Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:00, курсовая работа
Цель работы – рассмотрение налоговой политики как одного из важнейших косвенных методов государственного регулирования, а также как важнейшего инструмента при реализации государством своих функций.
В процессе работы рассмотрена налоговая политика государства, понятие, сущность, цели и задачи налоговой политики, её основные формы, правовая основа.
Введение………………………………………………………………………. 4
1 Налоговая система и политика государства: понятие и виды…………… 5
1.1 Понятие, цели и инструменты бюджетно-налоговой политики государства……………………………………………………………………. 5
1.2 Дискреционная и автоматическая фискальная политика………..…... 8
2 Налоговая политика государства и основные ее направления……….…. 12
2.1 Правовая основа налоговой политики………………………………….. 12
2.2 Особенности проведения налоговой политики в Республике Беларусь 18
2.3 Основные направления современного строения налоговой политики Республики Беларусь………………………………………………………… 22
Заключение…………………………………………………………………… 28
Список использованных источников……………..………………………… 30
С доходов, получаемых от
Резидентами
парка могут стать компании, осуществляющие
деятельность исключительно в сфере создания
программного обеспечения информационных
систем, а также в области естественных
и технических наук (научно-исследовательские,
опытно-технологические работы). Компании,
деятельность которых не полностью соответствует
названным направлениям, могут зарегистрировать
в парке бизнес-проект и пользоваться
аналогичными льготами в отношении бизнес-проектов.
Упрощенная
система налогообложения. На упрощенную
систему могут претендовать малые
компании с численностью работников
до 100 человек и размером годовой выручки
не более 980 тысяч евро. Привлекательность
упрощенной системы налогообложения состоит
в ведении упрощенного учета, а также в
том, что уплата одного налога заменяет
практически все налоги, кроме НДС. А компании
с численностью работников до 15 человек
и выручкой не более 280 тысяч евро в год
применяют упрощенную систему без уплаты
НДС.
Ставка налога при упрощенной системе установлена:
для компаний, не уплачивающих
налог на добавленную
для
компаний, уплачивающих налог на добавленную
стоимость, – в размере 6 процентов от
выручки.
В целях избежания двойного налогообложения Республика Беларусь заключила 60 соответствующих международных соглашений. Таким образом, очевиден тот факт, что государством уже сегодня проведена значительная работа по созданию условий для формирования благоприятного инвестиционного климата и снижению налоговой нагрузки, которая в дальнейшем будет продолжена.
В целом, современная налоговая система Республики Беларусь, по-прежнему, не соответствует мировым стандартам (несоответствие количества и состава налогов, высокая налоговая нагрузка на экономику и т.д.) и требует дальнейшего совершенствования.
Совершенствование налоговой политики в Республике Беларусь должно происходить в направлении системного и кардинального изменения налоговой системы, проводимого в комплексе структурных экономических преобразований, а не по пути изменения отдельных ставок, сужения или расширения налоговой базы, изменения сроков уплаты, переориентации налоговых льгот. Возможной альтернативой действующей системы в Республике Беларусь могло бы стать использование следующих моделей: «модель перемещения центра налоговой нагрузки с производства на потребление», «ресурсная модель», «модель поимущественного налогообложения» и др.
В качестве основного мероприятия в области налоговой политики на 2012 год в рамках работы по сокращению налоговой нагрузки предполагается снизить ставку налога на прибыль. Рассматривается ее уменьшение с 24% до 20-22%. Однако, важное условие для снижения налога на прибыль – отказ от многочисленных и избирательных налоговых льгот.
Одновременно намечается ввести механизм переноса убытков на прибыли будущих периодов. Он предоставит организациям право уменьшать будущие прибыли на суммы убытков прошлых лет.
В 2013-2014 годах продолжится работа по либерализации налогового законодательства в части применения налоговых вычетов в отношении налога на добавленную стоимость, уплаченного при приобретении инвестиционных товаров и осуществлении капитальных расходов.
При
реализации указанных мер налоговой
политики уровень централизации
финансовых ресурсов в консолидированном
бюджете Беларуси в 2012 году составит 28%
в ВВП, в 2013 и 2014 годах – 27,5% к ВВП. Напомню,
что в 2009 году этот показатель составлял
34%, в 2010 – 29,9%, в 2011 – оценочно составит
около 28,2% к ВВП.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государство оказывает воздействие на различные стороны своей деятельности через внутреннюю и внешнюю, социальную и культурную, оборонную и природоохранную, финансовую и техническую политику. Центральным звеном в государственном регулировании является финансовая политика, посредством которой развитие всех сторон деятельности обеспечивается финансовыми ресурсами. Без этой основополагающей функции немыслимо функционирование государства.
В любом обществе именно государство использует налоговую политику для своих функций и задач, достижения намеченных целей. В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения валового внутреннего продукта в целях изменения структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходности населения.
Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.
