Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:00, курсовая работа
Цель работы – рассмотрение налоговой политики как одного из важнейших косвенных методов государственного регулирования, а также как важнейшего инструмента при реализации государством своих функций.
В процессе работы рассмотрена налоговая политика государства, понятие, сущность, цели и задачи налоговой политики, её основные формы, правовая основа.
Введение………………………………………………………………………. 4
1 Налоговая система и политика государства: понятие и виды…………… 5
1.1 Понятие, цели и инструменты бюджетно-налоговой политики государства……………………………………………………………………. 5
1.2 Дискреционная и автоматическая фискальная политика………..…... 8
2 Налоговая политика государства и основные ее направления……….…. 12
2.1 Правовая основа налоговой политики………………………………….. 12
2.2 Особенности проведения налоговой политики в Республике Беларусь 18
2.3 Основные направления современного строения налоговой политики Республики Беларусь………………………………………………………… 22
Заключение…………………………………………………………………… 28
Список использованных источников……………..………………………… 30
МИНИТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
БОБРУЙСКИЙ
ФИЛИАЛ
Кафедра
экономики и управления
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине: Макроэкономика
на тему: Налоговая система и налоговая политика государства
в
современной экономике
Студентка
2 курс, ЭУПЗ- 102 ССО
Руководитель
ассистент
БОБРУЙСК 2011 12/15.09.11
РЕФЕРАТ
Курсовая
работа: 30 с., 5 рис., 13 источников.
НАЛОГОВАЯ
ПОЛИТИКА, ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, НАЛОГИ,
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Объектом исследования является налоговая политика.
Цель работы – рассмотрение налоговой политики как одного из важнейших косвенных методов государственного регулирования, а также как важнейшего инструмента при реализации государством своих функций.
В процессе работы рассмотрена налоговая политика государства, понятие, сущность, цели и задачи налоговой политики, её основные формы, правовая основа.
В результате определены основные направления налоговой политики государства на современном этапе.
Автор
работы подтверждает, что приведенный
в ней расчетно-аналитический материал
правильно и объективно отражает состояние
исследуемых процессов, а все заимствованные
из литературных и других источников теоретические
и методологические положения и концепции
сопровождаются ссылками на их авторов.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
4 |
1 Налоговая система и политика государства: понятие и виды…………… | 5 |
1.1
Понятие, цели и инструменты бюджетно-налоговой
политики государства………………………………………………… |
5 |
1.2 Дискреционная и автоматическая фискальная политика………..…... | 8 |
2 Налоговая политика государства и основные ее направления……….…. | 12 |
2.1 Правовая основа налоговой политики………………………………….. | 12 |
2.2 Особенности проведения налоговой политики в Республике Беларусь | 18 |
2.3 Основные направления современного строения налоговой политики Республики Беларусь………………………………………………………… | 22 |
Заключение…………………………………………………… |
28 |
Список использованных источников……………..………………………… | 30 |
ВВЕДЕНИЕ
Республика Беларусь вступила на путь рыночных преобразований, что потребовало адекватных изменений механизма государственного регулирования развития народного хозяйства. Среди методов непрямого воздействия на экономику важнейшая роль принадлежит налогам, которые позволяют государству регулировать деятельность предприятий, не ограничивая их хозяйственной самостоятельности. Их разработка требует всесторонних обоснований, включая теоретический аспект, определение основополагающей концепции проведения налоговой политики и, в конечном итоге, принятие практических решений по формированию результативной налоговой системы. Эффективное использование налоговой системы управления входит в число наиболее сложных задач, от правильного решения которых зависят экономический прогресс и благосостояние общества.
Важным звеном в цепи неотложных проблем является обоснование налоговой политики. Ее стратегической целью на макроуровне должен стать вывод экономики из кризиса, формирование конкурентоспособной рыночной системы, интегрирование Республики Беларусь в мировое хозяйство. На микроуровне необходимо обеспечение технического прогресса, роста инвестиций, ликвидации безработицы.
Целью написания данной работы является рассмотрение налоговой политики как одного из важнейших косвенных методов государственного регулирования, а также как важнейшего инструмента при реализации государством своих функций.
Перед Республикой Беларусь стоит задача разработки эффективной налоговой политики и построения налоговой системы, обеспечивающей общественный прогресс.
При
изучении данной темы считается необходимым
рассмотреть и изучить
При
написании работы была использована
информация сайтов Министерства Финансов
Республики Беларусь и Министерства по
налогам и сборам Республики Беларусь.
