Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:21, курсовая работа
В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности. Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением России необходимости экономических реформ в данной сфере.
Введение 3
1.Монополия 4
1.1. Определение и характеристика термина 4
1.2. История возникновения и развития монополии в мировой экономике. 5
1.3. История возникновения и развития монополии в России прошлых веков. 6
2.Монополия и ее виды в экономике. 11
2.1. Естественная монополия. 12
2.2 Чистая монополия 15
2.3. Закрытая и открытая монополии. 17
3. Антимонопольная политика 19
3.1. Сущность, принципы, направления. 19
3.2. Государственное регулирование деятельности монополий 23
3.3. Антимонопольное регулирование в странах с развитой рыночной экономикой. 25
3.4. Особенности антимонопольной политики в России 32
Заключение. 35
5.Список использованной литературы. 37
назначать цену с расчетом на покрытие издержек или получение хороших доходов;
устанавливать завышенную цену для сокращения потребления.
В случае регулируемой монополии
государство разрешает фирмам устанавливать
расценки, обеспечивающие получение "справедливой
нормы прибыли", которая даст организации
возможность поддерживать производство,
а при необходимости и
Чистая монополия — ситуация когда на рынке работает единственный производитель или продавец продукции у которой нет близких аналогов. Примерами монополий в РБ могут быть — МТЗ, МАЗ, Атлант, Белаз. В городах существуют специфические монополии — существующие в единственном числе молокозаводы, мясозаводы и хлебозаводы. Пресс-служба Министерства экономики сообщает, что в Беларуси по состоянию на 1 января 2011 года насчитывалось 738 организаций – монополистов, в том числе 185 — республиканского и 535 — местного уровней.
Характерные черты деятельности чистых монополий:
Чистая монополия завышает цены, назначая монопольно высокую цену и получая монопольно высокую прибыль.
Чистый монополист выбирает для себя оптимальное соотношение между объёмами производимой продукции и ценами.
Поскольку у продукции
монополиста нет близких
Продукция чистого монополиста обычно не рекламируется, поскольку единственный в своём роде товар не нуждается в ней. Монополия экономит на издержках связных с рекламой.
Функция спроса на продукцию фирмы монополиста совпадает с функцией спроса в целом для отрасли, т. к. монополист один представляет всю отрасль в целом.
В условиях чистой монополии существуют очень жёсткие барьеры для проникновения в отрасль других предприятий.
При чистой монополии, как правило, производится не дифференцированная продукция, не отличающаяся разнообразием.
В свою очередь чистые монополии структурированно подразделяются на некие подвиды монополий:
Естественные
монополии — они складываются в результате
действия естественным образом действующих
факторов.
Пример: Белтрансгаз, Бел. Железные дороги.
Монополии опирающиеся
на уникальные месторождения природных
ископаемых.
Пример: «Инко»— Аргентинская компания
добывающая 70% мирового никеля, «Норильский никель» — 7% мирового
никеля, Южно-африканская алмазная компания
DeBeers — концентрирует 70 — 80% переработки
алмазов.
Монополии контролируемые
и регулируемые государством — сети электро- и тепло-снабжения,
поскольку предприятия работающие в этих
отраслях производят общественно значимую
продукцию, то правительство предоставляет
им особые льготы и преимущества. В этом
случае эти предприятия могут устанавливать
низкие цены на свои товары и услуги.
Пример в РБ: потребители оплачивают только
30% от фактической стоимости жилищно коммунальных
услуг.
Закрытые монополии — образуются когда правительство
одним компаниям разрешает данный вид
деятельности, а другим запрещает.
Пример: предприятия военно-промышленного
комплекса, фармацевтическая промышленность.
Открытые монополии — образуются в случае, если
компания выходит на рынок с абсолютно
новым видом продукции, ранее не производившимся.
Конкурентов у неё нет, но они могут появиться
в будущем, поэтому фирма открыта для конкуренции.
Пример: французская фирма «Dupont» была первой, кто стал производить
полиэтиленовую плёнку, искусственную
плёнку и непромокаемую ткань. «Texas Instruments» — впервые произвела электронные
часы и микрокалькуляторы.
Географические монополии — образуются в отдалённых и географически изолированных населённых пунктах, в горной местности, на островах или полуостровах, к примеру, Нагорный Карабах и остров Ман.
Технологические монополии — образуются в связи с особенностями применяемой технологии, к примеру, городские телефоны.
Чистая монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта или услуг, у которых нет близких заменителей. Чистые монополии в настоящее время - редкое явление. Чаще встречаются рынки, на которых конкурируют друг с другом несколько фирм. Чистые монополии, как правило, могут существовать только при покровительстве государства. Причем они присущи скорее местным рынкам, нежели общенациональным. Более того, понятие чистой монополии является абстракцией. Имеется много товаров, у которых нет заменителей.
