Налоговая система и налоговая политика государства в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:00, курсовая работа

Описание

Цель работы – рассмотрение налоговой политики как одного из важнейших косвенных методов государственного регулирования, а также как важнейшего инструмента при реализации государством своих функций.

В процессе работы рассмотрена налоговая политика государства, понятие, сущность, цели и задачи налоговой политики, её основные формы, правовая основа.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 4
1 Налоговая система и политика государства: понятие и виды…………… 5
1.1 Понятие, цели и инструменты бюджетно-налоговой политики государства……………………………………………………………………. 5
1.2 Дискреционная и автоматическая фискальная политика………..…... 8
2 Налоговая политика государства и основные ее направления……….…. 12
2.1 Правовая основа налоговой политики………………………………….. 12
2.2 Особенности проведения налоговой политики в Республике Беларусь 18
2.3 Основные направления современного строения налоговой политики Республики Беларусь………………………………………………………… 22
Заключение…………………………………………………………………… 28
Список использованных источников……………..………………………… 30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая(исправленная30,09,2011).doc

— 342.50 Кб (Скачать документ)

     

       

       

       

     

       
 
 
 

     Рисунок 1 – Основные инструменты  бюджетно-налоговой  политики 

     Примечание  – Источник: собственная разработка. 

     Государственные расходы делятся на трансформационные (государственные закупки) и трансфертные расходы. К государственным закупкам относят государственные инвестиции, государственное потребление товаров и услуг, выплату из бюджета заработной платы. При трансфертных расходах затраты государства выступают как прямая передача средств. Среди трансфертных расходов – субсидии, пособия домашним хозяйствам, социальное обеспечение (за счет средств бюджета финансируются в основном начальное и среднее образование, медицинская помощь для бедных слоев населения, культурные мероприятии и др.). Отличие между двумя этими видами расходов состоит в том, что государственные закупки изменяют величину национального дохода, а трансфертные платежи лишь означают его перераспределение [8, с.90].

     Важным инструментом бюджетно-налоговой политики являются налоги. Исследование природы налога, принципов налогообложения, влияния налогов на национальную экономику имеет принципиальное значение для обоснования фискальной политики. Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством для выполнения своих функций.

     Налоги  – один из важнейших инструментов рыночной экономики, а поэтому их использование в управлении хозяйством представляет значительный интерес  для Беларуси. Вводя новые или отменяя какие-то прежние налоги и сборы, повышая или понижая ставки, используя другие рычаги, государство не просто формирует свой бюджет, но и создает в обществе соответствующую экономическую, политическую атмосферу, стимулы для трудовой активности граждан, и в этом смысле налоги могут быть либо предпосылкой, либо преградой на пути к благополучию страны.

     Изменение налогов влияет на совокупный спрос. Например, снижение личного подоходного  налога увеличивает находящиеся  в распоряжении населения доходы. Это приводит к расширению потребительского спроса, стимулируя более полное использование производственных мощностей и, при определенных условиях, дополнительные капиталовложения. Снижение налогов на прибыль корпораций содействует росту инвестиционных расходов, расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.

     Эффективность фискальной политики прежде всего в  том, что она способна помочь стране избежать экономических шоков. Стимулирующая  политика может быть использована для  предотвращения длительного спада; сдерживающая – для упреждения инфляции.

     Кроме всего прочего, бюджетно-налоговая  политика позволяет сгладить колебания  совокупного спроса, а значит и  делового цикла. Ее инструменты либо непосредственно являются составляющими  первого (государственные закупки), либо оказывают прямое воздействие на его элементы (налоги, трансферты). Это позволяет в периоды спада производства увеличивать совокупные расходы, смягчая падение совокупного спроса, а во время подъема – сокращать их, предотвращая «перегрев» экономики, т.е. использовать фискальную политику в целях стабилизации экономического развития. 

     1.2 Дискреционная и  автоматическая фискальная политика 

     Фискальная политика представляет собой систему регулирования, связанную с правительственными расходами и налогами.

     Под правительственными расходами понимают расходы на содержание государства, а также государственные закупки товаров и услуг. Эти покупки могут быть самых разных видов: от строительства за счет бюджета дорог, школ, медицинских структур до покупки сельхозпродуктов, военной техники, образцов уникальных изделий и т.д. В данном случае потребителем выступает само государство. Поэтому эти закупки осуществляются либо для собственного потребления, либо для регулирования спроса на рынках благ, услуг, факторов производства

     Фискальная  политика в зависимости  от механизмов ее реагирования на изменение экономической ситуации делится на дискреционную и автоматическую фискальную политику. Типы и механизмы фискальной политики отображены на рисунке 2. 
 
 

       

     

     

     

     

       
 

       
 

       

     

       
 
 

     

     

        
 
 
 
 

     Рисунок 2 – Типы фискальной политики 

     Примечание  – Источник: собственная разработка. 

     Дискреционная фискальная политика – это целенаправленное изменение величин государственных  расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных  решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема выпуска и темпов инфляции. Эта политика связана, прежде всего, с осуществлением правительственных программ занятости, социальной, а также с изменениями налоговой системы.

     Дискреционная фискальная политика может осуществляться с помощью как прямых, так и косвенных инструментов. К первым относят изменение государственных закупок товаров и услуг, трансфертных платежей. Ко вторым – изменения в налогообложении (ставок налогов, налоговых льгот, базы налогообложения).

     В противоположность дискреционной  фискальной политике, предполагающей сознательное изменение государственных  расходов и налогов, существует автоматическая  политика, называемая также политикой встроенных стабилизаторов, автоматической фискальной политикой.

