляется, когда развитые страны близко расположены или даже граничат с менее развитыми государствами. Типичным примером являются США и Мексика с другими странами Карибского бассейна, Франция и страны Магриба, Германия и Турция. Такое близкое соседство приводит к наплыву не только легальных, но и нелегальных иммигрантов, которые требуют финансовых расходов либо материальной поддержки, либо для депортации. По оценкам, в США постоянно находится около 4 млн., а в Западной Европе – около 3 млн нелегальных иммигрантов.
Проблемы, которые несет с собой международная миграция рабочей силы, привели к созданию широкой системы государственного и межгосударственного регулирования. Вмешательство государства в международное движение рабочей силы началось значительно раньше, чем его участие в регулировании международной торговли. Уже в конце ХVIII в. В Англии были приняты законы, запрещавшие промышленным рабочим эмигрировать. В течение ХIХ в. Многие европейские страны принимали законы, ограничивавшие въезд нежелательных лиц. Тогда же страны стали заключать двусторонние конвенции, регулирующие миграцию, часть из которых действует по настоящее время.
Законодательство большинства стран, регулирующее въезд иностранцев, прежде всего, проводит четкое различие между иммигрантами – людьми, переезжающими в страну на постоянное место жительства, и не иммигрантами – людьми, приезжающими в страну временно и (или) не претендующими там на постоянное место жительства. Несмотря на то, что не иммигранты зачастую могут находиться и работать в принимающей стране в течение продолжительного периода времени, наиболее важным, с экономической точки зрения, является регулирование трудовой иммиграции.
Обычно государственное регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование мигрантов к возвращению на родину (реэмиграцию).
Большинство
принимающих стран при
-
работники, готовые за
-
специалисты для новых и
- представители редких профессий (огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения);
- специалисты с мировым именем (музыканты, артисты, ученые, спортсмены, врачи, писатели);