Монополия как понятие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:21, курсовая работа

Описание

В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности. Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением России необходимости экономических реформ в данной сфере.

Содержание

Введение 3
1.Монополия 4
1.1. Определение и характеристика термина 4
1.2. История возникновения и развития монополии в мировой экономике. 5
1.3. История возникновения и развития монополии в России прошлых веков. 6
2.Монополия и ее виды в экономике. 11
2.1. Естественная монополия. 12
2.2 Чистая монополия 15
2.3. Закрытая и открытая монополии. 17
3. Антимонопольная политика 19
3.1. Сущность, принципы, направления. 19
3.2. Государственное регулирование деятельности монополий 23
3.3. Антимонопольное регулирование в странах с развитой рыночной экономикой. 25
3.4. Особенности антимонопольной политики в России 32
Заключение. 35
5.Список использованной литературы. 37

Работа состоит из  1 файл

экон.теория курсовая.docx

— 151.69 Кб (Скачать документ)

называемые органы по делам  картелей. К этим органам относятся  Федеральное ведомство по делам картелей, Федеральный министр экономики и высшие органы земель. К ним примыкает Комиссия по монополиям, созданная для предоставления заключений о концентрации предприятий в ФРГ. Как указывалось выше, антимонопольное законодательство ФРГ занимает промежуточное положение между двумя системами антимонопольного законодательства. Значительным импульсом в развитии антимонопольного законодательства в ФРГ стало утверждение там свободной рыночной экономики в

послевоенное время. В 1949 г. были разработаны два законопроекта: об обеспечении конкуренции путем повышения эффективности и о ведомстве по монополиям. Работа в этом направлении была продолжена и завершилась принятием в 1957 г. Закона против ограничений конкуренции, который в обиходе получил сокращенное название Картельного закона, что не совсем точно отражает его содержание, поскольку он призван регламентировать ограничения конкуренции не только в форме картелей. В последующие годы в Картельный закон были внесены многочисленные изменения. В настоящее время Закон действует в редакции 1989 года. Вступив в силу 1 января 1990 г., он так теперь и датируется. Следует отметить, что Картельный закон ФРГ покоится на двух принципах: принципе

запрещения и принципе контроля и регулирования монополистической деятельности. Как и в США, он запрещает определенную категорию соглашений, например картельные договоры и картельные постановления. Однако эти запреты сопровождаются многочисленными исключениями, которые в значительной степени нейтрализуют принцип запрещения монопольной практики. Так, если Закон Шермана объявляет незаконным заключение любого договора, ограничивающего торговлю, то Картельный закон ФРГ признает недействительным исполнение картельных договоров или постановлений. Кроме того, в отличие от горизонтальных конкурентных ограничений, вертикальные ограничения формально не запрещаются. Они подлежат административному контролю с целью предупреждения антиконкурентной практики. Что же касается особенностей государственной политики воздействия на монополии в США, то для неё, прежде всего, и безусловно, характерна гораздо меньшая опора на регулирование. Такое воздействие считается целесообразным и необходимым только применительно к естественным монополиям. В отношении же обычных монополий американское законодательство исходит из того, что совсем необязательно лишать фирму монопольно высоких прибылей, если монопольное положение на рынке достигнуто ею “благодаря более высоким деловым качествам, изобретательности или же просто счастливому случаю”. При этом учитываются как минимум два объективных обстоятельства: 1)то, что если фирма не будет уверена

в получении максимально  высоких прибылей (в случае её объективных  успехов на пути совершенствования производства и продукции), то она не станет должным образом заниматься совершенствованием техники, технологии, потребительских свойств своих товаров, нахождением незанятых “ниш” в структуре рыночного спроса и т.п.;2)то, что если ведущие фирмы не будут получать максимальных прибылей, то у других фирм ослабнет или вообще исчезнет стимул конкурировать с лидерами и стремиться для этого к совершенству, т.е., что антимонопольная политика в этом случае может превратиться в политику ослабляющую, а не стимулирующую развитие рыночных механизмов в экономике. Сложившиеся особенности государственной политики по отношению к монополиям в различных странах не обязательно сохраняются неизменными на перспективу. С одной стороны, под влиянием США, происходят некоторые изменения в этой политике у европейских стран, направленные на усиление конкуренции. С другой, на характер антимонопольного законодательства США не может не влиять такой важный фактор, как постоянно усиливающиеся позиции Японии на мировом рынке вообще и на внутреннем рынке США в частности. Уже в середине 80-х годов США, как отмечается в печати, столкнувшись с мощной конкуренцией японских компаний, пошли на серьёзные изъятия из антитрестовского законодательства в