Основой налоговой системы РБ составляют Налоговый кодекс Республики Беларусь (НК), Закон "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь", который упорядочивает финансовые отношения налогоплательщика и государства. В налоговой структуре Республике Беларусь основную долю доходов бюджета (55-60%) составляют косвенные налоги. Косвенными налогами признаются налог на добавленную стоимость и акцизы. Основные налогами Республики Беларусь являются налог на добавленную стоимость, акцизы, подоходный налог, отчисление на социальное страхование.
Важнейшей
задачей государственной
Укрупненный
комплекс первоочередных мер совершенствования
налоговой системы будет
сокращение количества платежей за счет отмены малоэффективных налогов и сборов и в первую очередь отчислений во внебюджетные фонды, а также объединения налогов, имеющих сходную налоговую базу;
снижение ставок ряда налогов при максимальном расширении базы налогообложении, в том числе за счет пересмотра и максимального сокращения налоговых льгот, а также совершенствования методологии налогов и сборов;
повышение
уровня собираемости налогов путем
упрощения их расчетов и порядка
взимания, обеспечение четкости и
недвусмысленности нормативно-
жесткую регламентацию прав и ответственности как налогоплательщиков, так и налоговых органов в процессе исполнения налоговых обязательств, совершенствование норм юридической ответственности за нарушение законодательных основ налогообложения;
определенность в распределении налогов между республиканским и местными бюджетами, повышение финансовой независимости местных бюджетов.
Теория и практика хозяйствования выработали ряд требований, предъявляемых к налоговой политике: научный подход к выработке налоговой политики, предполагающий ее соответствие закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов экономических и финансовых наук, составляющих необходимую базу для выработки эффективной налоговой политики; учет специфики конкретных исторических условий, каждого этапа развития общества, особенностей внутреннего положения и международной обстановки, реальных экономических и финансовых возможностей государства; учет множества факторов при многовариантности расчетов с использованием метода наложения налоговых мероприятий на конкретную ситуацию в стране, прогнозирование результатов при выработке концепции налоговой политики; предвидение последствий проведения налоговых мероприятий, позволяющее избежать непредсказуемых изменений в налоговой политике.
Налоговая
политика Республики Беларусь должна
формироваться исходя из необходимости
существенного упрощения
Справедливость
и нейтральность налоговой
В данной курсовой работе мы выяснили, что налоговая система Беларуси за последние годы существенно изменилась, так как были предприняты реальные шаги, направленные на ее реформирование. Но следует отметить, что по своим основным характеристикам она значительно отличается от применяемой в экономически развитых странах, и имеет ряд недостатков.
Таким
образом, в истории развития общества
еще ни одно государство не смогло обойтись
без налогов, поскольку для выполнения
своих функций по удовлетворению коллективных
потребностей ему требуется определенная
сумма денежных средств, которые могут
быть собраны только посредством налогов.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Бюджетный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 16 июля 2008 г. № 412-З // Консультант Плюс [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2002. – Дата доступа: 02.09.2009.
2 Заяц Н.Е., Бондарь Т.Е. Налоги и налогообложение: Учебное издание. Мн.: «Вышэйшая школа», 2006, 304 с.
3 Заяц Н.Е., Василевская Т.И. Налоги: Учебное пособие. Мн.: БГЭУ, 2000, 221 с.
4 Киреева Е.Ф. Налогообложение в международной экономической практике: Основы организации международного налогообложения: Учебное пособие. Мн.: БГЭУ, 2006, 231 с.
5 Кишкевич А.Д., Пилипенко А.А. Налоговое право Республики Беларусь: Мн.: ТЕСЕЙ, 2002, 304 с.
6 Конституция Республики Беларусь.
7 Микро- и макроэкономика: Учебное пособие/ М.И. Плотницкий, Л.В. Воробъева, Н.Н. Сухарева и др.; Под общ. ред. М.И. Плотницкого. Мн.: Книжный дом: Мисанта, 2005, 224 с.
8 Макроэкономика: Учебное пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова и др.; Под общ. ред. А.В. Бондарь. Мн.: БГЭУ, 2009, 415 с.
9 Налоговый кодекс Республики Беларусь. Общая часть: 19 декабря 2002 г. № 166-З: Минск: Амалфея, 2009, 140 с.
10 Новикова И.В., Ясинский Ю.М. Макроэкономика: курс интенсивной подготовки. Мн.: ТетраСистемс, 2008, 304 с.
11 Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг.
12 О бюджете Республики Беларусь на 2010 год: Закон Респ. Беларусь, 29 декабря 2009 г., № 73-З// Консультант Плюс [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009. – Дата доступа: 30.12.2009.
13 О республиканском бюджете на 2011 год: Закон Респ. Беларусь, 15 октября 2010 г. № 176-3 // Консультант Плюс [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010. – Дата доступа: 15.10.2010.
Информация о работе Налоговая система и налоговая политика государства в современной экономике