Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:00, курсовая работа
Цель работы – рассмотрение налоговой политики как одного из важнейших косвенных методов государственного регулирования, а также как важнейшего инструмента при реализации государством своих функций.
В процессе работы рассмотрена налоговая политика государства, понятие, сущность, цели и задачи налоговой политики, её основные формы, правовая основа.
Введение………………………………………………………………………. 4
1 Налоговая система и политика государства: понятие и виды…………… 5
1.1 Понятие, цели и инструменты бюджетно-налоговой политики государства……………………………………………………………………. 5
1.2 Дискреционная и автоматическая фискальная политика………..…... 8
2 Налоговая политика государства и основные ее направления……….…. 12
2.1 Правовая основа налоговой политики………………………………….. 12
2.2 Особенности проведения налоговой политики в Республике Беларусь 18
2.3 Основные направления современного строения налоговой политики Республики Беларусь………………………………………………………… 22
Заключение…………………………………………………………………… 28
Список использованных источников……………..………………………… 30
Рисунок
1 – Основные инструменты
бюджетно-налоговой
политики
Примечание
– Источник: собственная разработка.
Государственные расходы делятся на трансформационные (государственные закупки) и трансфертные расходы. К государственным закупкам относят государственные инвестиции, государственное потребление товаров и услуг, выплату из бюджета заработной платы. При трансфертных расходах затраты государства выступают как прямая передача средств. Среди трансфертных расходов – субсидии, пособия домашним хозяйствам, социальное обеспечение (за счет средств бюджета финансируются в основном начальное и среднее образование, медицинская помощь для бедных слоев населения, культурные мероприятии и др.). Отличие между двумя этими видами расходов состоит в том, что государственные закупки изменяют величину национального дохода, а трансфертные платежи лишь означают его перераспределение [8, с.90].
Важным инструментом бюджетно-налоговой политики являются налоги. Исследование природы налога, принципов налогообложения, влияния налогов на национальную экономику имеет принципиальное значение для обоснования фискальной политики. Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством для выполнения своих функций.
Налоги – один из важнейших инструментов рыночной экономики, а поэтому их использование в управлении хозяйством представляет значительный интерес для Беларуси. Вводя новые или отменяя какие-то прежние налоги и сборы, повышая или понижая ставки, используя другие рычаги, государство не просто формирует свой бюджет, но и создает в обществе соответствующую экономическую, политическую атмосферу, стимулы для трудовой активности граждан, и в этом смысле налоги могут быть либо предпосылкой, либо преградой на пути к благополучию страны.
Изменение налогов влияет на совокупный спрос. Например, снижение личного подоходного налога увеличивает находящиеся в распоряжении населения доходы. Это приводит к расширению потребительского спроса, стимулируя более полное использование производственных мощностей и, при определенных условиях, дополнительные капиталовложения. Снижение налогов на прибыль корпораций содействует росту инвестиционных расходов, расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.
Эффективность фискальной политики прежде всего в том, что она способна помочь стране избежать экономических шоков. Стимулирующая политика может быть использована для предотвращения длительного спада; сдерживающая – для упреждения инфляции.
Кроме
всего прочего, бюджетно-налоговая
политика позволяет сгладить колебания
совокупного спроса, а значит и
делового цикла. Ее инструменты либо
непосредственно являются составляющими
первого (государственные закупки),
либо оказывают прямое воздействие на
его элементы (налоги, трансферты). Это
позволяет в периоды спада производства
увеличивать совокупные расходы, смягчая
падение совокупного спроса, а во время
подъема – сокращать их, предотвращая
«перегрев» экономики, т.е. использовать
фискальную политику в целях стабилизации
экономического развития.
1.2
Дискреционная и
автоматическая фискальная
политика
Фискальная политика представляет собой систему регулирования, связанную с правительственными расходами и налогами.
Под правительственными расходами понимают расходы на содержание государства, а также государственные закупки товаров и услуг. Эти покупки могут быть самых разных видов: от строительства за счет бюджета дорог, школ, медицинских структур до покупки сельхозпродуктов, военной техники, образцов уникальных изделий и т.д. В данном случае потребителем выступает само государство. Поэтому эти закупки осуществляются либо для собственного потребления, либо для регулирования спроса на рынках благ, услуг, факторов производства
Фискальная
политика в зависимости от механизмов
ее реагирования на изменение экономической
ситуации делится на дискреционную и автоматическую
фискальную политику. Типы и механизмы
фискальной политики отображены на рисунке
2.
Рисунок
2 – Типы фискальной
политики
Примечание
– Источник: собственная разработка.
