Налоговая система и налоговая политика государства в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:00, курсовая работа

Описание

Цель работы – рассмотрение налоговой политики как одного из важнейших косвенных методов государственного регулирования, а также как важнейшего инструмента при реализации государством своих функций.

В процессе работы рассмотрена налоговая политика государства, понятие, сущность, цели и задачи налоговой политики, её основные формы, правовая основа.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 4
1 Налоговая система и политика государства: понятие и виды…………… 5
1.1 Понятие, цели и инструменты бюджетно-налоговой политики государства……………………………………………………………………. 5
1.2 Дискреционная и автоматическая фискальная политика………..…... 8
2 Налоговая политика государства и основные ее направления……….…. 12
2.1 Правовая основа налоговой политики………………………………….. 12
2.2 Особенности проведения налоговой политики в Республике Беларусь 18
2.3 Основные направления современного строения налоговой политики Республики Беларусь………………………………………………………… 22
Заключение…………………………………………………………………… 28
Список использованных источников……………..………………………… 30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая(исправленная30,09,2011).doc

— 342.50 Кб (Скачать документ)

     Осуществляя налоговую политику в сфере формирования налогового законодательства, государство решает целый комплекс вопросов. Оно должно обеспечить посредством установления налогов, сборов и иных обязательных платежей расходную часть как государственного, так и местных бюджетов, гарантировать экономическую безопасность государства,  обеспечить условия для развития, роста экономики. Оно же должно предусмотреть в законодательстве и меры по пресечению, противодействию ухода, уклонения налогоплательщика от уплаты налогов и иных  обязательных платежей, совершению юридическими и физическими лицами других нарушений налогового законодательства.

           Налоговое законодательство республики содержит нормы, определяющие объекты налогообложения, налоговую  базу, налоговые периоды и ставки, порядок исчисления налогов и иных платежей, равно как и нормы, решающие иные вопросы установления, взыскания, льготирования (преференций) и освобождения от уплаты платежей. К предмету правового регулирования налогового права Республики Беларусь в настоящее время относятся отношения, возникающие в связи с применением мер экономической (финансовой) ответственности, применяемой в рамках налогового контроля, осуществляемого компетентными государственными органами. Эти меры устанавливаются за нарушения налогового законодательства республики в виде экономических,  штрафных санкций, которые применяются только к субъектам экономической деятельности, т. е. к юридическим лицам  и индивидуальным предпринимателям.

      Государство не ограничивается  применением  указанных мер экономической (финансовой) ответственности. Оно вводит систему мер административной, уголовной и дисциплинарной ответственности для физических лиц – налогоплательщиков и физических лиц, представляющих в сфере налогообложения субъектов экономической деятельности – налогоплательщиков (руководители организаций, главные бухгалтера и др.). По существу введение системы мер административной, уголовной и дисциплинарной ответственности, предусмотренных иными отраслями права (отчасти налоговое законодательство содержит и нормы, предусматривающие административную ответственность), является продолжением налоговой политики государства, отраженной в налогом законодательстве, политики, осуществляемой уже иными, специфическими средствами, связанными исключительно с принудительной силой государства и предусмотренными нормами иных отраслей права. Однако данное обстоятельство, думается, не дает оснований для выделения в самостоятельный вид ответственности так называемой налоговой ответственности, что делают отдельные авторы. В этой связи в литературе обоснованно отмечается, что основания для такого выделения отсутствуют, поскольку налоговая ответственность всего лишь комплексный правовой институт, объединяющий нормы различных отраслей права в сфере применения мер юридической ответственности.

     Основными задачами, решаемыми финансовой системой в процессе реализации налоговой политики на нынешнем этапе развития государства, являются: учет действия экономических законов; поддержание макроэкономической стабильности; определение налогооблагаемой базы и источников мобилизации финансовых ресурсов, их состава, структуры, возможных резервов роста. Необходимо также определить объемы финансовых ресурсов, оптимальное и сбалансированное соотношение между доходами государства и субъектов хозяйствования; долю участия физических лиц в формировании доходов государственного бюджета; развития приоритетных направлений оздоровления экономики, стабилизации и создания базы для эффективного развития экономики; выработать налоговый механизм реализации финансовой политики государства в форме соответствующих нормативных актов. 