пользу наукоёмких отраслей. Вместе с тем, поскольку именно США с их наиболее последовательным курсом на сохранение института конкуренции являлись и являются до сих пор лидером в развитии большинства направлений науки и техники, то, соответственно, продолжение курса на поддержание конкуренции может быть расценено ими как главный фактор сохранения их ведущего положения в сфере научно-технического прогресса.

 

 

3.4. Особенности антимонопольной политики в России

 

Накопленный странами с “рыночной” экономикой опыт антимонопольной борьбы, хотя и интересен сам по себе и, безусловно, должен активно изучаться  и использоваться в различных  конкретных случаях обуздания конкретных монополий, в целом не может служить  основой для разработки общей  программы действий по демонополизации  постсоциалистической экономики.

Становление рыночной экономики  в нашей стране столкнулось с  монополизмом особого рода, не имеющим  аналогов. Он сформировался в нерыночной среде и значительно отличается от монополизма западного образца.

Социалистическая экономика  представляла собой единый народнохозяйственный комплекс, в котором каждое предприятие  не было вполне автономно, а являлось составной частью общегосударственной  суперструктуры. При этом удовлетворение потребности всей страны в том или ином виде продукта часто поручалось всего одному-двум заводам. Так, в конце 80-х годов более 1100 предприятий были полными монополистами в производстве своей продукции. Еще чаще встречалась ситуация, когда число производителей по всей гигантской стране не превышало 2-3 заводов. Всего из 327 товарных групп, выпускавшихся промышленностью страны, 290 (89%) было подвержено сильной монополизации [Микроэкономика под ред. Грязновой есть 2007года , стр.? в чит зале].

Таким образом, если в странах  с рыночной экономикой монополизация  обычно проходила путем организационного объединения первоначально независимых  компаний, то социалистический монополизм базировался на сознательном создании только одного производителя (или очень  узкой группы производителей).

Начало рыночных реформ в  нашей стране привело к резкому  усилению монополистических тенденций. Пользуясь своей монопольной  властью, монополисты резко ограничили предложение. А сознательное уменьшение выпуска продукции в сочетании  с повышением цен российскими  предприятиями-монополистами явились  важнейшей микроэкономической причиной особой глубины кризиса трансформации  в России.

В течение последних лет  в России активно проводится государственная  политика, направленная на поддержку  конкуренции и ограничение монополизма.

В Конституции России сказано: «Не допускается экономическая  деятельность, направленная на монополизацию  и недобросовестную конкуренцию» [Конституция  РФ, ст.34, п.2].

Главный орган проведения антимонопольной политики в РФ претерпел  целый ряд преобразований. 22 сентября 1998 года Государственный антимонопольный  комитет (ГАК России) был переименован в Министерство РФ по антимонопольной  политике и поддержке предпринимательства (МАП России). 9 марта 2004 г. Министерство было упразднено, а его полномочия переданы другим ведомствам. Принадлежавшие МАП России функции федерального антимонопольного органа, контроля над  деятельностью естественных монополий  и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к Федеральной  антимонопольной службе, являющейся сегодня главным антимонопольным  органом (Постановление Правительства  РФ №189 от 7.04.2004) [Консультант +].

Федеральная антимонопольная  служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением  законодательства в сфере конкуренции  на товарных рынках, защиты конкуренции  на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий  и рекламы.

Основными функциями Федеральной  антимонопольной службы являются:

а) надзор и контроль за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, на рынке финансовых услуг;

б) надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях;

в) надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе до внесения изменений в Федеральный закон «О рекламе».

ФАС России включена в структуру Правительства России, подчиняется непосредственно Председателю Правительства [сайт ФАС].

Первая попытка создания антимонопольного законодательства в  России предпринималась еще в 1908 году. За образец был взят действовавший  в США закон Шермана. Однако организации  российских предпринимателей встретили  проект закона в штыки и сумели сорвать принятие. Поэтому юридическая основа для борьбы с монополиями и недобросовестной конкуренцией появилась в России только 22 марта 1991года, когда был принят закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Этот закон редактировался несколько раз, последнее изменение от 26.07.2006 N 135-ФЗ [закон Консультант +].

