Мировая экономика: предмет исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 12:37, лекция

Описание

Мировая экономика: структура и основные субъекты.
Международное разделение труда – основа формирования и развития мирового хозяйства.
Всемирное хозяйство и национальная экономика. Классификация стран по уровню социально-экономического развития.
Основные тенденции развития мировой экономики.
Для самостоятельной работы студентам рекомендуется вопрос:
Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства.

Работа состоит из  1 файл

Лекции по предметумэ.doc

— 464.50 Кб (Скачать документ)

     Основные  мотивы прямых инвестиций ТНК. Мотивы (детерминанты), которыми руководствуется ТНК, при создании только расширения филиалов различны:

    1. Наличие технологических преимуществ, высокой квалификации управленческого персонала, колоссальные ресурсы капитала заставляет компанию расширять филиалы за рубежом.
    2. ТНК имеет преимущество места размещения капитала (масштаб рынка, доходы населения данной страны на душу, возможности поставки из данной страны товаров в другие страны и на мировой рынок, особенности потребительского спроса на местном рынке и их структура).
    3. Преимущество местных ресурсов (стоимость природных ресурсов и рабочей силы, стоимость производственной инфраструктуры – порты, дороги, связь, электроэнергетика, наличие ресурсов знаний, особенно технологических).

     До  второй мировой войны 80% инвестиций направлены в страны, богатые природными ресурсами. В настоящее  время  происходит выбор из этих приоритетов возможности: в рабочих, знаниях (прежде всего возможность получить новые знания через ведение бизнеса за рубежом).

     Зарубежный  филиал может возникнуть путем приобретения уже имеющихся  предприятий:

    1 способ. Слияние части капитала ТНК с капиталом уже существующей компании. В этом случае получается частично принадлежащей ТНК капитал.

    2 способ. Полное поглощение фирмы.

       За последние 10 лет 50-75% из общего объема филиалов ТНК приобретено этими двумя способами.

     По  оценке ООН, число крупных ТНК  должно сохраниться, особенно в автостроении. «Ford» владеет целиком или частично такими компаниями, как: «Ягуар»; шведской «Астон Мартин»; «Вольво»; японской «Мазда», а через нее южно-корейской «Киа».

     В развивающихся и постсоциалистических странах ТНК покупают местные фирмы в ходе приватизации (Бразилия и Россия).

     Одним из положительных моментов деятельности ТНК является:

    • Распространение высоких технологий. 1999 г. Объем поступлений в США от продаж патентов и лицензий составил 36 млн. долларов (58% от зарубежных филиалов).
    • Мультипликационный положительный эффект (это множитель или коэффициент). 1999 г. Китай: в импорте чисто национальных фирм на машины приходилось 7%, а у иностранных – 14%, следовательно, мультипликационный эффект равен 2.

     ТНК изменяют международную торговлю. Олен в своей концепции “международной торговли” использовал тезисы  об альтернативности товара (рост экспорта капитала приводит к сохранению экспорта товара). Но последующее развитие мировой торговли это не подводило, показав, что это взаимодополняющее явление. Экспорт капитала является эффективным средством стимулирования экспорта товара.

     Внешнеторговые  потоки на базе прямых инвестиций все  больше определяют торговлю отдельных  стран и мировую торговлю: в  середине 90-х г.г. на торговлю родительских компаний, их филиалов и филиалов друг с другом приходится 36% товаров экспорта и 43% импорта США.

     Современные ТНК более активно используют международное производство, чем  международную торговлю. Объем международного производства увеличивается быстрее, чем объем международной торговли.

     2000 г.: объем продаж всех зарубежных  филиалов в мире равен 13,6 трлн. $, что в 1,5 раза больше объема  экспорта, который равен 6,9 трлн. $.  Доля ТНК в мировой торговле  – 30%.

     Типы  и структуры ТНК.

    1. Этноцентрический тип ТНК – это ТНК, которые создают филиалы за рубежом, чтобы обеспечить себя сырьем или обеспечить рынок сбыта. Зарубежные рынки играют вспомогательную роль, а внутренний рынок – главную роль.
    2. Полицентрический – внешние рынки имеют большее значение, чем внутренний рынок страны ТНК. Филиалы не только продают, но и производят продукцию.
    3. Регионоцентрический – ТНК ориентируются на рынки определенного региона, где страны интегрируют.
    4. Геоцентрический тип ТНК – ТНК представлены централизованной федерацией региональных филиалов. Родительские компания – это одна из подразделений.

    Основные  виды организационной структуры  ТНК:

    • Функциональная.
    • Дивизиональная.
    • Матричная.
    • Смешанная.

    1. Функциональная.

     Середина  XX века: у руководителя корпорации имеется в подчинении несколько структурных единиц. 

       

     Все единицы участвуют во внешнеэкономических  связях.

     «+» (ослабевают по мере роста компании):

    1. узкая квалификация специалистов;
    2. высокая конкурентная реакция.
 
 
    1. Дивизиональная.

     
     
     
     
     

     Абсолютной  централизации подлежат денежные потоки, так как это позволяет перебрасывать их через централизованный пул, избегая заимствование извне.

    1. Все участники ежедневно посылают в штаб-квартиру сводку о поступлениях и платежах.
    2. Штаб-квартира определяет финансовое положение филиалов и минимизирует объем заемных средств.
    3. Филиалы должны пересылать излишки своих средств на центральный счет корпорации. Это позволяет рационально распространяться оборотным капиталам корпорации в целом.
    4. Ссуды филиалам (кредиты) из централизованного Пула даются на льготных условиях (часто без процентов), поэтому все филиалы заинтересованы в централизации деталей.
    5. Все филиалы предоставляют заявки на денежные средства на месяц вперед.

