Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:00, курсовая работа
Цель работы – рассмотрение налоговой политики как одного из важнейших косвенных методов государственного регулирования, а также как важнейшего инструмента при реализации государством своих функций.
В процессе работы рассмотрена налоговая политика государства, понятие, сущность, цели и задачи налоговой политики, её основные формы, правовая основа.
Введение………………………………………………………………………. 4
1 Налоговая система и политика государства: понятие и виды…………… 5
1.1 Понятие, цели и инструменты бюджетно-налоговой политики государства……………………………………………………………………. 5
1.2 Дискреционная и автоматическая фискальная политика………..…... 8
2 Налоговая политика государства и основные ее направления……….…. 12
2.1 Правовая основа налоговой политики………………………………….. 12
2.2 Особенности проведения налоговой политики в Республике Беларусь 18
2.3 Основные направления современного строения налоговой политики Республики Беларусь………………………………………………………… 22
Заключение…………………………………………………………………… 28
Список использованных источников……………..………………………… 30
пересмотр и сокращение налоговых льгот по всем применяемым налогам и сборам в целях расширения их налоговой базы с тем, чтобы сделать возможным снижение ставок и дальнейшее уменьшение количества налогов и сборов;
поиск и выбор оптимального соотношения республиканских и местных налогов и сборов, а также эффективного взаимодействия республиканского и местных бюджетов.
Таким
образом, анализ первого направления бюджетно-налоговой
политики – выработка и реализация подходов
по формированию основных доходных источников
– указывает как на имеющиеся положительные
результаты, так и на ряд проблемных вопросов,
требующих скорейшего решения.
2.3
Основные направления
налоговой политики
Республики Беларусь
Налоговая политика — это один из важнейших инструментов макроэкономического регулирования. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Сама по себе налоговая система представляет собой механизм перераспределения доходов субъектов хозяйствования и граждан и централизации в рамках бюджета средств, расходуемых на обеспечение безопасности страны и ее граждан, реализации политических, социальных и других государственных функций. При этом взимание части доходов субъектов хозяйствования и граждан происходит посредством использования системы налогов. В настоящее время налоговая система включает различные виды налогов, уплачиваемых предприятиями и физическими лицами. Основными классификационными признаками налоговых отчислений являются принадлежность к бюджету (республиканские, региональные) и способ изъятия (косвенные и прямые). В то же время классификация налогов возможна и по другим признакам: метод обложения, способ обложения, источник уплаты,
субъект уплаты, привязка налога к конкретному виду общественных благ и др.
Развитие налоговой системы в Республике Беларусь претерпело длительную эволюцию. Стратегия построения налоговой системы в соответствии с традициями промышленно развитых стран, принятая в 90-е годы, оказалась не вполне эффективной, поскольку не смогла освободиться от перераспределительного характера бюджета, унаследованного Беларусью еще с советских времен. В целом, содержание налоговой политики Республики Беларусь в период ее становления определяли потребности государственного бюджета того периода, а также государственный курс на формирование социально-ориентированной экономики.
Упрощение налоговой политики и снижение налоговой нагрузки являются основными направлениями налоговой политики Республики Беларусь. За период с 2006 по 2009 год отменено 17 налоговых платежей, 34 самостоятельных сбора и платы включено в состав государственной пошлины.
В
2010 году отменены 4 налоговых платежа:
два «оборотных» налога (сбор в
фонд поддержки
Завершена кодификация налогового законодательства Республики Беларусь и с 1 января 2010 года введена в действие Особенная часть Налогового кодекса. В Особенной части Налогового кодекса налоговая система Республики Беларусь включает 30 налогов, сборов (пошлин) и особых режимов налогообложения.
Типичный
плательщик-организация в
Все другие налоги, сборы (пошлины), предусмотренные Особенной частью Налогового кодекса, уплачиваются плательщиками-организациями только в разовых случаях либо при осуществлении отдельных видов деятельности. К ним относятся: налог на услуги, сбор с заготовителей, акцизы, налог на доходы, налог за добычу природных ресурсов, сбор при ввозе озоноразрушающих веществ, сбор за проезд автотранспорта иностранных государств по автодорогам Республики Беларусь, сбор за выдачу разрешений на проезд по территориям иностранных государств, оффшорный сбор, гербовый сбор, консульский сбор, патентные пошлины, государственная пошлина.
Физические
лица при наличии оснований являются
плательщиками подоходного
Особые
режимы налогообложения предусмотрены
для определенных категорий плательщиков-
Работа по реформированию налоговой системы с целью ее упрощения и сближения по составу налогов с налоговыми системами развитых стран будет продолжена в 2011 году.