    2.2 Особенности проведения  налоговой политики в Республике Беларусь 

     Налоговая политика, наряду с бюджетной политикой, является важнейшим инструментом государственного регулирования экономики. 
Главное назначение налогов – пополнять бюджет и обеспечивать выполнение функций государства. По своей форме их можно определить как обязательные денежные платежи, взимаемые в бюджет. Налоги неизменно связаны с государственным бюджетом, поскольку участвуют в его формировании. В структуре доходов республиканского бюджета Республики Беларусь основную часть занимают налоговые доходы. Структура доходов отражена на рисунке 3.

     

     Рисунок 3 – Структура доходов бюджета Республики Беларусь за 2007-2010 г.г. 

     Примечание  – Источник: собственная разработка на основе [12].

     Свое  назначение и функции налоги осуществляют в едином бюджетном процессе, выполняя фискальную и стимулирующую функции. Первая реализуется посредством  изъятия части доходов населения, предприятий для выполнения доходов бюджета, вторая выражается через экономические рычаги, воздействуя на усиление мотивации к труду, экономное расходование ресурсов, расширение и техническое перевооружение производства.

     Налогообложение, начиная с 1992 г., находится в состоянии постоянного реформирования. Оно корректируется и дополняется. Это выражается в апробации видов налогов, их ставок, налоговых льгот, определения структуры республиканских и местных налогов, уточнении их функциональной роли, в выборе ориентации на прямую или косвенную форму обложения и т. д.

     В Республике Беларусь бюджетно-налоговая  система, ориентированная на условия  функционирования рыночной экономики, проходит этап становления. Идет процесс  отработки фискальной политики, форм и методов регулирования социально-экономических процессов.

     В процессе создания рыночной экономической модели изменяются методы финансового воздействия на развитие экономики. Вместо централизованного управления хозяйствующими субъектами, строго регламентировавшего финансовые отношения, начали использоваться  разнообразные косвенные финансовые инструменты в форме налогов. С их помощью регулируется общий объем финансовых ресурсов как хозяйствующих субъектов, так и государства. Они направлены на соблюдение налоговой дисциплины, стимулирование развития производства.

     Каждый  налог в системе финансово-налоговых  отношений выполняет определенную функцию и имеет конкретную характеристику. Однако в совокупности налоги взаимосвязаны  и представляют собой целостную  систему налоговых отношений.

     Многогранность  использования налоговой политики для достижения конкретных задач  ставит налоги в ряд важных общеэкономических  категорий, создает неразрывную  связь налоговой политики с другими  элементами управления экономикой: ценами, процентными ставками за кредит и др.

     Участвуя  в формировании централизованного  фонда денежных ресурсов государства, налоги воздействуют на экономическую  деятельность хозяйствующих субъектов, стимулируют экономический рост, улучшение качества продукции. Исторический опыт показывает, что налоги при обоснованном применении способствуют росту эффективности производства.

     Важную  роль в экономике и налоговой  политике государства играет система  налоговых стимулов, являющихся основными  рычагами воздействия государства  на производство путем поощрения за хорошие показатели работы и применения санкций за нарушения.

     Различного  рода стимулы могут быть применены  при формировании доходов, накоплений и фондов. Различные льготы предусмотрены  по налогам, взимаемым в бюджет –  частичное или полное освобождение субъектов хозяйствования от их уплаты. Целью стимулирования является увеличение средств, направляемых на мероприятия, связанные с производством, социальными потребностями работников, природоохранными действиями, благотворительными целями, расширением производства отдельных видов продукции, работ, услуг. При сокрытии доходов или уплате их с опозданием применяются разного рода санкции экономического и административного характера, вплоть до уголовной ответственности.

