Налоговая система и налоговая политика государства в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:00, курсовая работа

Описание

Цель работы – рассмотрение налоговой политики как одного из важнейших косвенных методов государственного регулирования, а также как важнейшего инструмента при реализации государством своих функций.

В процессе работы рассмотрена налоговая политика государства, понятие, сущность, цели и задачи налоговой политики, её основные формы, правовая основа.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 4
1 Налоговая система и политика государства: понятие и виды…………… 5
1.1 Понятие, цели и инструменты бюджетно-налоговой политики государства……………………………………………………………………. 5
1.2 Дискреционная и автоматическая фискальная политика………..…... 8
2 Налоговая политика государства и основные ее направления……….…. 12
2.1 Правовая основа налоговой политики………………………………….. 12
2.2 Особенности проведения налоговой политики в Республике Беларусь 18
2.3 Основные направления современного строения налоговой политики Республики Беларусь………………………………………………………… 22
Заключение…………………………………………………………………… 28
Список использованных источников……………..………………………… 30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая(исправленная30,09,2011).doc

— 342.50 Кб (Скачать документ)

     При принятии законодательных актов, также как и в ходе дальнейшего совершенствования налогового законодательства, максимальное внимание в налоговых законах было уделено непосредственно исчислению и уплате конкретных налоговых платежей. Общим вопросам налогообложения, таким как состав и определение категории «налогоплательщики», установление перечня их прав и обязанностей, задач и функций налоговых органов, регламентация оснований возникновения и условий исполнения налогового обязательства фактически были посвящены отдельные положения Законов Республики Беларусь «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» и «О государственной налоговой инспекции».

     Функционирование  налогового механизма обеспечивается через определенные организационные  структуры. К ним относятся: правовое регулирование и регламентирование, планирование (прогнозирование), рыночное регулирование, управление.

     Правовое  регулирование и регламентирование состоит в разработке и принятии законодательных актов по организации налогового регулирования, которые осуществляют органы государственной власти. Такими регламентирующими документами являются Законы о налогах, Закон о бюджете на соответствующий финансовый год и другие аналогичные нормативные документы. Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, местные финансовые и налоговые органы на основе действующего законодательства и постановлений правительства разрабатывают инструкции и другие документы, позволяющие в пределах предоставленной им компетенции устанавливать единые правила организации налоговых отношений, обеспечивающих соблюдение налоговой дисциплины, способствующих проведению экономической политики, отвечающей современному состоянию экономического развития государства.

     Планирование  – волевое регулирование экономики  центральной властью с учетом объективно действующих экономических  законов путем сбалансирования  развития всех отраслей и регионов, координации экономических процессов в соответствии с целевой направленностью развития экономики.

     Рыночное  регулирование – свободное взаимодействие производителей и потребителей на основе прямых и обратных связей. Вследствие обособленности производителей и противоречивости их интересов неизбежно возникают разрушительные явления. Таким образом, рыночные отношения приводят, с одной стороны, к развитию производства отдельных субъектов в условиях жесткой конкуренции, а с другой – к разрыву хозяйственных связей между обособившимися предприятиями в результате несовпадения массы производственных товаров с их потребностями и сбытом. Отсюда вытекает необходимость государственного регулирования рыночных отношений для предотвращения сбоев в производстве и кризисных тенденций в развитии рынка. Таким регулятором динамического развития экономики в настоящее время стал налоговый механизм, который признан во всех развитых странах мира.

     Управление  налогами осуществляется специальным  аппаратом с помощью особых приемов  и методов, в том числе налоговых стимулов, имеющих две стороны – льготы и санкции. В современных условиях хозяйствования важное значение имеют научное обоснование управленческих решений по налогам, учет опыта государства, осуществляющих свою деятельность в условиях рыночного хозяйства [5, с.26].

     Недостаточное правовое определение в налоговых  законах базовых категорий налогообложения  обусловило распространение большого числа подзаконных актов, регулировавших и разъяснявших практические вопросы, связанные с уплатой налогов  и налоговым контролем.

