Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:00, курсовая работа
Цель работы – рассмотрение налоговой политики как одного из важнейших косвенных методов государственного регулирования, а также как важнейшего инструмента при реализации государством своих функций.
В процессе работы рассмотрена налоговая политика государства, понятие, сущность, цели и задачи налоговой политики, её основные формы, правовая основа.
Введение………………………………………………………………………. 4
1 Налоговая система и политика государства: понятие и виды…………… 5
1.1 Понятие, цели и инструменты бюджетно-налоговой политики государства……………………………………………………………………. 5
1.2 Дискреционная и автоматическая фискальная политика………..…... 8
2 Налоговая политика государства и основные ее направления……….…. 12
2.1 Правовая основа налоговой политики………………………………….. 12
2.2 Особенности проведения налоговой политики в Республике Беларусь 18
2.3 Основные направления современного строения налоговой политики Республики Беларусь………………………………………………………… 22
Заключение…………………………………………………………………… 28
Список использованных источников……………..………………………… 30
Осуществляя налоговую политику в сфере формирования налогового законодательства, государство решает целый комплекс вопросов. Оно должно обеспечить посредством установления налогов, сборов и иных обязательных платежей расходную часть как государственного, так и местных бюджетов, гарантировать экономическую безопасность государства, обеспечить условия для развития, роста экономики. Оно же должно предусмотреть в законодательстве и меры по пресечению, противодействию ухода, уклонения налогоплательщика от уплаты налогов и иных обязательных платежей, совершению юридическими и физическими лицами других нарушений налогового законодательства.
Налоговое законодательство республики содержит нормы, определяющие объекты налогообложения, налоговую базу, налоговые периоды и ставки, порядок исчисления налогов и иных платежей, равно как и нормы, решающие иные вопросы установления, взыскания, льготирования (преференций) и освобождения от уплаты платежей. К предмету правового регулирования налогового права Республики Беларусь в настоящее время относятся отношения, возникающие в связи с применением мер экономической (финансовой) ответственности, применяемой в рамках налогового контроля, осуществляемого компетентными государственными органами. Эти меры устанавливаются за нарушения налогового законодательства республики в виде экономических, штрафных санкций, которые применяются только к субъектам экономической деятельности, т. е. к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
Государство не ограничивается применением указанных мер экономической (финансовой) ответственности. Оно вводит систему мер административной, уголовной и дисциплинарной ответственности для физических лиц – налогоплательщиков и физических лиц, представляющих в сфере налогообложения субъектов экономической деятельности – налогоплательщиков (руководители организаций, главные бухгалтера и др.). По существу введение системы мер административной, уголовной и дисциплинарной ответственности, предусмотренных иными отраслями права (отчасти налоговое законодательство содержит и нормы, предусматривающие административную ответственность), является продолжением налоговой политики государства, отраженной в налогом законодательстве, политики, осуществляемой уже иными, специфическими средствами, связанными исключительно с принудительной силой государства и предусмотренными нормами иных отраслей права. Однако данное обстоятельство, думается, не дает оснований для выделения в самостоятельный вид ответственности так называемой налоговой ответственности, что делают отдельные авторы. В этой связи в литературе обоснованно отмечается, что основания для такого выделения отсутствуют, поскольку налоговая ответственность всего лишь комплексный правовой институт, объединяющий нормы различных отраслей права в сфере применения мер юридической ответственности.
Основными
задачами, решаемыми финансовой системой
в процессе реализации налоговой политики
на нынешнем этапе развития государства,
являются: учет действия экономических
законов; поддержание макроэкономической
стабильности; определение налогооблагаемой
базы и источников мобилизации финансовых
ресурсов, их состава, структуры, возможных
резервов роста. Необходимо также определить
объемы финансовых ресурсов, оптимальное
и сбалансированное соотношение между
доходами государства и субъектов хозяйствования;
долю участия физических лиц в формировании
доходов государственного бюджета; развития
приоритетных направлений оздоровления
экономики, стабилизации и создания базы
для эффективного развития экономики;
выработать налоговый механизм реализации
финансовой политики государства в форме
соответствующих нормативных актов.
2.2
Особенности проведения
налоговой политики
в Республике Беларусь
Налоговая
политика, наряду с бюджетной политикой,
является важнейшим инструментом государственного
регулирования экономики.
Главное назначение налогов – пополнять
бюджет и обеспечивать выполнение функций
государства. По своей форме их можно определить
как обязательные денежные платежи, взимаемые
в бюджет. Налоги неизменно связаны с государственным
бюджетом, поскольку участвуют в его формировании.
В структуре доходов республиканского
бюджета Республики Беларусь основную
часть занимают налоговые доходы. Структура
доходов отражена на рисунке 3.
Рисунок
3 – Структура доходов
бюджета Республики
Беларусь за 2007-2010 г.г.
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [12].
Свое
назначение и функции налоги осуществляют
в едином бюджетном процессе, выполняя
фискальную и стимулирующую функции.
Первая реализуется посредством
изъятия части доходов
Налогообложение, начиная с 1992 г., находится в состоянии постоянного реформирования. Оно корректируется и дополняется. Это выражается в апробации видов налогов, их ставок, налоговых льгот, определения структуры республиканских и местных налогов, уточнении их функциональной роли, в выборе ориентации на прямую или косвенную форму обложения и т. д.
В Республике Беларусь бюджетно-налоговая система, ориентированная на условия функционирования рыночной экономики, проходит этап становления. Идет процесс отработки фискальной политики, форм и методов регулирования социально-экономических процессов.
