Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:21, курсовая работа
В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности. Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением России необходимости экономических реформ в данной сфере.
Введение 3
1.Монополия 4
1.1. Определение и характеристика термина 4
1.2. История возникновения и развития монополии в мировой экономике. 5
1.3. История возникновения и развития монополии в России прошлых веков. 6
2.Монополия и ее виды в экономике. 11
2.1. Естественная монополия. 12
2.2 Чистая монополия 15
2.3. Закрытая и открытая монополии. 17
3. Антимонопольная политика 19
3.1. Сущность, принципы, направления. 19
3.2. Государственное регулирование деятельности монополий 23
3.3. Антимонопольное регулирование в странах с развитой рыночной экономикой. 25
3.4. Особенности антимонопольной политики в России 32
Заключение. 35
5.Список использованной литературы. 37
В годы первой мировой войны 1914-18 г.г. в России прекратилась деятельность ряда локальных монополий, но в целом война увеличила число монополий и их мощь. Возникли крупнейшие концерны Второва, Путилова-Стахеева, Батолина, бр.Рябушинских. Особенно развивались монополии связанные с военным производством. Российский монополистический капитализм существовал на основе сращивания монополий с государственными органами (металлургический комбинат, Джутовый синдикат и др.), а также в форме «принудительных объединений» по инициативе и при участии правительства (организации Ванкова, Ипатьева, Киевская организация производства колючей проволоки и др.). Монополии были ликвидированы в результате октябрьской революции в ходе национализации промышленности и банков. Советское государство частично использовало учетные и распределительные органы монополий при создании органов управления народным хозяйством.
При переходе России к рынку вначале 90-х гг. вновь возникли монополии и проблемы связанные с ними. За последние годы в России создано несколько крупных корпораций. По стратегии и экономическим размерам среди них можно выделить "чемпионов", таких как ГМК «Норильский никель», «ТНК-BP», «РУСАЛ», «ЛУКойл», «УГМК», «ММК», «ЕВРАЗ», «Альфа-групп», группа «МДМ», «Руспромавто», РАО «ЕЭС России», ФПГ «Интерхимпром» и глобальная корпорация ОАО «Газпром». В каждой из этих структур сконцентрирован большой экономический потенциал и действует центр стратегического управления. На их предприятия приходится большая часть ВВП и налоговых платежей. По их состоянию можно судить о тенденциях развития всей экономики России в целом. От того, как они будут работать, зависит вся жизнедеятельность государства, вся его экономическая, социальная и, в конечном счете, политическая ситуация. Эти компании неравноценны по своим размерам, по составу предприятий, структуре собственности, консолидации и организации, по состоянию управления и корпоративному управлению (правлению высшего уровня). В 80-е годы, до и во время перестройки, в стране создали несколько десятков всесоюзных производственных объединений и около 25 межотраслевых государственных объединений (МГО), таких как «Энергомаш», «Квантэми», «Технохим» и другие. К лету 1991 года в России существовало 16 МГО, 17 концернов, около 80 консорциумов и 207 хозяйственных ассоциаций. Они могли стать основой формирования системы до 500 промышленных корпораций, способной обеспечить устойчивое развитие экономики страны. Пошло бы пусть медленно, но верное движение экономики вперед по пути развития цивилизованных рыночных отношений. Однако дефолт, после которого смогли выжить, с тем или иным успехом, только немногие компании, те, кто создал положительный баланс: основ, заложенных в советский период, результатов государственных решений после 1991 года, платежеспособность спроса, использование возможностей рынка, более и менее предсказуемого рынка. Это относится к ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», РАО «Норильский никель», к ряду вертикально интегрированных нефтяных компаний, таких как «ЛУКойл», «Сургутнефтегаз» и другим финансово – промышленным группам. Немногим в нынешних условиях удается успешно работать. Ни одна из нынешних российских компаний, входящих в мировые рейтинги, не создана чистыми рыночными методами, для этого было слишком мало времени. Иностранные компании ведут свою историю из глубины веков, рыночные отношения отрегулированы и, имея законченную форму, все еще продолжают развиваться и совершенствоваться. Но российские компании показывают колоссальную живучесть, способность приспосабливаться в крайне агрессивной среде. Крупнейшие российские корпорации не имеют таких вековых традиций, как в развитых странах Запада, хотя отдельные из них созданы еще в