     Большой объем таких налоговых документов, отсутствие в них в ряде случаев  четкой системности и взаимосогласованности  «рассеяло» принципиально важные для налогообложения нормы по целому ряду правовых актов, что само по себе лишало налоговую систему прозрачности и делало ее ключевые положения достаточно трудными для применения.

     Несмотря  на многочисленность законодательных  и подзаконных документов по вопросам налогообложения, ряд практических моментов ранее не имел четкого законодательного определения, либо вообще не был нормативно урегулирован.

     В целях систематизации и масштабного  совершенствования налогового законодательства в 1995 году в Республике Беларусь была начата работа по подготовке проекта Налогового кодекса Республики Беларусь. Налоговый кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей                                 15 ноября  2002 г., одобрен Советом Республики 2 декабря 2002 г. (с изменениями и дополнениями).

     Принятие  Налогового кодекса рассматривается  в качестве основного направления совершенствования налоговой системы Республики Беларусь. Поэтому говоря о Налогом кодексе, в первую очередь необходимо отметить те цели и задачи, которые он призван решить, а также каким образом повышает эффективность проводимой политики в области налогов и налогообложения.

     Налоговый кодекс структурно состоит из двух частей – Общей и Особенной. С 1 января 2004 г. вступила в силу и действует в настоящее время только Общая часть Налогового кодекса.

     Общая часть устанавливает правовые основы и базовые принципы построения налоговой системы, отвечающей современным условиям и мировому опыту налогообложения. При этом она дает взаимосвязанное и четкое определение практически всем категориям и правилам, существующим в налоговых отношениях.

     В результате кодификации налогового законодательства нормы действующих нормативных правовых актов, посвященным вопросам налогообложения, систематизированы и положены в основу масштабного налогового закона, которым и является Налоговый кодекс. Таким образом, в кодексе сведено воедино все то, что связано с налогообложением, начиная от правил установления налогов, сборов, пошлин и заканчивая осуществлением налоговых проверок и обжалования действий налоговых органов.

     Общая часть содержит в себе ряд ссылок на иные акты налогового законодательства, допуская тем самым наличие подзаконных нормативных документов различного уровня. Безусловно, с течением времени этот законодательный акт будет уточняться, в том числе и путем включения в себя тех моментов, которые прямо не определены, а замещены нормами, отсылающими к иному законодательству.

     В качестве одного из основных принципов  организации налогообложения в  Республике Беларусь установлены всеобщность и равенство в вопросах налогообложения. Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым оно признается плательщиком. В то же время, ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы (пошлины), не предусмотренные Налоговым кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Конституцией Республики Беларусь, Налоговым кодексом, актами Президента Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ними законодательными актами о налогообложении.

     Устанавливаемые в Республике Беларусь налоговые  платежи не должны наносить ущерб  ее национальной безопасности, территориальной  целостности, политической и экономической  стабильности. Не допускается введение таких налогов, которые бы нарушали единое экономическое пространство, а также прямо или косвенно ограничивали предпринимательскую и иную законную деятельность юридических и физических лиц на всей территории Республики Беларусь.

     Для обеспечения общей стабильности налоговой системы законодательно закреплено, что установление новых платежей или отмена уже действующих налогов, сборов (пошлин), а также внесение в них изменений осуществляется одновременно с принятием бюджета на очередной бюджетный (финансовый) год. Тем самым плательщикам предоставляется возможность учитывать изменения налогового законодательства при планировании своей деятельности и, при необходимости, вносить в нее определенные коррективы.

     Принятие  и вступление в силу законодательных  актов, регулирующих налоговые вопросы, в другие сроки допускается только в исключительных случаях и одновременно с уточнением бюджета на текущий год. Тем самым устанавливается единство в проводимых государством налоговой и бюджетной политиках и обеспечивается их адекватность реально складывающейся экономической ситуации.

      С 1 января 2009 года вступил в силу Бюджетный кодекс Республики Беларусь. Бюджетный кодекс является важнейшим документом, "финансовой конституцией страны". Он регулирует межбюджетные отношения, вопросы формирования, наполнения, использования бюджетных средств, а также контроль за этими процессами. С принятием Бюджетного кодекса множество законодательных актов, регламентировавших финансовые вопросы, утратили силу, что в целом упростило работу с законодательством в этой сфере.