     Основополагающими принципами деятельности органов власти, связанной с применением налоговых стимулов, разработкой норм и нормативов, ставок налогов, являются оперативный учет изменений экономических процессов и своевременное воздействие на них. Это обосновано тем, что с помощью налогов регулируется уровень рентабельности, обеспечивается платежеспособность, размер денежных доходов, остающихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, т.е. должны создаваться по отношению к ним равнонапряженные требования со стороны государства.

     На  начальном этапе проведения реформ государство нуждается в значительном объеме централизованных финансовых ресурсов и соответственно увеличивает налоговое бремя. Однако долгосрочной эта стратегия быть не может, поскольку сдерживает экономический рост и не способствует привлечению инвестиций. Ее должна сменить налоговая политика, направленная на стимулирование экономического роста, создание благоприятного инвестиционного климата.

     При разработке подходов в области совершенствования  налоговой политики и решении  задач увеличения доходов бюджета, Правительство Республики Беларусь целенаправленно и последовательно проводит курс на сокращение налоговой нагрузки. Динамику изменения уровня налоговой нагрузки наглядно можно проследить на рисунке 4. 

 

     Рисунок  4 - Налоговая нагрузка Республики Беларусь 

     Примечание  – Источник: собственная разработка на основе [15]. 

     Снижение налоговой нагрузки в 2002-2010 гг. позитивно отразилось на темпах экономического роста. Однако следует признать, что доля налогов и отчислений на уровне 42 % характеризует достаточно высокий уровень налоговых изъятий.

     В динамике налоговой нагрузки на экономику  республики в 2010 г. произошли позитивные изменения: она снизилась с 42,2 до 41,5 % ВВП. Это довольно заметное снижение, которое произошло в первую очередь за счет уменьшения платежей из выручки и применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость при экспорте продукции в дальнее зарубежье. Были реализованы мероприятия по упрощению налоговой системы и совершенствованию налогового законодательства. Так, с 1 января 2007 года были отменены чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости. Изменен порядок налогообложения доходов в виде дивидендов и доходов страховых организаций путем включения данных видов доходов в налогооблагаемую базу для исчисления налога на прибыль.

     Работа  по снижению налоговой нагрузки продолжается. В 2010 году планируется полностью отказаться от сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, целевых сборов из прибыли, налога на приобретение автотранспортных средств.  
В целом в Беларуси за 2006-2011 годы планируется отменить 20 налогов.

     Тем самым, вводя новые или отменяя  прежние налоги и сборы, манипулируя  ставками, используя систему льгот, пропагандируя принципы налоговой  культуры и ответственности, государство  не просто формирует бюджет, а создает в обществе соответствующую социально-экономическую базу и нравственную атмосферу.

     Происходящие  изменения в налоговой политике республики оказывают существенное влияние на структуру и динамику налоговых поступлений.

      Положительную роль в снижении уровня налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования сыграли решения по упорядочению системы местных налогов, сборов и других поступлений. В результате несколько возросли налоги на потребителей продукции при сокращении налогового бремени на производителей, что в целом прогрессивно.

     Формирование доходной части государственного бюджета осуществляется, в основном, за счет платежей субъектов хозяйствования.

     Наглядно  структура доходов республиканского бюджета изображена на рисунке 5.

       

     Рисунок 5 - Структура доходов бюджета в разрезе видов плательщиков

     Примечание  – Источник: собственная разработка на основе [11]. 

     Для разрешения коллизии двух главных целей, одна из которых – обеспечение  достаточных поступлений в бюджет, а другая – налоги должны взиматься так, чтобы они не мешали, а напротив, способствовали росту и развитию экономики, необходимо проведение комплекса следующих мер:

     введение общепринятых норм и принципов налогообложения;

     совершенствование структуры и сокращение количества применяемых налогов за счет отмены малоэффективных сборов и отчислений во внебюджетные фонды;

     существенная модернизация методов расчета, механизмов и принципов взимания таких основных налогов, как акцизы, НДС, налог на прибыль и доходы предприятий, подоходный налог с граждан;

Информация о работе Налоговая система и налоговая политика государства в современной экономике