Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 12:37, лекция
Мировая экономика: структура и основные субъекты.
Международное разделение труда – основа формирования и развития мирового хозяйства.
Всемирное хозяйство и национальная экономика. Классификация стран по уровню социально-экономического развития.
Основные тенденции развития мировой экономики.
Для самостоятельной работы студентам рекомендуется вопрос:
Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства.
- получение
дополнительного дохода за
интернациональных издержек производства;
- расширение масштабов производства за счёт привлечения
иностранных ресурсов;
- изменение соотношения экспортных и импортных цен;
Спрос и предложение на мировом рынке товаров и услуг.
В мировой экономике
Совокупный спрос предъявляется изнутри страны и из-за рубежа: внутри – со стороны потребителей (предприятий, домашних хозяйств, и правительства), а из-за рубежа – со стороны иностранцев.
Совокупное предложение обеспечивается также изнутри любой страны и из-за рубежа – местными и иностранными производителями. Соответственно, совокупное предложение состоит из внутреннего производства товаров, и их импорта.
Если исходить из баланса спроса и предложения, то графически понятия экспорта и импорта можно представить так:
Страна I
Р1
Экспорт Р2 экспорт Sw _ _ _ _ _ _ _ E2
_ _ ________ _ _
Р ________E _ _ _ _ _ _
Р2 _
__А2
________ B2
А1 Е1 В1 импорт
Р1_
_ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ P1 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Dw импорт
S1
Представим, что страны 1 и 2 в изоляции друг от друга производят и потребляют один и тот же товар. Спрос и предложение товара в стране 1 составляют D1и S1, а в стране 2 – соответственно D2 и S2. По горизонтальной оси показаны объёмы производства товара Q1 и Q2, по вертикальной – его внутренняя цена Р1 и Р2 соответственно в странах 1 и 2. Рыночное равновесие спроса и предложения на товар достигается в точке Е1 в стране 1, где цена товара составляет Р1 и в точке Е2, в стране 2, где цена товара составляет Р 2. Поскольку Р1 < Р 2, данный товар дешевле в стране 1, чем в стране 2, и, следовательно, стране 1 выгодно его экспортировать в страну 2 и получить от этого какую-то прибыль, а стране 2 выгодно его импортировать из страны 1 и тем самым сэкономить и снизить его закупки на внутреннем рынке. Из-за различия во внутренних ценах между странами у страны 1 при цене выше равновесной возникает его избыточное предложение. У страны 2 при цене на товар меньше внутренней равновесной возникает избыточный спрос на него. Страны устанавливают торговые отношения. Причём, цена на мировом рынке должна быть выше внутренней равновесной у страны 1, но ниже равновесной внутренней у страны 2.
Простейшая модель мирового рынка, называемая моделью частичного равновесия, показывает основные функциональные взаимосвязи между внутренним спросом и предложением и спросом и предложением товаров на мировом рынке, определяет количественные объёмы экспорта и импорта, а также равновесную цену, по которой осуществляется торговля.
Меркантилистская теория. Представители меркантилизма полагали, что совокупное мировое предложение факторов производства более или менее постоянно. Следовательно, интересы отдельных государств, регионов и городов противоположны, поскольку выгоды одних означают убытки ддля других. В связи с этим каждой стране рекомендовалось накапливать факторы производства, особенно золото серебро. Меркантилисты были убеждены, что запас драгоценных металлов в стране воплощает ее действительное богатство, а значит, внешняя торговля должна вестись только исключительно для увеличения этого запаса.
Различают ранний и поздний меркантилизм.
Ранний меркантилизм возник до эпохи Великих географических открытий, и его центральной идеей была идея «денежного баланса»: запрет частным лицам вывозить драгоценные металлы за пределы государства. Поэтому экономическая политика правительства в этот период носила ярко выраженный фискальный характер. Иностранные купцы обязаны были всю полученную от реализации своих товаров выручку истратить на приобретение местных товаров, эмиссия денег была объявлена государственной монополией. Чтобы привлечь деньги из-за границы, правительства прибегали к «порче» монет путем уменьшения их веса или снижения пробы при сохранении номинала, что вело к обесцениванию денег. Считалось, что в результате обесценивания иностранцы смогут приобрести больше местных товаров на свои деньги и поэтому будут заинтересованы в перечеканке своих денег в обесценившиеся деньги другой страны.
В результате подобной политики постепенно возник устойчивый рост цен на товары.
