Налогообложение в современной Российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 12:56, курсовая работа

Описание

Безусловно, налогообложение в любой стране не может быть чем-то неизменным уже потому, что оно является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной политики, которая меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. К тому же в России система налогообложения находится в стадии становления, как и ее рыночное хозяйство и политическая система, направленная на развитие свободы предпринимательской деятельности. Поиск путей повышения эффективности российской системы налогов просто необходим.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Общая характеристика налогов……………………………………..4-34
Основные понятия...............................................................................................4-5
Функции налогов………………………………………………………………...5-7
Виды налогов…………………………………………………………………...7-34
Глава II. Налогообложение в современной Российской экономике……...35-39
Глава III. Пути совершенствования налоговой политики в России………40-43
Заключение …………………………………………………………………..44-45
Список используемой литературы…………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по экономике.docx

— 76.13 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Общая характеристика налогов……………………………………..4-34

Основные понятия...............................................................................................4-5

Функции налогов………………………………………………………………...5-7

Виды налогов…………………………………………………………………...7-34

Глава II. Налогообложение в современной Российской экономике……...35-39

Глава III. Пути совершенствования налоговой политики в России………40-43

Заключение …………………………………………………………………..44-45

Список используемой литературы……………………………………………...46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

«В России не ругает налоги только ленивый», – слова подбирают хлесткие, достаточно прочитать только заголовки соответствующих публикаций. Редко встретишь мнение, что российская налоговая система не так плоха, как кажется. Активно обсуждается вопрос о реформировании налоговой системы.

Безусловно, налогообложение  в любой стране не может быть чем-то неизменным уже потому, что оно  является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной  политики, которая меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. К тому же в России система налогообложения  находится в стадии становления, как и ее рыночное хозяйство и  политическая система, направленная на развитие свободы предпринимательской  деятельности. Поиск путей повышения  эффективности российской системы  налогов просто необходим.

В этом отношении объективно необходимым и чрезвычайно важным для совершенствования налоговой системы России является изучение опыта организации налоговых систем и организационных структур налоговых служб зарубежных стран – США, Германии, Дании и ряда других государств.

На Западе налоговые вопросы  давно уже занимают почетное место  в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых  ставок неправильный или недостаточный  учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство  предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных  налоговым законодательством льгот  и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или  даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

Глава 1. Общая  характеристика налогов

Основные понятия

Налоги – обязательные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органом местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.

Налоговая система – совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля. Существуют два вида налоговой системы: шедулярная и глобальная. В шедулярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части – шедулы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше. В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система широко применяется в Западных Государствах.

Объектом налога являются доходы, стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательными актами.

Субъект налога – это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо; 3) источник налога - т.е. доход из которого выплачивается налог; 4) ставка налога - величина налога с единицы объекта налога; 5) налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Налоги могут взиматься  следующими способами:

1) кадастровый – (от слова «кадастр» – таблица, справочник), когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

2) на основе декларации  – документа, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.

3) у источника этот налог вносится лицом выплачивающим доход. Поэтомy оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т. е. до выплаты, например, заработной платы, из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

Функции налогов

Налоги выполняют одновременно следующие виды функций:

Фискальная функция —  основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и  одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов  государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счет налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово–фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например, экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.

Распределительная (социальная) функция налогообложения состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

Регулирующая функция  налогообложения — направлена на достижение посредством налоговых  механизмов тех или иных задач  экономической политики государства. По мнению выдающегося английского  экономиста Джона Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для  регулирования экономических отношений.

Стимулирующая функция налогообложения  — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

Дестимулирующая функция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

Можно назвать также воспроизводственную  подфункцию, которая предназначена  для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство  минерально – сырьевой базы, плата за воду и т. д.

Виды налогов

Современная налоговая система  включает различные виды налогов.

По способу платежа  различают прямые и косвенные  налоги. Прямые налоги берутся напрямую с физических и юридических лиц. Это подоходный налог с физических лиц; налог с прибыли корпораций; имущественный налог (уплачивается как физическими, так и юридическими лицами); налог на сделки с капиталом; налог с наследства и др. Косвенные  налоги взимаются с товаров и  услуг. Их косвенный характер проявляется  в том, что их уплачивают не все  граждане, а те, кто покупает облагаемую налогом продукцию. К косвенным  налогам относятся: налог на добавленную  стоимость, акцизы, таможенные пошлины.

Налоги по их использованию  подразделяются на общие и специальные (целевые). Общие налоги поступают  в бюджет государства для финансирования общегосударственных мероприятий. Специальные налоги имеют строго определенное назначение, например налоги на реализацию горюче-смазочных материалов поступают в дорожные фонды и  предназначены для строительства, реконструкции и текущего ремонта  дорог.

В зависимости от того, в  распоряжение какого органа поступает  налог, различают федеральные налоги, региональные налоги субъектов федерации  и местные налоги. Федеральные  налоги устанавливаются законодательными актами, принимаемыми Федеральным Собранием. К ним относятся налог на прибыль предприятий и организаций, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, акцизы на нефть, природный газ и др. К региональным налогам относятся налог на имущество организаций, налог на недвижимость, дорожный налог, налог на добычу природных ресурсов, к местным налогам относятся налог на недвижимое имущество граждан, налог на рекламу, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, другие сборы.

В зависимости от характера  взимания налоговых ставок различают: твердые ставки, которые устанавливаются  в абсолютной сумме независимо от размеров дохода (например, на тонну  нефти); пропорциональные – налоговая ставка остается неизменной независимо от размеров дохода; прогрессивные – ставка повышается по мере возрастания дохода; регрессивные – ставка налога понижается по мере возрастания дохода.

Налог на прибыль – один из самых важных в налоговой системе любой страны, в том числе и в Российской Федерации. Ведь прибыль играет ключевую роль в экономике, она определяет цель и содержание любой хозяйственной деятельности.

Так как рассматриваемый  налог является прямым налогом, т. е. напрямую воздействует на экономический потенциал налогоплательщика, то становятся понятными действия и устремления государства по активному воздействию на развитие экономики именно через механизм его применения. Благодаря непосредственной связи этого налога с размером полученного налогоплательщиком реального дохода через механизм предоставления или отмены льгот и регулирования налоговой ставки государство ограничивает или стимулирует ту или иную деятельность, инвестиционную активность в различных отраслях экономики и регионах. Значительную роль в регулировании экономики играет устанавливаемая государством амортизационная политика, напрямую связанная именно с налогообложением прибыли организаций.

Налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются:

  • российские организации;
  • иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Не признаются налогоплательщиками  организации, которые являются иностранными организаторами Олимпийских игр  и Паралимпийских игр в соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об  организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российские Федерации», в отношении доходов, полученных в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.

Обязанность заплатить налог  возникает только тогда, когда есть объект налогообложения. Если объекта  нет, нет и оснований для уплаты налога.

Для налога на прибыль объектом налогообложения признается прибыль, которую получила организация.

Прибылью признается:

1) для российских организаций – полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов;

2) для иностранных организаций,  осуществляющих деятельность в  Российской Федерации через постоянные представительства, - полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов;

3) для иных иностранных  организаций – доходы, полученные от источников в Российской Федерации.

Для целей обложения налогом  на прибыль под доходами понимаются общие поступления организации (в  денежной и натуральной формах) без  учета расходов, которые организация  понесла.

Информация о работе Налогообложение в современной Российской экономике