     Так, с января 2009 утратили силу Закон Республики Беларусь от 4 июня 1993 г. № 2347-З «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах», Закон Республики Беларусь от         5 мая 1998 г. № 158-З «О бюджетной классификации Республики Беларусь».

     Бюджет Республики Беларусь ежегодно утверждается в качестве закона. Например, Закон Республики Беларусь от 13 ноября 2008 г. № 450-З «О республиканском бюджете на 2009 год» принят Палатой представителей 9 октября 2008 г., одобрен Советом Республики 22 октября 2008 г. Республиканский бюджет на 2009 г. утвержден по расходам в сумме     57 699 262 425 тыс. рублей, исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 54 899 262 425 тыс. рублей; предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2010 г. установлен в сумме                    2 800 000 000 тыс. руб.

     Статья 56 Конституции Республики Беларусь возлагает на граждан Республики Беларусь обязанность «принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей». Законодательство республики устанавливает обязанность по уплате налогов и иных обязательных платежей также на иностранных граждан и лиц без гражданства. Эту же обязанность несут и юридические лица, как резиденты, так и нерезиденты вне зависимости от формы собственности. Все они в налоговых отношениях выступают в качестве субъектов налогового обязательства, заключающегося во внесении в республиканский или местный бюджет определенной суммы денежных средств.

     Нет нужды говорить о том большом  значении для государства и местного управления, общества и отдельных граждан, которое имеет исправная уплата налогов и  иных обязательных платежей субъектами налогового обязательства. Важно при этом точно рассчитать величину налогового бремени, сделать его посильным для налогоплательщика. Избыточное давление налогов на налогоплательщика угнетает экономику, является одним из факторов, обусловливающих наличие «теневой», серой экономики». От взвешенной и рассчитанной на перспективу политики государства в сфере налогообложения зависит развитие экономики государства, субъектов экономической деятельности, благосостояние граждан и общества в целом.

     Немаловажная  роль в реализации такой политики отводиться налоговому контролю, являющемуся составной частью налоговой политики, для которого характерны относительно мягкие формы государственного принуждения, применяемого к субъектам налоговой обязанности. В тесной связи с налоговым контролем находится деятельность правоохранительных органов и суда, направленная на выявление и пресечение нарушений в сфере налогообложения, а также привлечение к ответственности за их совершение с использованием наиболее жестких методов государственного принуждения, включающих применение штрафных и иных санкций.

  Деятельность государства осуществляется  в различных направлениях. Их многообразие, многоплановость, относительная независимость друг от друга неизбежно ставят проблему сопряжения между собой многочисленных направлений деятельности государства и прежде всего тех из них, которые имеют отношение к одному и тому же  предмету правового регулирования. В рассматриваемом аспекте не составляют исключений и вопросы взаимодействия налоговой политики и политики в сфере установления и применения ответственности за нарушения налогового законодательства (налоговые правонарушения).

      Государственная политика в сфере налогообложения  и ответственности за нарушения  налогового законодательства имеет два среза, два взаимодействующих между собой уровня:

  1. политика в сфере формирования налогового законодательства и законодательства об ответственности за его нарушения;
  2. политика в области реализации указанных правовых установлений в правоприменении, в деятельности государства в лице соответствующих государственных органов и должностных лиц.

     Политика в сфере формирования налогового законодательства и законодательства об ответственности за его нарушения является главенствующей, приоритетной. Государство определяет, какие отношения и как именно следует урегулировать, каким должен быть объем этого регулирования, к каким видам нормативных  правовых актов следует прибегнуть для решения этих задач. Практическая деятельность государственных органов и должностных лиц в сфере налогообложения и применения ответственности за нарушения налогового законодательства  должна осуществляться  исключительно в рамках правовых предписаний. Анализ такой практики дает возможность выявления пробелов в правовом регулировании, его недостаточности или избыточности, установления противоречий между отдельными нормами, институтами или отраслями права. В этом смысле правоприменительная практика является источником  совершенствования, как налогового законодательства, так и законодательства об ответственности за его нарушения.

Информация о работе Налоговая система и налоговая политика государства в современной экономике