В соответствии с Законом "О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках" безусловным монополистом может считаться предприятие, контролирующее 50% и более товарного рынка, если только хозяйствующий субъект не докажет обратного. Предприятие, контролирующее 35-50% рынка, тоже может быть признано монополистом, но для этого антимонопольные  органы должны доказать, что имеет  место "доминирующее положение" хозяйствующего субъекта на рынке, изучив конкретную рыночную ситуацию. Федеральными законами могут устанавливаться случаи признания  доминирующим положения хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного  товара составляет менее чем 35%. «Доминирующее  положение» дает фирме возможность  оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или  иным образом ограничивать свободу  их экономической деятельности. Установлен перечень действий, которые трактуются как злоупотребление доминирующим положением. К ним отнесены изъятие  товаров из обращения в целях  создания дефицита, навязывание условий, невыгодных контрагенту или не относящихся  к предмету договора, создание препятствий  к доступу на рынок конкурентов, нарушение установленного порядка  ценообразования, установление монопольно высоких (низких) цен и другие.

 Основной сферой деятельности антимонопольных органов в России стало регулирование деятельности естественных монополий. С целью контроля рыночной доли хозяйствующих субъектов в стране с 1991г. Утвержден Государственный реестр Российской Федерации объединений и предприятий-монополистов [ссылка на сайт]. В нем ежегодно отражаются предприятия, производящие 35% и более продукции на каком-либо товарном рынке. Для таких предприятий действует специальная процедура установления цен и тарифов. В ней, помимо специальных департаментов и комитетов, участвуют и депутаты Государственной Думы. Этот реестр составляется для того, чтобы иметь информационную базу о крупнейших субъектах рынка и проверять соблюдение ими антимонопольного законодательства. Деятельность естественных монополий в России регулируется Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» [ссылка на закон].

Настоящим Федеральным законом  регулируется деятельность субъектов  естественных монополий в следующих  сферах:

  1. транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
  2. транспортировка газа по трубопроводам;
  3. железнодорожные перевозки;
  4. услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
  5. услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
  6. услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
  7. услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
  8. услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

Сложность регулирования  цен естественных монополий в  России заключается в том, что  цены внутреннего рынка занижены по сравнению с мировыми. Однако низкая платежеспособность потребителей продукции естественных монополий  на внутреннем рынке не позволяет  устанавливать цены, равные мировым. Поэтому государством устанавливается  потолок цен, выше которого естественным монополиям не разрешено поднимать  цены, а также выделяются группы потребителей, подлежащих обязательному  обслуживанию.

Однако оставляет желать лучшего практика антимонопольного регулирования. Очень невелики и  штрафные санкции, применяемые к  фирмам-нарушителям. В результате российским фирмам сегодня проще заплатить  штраф, нежели соблюдать закон.

По данным ФАС, за 2007 год  было возбуждено 1331 дело по признаку злоупотребления  доминирующим положением хозяйствующими субъектами и 2250 дел по признаку совершения антиконкурентных действий со стороны  органов власти. К сожалению, считают в ФАС, в России до сих пор сохраняется явное пренебрежение органов власти к антимонопольному законодательству как регулятору рыночных отношений. Это выражается и в значительном количестве дел, инициированных ФАС против органов власти, и в более чем солидном объеме повторных нарушений антимонопольного законодательства теми же властными структурами. В 2007 году последние составили 22% от общего количества выявленных нарушений.

 Наша антимонопольная служба, по оценкам правительственных экспертов, страдает от перегруженности заявлениями и делами, лишь косвенно связанными с защитой конкуренции. Дело в том, что существующее законодательство, по сути, не проводит различий между неправомерным отказом, например, в подключении частного дома к электрическим сетям и картельным сговором, имеющим серьезные последствия для конкурентной среды и неопределенного круга потребителей. Чтобы преодолеть этот недостаток, Минэкономразвития совместно с ФАС разработали программу, в которой предлагается четко разграничить две категории нарушений антимонопольного законодательства: прямо связанные и косвенно связанные с ограничением конкуренции.

Информация о работе Монополия как понятие