Дискреционная
фискальная политика – это целенаправленное
изменение величин
Дискреционная фискальная политика может осуществляться с помощью как прямых, так и косвенных инструментов. К первым относят изменение государственных закупок товаров и услуг, трансфертных платежей. Ко вторым – изменения в налогообложении (ставок налогов, налоговых льгот, базы налогообложения).
В
противоположность
Автоматическая фискальная политика основана на действии встроенных стабилизаторов, обеспечивающих естественное приспособление экономики к фазам экономического цикла посредством автоматического изменения величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода. Автоматическая фискальная политика реализуется посредством изменений в уровнях налоговых поступлений и государственных расходов, не зависящих от принятия решений государственными органами.
Положительная сторона автоматической фискальной политики состоит в первую очередь в том, что она способна, опираясь на встроенные стабилизаторы автоматически, без постороннего вмешательства, обеспечивать бюджетные поступления в зависимости от уровня деловой активности.
К
числу важнейших встроенных стабилизаторов
относятся прогрессивная
Встроенные стабилизаторы позволяют существенно сгладить экономические колебания, однако они не способны полностью устранить негативные проявления макроэкономической нестабильности.
Степень встроенной стабильности экономики находится в непосредственной зависимости от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков. Если структурный дефицит (превышение государственных расходов над налогами в условиях полной занятости) – результат стимулирующей дискреционной фискальной политики, то циклический дефицит является следствием действия встроенных стабилизаторов.
Циклический дефицит (излишек) – дефицит (излишек) государственного бюджета, вызываемый автоматическим сокращением (увеличением) налоговых поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфертов на фоне спада (подъема) деловой активности.
Главное достоинство автоматической фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т.е. здесь практически отсутствует временной лаг.
Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не способна их устранить. Следует отметить, что чем выше ставки налогов и величина трансфертных платежей, тем действеннее автоматическая политика.
Основным вопросом бюджетно-налоговой политики является вопрос: должен ли быть бюджет сбалансирован или сбалансированность бюджета должна быть подчинена целям стабилизации экономики. Можно выделить три основные концепции регулирования бюджетного дефицита: ежегодное балансирование, циклическое балансирование и концепция функциональных финансов.
Концепция ежегодного балансирования основана на равенстве объемов налоговых поступлений настоящего и будущего периодов должны быть равны расходам аналогичных периодов. Экономические субъекты действуют рационально и адекватно оценивают текущие и будущие события, любой прирост задолженности государства воспринимают как прирост налогов в будущем, так как другого источника доходов, кроме налогов, у государства нет.
Концепция циклического балансирования бюджета предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно балансирует бюджет. Чтобы противостоять спаду, правительство снижает налоги и увеличивает государственные расходы, т.е. сознательно идет на допущение дефицита бюджета. Затем проводит противоположную политику, а возникшее положительное сальдо бюджета использует для возмещения предыдущего дефицита. Однако проблемой данной концепции является то, что подъемы и спады в экономическом цикле не совпадают по времени, не одинаковы по глубине, и не равнозначна реакция субъектов хозяйствования на фискальные меры государства.
Идея концепции функциональных финансов основана том, что государство должно заботиться не о сбалансированности бюджета, а о макроэкономической стабильности экономики. Сторонники данной концепции считают, что налоговая система должна стимулировать налоговые поступления. Они будут увеличиваться автоматически по мере экономического подъема, а значит, дефицит бюджета будет самостоятельно ликвидироваться.
Государство строит свою бюджетно-налоговую политику так, что периодически использует все три концепции, при этом оперируя одновременно как расходами, так и налогами.
При
рассмотрении дискреционной фискальной
политики предполагалось существования
постоянного налога, который обеспечивает
изъятие одинаковой налоговой суммы при
различных величинах чистого национального
продукта. При автоматической фискальной
политике встроенная стабильность возникает
в связи с тем, что в реальности налоговая
система обеспечивает изъятие такого
числа налога, который изменяется пропорционально
величине чистого национального продукта.
Чистый налог равен общей величине налога
за вычетом трансфертных платежей и субсидий,
т.е. уровень государственных закупок,
налогов может изменяться в режиме саморегулирования
независимо от принятия правительством
соответствующих решений. Как только изменяется
экономическая ситуация, встроенные стабилизаторы
реагируют на эти изменения и запускают
в действие механизмы саморегулирования.
2
Налоговая политика
государства и основные
ее направления
2.1
Правовая основа
налоговой политики
Формирование налогового законодательства Республики Беларусь началось в начале 90-х годов ХХ века. В период 1991-92 года было принято и введено в действие значительное количество законодательных актов, регламентировавших основные вопросы налогообложения.
Для
управления процессом налоговых
отношений государство
Информация о работе Налоговая система и налоговая политика государства в современной экономике