2.3.Открытая и закрытая монополии.
И вот теперь мы плавно переходим к следующим двум сестрам монополиям – открытой и закрытой. В принципе открытая монополия это одна из самых уязвимых, на мой взгляд, монополий, так как, не имея абсолютно никакой юридической поддержки у производителя она автоматически перестает быть монополией при первом же появлении достойного конкурента на рынке выпускаемой аналогичной продукции. Таким образом, можно сделать вывод, что открытая монополия это родоначальница всех монополий с точки зрения появления на рынке монополии как таковой. Ведь сначала было слово, как говорит всем нам известный классик. При написании данного курсового проекта я нашел крайне мало источников по данной теме, что касается именно открытых монополий. О ее роли в экономике можно говорить, конечно, долго, но ее роль скорее промежуточная, нежели роль скажем закрытой или естественной монополии. Ведь, как только на рынке появляется достойный конкурент, то хозяин монополист сразу думает о защите своих прав. Как создатель и организатор данного, возможно эксклюзивного товара, монополист будет стремиться защитить свое производство патентом авторских прав или как - то иначе. И когда вскоре детище получает юридическую, либо какую-то иную защиту, данная монополия сразу перестает быть открытой, если анализировать определения в изученных мной источниках. Ниже я приведу наиболее точную формулировку открытой монополию, которая является результатом сбора и анализа определений в указанных ниже источниках.
Открытая монополия — монополия, при которой одна фирма, по крайней мере, на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции в виде, например патента на изготовляемую продукцию. В подобном положении нередко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией. В этом случае фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо продукта, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции, как это имеет место в случае закрытой или естественной монополии. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Их конкуренты, однако, могут появиться на рынке несколько позже.
В принципе все довольно ясно и лаконично с данной монополией. Чего не скажешь о ее некотором антиподе – закрытой монополии.
Закрытая монополия
защищена от конкуренции с
помощью юридических
Учитывая емкость монополий в структуре экономики, становится весьма интересно, как же держать монополиста в рамках так сказать дозволенного? В таких рамках, находясь в которых монополист будет приносить пользу для своего государства, а не в собственный карман. И основными средствами в борьбе с монополистами является законодательство и экономический рынок государства, то есть само государство.
3.Антимонопольная политика
3.1. Антимонопольная политика: сущность, принципы, направления.
Антимонопольное регулирование (AMP) в конце XIX в. пришло на смену спорадическому антимонопольному движению, как "одна из специфических форм государственного контроля и регулирования рыночных отношений, структуры рынка, уровня и масштабов конкуренции с целью повышения эффективности экономики" AMP корректнее определять как реализацию государством комплекса экономических, законодательных и административных мер, направленных на обеспечение условий развития рыночной конкуренции, на недопущение чрезмерной монополизации рынка и злоупотреблений монопольной властью со стороны хозяйствующих субъектов. Регулярной функцией государства AMP стало с конца XIX в. При этом следует подчеркнуть, что в развитых индустриальных странах оно с самого начала базировалось на сложившейся системе рыночных отношений. Монополии в рыночной экономике в своем подавляющем большинстве были и остаются продуктом развития товарного производства и конкуренции. Антимонопольное регулирование осуществляется практически во всех странах, базируясь либо на антитрестовском законодательстве (в США, Канаде, Японии), либо на законодательстве по борьбе с ограничительной хозяйственной практикой (скандинавские страны), либо на соответствующих нормах, закрепленных крупными международными интеграционными соглашениями (ст.85, 86 Римского договора об учреждении ЕЭС - ныне ЕС; ст. VI ГАТТ - ныне ВТО). Главным инструментом антимонопольного регулирования является антимонопольное законодательство. Оно выступает одной из форм непосредственного вмешательства государства в рыночные отношения. Впервые принятое в конце прошлого века в Канаде и США это законодательство установило ряд правил, относящихся как к организации капитала, так и к содержанию заключаемых договоров. Большинство европейских государств до второй мировой войны вообще не имело антимонопольных законов, что объяснялось более низким уровнем концентрации производства в них, чем в США. В 80-е гг. аналогичные законы были приняты также в ряде стран Африки (например, в Кении и Танзании). Они не препятствуют созданию крупных монополий, в том числе и транснациональных корпораций, однако эффективно способствуют развитию конкуренции, особенно среди мелких и средних фирм. Причинами принятия законов, регулирующих предпринимательскую деятельность и способствующих развитию конкуренции, явились:
а) необходимость защиты фирм от незаконных действий друг друга (например, от недобросовестной конкуренции) и предотвращен я их проявлений. (В мировой практике не существует однозначного определения недобросовестной конкуренции, поскольку приемы конкурентной борьбы постоянно меняются. Так, Федеральная Комиссия США выделяет свыше 400 способов недобросовестной конкуренции в сфере торговли и маркетинга);
б) потребность в защите потребителей от недобросовестной деловой практики;
в) необходимость зашиты интересов общества от некоторых предпринимателей.