петровские времена. В 1799 году была создана знаменитая «Трех горка», ставшая в 1996 году центром одноименной промышленной группы (ФПГ). Сто лет назад начали развиваться акционерные отношения, например; в Русско – Американской компании, и Александр I подписал в 1805 году Указ в связи с банкротством Петербургской компании для постройки кораблей. И вот два века спустя, к 2004 году, в экономике России в среде около 3 млн. предприятий, примерно 150 тыс. акционерных обществ, около 33 тыс. совместных предприятий, большого числа неразвитых мелких предприятий появилось несколько устойчивых крупных финансово – промышленных образований, из которых формируются интегрированные структуры. Классическим примером естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные под отрасли связи, а на региональном уровне – коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д.; такие отрасли либо регулируют, либо они находятся в государственной собственности. Но следует заметить, что во многих странах в последние годы сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились как в связи с технологическими нововведениями, так и в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков. В России нет хороших моделей крупных корпораций, нет и механизмов их формирования. Имеющиеся разработки являются слабо измененными прототипами из прошлого. В российском законодательстве закреплено отрицательное отношение к объединению предприятий и противодействие консолидации корпорации. Это ослабляет конкурентоспособность компаний и вытесняет в среду теневой экономики. Нет серьезной научной базы, нет теории крупных корпораций. Имеющиеся же крупные компании сложились в большей степени стихийно в ходе наступления капитала на социалистическую собственность. России нужны собственные модели современных корпораций – стратегических объединений предприятий как эффективных структур управления. Они нужны в качестве ориентиров промышленной политики, как основа практической работы, они нужны для серьезной реструктуризации промышленности. В России работают разного рода корпорации: Крупные акционерные компании, созданные с участием стратегических предприятий и крупных банков, находящихся под имущественным государственным контролем. ( РАО «ЕЭС России», РАО «Газпром»). В их числе также вертикально интегрированных нефтяных компаний, акции которых переданы в уставные капиталы центральных компаний («ЛУКойл», устойчиво работающую на внутреннем и мировом рынке), ФПГ, образованные по законодательному акту. Некоторые из них успешно работают. Промышленные и торгово-промышленные компании, созданные по законодательству об акционерных обществах. Среди них есть крупные конкурентоспособные на внутреннем и внешнем рынках. Они сотрудничают с ведущими российскими банками. В последнее время созданы банковские холдинги, контролирующие промышленные объекты. Они имеют крупные пакеты акций промышленных предприятий. Правовая база создания и работы крупных корпораций в России до сих пор находится в фазе становления. Создание условий для подъема российской экономики и развития в большой степени зависит от формирования и успешной работы крупных компаний. Произошел развал крупных производственных и научно-производственных комплексов. Образовались слабые хозяйственные субъекты, формировалась «мнимая» конкурентная среда как следствие роста числа неконкурентоспособных субъектов рынка. Это повлекло колоссальные потери. Например, на базе «Аэрофлота» было создано более 400 самостоятельных авиакомпаний. Из них только 20 жизнеспособны, остальные, имея на балансе 1 – 3 самолета, лишены возможности нормальной работы. Объем перевозок снизился в несколько раз, количество действующих аэропортов сократилось в 2 раза. Намечается реформирование системы управления железнодорожным транспортом. Если это пойдет по примеру «растаскивания» «Аэрофлота», то экономика страны потеряет очень много, нельзя разрушать уже существующую структуру некоторых крупных монополий. Их трудности заключаются не в плохой работе, а в неплатежеспособности потребителей продукции. Становление корпораций проходит в обстановке – инвестиционного голода, коммерческие банки ориентируются на операции с «короткими» деньгами, существует проблема низкой рентабельности некоторых важных производств в условиях борьбы за обладание наиболее прибыльными частями собственности. Представление о естественной монополии как отрасли, в которой издержки ниже, если производство осуществляется одной фирмой, а не несколькими, совершенно ясно. Неясно, о каком понимании отрасли идет речь, о чистой или хозяйственной, каких издержках, о производстве, каковы границы фирмы и т.