В процессе создания рыночной экономической модели изменяются методы финансового воздействия на развитие экономики. Вместо централизованного управления хозяйствующими субъектами, строго регламентировавшего финансовые отношения, начали использоваться разнообразные косвенные финансовые инструменты в форме налогов. С их помощью регулируется общий объем финансовых ресурсов как хозяйствующих субъектов, так и государства. Они направлены на соблюдение налоговой дисциплины, стимулирование развития производства.
Каждый
налог в системе финансово-
Многогранность
использования налоговой
Участвуя
в формировании централизованного
фонда денежных ресурсов государства,
налоги воздействуют на экономическую
деятельность хозяйствующих субъектов,
стимулируют экономический
Важную роль в экономике и налоговой политике государства играет система налоговых стимулов, являющихся основными рычагами воздействия государства на производство путем поощрения за хорошие показатели работы и применения санкций за нарушения.
Различного рода стимулы могут быть применены при формировании доходов, накоплений и фондов. Различные льготы предусмотрены по налогам, взимаемым в бюджет – частичное или полное освобождение субъектов хозяйствования от их уплаты. Целью стимулирования является увеличение средств, направляемых на мероприятия, связанные с производством, социальными потребностями работников, природоохранными действиями, благотворительными целями, расширением производства отдельных видов продукции, работ, услуг. При сокрытии доходов или уплате их с опозданием применяются разного рода санкции экономического и административного характера, вплоть до уголовной ответственности.
Основополагающими принципами деятельности органов власти, связанной с применением налоговых стимулов, разработкой норм и нормативов, ставок налогов, являются оперативный учет изменений экономических процессов и своевременное воздействие на них. Это обосновано тем, что с помощью налогов регулируется уровень рентабельности, обеспечивается платежеспособность, размер денежных доходов, остающихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, т.е. должны создаваться по отношению к ним равнонапряженные требования со стороны государства.
На начальном этапе проведения реформ государство нуждается в значительном объеме централизованных финансовых ресурсов и соответственно увеличивает налоговое бремя. Однако долгосрочной эта стратегия быть не может, поскольку сдерживает экономический рост и не способствует привлечению инвестиций. Ее должна сменить налоговая политика, направленная на стимулирование экономического роста, создание благоприятного инвестиционного климата.
При
разработке подходов в области совершенствования
налоговой политики и решении
задач увеличения доходов бюджета, Правительство
Республики Беларусь целенаправленно
и последовательно проводит курс на сокращение
налоговой нагрузки. Динамику изменения
уровня налоговой нагрузки наглядно можно
проследить на рисунке 4.
Рисунок
4 - Налоговая нагрузка
Республики Беларусь
Примечание
– Источник: собственная разработка
на основе [15].
Снижение налоговой нагрузки в 2002-2010 гг. позитивно отразилось на темпах экономического роста. Однако следует признать, что доля налогов и отчислений на уровне 42 % характеризует достаточно высокий уровень налоговых изъятий.
В динамике налоговой нагрузки на экономику республики в 2010 г. произошли позитивные изменения: она снизилась с 42,2 до 41,5 % ВВП. Это довольно заметное снижение, которое произошло в первую очередь за счет уменьшения платежей из выручки и применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость при экспорте продукции в дальнее зарубежье. Были реализованы мероприятия по упрощению налоговой системы и совершенствованию налогового законодательства. Так, с 1 января 2007 года были отменены чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости. Изменен порядок налогообложения доходов в виде дивидендов и доходов страховых организаций путем включения данных видов доходов в налогооблагаемую базу для исчисления налога на прибыль.
Работа
по снижению налоговой нагрузки продолжается.
В 2010 году планируется полностью отказаться
от сбора в республиканский фонд поддержки
производителей сельскохозяйственной
продукции, целевых сборов из прибыли,
налога на приобретение автотранспортных
средств.
В целом в Беларуси за 2006-2011 годы планируется
отменить 20 налогов.
Тем самым, вводя новые или отменяя прежние налоги и сборы, манипулируя ставками, используя систему льгот, пропагандируя принципы налоговой культуры и ответственности, государство не просто формирует бюджет, а создает в обществе соответствующую социально-экономическую базу и нравственную атмосферу.
Происходящие изменения в налоговой политике республики оказывают существенное влияние на структуру и динамику налоговых поступлений.
Положительную роль в снижении уровня налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования сыграли решения по упорядочению системы местных налогов, сборов и других поступлений. В результате несколько возросли налоги на потребителей продукции при сокращении налогового бремени на производителей, что в целом прогрессивно.
Формирование доходной части государственного бюджета осуществляется, в основном, за счет платежей субъектов хозяйствования.
Наглядно
структура доходов
Рисунок 5 - Структура доходов бюджета в разрезе видов плательщиков
Примечание
– Источник: собственная разработка
на основе [11].
Для разрешения коллизии двух главных целей, одна из которых – обеспечение достаточных поступлений в бюджет, а другая – налоги должны взиматься так, чтобы они не мешали, а напротив, способствовали росту и развитию экономики, необходимо проведение комплекса следующих мер:
введение общепринятых норм и принципов налогообложения;
совершенствование структуры и сокращение количества применяемых налогов за счет отмены малоэффективных сборов и отчислений во внебюджетные фонды;
существенная модернизация методов расчета, механизмов и принципов взимания таких основных налогов, как акцизы, НДС, налог на прибыль и доходы предприятий, подоходный налог с граждан;
Информация о работе Налоговая система и налоговая политика государства в современной экономике