Целесообразность и разумность являются принципами современой антимонопольной политики, а дуализм, психологизм, непоследовательность, противоречивость - особенностями ее реализации. При этом антимонопольные органы в развитых странах руководствуются принципом, которым часто руководствовался Л. Эрхард: "Конкуренция везде, где возможно, регулирование - там, где необходимо". Следует отметить, что в США антимонопольная политика выступает в качестве разновидности промышленной. Последняя означает "совокупность методов государственного воздействия на промышленность". Выделяют антитрестовскую и антикартельную направленность антимонопольного законодательства. Антитрестовские законы преследуют цель противодействовать союзам, в рамках которых полностью утрачивается самостоятельность фирм и устраняется конкуренция; антикартельные законы направлены против различного рода сговоров между фирмами картельного типа. Их цель состоит в стимулировании конкуренции и диверсификации производства.
Кроме того, в ряде стран приняты законы, действующие против недобросовестной конкуренции, включая мошенничество в производстве и торговле. Они призваны обеспечить предотвращение монополизации рынка, антиконкурентное слияние компаний, сговор о ценах и их дискриминацию, другие ограничения торговли и конкуренции.
Антимонопольное регулирование - это регулирование уровня концентрации и монополизации, стратегии и тактики внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование предприятий, допускающих злоупотребления своим доминирующим положением. В практике государств с развитой рыночной экономикой для ограничения роста масштабов производства и продаж фирмы, злоупотребляющей своим доминирующим положением, законодательно лимитируются размеры ее рыночной квоты. В странах ЕС судебные иски могут быть возбуждены в случае, если фирма превышает установленный объем продаж. Кроме того, здесь практикуется обязательная регистрация всех соглашений об объединении фирм. Современная конкуренция регулируется методами административного (законодательного) и нормативно-ориентирующего (корректирующего) воздействия. Административное регулирование конкуренции основано на принятии законодательных актов и на контроле за их соблюдением со стороны государства. Его целью является противодействие недобросовестной конкуренции, некорректной монополистической практике и чрезмерной монополизации экономики. Методы нормативно-ориентирующего воздействия представляют собой правительственные заказы, налоги, государственные субсидии. Их главная цель - стимулирование предпринимательской активности различных субъектов.
Во всех развитых странах на общегосударственном уровне существуют антимонопольные органы, отвечающие за разработку и реализацию антимонопольной политики.
Исторически сложились две системы антимонопольного регулирования (иногда их называют системами антитрестовского права или типами антимонопольного законодательства): американская и западно-европейская. Критерием их разграничения являлось отношение к монополии.
В современных условиях изменились
взгляды на роль и значение концентрации
производства для экономики и общества
в целом. Это обусловлено ее положительным
влиянием на его эффективность. Большое
значение придается позитивному воздействию
крупных компаний на конкурентоспособностьамериканс
Американские специалисты
критикуют антимонопольную
В реализации антимонопольной политики важное значение имеет четкость классификации отраслей. В настоящее время наиболее широко применяется четырехзначная классификация, допускающая расширение ее до семизначной. Согласно этой классификации, экономика США представлена примерно 400 отраслями.
Горизонтальное слияние предполагает объединение фирм одной отрасли. Не допускаются слияния фирм, снижающие конкуренцию, т.е. превышающие допустимый уровень концентрации производства. К типичным горизонтальным ограничениям и серьезным нарушениям антимонопольной» законодательства относятся картельные договоры, которые регламентируют цены, разделяют рынки сбыта, устанавливают единые условия торговли, включая дисциплинарные санкции за нарушение договора его участниками.
Вертикальное слияние означает объединение фирм различных отраслей по принципу технологической связи производственных процессов, образующее комбинат с замкнутым производственным циклом. Причем ограничительные условия принимаются в одностороннем порядке, поскольку господствующий на рынке предприниматель способен навязать свои требования более слабому контрагенту. К таким ограничениям конкуренции относятся договоры об исключительных торговых операциях, установление или поддержка перепродажных цен, ограничительные условия в договорах о передаче прав на объекты промышленной собственности (договоры-уступки и лицензионные соглашения).