Монополия как понятие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:21, курсовая работа

Описание

В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности. Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением России необходимости экономических реформ в данной сфере.

Содержание

Введение 3
1.Монополия 4
1.1. Определение и характеристика термина 4
1.2. История возникновения и развития монополии в мировой экономике. 5
1.3. История возникновения и развития монополии в России прошлых веков. 6
2.Монополия и ее виды в экономике. 11
2.1. Естественная монополия. 12
2.2 Чистая монополия 15
2.3. Закрытая и открытая монополии. 17
3. Антимонопольная политика 19
3.1. Сущность, принципы, направления. 19
3.2. Государственное регулирование деятельности монополий 23
3.3. Антимонопольное регулирование в странах с развитой рыночной экономикой. 25
3.4. Особенности антимонопольной политики в России 32
Заключение. 35
5.Список использованной литературы. 37

Работа состоит из  1 файл

экон.теория курсовая.docx

— 151.69 Кб (Скачать документ)

Конгломеративное слияние происходит путем объединения фирм различных отраслей, технологически не связанных между собой. Таким образом, фирма диверсифицирует свое производство. Следовательно, можно сделать вывод о том, что объединение фирм (и вертикальное, и горизонтальное, и Конгломеративное) нельзя считать только отрицательным явлением. Слияние компаний может повысить эффективность производства за счет как снижения издержек путем роста масштабов производства, так и приобретения дополнительных преимуществ, которыми обладала каждая фирма (наличие высокопрофессиональных менеджеров, оригинальных научных разработок и т.п.). Оно может способствовать решению финансовых проблем участников, дисциплинировать управляющих корпораций, совершенствовать организацию поставок комплектующих и т.д. Некоторые виды и формы монополии современная западная экономическая наука и законодательство считают нормальным явлением. Не подлежит наказанию фирма, которая захватывает значительную долю рынка путем создания уникального товара или внедрения новой технологии, позволяющей ей продавать товары поболее низким ценам, не лишаясь прибыли. Не подлежит судебному преследованию  естественная монополия, поскольку возникновение ее закономерно, а попытки уничтожения - либо бесцельны, либо экономически нерациональны.

В регулировании естественных монополий в развитых странах  преобладают национализация и государственный контроль частных компаний. Естественные монополии тесно связаны с монополией на информацию, так как реальная эффективность единственного производителя известна только ему.

Именно они были первоочередными объектами национализации, а в Великобритании и во Франции - объектами создания единых государственных отраслевых корпораций. Во многих странах, в частности, в США в рамках программ антитрестовской борьбы "ни одно новое предприятие не зарегистрируется и не получит право изготавливать продукцию, пока не будет зарегистрирован его конкурент. Тем самым исключается как монопольное положение производителя, так и его сговор с другим поставщиком той же продукции”.

Западно-европейская система антимонопольного регулирования более либеральна. Она нацелена на регулирование поведения монополиста, на управление им и на запрет не самой монополии, а злоупотребления монопольной властью путем использования методов административного регулирования ее деятельности и объявления противоправными различных соглашений, ограничивающих конкуренцию. Данная система допускает некоторые злоупотребления монополистического характера и пресекает их в случае ослабления конкурентной борьбы. Для этого предусмотрена регистрация в специальном государственном органе тех видов соглашений между предпринимателями, которые направлены на усиление монополий и существенное ограничение конкуренции.

Отношение правительства  к монополизации в условиях рыночной экономики двойственно: с одной стороны, - защита монопольного и олигопольного производства, с другой, - ограничение или запрещение определенных форм поведения монопольных фирм. Это объясняется двойственностью последствий монополизации. В условиях монополии объективно существует тенденция к ограничению объемов выпускаемой продукции, росту цен, к различным видам неконкурентного поведения. Вместе с тем монополизация всегда связана с масштабами производства, что приводит к снижению издержек и экономии ресурсов.

Крупные фирмы, как известно, являются носителями научно-технических исследований и разработок. Правительства учитывают плюсы и минусы больших компаний в осуществлении антимонопольной политики, препятствуя проявлению антиконкурентного поведения, но, не сдерживая эффективное крупномасштабное производство. Поэтому объектом антимонопольного законодательства является как поведение фирм на рынке, так и его структура.

Антимонопольные законодательства запрещают любые соглашения (явные  и тайные) между фирмами, устанавливающими цены, ограничивающими выпуск продукции, ведущими к разделу рынка.

