Налогообложение в современной Российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 12:56, курсовая работа

Описание

Безусловно, налогообложение в любой стране не может быть чем-то неизменным уже потому, что оно является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной политики, которая меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. К тому же в России система налогообложения находится в стадии становления, как и ее рыночное хозяйство и политическая система, направленная на развитие свободы предпринимательской деятельности. Поиск путей повышения эффективности российской системы налогов просто необходим.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Общая характеристика налогов……………………………………..4-34
Основные понятия...............................................................................................4-5
Функции налогов………………………………………………………………...5-7
Виды налогов…………………………………………………………………...7-34
Глава II. Налогообложение в современной Российской экономике……...35-39
Глава III. Пути совершенствования налоговой политики в России………40-43
Заключение …………………………………………………………………..44-45
Список используемой литературы…………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по экономике.docx

— 76.13 Кб (Скачать документ)

Проведение социально-экономических преобразований, интеграция России в мировую экономику неизбежно требуют внесения поправок в налоговое законодательство. На сегодняшний день решены не все задачи, поставленные в ходе налоговой реформы.

Самая высокая нагрузка (порядка 63%) пришлась на нефтедобывающий сектор. Самые низкие налоги платят малый бизнес и сельскохозяйственные товаропроизводители, применяющие специальные режимы налогообложения. Для остальных предприятий налоговая нагрузка находится на уровне 27-29%. Снизился  налог на нефтяной сектор (налог на добычу полезных ископаемых уменьшился на 135 – 140 млрд. рублей), уменьшился налог на доходы физических лиц (около 45 млрд. рублей). Новый порядок амортизации может привел к снижению бюджетных доходов от налога на прибыль на сумму до 100-200 млрд. рублей в зависимости от того, насколько активно предприятия стали использовать новые нормы.

Отечественные компании мало пользуются ускоренной нелинейной амортизацией. Исследования показали, что большинство налогоплательщиков предпочитает традиционную линейную амортизацию, которая в условиях инфляции менее выгодна. Как налогоплательщики воспользуются новыми возможностями, пока трудно предсказать. Но для технического перевооружения или создания нового производства, особенно в условиях инфляции, это очень значимая мера.

 

Глава 3. Пути совершенствования налоговой политики в России

Оптимально построенная  налоговая система должна не только обеспечивать финансовыми ресурсами  потребности государства, но и не снижать стимулы налогоплательщика  к предпринимательской деятельности, обязывать его к постоянному  поиску путей повышения эффективности  хозяйствования.

Мировой опыт налогообложения  показывает, что изъятие у налогоплательщика  до 30-40% от дохода является пределом, после  которого начинается процесс сокращения сбережений, а тем самым и инвестиций в экономику. Если же число налогов  предусматривает изъятие у налогоплательщика  более 40-50% его доходов, то это полностью  ликвидирует стимулы к предпринимательской  инициативе и расширению производства.

В мировой налоговой практике в качестве показателя налоговой  нагрузки на макроуровне служит отношение  суммы всех взысканных с налогоплательщиков налогов к объему полученного  валового внутреннего продукта.

В Российской экономике по различным оценкам от 25 до 40% ВВП  создается в теневом секторе  экономики, подавляющая часть которого не охватывается налогами. По данным Минфина  России из-за сокрытия доходов и  объектов налогообложения в консолидированный  бюджет страны не поступает ежегодно от 30 до 50% налогов. В результате законопослушные  налогоплательщики, а это, в основном, легальные товаропроизводители (их около 17%), производят отчисления в государственную  казну в виде налогов, составляющих более половины произведенного ВВП. Немногие предприятия могут выдержать  такую нагрузку.

Другая проблема сводится к тому, что доля изъятия через  налоги около 33% ВВП рассчитана, исходя из фактически уплаченных или же запланированных к поступлению в бюджет налогов. Однако из-за «хронических недоплатежей» в бюджет долги превышают предполагаемые поступления налоговых отчислений.

Налоги должны распределяться в равной степени между федеральным  центром и регионами. Однако самые  собираемые налоги (НДС, акцизы, налог  на прибыль) уходят в Москву, а оставшиеся на местах должным образом не собираются. Некоторые местные налоги вообще не окупают затраты на их сбор.

Еще одна проблема заключается  в том, что наряду с законами действуют  многочисленные подзаконные акты: инструкции, дополнения, изменения к ним, разъяснения  и т.д. Это, прежде всего, затрудняет работу самих налоговых служб. Этого  сложно избежать из-за высокого динамизма  процессов, которые происходят в  хозяйственной жизни страны. Другое дело, что не все новшества оправданы.

Наиболее спорным на сегодняшний  день является вопрос о тяжести налогового бремени. Налоговая система России строилась по образу и подобию  налоговых систем западных стран. В  некоторых случаях налоговые  ставки вообще не отличаются от западных аналогов.

Проблематичен также вопрос неравномерности распределения  налогов между категориями плательщиков. Практически не предусмотрена градация и соответствие уровня налоговых  отчислений налогоплательщиков в зависимости  от уровня их доходов. К тому же весь упор налоговой службы направлен  на тех налогоплательщиков, которых  легко проверить (т.е. мелких и средних  предпринимателей), тогда как основная часть уходит от оплаты налогов как  на законном, так и на незаконном основании.

Особенно сильные дебаты в настоящее время ведутся  в связи с введением налога с продаж и единого налога на вмененный  доход.

Вместо посильной поддержки  развития налогоплательщиков нынешняя налоговая политика направлена на всяческое  препятствование такому развитию.