1
Налоговая система
и политика государства:
понятие и виды
1.1
Понятие, цели
и инструменты
бюджетно-налоговой
политики государства
В экономической литературе для определения бюджетно-налоговой политики часто используется несколько понятий: «фискальная политика», «бюджетно-налоговая политика», налогово-бюджетная политика» и др.
Многообразие
терминов объясняется отсутствием
в русском языке прямого
Существуют
различные определения
В экономической энциклопедии под редакцией Л.И.Абалкина фискальная политика отождествляется с налоговой: «Налоговая политика (называемая иногда фискальной) представляет собой комплекс мероприятий, реализуемых государством при формировании доходной части государственного бюджета».
В учебнике «Экономика» С.Фишер, Р.Дорнбуш и Р.Шмалензи определяют фискальную политику как совокупность государственных расходов и решений в области налогов.
Часто под фискальной политикой подразумевается политика бюджетно-налоговая, которая «реализуется путем изменения налоговых ставок или правил, определяющих налоговую ответственность, либо изменение государственных расходов на приобретение реальных товаров и услуг или трансфертных платежей. Такая политика может проводиться в целях оказания воздействия на уровень совокупного спроса, так и для стимулирования фирм и людей заниматься или, напротив, не заниматься теми или иными конкретными видами деятельности». Термин «налогово-бюджетная» вместо «фискальная» применяют Э.Дж.Долан и Д.Линдсей. Их определение не выходит за рамки кейнсианской трактовки фискальной политики как системы «государственных заказов, налогообложения и трансфертных платежей».
Согласно классической концепции фискальная политика рассматривается лишь как инструмент финансового обеспечения выполнения государством своих функций, но не как стабилизационная политика. Классическая концепция основывается на рикардианстве, согласно которому, инструменты фискального воздействия приводят лишь к перераспределению средств от частного сектора к государственному, но не влияют на значения реальных переменных (национального дохода и занятости) в экономике. В кейсианской концепции фискальная политика является основным инструментом макроэкономического регулирования, так как по мере роста государственных расходов растет совокупный спрос и национальный доход. При этом фискальная политика особо эффективна в период экономического спада как стимулирующая политика. В теории монетаризма большое значение придается тому влиянию, которое оказывают на экономику решения экономических субъектов по оптимизации портфелей своих активов. В монетариском портфеле представлен весь сектор имущества: не только финансовые активы, но и реальный капитал, реальные блага (предметы потребления длительного пользования), факторы производства (человеческий капитал).
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика – это совокупность мер, предпринимаемых правительственными органами, по изменению государственных расходов, налогообложения, предоставления льгот, субсидий, трансфертных платежей с целью регулирования деловой активности, поддержания высокого уровня занятости и предотвращения роста уровня цен.
Фискальная политика может как благотворно, так и негативно воздействовать на стабильность национальной экономики. В случае если правительство применяет инструменты фискальной политики для сглаживания колебаний выпуска продукции в ходе экономического цикла, поддержания занятости и стабильности цен, используется политика стабилизации. Главной задачей в данном случае является приближение объема совокупного дохода к его потенциальному уровню. Увеличение фактических объемов совокупного дохода служит целью политики экономического роста, а уменьшение реального совокупного дохода по сравнению с его потенциальным уровнем – целью политики ограничения деловой активности.
Методы бюджетно-налоговой политики различаются в зависимости от того, какая цель признается главной: стабилизация в краткосрочном периоде или достижение макроэкономического равновесия в долгосрочном периоде для создания условий экономического роста.
Инструменты бюджетно-налоговой политики могут использоваться для стабилизации экономики на разных фазах экономического цикла. В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, выделяют стимулирующую и сдерживающую бюджетно-налоговую политику.
Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В долгосрочном периоде снижение налогов может привести к расширению факторов производства и стимулированию экономического роста. Осуществление этих целей связано с проведением налоговой реформы и оптимизацией структуры государственных расходов.
Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) направлена на ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение государственных расходов и увеличение налогов. В краткосрочном периоде эти меры позволяют снизить инфляцию со стороны спроса. В долгосрочной перспективе она может привести к спаду производства.
Классификация
инструментов бюджетно-налоговой политики
схематически представлена на рисунке
1.
Информация о работе Налоговая система и налоговая политика государства в современной экономике