Некоторые монополии считаются  нормальным явлением. Не подлежит наказанию фирма, захватившая значительную долю рынка путем создания уникального товара или внедрения новой технологии. Не преследуется судом естественная монополия, поскольку ее существование закономерно, а попытки устранения -  либо бесцельны, либо экономически нерациональны. Цены на продукцию (услуги) естественных монополистов в развитых странах  регулируются государством или местными органами власти.

Антимонопольная политика в  развитых странах представляет собой  гибкую систему постоянно действующих, мобильно перестраиваемых мер и санкций, носящих запретительный, ограничительный и поощрительный характер. Ее основными направлениями  являются: либерализация рынков, регулирование монополий, прямое недопущение, подавление или устранение монополий, ограничивающих конкуренцию, активизация рыночных структур. Нормативными актами предусмотрено, что ни одна корпорация не может контролировать более 40—50 % объемов производимой продукции. Поэтому введены ограничения масштабов производства, сбыта, технологического развития. Запрещается приобретать значительную долю акций других предприятий, дискриминировать партнеров или навязывать им дополнительные обременительные условия договоров.

В современных условиях главной  особенностью антимонопольного законодательства в развитых странах является его проолигополистический характер, т.е. оно направлено па защиту олигополии. При этом под олигополией понимается такая организация отрасли (или локального рынка), при которой ограниченное число крупных производителей выпускает значительную или преобладающую часть отраслевой продукции и тем самым самостоятельно осуществляет антиконкурентную политику или вступает в монопольный сговор для проведения единой рыночной политики.

Важнейшей чертой олигополистического  рынка является взаимодействие конкурентных и монополистических сил. Хотя власть олигополии над рынком велика, в антимонопольной практике не было случая преследования олигополистических  фирм.

Защита "оптимального" баланса конкурентных и монопольно-регулирующих сил в рамках олигополии проявляется в нераспространении антимонопольного законодательства на те отрасли, в которых либо не сложилась олигополистическая структура и господствует система мелких производителей (лесное, сельское хозяйство, рыболовство), либо монополия выступает как обязательная форма организации производства (отрасти, связанные с естественной монополией, т.е. для нормального развития их требуется единая организационно-производственная система - коммунальное хозяйство, транспорт, связь, производство и распределение электроэнергии, газа и т.д.).

Деятельность этих отраслей регулируется специальным законодательством. Однако в ряде стран оно не распространяется на те национализированные предприятия и торговлю, где существует государственная монополия; а также на внутрифирменные  операции;   коллективные  соглашения между профсоюзами и предпринимателями по поводу заработной платы и условий труда. Это законодательство с некоторыми ограничениями используется в сфере операций с интеллектуальной собственностью, но не касается соглашений и совместной деятельности в области экспорта, повышения эффективности производства и развития НТП. Таким образом, в ряде стран антимонопольное законодательство частично или полностью не затрагивает большую часть предпринимателей.

Все реже монополия ассоциируется  с ростом концентрации. Демонополизация отраслевых рынков осложняется преобразованием крупных предприятий в единые производственные комплексы, часто не допускающие своего дробления на мелкие производственные звенья без полного их разрушения, что создает угрозу деиндустриализации стран. Акцент сегодня делается на выяснение экономической категории монопольной рыночной власти, на методы ценовой и неценовой конкуренции и т.п. Но наличие рыночной власти, как уже отмечалось, еще не является нарушением антимонопольного законодательства. Только в случае установления факта причинения экономического ущерба в результате ограничительной практики явление признается незаконным.

Опыт развитых стран свидетельствует, что антитрестовская политика оказалась малоэффективной и влияла лишь на формы централизации капитала, но сам процесс монополизации она не приостановила.

Противодействие монополизации  экономики выражается в форме  запретов на ведение производственно-коммерческой деятельности, в разукрупнении фирм, их реорганизации, разделении,    вплоть   до   ликвидации. Несмотря на различия антимонопольных законодательств разных стран, они имеют общие черты и цели. К таковым относятся: поощрение конкуренции; контроль над фирмами, занимающими доминирующие положение на рынке, и над процессом слияний и поглощений компаний; защита интересов потребителей; содействие развитию малого и среднего бизнеса.

Незаконными признаются действия субъектов, направленные на территориальный раздел рынков, бойкот конкурентов, прикрепление покупателя к определенным источникам снабжения, установление согласованных цен и скидок, на согласование квот производства с целью манипулирования обменом и характером предложения, а также на назначение единых директоров конкурирующих фирм.