    Трансфертное  ценообразование. Трансфертная цена -  это внутренняя цена ТНК, действующая по поставкам между ее филиалами. Она может существенно отличаться от мировых цен (регулируется руководителем ТНК). Внутри ТНК существует свой внутренний рынок.

     Причины возникновения:

    • Трансфертная цена – это ответ ТНК на несовершенство рынка:
      • разные ставки налогообложения;
      • разные правила валютного контроля;
      • асинхронное изменение валютных курсов;
      • различная государственная политика по иностранным товарам (для ТНК повышенные трансакционные издержки (издержки по сбыту товара, выставки, реклама и т.д. плюс услуги)).
    • Для некоторых товаров (особенно полуфабрикаты и компоненты), которыми обмениваются ТНК готовой мировой цены.

     При установлении трансфертной цены учитываются:

    1. Уровень загрузки производственных мощностей. Если они загружены слабо в данном филиале, то для филиала учитывается низкая цена на комплектующие и для конечных покупателей продукции этого филиала. Эта низкая цена окупает только переменные издержки (это издержки, объем которых изменяется в зависимости от изменения объема выпускаемой продукции).
    2. Поддержание низкой цены в целях конкуренции. Установка низкой цены позволяет выиграть в ценовой конкуренции.
    3. Поддержка новых филиалов – низкие цены на ввозимую и высокие цены на вывозимую продукции данного филиала.
    4. Размер таможенных пошлин.
    5. Переброска денежных средств. Комбинируя цены в различном сочетании, ТНК имеют возможность переводить дополнительные денежные средства из одного подразделения в другое.
    6. Снижение налоговых выплат в рамках всей корпорации осуществляется через такое комбинирование цен, которое позволяет получать основную массу прибыли в филиалах, расположенных в странах и территориях с низким налогообложением.

    Выводы:

    1. ТНК – это фирма, состоящая из родительской компании и зарубежных филиалов, где большинство родительских компаний размещено в развитых странах.
    2. Международное производство – это продукция зарубежных фирм-филиалов ТНК, для чего создается база – их собственное производство.
    3. Фирма за рубежом может учреждаться и покупаться. Приобретение может быть двумя способами: поглощением и слиянием с уже существующей зарубежной фирмой.
    4. ТНК вносят большой вклад в транснациональный обмен.
    5. Типы ТНК разнообразны: полицентрический, регионоцентрический, геоцентрический и этноцентрический.
    6. ТНК может иметь различную организационную структуру.
    7. На современном этапе происходит децентрализация управления внутри ТНК с абсолютной централизацией денежных потоков. Выводы очевидны.

           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Тема: Международное движение товаров и услуг. 

                                                                                                 

    1. Мировой рынок товаров и услуг и международная торговля.
    2. Теории  мировой торговли.
    3. Внешнеторговая политика государств.
 

      Самостоятельно: Международное регулирование внешней торговли.

        - Всемирная торговая организация

      - Роль торговых  союзов и зон свободной торговли  в развитии мирового рынка товаров и услуг.  
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

      Мировой рынок товаров  и услуг и международная  торговля.

      Мировая торговля – это форма международных экономических отношений, осуществляемая посредством экспорта товаров и услуг.

        Мировая торговлясфера международных товарно-денежных отношений, специфическая форма обмена продуктами труда ( товарами и услугами) между продавцами и покупателями разных стран. Главным признаком существования мирового рынка является передвижение товаров и услуг между странами. Международная торговля состоит из двух встречных потоков товаров – экспорта и импорта и характеризуется торговым сальдо и торговым оборотом.

      Экспорт – продажа товара, предусматривающая его вывоз за границу.

      Импорт – покупка товара, предусматривающая его ввоз из-за границы.

      Торговое  сальдо – разность стоимостных объёмов экспорта и импорта.

      Торговый  оборот -  сумма стоимостных объёмов экспорта и импорта.

      Ключевым  моментом для признания торговли международной продажи товара -  экспортом, а покупки – импортом является факт пересечения товаром  таможенной границы государства  и фиксации этого в соответствующей таможенной отчётности. При этом меняет товар собственника или нет – значения не имеет. Экспорт и импорт являются двумя ключевыми понятиями, характеризующими международное движение товаров. Мировая торговля представляет собой совокупность внешней торговли всех стран мира. При этом внешняя торговля отдельных государств, регионов выступает составным элементом международной торговли.

      Причинами  возникновения мировой торговли являются:

      1. неравномерность распределения и обеспеченности экономическими ресурсами стран;
      2. наличие разного уровня эффективности различных технологий в разных странах.

      Основной  характеристикой мировой торговли выступает внешнеторговый оборот, который представляет собой суммарную стоимость экспорта и импорта данной страны.

      Различают стоимостной и физический объём внешней торговли. Стоимостной объём исчисляется за определённый период времени в текущих ценах с использование текущих курсов валют. Физический объём внешней торговли рассчитывается в постоянных ценах и, следовательно, позволяет производить необходимые сопоставления, определять её реальную динамику.

         Основными целями международной  торговли являются:

         - изменение степени и способа  включения данной страны в  МРТ;

         - преодоление ограниченности национальной  ресурсной базы;

          - расширение ёмкости национального  внутреннего рынка и                                                                                                                       

      установление  связи национального рынка с  мировым;

Информация о работе Мировая экономика: предмет исследования