д. Формулировки закона 1995 года регламентирующего деятельность отраслей естественных монополий в России, не вносят ясности в этот вопрос. Одним из условий отнесения отрасли к сфере естественных монополий в законе принято снижение средних издержек по мере роста объема выпуска продукции. Но это свойство сохраняется не всегда, а для много продуктовых отраслей – просто неверно. Согласно закону, к деятельности субъектов естественные монополии относятся транспортировка нефти и газа, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки и т.д. Получается, что согласно закону, ни «Газпром», ни РАО «ЕЭС России», ни МПС как хозяйственные отрасли не относятся к числу естественных монополий, хотя с их деятельностью и связывают все проблемы естественных монополий. О них говорят просто как о монополиях, при этом происходит соединение понятия монополии и естественные монополии. Опасность состоит в том, что это приводит к предложениям о способах разбиения этих отраслей на части с целью ослабить власть монополий, создать конкурентную среду. Но если это произойдет, то неизбежны негативные социально-экономические последствия. Если раздробить единую сеть железных дорог России, отдав управление ими частным лицам, то возможное закрытие железных дорог, например, по чисто экономическим соображениям, может нарушить связность сети. Тогда, при отсутствии других видов сообщения, окажутся разобщенными целые регионы страны, утрачена целостность экономического пространства. Другие негативные последствия могут появиться, если попытаться создать конкурентную среду, образуя параллельные железные дороги. Будет происходить дублирование целого ряда управленческих и хозяйственных подразделений, возрастут издержки из-за увеличения затрат. Вырастут и цены на транспорт. Разбиение этих отраслей может иметь для России разрушительные последствия, неоправданный рост цен на тарифы и услуги. Принятие правительством РФ концепции реформирования этих отраслей содержат программы мероприятий, в которых одновременно ограничивается монопольная власть и укрепляется власть этих отраслевых структур. Можно привести и другие примеры противоречий. Для правильного их разрешения нужна хорошая теоретическая основа. Устойчивая естественная монополия оказывается неуязвимой при входе на ее рынок других фирм, оптимальная структура отрасли продолжает существовать. Такие тарифы называются устойчивыми ценами. Для обеспечения устойчивости естественных монополий могут использоваться меры прямого государственного регулирования по созданию жестких барьеров входа на данный рынок. Кроме мер государственного вмешательства могут создаваться иные условия для развития и поддержки естественных монополий. В отношении естественных монополий должен учитываться весь набор геостратегических, экономических, управленческих и других факторов. Узкоэкономический подход бесперспективен и даже вреден. Расчленение таких гигантов как РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», МПС и других, не только не оживит конкуренцию, но и создаст условия для образования многочисленных посреднических структур, что приведет к росту цен и разрастанию криминализации бизнеса. Возможны и другие негативные тенденции; после передачи ценообразования в руки частных хозяев, руководителей государственных предприятий, а также отраслевых министерств и ведомств цены пошли вверх быстрее, чем в немонополизированных отраслях. Взвинчивание цен монополиями послужило решающим фактором увеличения издержек производства в других отраслях, включая не монополизируемые. Закон «О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках» был принят 26 апреля 1990 года. Для укрепления в России мощного корпоративного звена нужно сделать еще очень много совместными усилиями законодательных и исполнительных органов власти. В связи с этим возрастает роль государства, которое должно контролировать эти процессы. По данным на 2002 г. размер доли в уставных капиталах обществ, находящихся в федеральной собственности: 50% - 831;25 – 50% - 2004;до 25% - 1400;
Специальное право («золотая акция») – 631, 700 пакетов приходится на топливно-энергетический комплекс, 1300 – транспорт, 370 – на ВПК. Государство осуществляет полный контроль примерно четверти обществ с гос.долей, в остальных же действует обычный акционер. Используется 2 метода в системе управления:
В условиях дефицита финансового капитала важно сконцентрировать имеющиеся капиталовложения на главных стратегических направлениях экономического развития. Консолидация монополий, создание крупных корпораций при наличии законодательной базы, участие и контроль за этими процессами государства – таким может быть оптимальный путь становления и развития экономики России на ближайшее время. . Однако нас интересует и другой вопрос: «Какая она монополия?». Как она себя ведет в различных отраслях промышленности условиях рынков и как зависит от того места где происходит ее зарождение как одной из наиболее важных структур современной экономики. Что способствует ее развитию, а что наоборот может ее погубить. Как сильно влияет на нее конкуренция, инфляция и что может произойти с ней если вдруг произойдет крах той экономической системы, в которой она развивается и приносит свои дивиденды. Таким образом, я приглашаю вас в увлекательное путешествие в мир монополистов и их взаимодействия, а также туда где царствует антимонопольная политика. В дальнейшем попытаемся разобраться все таки, чем опасен монополизм для общества и какие меры можно предпринять для того, чтобы ресурсы нашего государства приносили пользу и развитие ему самому, а не управляющим ими «зицпредседателям» или «чичиковым». Ну да не будем уходить в дебри политического противостояния и классовой ненависти и приступим к изучению их высочества монополии.
Осмысливая сущность монополии, как особой формы материальных отношений, необходимо учесть следующий аспект. Для монополии характерно не то, что она одна производит тот или иной товар, а то, что она получает возможность диктовать цены и на этой основе присваивать сверхприбыль. Монополия обладает монопольной силой, которая препятствует другим проникать на ее рынок. Если не учесть этого, то тогда надо присоединиться к тем, кто насчитал в СССР 200 монопольных предприятий, на которых были заняты исключительно заключенные. Получая тюремную баланду, заключенные не могли быть монополистами, даже если только они производили какую-то деталь во всей стране. Почти такими же «монополистами» можно считать еще 800 предприятий, считавшимися монополистами: все занятые в них получали мизерную заработную плату, обеспечивая государство прибылью в интересах всего народа
2.Монополия и ее виды в экономике.
Вообще монополии, как и многое в нашем мире весьма разнообразны по своей природе особенностям. У всех их естественно есть свои плюсы и свои минусы свои достоинства и недостатки. Есть и то, что совсем отсутствует у других представительниц этого бизнеса. Во второй главе мы рассмотрим основные виды монополий и все, что с ними связано. Монополии возникали в силу разных конкретных причин и многообразны. Разграничение монополий носит достаточно условный характер, поскольку некоторые фирмы могут принадлежать одновременно к нескольким видам монополий.
Естественная монополия
— вид монополии, занимающий привилегированное
положение на рынке в силу технологических
особенностей производства (в связи
с эксклюзивным обладанием необходимыми
для производства ресурсами, крайне
высокой стоимостью или исключительностью
материально-технической базы). Чаще
всего, естественные монополии —
это фирмы, управляющие трудоёмкими
инфраструктурами, повторное создание
которых другими фирмами
Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.
Чистая монополия — ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.
Конгломерат (Концерн, в юридической практике — группа лиц) — несколько разнородных, но финансово взаимно интегрированных субъектов (например: в России ЗАО «Газметалл»).
Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции: юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав.
Открытая монополия — монополия, при которой одна фирма, по крайней мере на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции. В подобном положении нередко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией.
В отдельных случаях
возникают случайные монополии,
Исторически исходной формой монополии, как особого рода неслучайного явления, можно считать закрытую ее форму. Закрытая монополия - это монополия, защищенная юридическими, легальными запретами, наложенными на конкуренцию. Первые монополии обычно представляли такую ее форму, и некоторые из них назывались регалией. Власти обеспечивали привилегии того или иного субъекта в той или иной сфере деятельности: право торговать определенными товарами или в определенной местности и т.п. Например, монополия почтовой службы США на поставку почты первым классом. Обычно это принимает форму государственного лицензирования на совершение определенного бизнеса. Этому служит и патентование инновационных идей. Патентная защита авторских прав ограничивает возможность использовать изобретения без получения за плату специального права на это. Многообразны формы закрытых монополий. Это могут быть и обособленные предприятия, которым государство помогает поддерживать монополизм. Например, государство США запрещает конкурировать с местной электрической компанией. Барьеры для входа иных предприятий в отрасль бывают различными.
Открытая монополия возникает на основе развития конъюнктуры рынка. Монополия на невоспроизводимые факторы возникает в результате владения уникальными природными ресурсами: месторождениями полезных ископаемых, курортными зонами и т.п. Остальные монополии возникают по поводу воспроизводимых ресурсов.
К естественным монополиям относят те отрасли, в которых долгосрочные средние издержки минимальны только тогда, когда фирма обслуживает весь рынок. Обычно это отрасли производственной инфраструктуры, обеспечивающие транспорт, связь, канализацию, водоснабжение, электроэнергию и т.д. В таком случае государство регулирует цены и устанавливает стандарты на товары. Естественная монополия, которой обладают собственники и хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (редкие металлы, землю и др.). Естественные монополии опираются либо на уникальные природные ресурсы, либо на уникальную сложную технологию. Одновременно, это «дойная корова» для иных монополий. Удержание государством низких цен на услуги и товары естественных монополий позволяет частным монополиям повышать цены на свои товары и получать сверхприбыль.
Искусственная монополия не является результатом стихийного экономического развития. Она - результат сговора крупных фирм, стремящихся получить монопольную прибыль, потенциал предприятия. Для этой формы монополии характерно то, что в течение некоторого времени одна фирма может быть единственным поставщиком товара, но не иметь специальной защиты от конкуренции. В разных странах законодательство в некоторой мере условно относит к этому типу предприятия, которые производят 40-60% того или иного товара. Искусственная монополия сосредоточивающая в отдельных руках производство и рынок сбыта какого-либо продукта. Она имеет случайную, устойчивую и всеобщую формы. Случайная форма возникает неожиданно, когда появляется исключительная возможность производить и продавать товар при лучших условиях производства и при временном благоприятном соотношении спроса и предложения. Устойчивая монополия возникает у крупнейших предприятий с захватом рынков сбыта в конце XX в. Известны такие формы устойчивых монополий, как пулы, ринги, картели, синдикаты, тресты. Эти монополии возникали в какой-либо одной отрасли хозяйства. Однако появление в одной отрасли избыточного капитала, неспособного приносить высокую прибыль, привело к образованию устойчивых монополий в различных отраслях (комбинированные тресты, концерны, конгломераты). Всеобщая форма монополий появилась во второй половине нынешнего столетия, когда на большинстве рынков объединения предпринимателей совместно или с помощью государства становятся основными либо покупателями, либо продавцами.
Доминантной монополией можно считать крупнейшие предприятия отрасли, которым противостоит множество мелких предприятий. «Чистыми» монополиями называют те, которые возникают при производстве уникальных товаров, не имеющих субститутов, защищенных патентами, или те компании, которые эксплуатируют месторождения полезных ископаемых или имеют исключительные права на какую-то сферу деятельности. Главной формой чистых монополий являются «естественные» монополии. На их долю в США приходится 5-6% валового национального продукта.
Дискриминационные монополии
используют систему цен, различие которых
не обосновано уровнями издержек, например,
подписка на печать при разной цене
для библиотек, индивидов и студентов.
Простая монополия продает
2.1. Естественная монополия.
В ряде отраслей
народного хозяйства экономия
обусловлена ростом масштаба
производства, а конкуренция фактически
просто неосуществима или
К отраслям естественной монополии во многих странах относят большинство видов деятельности, продукция которых является «предметом общественного пользования», — коммуникации, линии электропередач, нефте- и газопроводы, железнодорожный транспорт, кабельное телевидение, системы связи, водоснабжение и канализация и др. К сферам деятельности субъектов естественных монополий относят такие виды деятельности: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировка газа по трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов, услуги общедоступной электрической и почтовой связи.