 

Несмотря на очевидную  необходимость реформирования налоговой  системы ее кардинальная ломка привела  бы лишь к негативным последствиям. Очевидно, что налоговые реформы  будут проводиться исходя из того, что существующая система совокупности налогов, механизмов их исчисления и  методов контроля не должна принципиально  измениться. Уже сейчас наблюдается  тенденция (хотя и не совсем удачная) к снижению налоговых ставок и  снижению налогового бремени.

Сегодня под налоговой  реформой имеется в виду, прежде всего, укрепление налоговой системы, ее совершенствование. Для этого  нужно существенно повысить качество планирования и финансирования государственных  расходов, укрепить доходную базу бюджетной  системы, создать необходимые механизмы  контроля за эффективностью использования  государственных финансовых ресурсов.

Основные направления  налоговой реформы в России в  должны быть направлены на:

1. ослабление налогового  бремени и упрощение налоговой  системы путем отмены низкоэффективных  налогов и отчислений во внебюджетные  фонды;

2. расширение налоговой  базы благодаря отмене ряда  налоговых льгот, расширению круга  плательщиков налогов и облагаемых  доходов в соответствии с принципом  «налоговой справедливости»;

3. постепенное перемещение  налогового бремени с предприятий  на физических лиц;

4. решение комплекса проблем,  связанных со сбором налогов  и контролем за соблюдением  налогового законодательства.

На сегодняшний день наиболее целесообразным шагом в области  реформирования налоговой системы  можно предложить:

расширение прав местных  органов при установлении ставок налогов на имущество юридических  лиц (но исключить налогообложение  оборотных средств) и граждан;

унифицирование прямого  налогообложения всех юридических  лиц, перейдя от налога на доход банков и страховых компаний к налогообложению  их прибыли;

расширение мер по налоговому стимулированию инвестиционного процесса и преимущественного направления  предприятиями средств на развитие, совершенствование и расширение производства, развитие малого бизнеса, поддержку аграрного сектора;

усиление социальной направленности налогов. Для этого нужно постоянно  увеличивать, с одной стороны, необлагаемый минимум доходов граждан, а с  другой – ставку подоходного налога лиц с очень высокими доходами, а также расширить круг подакцизных предметов роскоши и повысить ставки акцизов на них.

В перспективе, когда будет  обеспечена финансовая стабилизация и  в полную силу задействованы рычаги рыночной саморегуляции экономики, можно ставить вопрос о формировании сбалансированной системы взимания налогов, выполняющей не только фискальную, но и в должной мере стимулирующую  и регулирующую функции.

Реформирование действующей  налоговой системы должно осуществляться в направлениях создания благоприятных  налоговых условий для товаропроизводителей, стимулирования вложения заработных средств  в инвестиционные программы, обеспечения  льготного налогового режима для  иностранных капиталов, привлекаемых в целях решения приоритетных задач развития российской экономики. Эти направления имеют непосредственное отношение практически ко всем федеральным  и региональным налогам. Среди них  ключевое значение получают налоги на прибыль и на добавленную стоимость.

 

Заключение

 

Налоговая система – один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

В новой налоговой системе, исходя из Федерального устройства России в отличие от предыдущих лет, более  четко разграничены права и ответственность  соответствующих уровней управления (Федерального и территориального) в вопросах налогообложения. Введение местных налогов и сборов, как  дополнение перечня действующих  Федеральных налогов, предусмотренное  законодательством, позволило более  полно учесть разнообразные местные  потребности и виды доходов для  местных бюджетов.

И все же новое налоговое  законодательство не в полной мере подходит к новым условиям. Его  основные недостатки следующие: излишняя уплотненность, запутанность, наличие  большого количества льгот для различных  категорий плательщиков, не стимулирующих  рост эффективности производства, ускорение  научно-технического прогресса, внедрение  перспективных технологий или увеличение выпуска товаров народного потребления. Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует привлечение в  народное хозяйство иностранных  инвестиций. Мировой опыт свидетельствует, что налоговое законодательство - не застывшая схема, оно постоянно  изменяется, приспосабливается к  воспроизводственным процессам, рынку.

Нестабильность наших  налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день – главная проблема реформы налогообложения.

Жизнь показала несостоятельность  сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу. Выдвигаемые реформаторские предложения  касаются в лучшем случае отдельных  элементов налоговой системы. Предложений  же о принципиально иной налоговой  системе, соответствующей нынешней фазе переходного периода, практически  нет. И это не случайно, так как  оптимальную налоговую систему  можно развернуть только на серьезной  теоретической основе, которой в  России еще нет...

Несомненно, вся эта неразбериха  с налогами приводит к нестабильному  положению в нашей экономике  и еще больше усугубляет экономический  кризис. Несомненно, для выхода из кризисного состояния необходимо одним из первых шагов наладить налоговую систему  страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. НК РФ часть 2 глава 2011 год.
  2. Информационная система «Консультант Плюс» 2010 год.
  3. Информационная система Гарант 2010 год.
  4. «Налоговый учет» под редакцией Н. А. Нестеренко, Е. С. Цепилова. Издательство «Феникс», 2009 год.
  5. «Налоговый учет и отчетность» под редакцией Т. В. Бодрова, 2010 год.
  6. «Учет доходов в налоговом учете» под редакцией Ф. Н. Филиной, 2009 год.
  7. «Бухгалтерский и налоговый учет и отчетность» под редакцией Т. Беликовой, 2010 год.
  8. «Налоговый учет: просто о сложном» под редакцией Г. Ю. Касьяновой, 2010 год.

 

 


Информация о работе Налогообложение в современной Российской экономике