Поздний меркантилизм концентрирует свое внимание на идее торгового баланса, фискальная направленность экономической политики на идее торгового баланса, фискальная направленность экономической политики сменяется политикой, в основу которой легли соображения хозяйственного характера. Считалось, что государство становится тем богаче, чем больше разница между стоимостью вывезенных и ввезенных товаров. Такое положение могло быть обеспечено двумя способами. Во-первых, поощрялся вывоз готовой продукции и ограничивался вывоз сырья и ввоз предметов роскоши. Во-вторых, стимулировалось развитие посреднической торговли, для которой разрешался вывоз денег за границу. При этом считалось необходимым покупать как можно дешевле в одних странах и продавать как можно дороже в других. В рамках того подхода устанавливались высокие импортные пошлины, выплачивались экспортные премии, правительства стремились к обеспечению безопасности внешнеторговых коммуникаций, предоставляли различные привилегии торговым компаниям, выдавали государственные субсидии для развития экспортоориентированных и импортозамещающих производств.
В целом меркантилистская политика государств была достаточно продуктивной для многих стран, но постепенно привела к серьезной конфронтации между конкурирующими на внешнем рынке странами, вынуждая их прибегать к взаимным ограничениям в торговле.
Другим недостатком политики меркантилизма было постепенное замедление, а затем и упадок производства, ориентированных на внутренние рынки.
Теория абсолютных преимуществ А.Смита. А. Смит доказал, что благосостояние наций зависит не столько от количества накопленного золота, сколько от способности производить ими те или иные товары или услуги.
Согласно
теории абсолютных преимуществ А. Смита
страны экспортируют те товары, производство
которых требует меньших
Международная торговля выгодна в том случае, если две страны будут торговать теми товарами, которые они производят с меньшими издержками, чем их партнер, т.е. в производстве которых они будут иметь абсолютное преимущество.
Преимущество теории: теория абсолютных преимуществ основана на трудовой теории стоимости и показывает явные преимущества разделения труда на международном уровне.
Недостаток теории: теория абсолютных преимуществ не дает ответа на вопрос – почему страны торгуют между собой даже при отсутствии абсолютного преимущества в производстве тех или иных товаров.
Теория сравнительных преимуществ Д. Риккардо. Д. Риккардо развил теорию А. Смита и объяснил, почему страны торгуют между собой при отсутствии абсолютных преимуществ в производстве тех или иных товаров.
Теория сравнительных (относительных) преимуществ заключается в том, что если страны специализируются на производстве тех товаров, которые они могут производить с относительно более низкими издержками в сравнении с другими странами, то торговля будет взаимовыгодной для обеих стран независимо от того, имеют они или нет абсолютное преимущество в производстве этих товаров.
Следует отметить, что если на мировой рынок выходят страны, равные по уровню экономического развития, то выгоды у них будут равными; если же на мировой рынок выходят страны с неравным уровнем экономического развития, то более развитая страна выигрывает от торговли в большей степени, поскольку менее развитая страна не может полностью удовлетворить потребности более развитой и мировая цена всегда будет близкой к автаркической цене более развитой страны.
Теория сравнительной обеспеченности факторами, разработанная шведскими экономистами – неоклассиками Эли Хекшером (1897-1952) и Бертилем Олином (1899-1979).
Теория сравнительной обеспеченности факторами объясняет преимущества международной торговли на основе теории факторов производства. Так как, каждая страна обладает факторами производства в различной степени насыщенности или наделенности. В одной стране существует относительно избыточное количество капитала, в другой – трудовых ресурсов, в третьей – земель.
Теория Хекшера – Олина заключается в том, что каждая из стран должна специализироваться в производстве тех товаров, создание которых требует относительно больше факторов производства, которыми она располагает.
Свое развитие теория Хекшера – Олина получила в теореме Рыбчинского. Если при неизмененных ценах только двух факторов производства происходит рост одного из них, то это неизбежно ведет к увеличению производства того товара, который является более емким по отношению к избыточному фактору и, соответственно сокращается производство в отрасли, менее емкой к данному фактору.
«Парадокс В.Леонтьева» В.Леонтьев путем эмпирических исследований доказал, что условия теории Хекшера – Олина на практике не соблюдаются из-за действия такого фактора производства как наукоёмкость.
«Парадокс В.Леонтьева» - трудонасыщенные страны экспортируют капиталоемкую продукцию, тогда как капиталонасыщенные – трудоемкую.
Альтернативные (современные) теории внешней торговли.
1. Теория, связанная с действием «эффекта масштаба». «Эффект масштаба» способствует снижению издержек производства и повышению трудоспособности. Происходит рост объемов производства, страна наталкивается на узкий внутренний рынок – возникает избыток, не поглощенный внутренним рынком, следовательно, появляется необходимость выхода на внешний рынок. Рост объема производства Узкий внутренний рынок Избыток Выход на внешний рынок.
2. Теория жизненного цикла товара. Эта теория позволяет объяснить, что почему страна, прежде экспортирующая товар, отказывается от производства и начинает его импортировать. Согласно этой теории, товар в своем развитии проходит четыре стадии: рождении, рост, зрелость, умирание (спад):
- 1 стадия – товар появляется в одной из нескольких стран: