Монополия как понятие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:21, курсовая работа

Описание

В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности. Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением России необходимости экономических реформ в данной сфере.

Содержание

Введение 3
1.Монополия 4
1.1. Определение и характеристика термина 4
1.2. История возникновения и развития монополии в мировой экономике. 5
1.3. История возникновения и развития монополии в России прошлых веков. 6
2.Монополия и ее виды в экономике. 11
2.1. Естественная монополия. 12
2.2 Чистая монополия 15
2.3. Закрытая и открытая монополии. 17
3. Антимонопольная политика 19
3.1. Сущность, принципы, направления. 19
3.2. Государственное регулирование деятельности монополий 23
3.3. Антимонопольное регулирование в странах с развитой рыночной экономикой. 25
3.4. Особенности антимонопольной политики в России 32
Заключение. 35
5.Список использованной литературы. 37

Работа состоит из  1 файл

экон.теория курсовая.docx

— 151.69 Кб (Скачать документ)

Еще одной особенностью естественных монополий является существование  очень высоких входных барьеров в отрасль. Наличие единственного  производителя, у которого эффект от масштаба производства слишком велик, определяет тот размер капитала, который  нужен для вхождения в отрасль. Общество чаще всего просто не может  выдержать второго такого производителя (значительны постоянные затраты). Для  данных видов деятельности размер эффективного предприятия, как правило, равен  или максимально близок к 100% от объема внутреннего потребления данных благ.

У естественной монополии  есть как плюсы так и минусы. Рассмотрим в отдельности оба этих аспекта. К плюсам на мой взгляд относится:

  1. Возможность максимально использовать эффект от масштаба производства, что приводит к снижению издержек на производство единицы продукции;
  2. Возможность мобилизации значительных финансовых ресурсов для поддержания средств производства на должном уровне;
  3. Возможность использования достижений научно-технического прогресса;
  4. Возможность следования единым стандартам на производимую продукцию и предоставляемые услуги;
  5. Возможность замены рыночного механизма, т. е. рыночной экономической организации
  6. внутрифирменной иерархией и системой контрактных отношений, что позволит сократить потери, связанные с риском и неопределенностью.

В свою очередь к минусам  можно отнести следующие характеристики естественных монополий:

  1. Возможность определять уровень продажной цены, создавать искушение переложить издержки в значительной мере на конечного потребителя, который не в состоянии оказывать обратного влияния на производителя;
  2. Возможность блокировать технический прогресс;
  3. Возможность «экономить» за счет снижения качества производимой продукции и предоставляемых услуг;
  4. Возможность принимать форму административного диктата, подменяющего экономический механизм.

Видно, что у естественной монополии достоинства становятся недостатками и наоборот. Эта форма  экономической организации глубоко  противоречива. Не возможно однозначно определить, что перевешивает —  плюсы или минусы. Однако общество не может жить в условиях такой  неопределенности, зависимости от естественных монополистов. Рыночная форма экономической  организации не в состоянии преодолеть или даже ослабить действия негативных факторов естественной монополии. Рыночный механизм распределения ресурсов в  данном случае не работает. Разрешить  существующие противоречия общество может  только одним способом — регулированием естественной монополии. И для того, чтобы осознавать всю важность регулирования естественных монополий нужно четко осознавать возможные последствия ошибок данных мероприятий, что влечет за собой как местные так и глобальные проблемы как в отдельно взятой отрасли так и в промышленности в целом, в связи с чем можно выделить перечень следующих мер по регулированию естественных монополий:

1. Прямое государственное  регулирование (возможности и  границы)

Чаще всего механизм и  границы такого регулирования определяются национальными законодательными актами. В частности, в Российской Федерации  действует уже упоминавшийся  Федеральный Закон «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года, который  определяет и отрасли, относящиеся  к естественной монополии, и способы  прямого ее государственного регулирования. Считается, что прямое государственное регулирование посредством определения тарифов или решающего влияния на них естественных монополистов достаточно простой и понятный способ, позволяющий снизить роль негативных факторов, существующих в их деятельности. В частности, в российском законодательстве данному способу уделяется первостепенное внимание. При реализации данного подхода возникают сразу же несколько проблем: 1) необходимость создания органа государственного контроля за деятельностью естественного монополиста или придания таковых функций уже действующей антимонополистической структуре, 2) сложность точного определения реальных издержек производителя услуг — естественной монополии.

2.Торги за франшизу (возможность использования и эффективность в различных условиях)

Другой способ регулирования естественной монополии связан с использованием механизма экономической организации. Это торги за франшизу (право на ведение такой деятельности). Торги за франшизу позволили в США решить проблемы с некоторыми естественными монополиями, причем лучшим способом по сравнению с другими способами их регулирования. Это относится к дерегулированию грузовых автоперевозок, к организации работы местных авиалиний, почтовой службы, к работе кабельных телевизионных сетей, в ряде случаев — к работе коммунальных служб, к проблеме дерегулирования железных дорог.

3. Ценовая дискриминация

Возможность использования  ценовых дискриминаций имеется  как у естественной монополии  для увеличения чистого дохода, так  и у регулирующих субъектов для  снижения общего негативного эффекта  от деятельности данного предприятия  естественного монополиста. Что  такое ценовые дискриминации? Экономическая  теория дает на этот вопрос следующий  ответ — практика установления разных цен на один и тот же товар при  условии, что различия в ценах  не связаны с затратами.

Предпосылки возникновения  ценовых дискриминаций следует  искать в противоречиях рыночного  механизма. С одной стороны, рынок  — великий усреднитель. За спиной производителей, после процесса производства, он определяет продажную цену товара. С другой стороны, каждый экономический субъект (в нашем случае — потребитель) уникален (различны потребности, оценки полезностей, доходы и прочее). Таким образом, при единой рыночной цене всегда есть покупатели, которые готовы заплатить за данный товар больше, чем установившаяся рыночная цена. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и обособленность определенных рынков (институциональную, географическую и др.). Это также создает возможность использования различных цен на данных рынках при продаже одного и того же товара.

Естественные монополии  достаточно часто прибегают к  практике ценовых дискриминаций  для максимизации своего чистого  дохода. Для этого они сегментируют рынок. Примером такого подхода может  быть практика установления более высоких  тарифов на электроэнергию, газ, услуги связи, коммунальные услуги для предприятий  и организаций и, соответственно, пониженных тарифов — для граждан. Однако этот же механизм может быть задействован не только естественным монополистом, но и обществом, которое  стремится облегчить бремя, связанное  с монополией. Оно может устанавливать  понижающиеся тарифы для социально  незащищенных групп населения (пенсионеров, инвалидов и др.). Например, широко применяемая практика льготных тарифов  на различные виды услуг, предоставляемых  естественными монополистами. Здесь  важным является источник покрытия этих льгот. Очень часто в России он или не определяется, или без соответствующих  расчетов, безосновательно, перекладывается  на производителя. Самый распространенный пример — льготы за коммунальные услуги. Количество льготников уже сопоставимо  с количеством людей, льгот не имеющих. Это не способствует ни стабилизации социальной обстановки, ни нормальному воспроизводству капитала предприятия естественного монополиста.

Практика использования  ценовой дискриминации может  быть применена обществом не только в случае прямого государственного регулирования естественной монополии, но и в случае торгов за франшизу. Таким образом, ценовая дискриминация  становится «обоюдоострым орудием», которое с успехом может быть использовано и естественной монополией, и обществом для достижения своих  целей. В результате возникает определенный «баланс интересов» и острота  проблемы со стороны естественной монополии  смягчается (сглаживается, снимается). При описании естественной монополии мы упомянули так называемую чистую монополию, в связи с чем предлагаю посмотреть вместе со мной так ли она чиста наша чистая монополия?

 

2.2. Чистая монополия.

 

Противоположностью совершенной  конкуренции является чистая монополия  — рынок, на котором действует  только одна фирма, в силу этого обстоятельства способная оказывать влияние  на рыночное равновесие и рыночную цену. Монополия — наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. Монополия — рыночная структура, отвечающая следующим условиям:

1. Выпуск товара всей  отраслью контролируется одним  продавцом этого товара, т. е. фирма-монополист является единственным производителем данного блага и олицетворяет собой всю отрасль.

2. Производимый монополистом  товар является особым в своем  роде (уникальным) и не имеет близких  заменителей, в этой связи спрос  на продукт монополиста отличается  низкой степенью ценовой эластичности, а график спроса на него  имеет резко «падающий» характер,

3. Монополия полностью  закрыта для входа в отрасль  новых фирм, поэтому в условиях  монополии отсутствует какая-либо  конкурентная борьба.

Данные условия позволяют  сделать вывод, что фирма-монополист обладает рыночной властью и в состоянии самостоятельно в определенных пределах менять цену продаваемого товара (в отличие от совершенной конкуренции, где каждая отдельная фирма вынуждена только «соглашаться» с ценой).

В качестве примера чистой монополии обычно рассматриваются предприятия общественного пользования и коммунального хозяйства — предприятия газо-, электро-, водоснабжения и не которые другие.

Возникновение и существование  чистых монополий обычно объясняется  наличием барьеров для вступления в  отрасль. Способствующие формированию таких барьеров факторы и порождают монопольную власть на рассматриваемых рынках. Все барьеры можно разделить на две группы — естественные и искусственно создаваемые.

Среди естественных барьеров можно выделить:

1. Экономические — отдельные фирмы за счет постоянного совершенствования технологических процессов могут достичь наименьших издержек выпуска при производстве очень значительного объема продукции (положительный эффект масштаба производства). Это приводит к тому, что только одна или несколько крупных фирм могут иметь низкие издержки производства в расчете на единицу продукции. Остальные фирмы вытесняются из отрасли, и возникает естественная монополия. Естественные барьеры возникают также тогда, когда внутренний рынок какой-либо страны относительно невелик, а экономически в данной отрасли эффективны только крупные предприятия, поэтому одна фирма охватывает практически всю отрасль.

2. Технологические — связаны с существованием предприятий местного коммунального хозяйства. Современный уровень техники и технологии делает здесь конкуренцию очень затруднительной или просто невозможной. Например, нет смысла для осуществления конкуренции проводить к каждому дому несколько водопроводов.

3. Финансовые — монополизированные отрасли имеют обычно значительный объем выпуска, поэтому новой фирме для входа в отрасль нужно осуществить большие инвестиции, подготовить квалифицированные кадры и т. д., что сопряжено со значительными затратами и блокирует вход в отрасль.

4. Собственность на некоторые виды ресурсов. Фирма, владеющая или контролирующая сырье, необходимое в производстве данного материального блага, может препятствовать возникновению конкурирующих фирм на рынке этого товара, на котором сама обычно выступает как монополист.

К искусственно создаваемым барьерам можно отнести:

1. Юридические — гарантирование патентных прав на изобретения, предоставление особых привилегий в виде лицензий на выпуск и реализацию продукции, обеспечение секретности некоторых отдельных разработок со стороны правительства могут привести к сосредоточению в руках одной фирмы основной массы патентов и лицензий на производимые в отрасли товары.

2. Методы недобросовестной конкуренции — такая организация конкуренции, при которой хозяйствующие субъекты прибегают к недозволенным методам воздействия на конкурентов: распространение ложных сведений о конкуренте; использование системы демпинговых цен, когда с целью разорить конкурента или вытеснить его с рынка на непродолжительное время устанавливается цена ниже величины средних издержек; криминальные и прочие методы.

Чистая монополия означает такие условия на рынке, когда  только одна фирма производит и реализует  какой-либо продукт, заменителей которого не существует. При этом доступ на рынок  ограничен и осуществляется полный контроль за ценами. Таким образом, в условиях чистой монополии на рынке господствует крупное предприятие-монополист, полностью контролирующее цены. Установление чрезвычайно высоких цен сдерживается угрозой падения или отсутствия покупательского спроса. Монополист оценивает спрос и устанавливает цену на уровне, обеспечивающем наибольшую рентабельность.

Монополистами являются предприятия  коммунального хозяйства, без услуг  которых не может обойтись ни одно предприятие, например РАО ЕЭС. Существование  естественных монополий оправдывается  тем, что они наилучшим образом  удовлетворяют общественные интересы. В сельской местности такими монополистами  могут быть и предприятия-поставщики сельскохозяйственной техники, химических удобрений, семеноводческие и племенные  хозяйства, предприятия, оказывающие  ремонтных услуги. Основные признаки монополии:

на рынке действует  только одна фирма, которая влияет на цены, регулируя предложение;

на рынке отсутствуют  идентичные виды продукции;

контролируя рынок сырья  в своей отрасли, фирма-монополист не допускает появления новых  производителей.

Таким образом, рынок чистой монополии - это рынок одного продавца. Чаще всего это государственные  организации, при этом государственная  монополия может при помощи ценовой  политики решать различные задачи:

устанавливать цену ниже себестоимости  на социально значимые товары для  поддержания соответствующего уровня жизни населения;

Информация о работе Монополия как понятие