С 1 января 2011 года предусмотрено отменить:
- местный сбор на развитие территорий (уплачивается по ставке 3% из прибыли);
- местный налог на услуги (уплачивается по ставке 5 % от выручки);
-
три платежа в составе
-
сбор за переработку нефти
и нефтепродуктов
- сбор за перемещение по
- сбор за производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений.
В результате налоговая
В отношении упрощения порядка взимания основных налогов предусматривается:
по налогу на добавленную стоимость:
предоставить плательщикам право при осуществлении расходов на покупку основных средств и нематериальных активов принимать к вычету равными долями в течение календарного года суммы «входного» НДС вне зависимости от суммы налога, исчисленной по реализации;
отменить ограничение по величине выручки (3,815 млрд. рублей) для выбора плательщиками ежеквартальной периодичности уплаты НДС;
отменить текущие платежи по НДС;
по налогу на прибыль:
перейти к предоставлению налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль один раз в год с уплатой этого налога в течение года ежеквартально авансовыми платежами;
упростить порядок применения налоговой льготы по прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений, за счет отказа от увязки размера льготы с суммой использованного амортизационного фонда (будет предоставлена возможность льготирования до 50% валовой прибыли, направляемой на финансирование капитальных вложений и жилищного строительства);
в состав расходов, учитываемых при налогообложении, предлагается включить оплату услуг по управлению предприятием или его отдельными подразделениями (например, бухгалтерской, финансовой или маркетинговой службой) сторонними специализированными организациями и индивидуальными предпринимателями;
по акцизам – отменить текущие платежи акцизов;
по земельному налогу – унифицировать ставки земельного налога на всей территории республики, путем снижения их размера и сокращения количества с 48 до 12;
по подоходному налогу – индексировать на коэффициент инфляции размеры стандартных налоговых вычетов;
по экологическом налогу – включить в состав налога в качестве отдельного объекта налогообложения ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ ввиду исключения соответствующего сбора как отдельного платежа из налоговой системы.
Также
предусматривается упрощение
С
1 января 2010 г. вступила в силу Особенная
часть Налогового кодекса, определяющая
порядок администрирования
В течение 2010 года в республике проведена работа по уменьшению налоговой нагрузки, упрощению и сокращению документооборота между плательщиками и налоговыми органами, в результате которой с 2011 года отменяются сбор на развитие территорий и налог на услуги. Таким образом, налоговая система республики по составу основных налогов и сборов станет максимально приближена к стандартам развитых стран.
Ее
основу составят 6 обязательных платежей,
которые организации уплачивают
при осуществлении обычной
Наряду с сокращением количества платежей уменьшена налоговая отчетность и упрощено налоговое администрирование. В первую очередь за счет:
– перехода с ежемесячной на годовую отчетность по налогу на прибыль с ежеквартальной его уплатой;
– предоставления плательщику права ежеквартально отчитываться и уплачивать НДС;
– упрощения форм налоговых деклараций;
– расширения льготы по налогу на прибыль, направленную на капитальные вложения (в настоящее время имеются ограничения по использованию амортизационного фонда);
-
предоставления права
Налоговая система Республики Беларусь кроме общего порядка содержит льготные режимы налогообложения, которые могут применять компании как с белорусским, так с иностранным капиталом.
Налогообложение
в свободных экономических
Прибыль резидентов СЭЗ, полученная от такой реализации освобождается от обложения налогом на прибыль в течение пяти лет. В последующем - налог на прибыль уплачивается по ставке, уменьшенной на 50 процентов от общеустановленной ставки, но не более чем по ставке 12 процентов.
Резиденты СЭЗ освобождены от налога на недвижимость.
При
реализации в республике импортозамещающей
продукции собственного производства
налог на добавленную стоимость, уплачивается
в половинном размере.
Налогообложение Парка высоких технологий. В целях развития производств, основанных на новых и высоких технологиях, в 2005 году создан Парк высоких технологий. Резидентам Парка предоставлены значительные налоговые льготы, позволяющие не уплачивать основные налоги: налог на прибыль, НДС, налог на недвижимость. Доходы, которые получают физические лица от резидентов парка, облагаются по ставке 9% вместо установленных в стране 12%, социальные отчисления производятся по ставке 34% не с общей суммы фонда оплаты труда, а с суммы фонда оплаты труда, превышающей однократный размер средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который должны быть уплачены социальные платежи.
Информация о работе Налоговая система и налоговая политика государства в современной экономике