     Автоматическая фискальная политика основана на действии встроенных стабилизаторов, обеспечивающих естественное приспособление экономики к фазам экономического цикла посредством автоматического изменения величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода. Автоматическая фискальная политика реализуется посредством изменений в уровнях налоговых поступлений и государственных расходов, не зависящих от принятия решений государственными органами.

     Положительная сторона автоматической фискальной политики состоит в первую очередь  в том, что она способна, опираясь на встроенные стабилизаторы автоматически, без постороннего вмешательства, обеспечивать бюджетные поступления в зависимости от уровня деловой активности.

     К числу важнейших встроенных стабилизаторов относятся прогрессивная система  налогообложения и система государственных  трансфертов. Прогрессивная система  налогообложения в условиях экономического роста обеспечивает увеличение налогов, что сокращает величину совокупных расходов и оказывает антиинфляционное воздействие на экономику. Поскольку экономический рост сопровождается ростом занятости, уменьшаются трансфертные государственные платежи (пособия по безработице), что также сдерживает развитие инфляции. Наоборот, в условиях экономического спада налоговые поступления автоматически снижаются, а трансфертные платежи возрастают, что содействует увеличению совокупных расходов.

     Встроенные  стабилизаторы позволяют существенно сгладить экономические колебания, однако они не способны полностью устранить негативные проявления макроэкономической нестабильности.

     Степень встроенной стабильности экономики  находится в непосредственной зависимости  от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков. Если структурный дефицит (превышение государственных расходов над налогами в условиях полной занятости) – результат стимулирующей дискреционной фискальной политики, то циклический дефицит является следствием действия встроенных стабилизаторов.

     Циклический дефицит (излишек) – дефицит (излишек) государственного бюджета, вызываемый автоматическим сокращением (увеличением) налоговых поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфертов на фоне спада (подъема) деловой активности.

     Главное достоинство автоматической фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т.е. здесь практически отсутствует временной лаг.

     Недостаток  автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не способна их устранить. Следует отметить, что чем выше ставки налогов и величина трансфертных платежей, тем действеннее автоматическая политика.

     Основным  вопросом бюджетно-налоговой политики является вопрос: должен ли быть бюджет сбалансирован или сбалансированность бюджета должна быть подчинена целям стабилизации экономики. Можно выделить три основные концепции регулирования бюджетного дефицита: ежегодное балансирование, циклическое балансирование и концепция функциональных финансов.

     Концепция ежегодного балансирования основана на равенстве объемов налоговых  поступлений настоящего и будущего периодов должны быть равны расходам аналогичных периодов. Экономические субъекты действуют рационально и адекватно оценивают текущие и будущие события, любой прирост задолженности государства воспринимают как прирост налогов в будущем, так как другого источника доходов, кроме налогов, у государства нет.

     Концепция циклического балансирования  бюджета предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно балансирует бюджет. Чтобы противостоять спаду, правительство снижает налоги и увеличивает государственные расходы, т.е. сознательно идет на допущение дефицита бюджета. Затем проводит противоположную политику, а возникшее положительное сальдо бюджета использует для возмещения предыдущего дефицита. Однако проблемой данной концепции является то, что подъемы и спады в экономическом цикле не совпадают по времени, не одинаковы по глубине, и не равнозначна реакция субъектов хозяйствования на фискальные меры государства.

     Идея  концепции функциональных финансов основана том, что государство должно заботиться не о сбалансированности бюджета, а о макроэкономической стабильности экономики. Сторонники данной концепции считают, что налоговая система должна стимулировать налоговые поступления. Они будут увеличиваться автоматически по мере экономического подъема, а значит, дефицит бюджета будет самостоятельно ликвидироваться.

     Государство строит свою бюджетно-налоговую политику так, что периодически использует все  три концепции, при этом оперируя одновременно как расходами, так  и налогами.

     При рассмотрении дискреционной фискальной политики предполагалось существования постоянного налога, который обеспечивает изъятие одинаковой налоговой суммы при различных величинах чистого национального продукта. При автоматической фискальной политике встроенная стабильность возникает в связи с тем, что в реальности налоговая система обеспечивает изъятие такого числа налога, который изменяется пропорционально величине чистого национального продукта. Чистый налог равен общей величине налога за вычетом трансфертных платежей и субсидий, т.е. уровень государственных закупок, налогов может изменяться в режиме саморегулирования независимо от принятия правительством соответствующих решений. Как только изменяется экономическая ситуация, встроенные стабилизаторы реагируют на эти изменения и запускают в действие механизмы саморегулирования. 
 

    2 Налоговая политика государства и основные ее направления 

    2.1 Правовая основа  налоговой политики 

     Формирование  налогового законодательства Республики Беларусь началось в начале 90-х годов  ХХ века. В период 1991-92 года было принято  и введено в действие значительное количество законодательных актов, регламентировавших основные вопросы налогообложения.

     Для управления процессом налоговых  отношений государство использует различные организационно-правовые методы, нормы, инструменты, формы и  т.д. Способы организации налоговых отношений государство оформляет в законах, указах Президента и других актах нормативного характера. Оно определяет методы изъятия валового внутреннего продукта, виды платежей, налоговых ставок и льгот, способов обложения и т.д. Таким образом, налоговый механизм представляет собой совокупность организационно-правовых  норм, методов и форм государственного управления налогообложением через систему различных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.). Государство придает своему налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства и регулирует его.

Информация о работе Налоговая система и налоговая политика государства в современной экономике