Ученые Западной Европы и  США считают, что антимонопольное (антитрестовское) законодательство, а также законодательство об ограничительной деловой практике целесообразно называть procompetitive laws (проконкурентными законами), так как они призваны сохранять и развивать конкуренцию.

В странах Восточной Европы проблема антимонопольного регулирования  возникла сравнительно недавно. Следует отметить, что монополии здесь были созданы искусственно, путем концентрации производства, приведшей к образованию гигантских предприятий и объединений.

В постсоветских странах  антимонопольная политика первоначально была направлена на преодоление "командно-административного монополизма", т.е. на изменение типа экономических систем.

Обобщая сказанное, отметим, что свободная конкуренция обусловила концентрацию производства, приведшую не к появлению, а к господству рыночных монополий. Наиболее распространенными их видами являются чистая, или абсолютная, естественная и искусственная, производственная и организационная монополии. Классическими организационными формами монополий являются картели, синдикаты, тресты, концерны, которые в модернизированном виде

существуют и в настоящее  время.

Прогрессирующая монополизация  современной рыночной экономики  базируется на суперконцентрации. Она приобрела ряд новых черт и особенностей, а также мировой характер, изменила цели и в настоящее время направлена на монополизацию наукоемких и прибыльных отраслей, на повышение уровня их технологической оснащенности и компьютеризации. Для нее типичнаскачкообразность укрупнений, часто инициируемых государством путем слияний и поглощений зарубежных фирм.

Сегодня монополия как  многопрофильная, многоотраслевая  организация претерпела не только качественные, но и количественные изменения и стократно превысила миллиардный рубеж по величине активов. Появились новые формы и методы конкурентной практики. Современная конкуренция отличается не только своимпротиворечивым единством с монополией, но и проявлением конкуренции как соперничества и добровольного сотрудничества с конкурирующими фирмами, а

также конечной целью, которая  заключается в обеспечении стабильного существования фирм и доминировании критерия эффективности. Учет особенностей современной конкуренции позволил пересмотреть ставшее традиционым определение ее только как соперничество. Сегодня акцент делается на форму взаимоотношений между хозяйствующими субъектами, обусловленную поиском новых способов реализации их экономических интересов.

Необходимое равновесие между  монополией и конкуренцией в рыночной экономике обеспечивает антимонопольное регулирование.

 

3.2. Государственное регулирование деятельности монополий

 

Относиться к монополизму  однозначно отрицательно нельзя, т.к. существуют технологические олигополии, естественные монополии, обусловленные экономией  от масштаба. Кроме того, временными монополистами становятся и фирмы-лидеры по внедрению научно-технических  разработок. В этих случаях деятельность монополий экономически оправдана. Однако когда в экономике усиливаются тенденции применения монопольной власти, монополизм становится болезнью экономики, разрушающей рыночные механизмы. Он ведет к взвинчиванию цен, консервированию существующих технологий производства и, что особенно страшно, препятствует появлению новых капиталов в производстве. Поэтому государство берет на себя функцию контроля над деятельностью монополий. В данной главе мы рассмотрим основные этапы становления и главные принципы и проблемы антимонопольного законодательства, проанализируем главные направления борьбы с монополиями в современной рыночной экономике Российской Федерации.

Чтобы избежать негативных последствий монополий, государство  вмешивается в рыночные процессы, используя антимонопольное регулирование: административный контроль над монополизированными  рынками, организационный механизм и антимонопольное законодательство. [Мамедов, современная экономика,126]

Административный контроль монополизированных рынков объединяет способы воздействия на монополизированное производство. Можно выделить, в  частности, финансовые санкции, применяемые  в случае нарушения антимонопольного законодательства. Бывают случаи, когда  фирма, уличенная в систематическом  использовании методов нечестной  конкуренции и проигравшая судебный процесс, подвергается прямому расформированию.

Организационный механизм имеет  своей целью антимонопольную  профилактику путем последовательной либерализации рынков, т.е. способы  и методы такой политики государства  нацелены на то, чтобы сделать монополистическое  поведение для крупного бизнеса  невыгодным. Это – снижение таможенных пошлин, отмена количественных квот –  поддержка малого бизнеса, упрощение  процедуры лицензирования, оптимизация  производства, продукция которого может  конкурировать с товарами монополий, и т.д.

Наиболее эффективной  и развитой формой государственного регулирования монопольной власти является антимонопольное законодательство.

Информация о работе Монополия как понятие