Общественные блага

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 00:08, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: это изучение теоретических и практических вопросов, связанных с общественными благами и оптимальным объемом их предоставления.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы к понятию общественных благ и их классификации;
2. Выявить основную проблему предоставления общественных благ в современных условиях;
3. Показать пути решения выявленных проблем;
4. Обозначить тенденции развития тематики Общественных благ.

Содержание

Введение. 2
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования общественных благ 4
1.1. Сущность общественных благ 4
1.2. Классификация общественных благ и их особенности. 9
1.3. Способы предоставления общественных благ 12
ГЛАВА 2. Определение оптимального объема предоставления общественного блага 15
2.1. Эффективный объем предоставления общественных благ 15
2.2. Оптимальный объем предоставления общественных благ 17
2.3. Проблема "зайцев" и оптимальный объем предоставления общественных благ 20
Заключение. 29
Список использованных источников. 32

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 65.35 Кб (Скачать документ)
  1. Стадия производства предполагает непосредственное создание общественного продукта, призванного удовлетворять человеческие потребности.
  2. Стадия распределения предполагает определение вклада каждого человека в создание произведенных общественных продуктов.
  3. Стадия обмена предполагает встречную передачу одного продукта взамен на другой.
  4. Стадия потребления предполагает использование человеком общественного продукта (экономического блага) с целью удовлетворения своей потребности в нем.

Таким образом, общественные блага – это такие блага, которым  присущи следующие характеристики:

  • несоперничество в потреблении;
  • неконкурентность;
  • неаддитивность (неделимость в потреблении);
  • неопределенность конечного потребителя;
  • неопределенность прав собственности [11].

Несоперничество означает, что изменение количества потребителей данного блага не влияет на количество полезности, получаемой каждым из них. В такой ситуации увеличение числа  потребителей ведет к увеличению общественной полезности блага и  означает, что прибавление дополнительного  потребителя не снижает полезности остальных. Например, фонарь на улице  светит двум прогуливающимся под  ним индивидам так же ярко, как  и трем.

Условие равного потребления  общественного блага всеми индивидами в свою очередь связано с неделимостью блага, а также с наличием внешних  эффектов.

Неконкурентность означает, с увеличением числа потребителей блага уровень потребления каждого  из них не уменьшается.

Неделимость блага в потреблении  означает, что индивид не может  непосредственно выбирать объем  потребления блага. Мы неизбежно  пользуемся всем объемом услуг по обороне страны. Ни один человек  не имеет возможности выбрать, какие  именно из развернутых армий должны защищать его самого, а какие –  соседа, какие самолеты поднимутся в воздух на его защиту, а какие  должны обеспечить прикрытие супруге. Население пользуется всем объемом  предоставляемого на данной территории чистого общественного блага. Речь идет о неделимости в потреблении, а не в производстве и предоставлении общественных благ. Общество, безусловно, может выбрать необходимый уровень  национальной обороны (численность  войск, их материальное обеспечение, объем  финансирования), что приводит к  разному объему предоставления блага.

Неделимость блага предполагает лишь совместное предложение общественного  блага – весь объем услуг по национальной обороне представляет государство; все уличные фонари предоставляются муниципалитетом  и финансируются из одного источника  – конкуренция между частными владельцами отдельных фонарей  на одной и той же улице попросту невозможна.

Наличие положительных или  отрицательных внешних эффектов – невозможность отразить в рыночных ценах полные общественные затраты, возникшие в связи с производством  и потреблением товара, - одна из основных причин государственного вмешательства  в экономику. Именно внешние эффекты  являются причиной неисключаемости  общественных благ.

Под неисключаемостью в потреблении  понимается невозможность путем  установления рыночных цен исключить  отдельные фирмы или отдельных  индивидов из числа получателей  по крайней мере части выгод (или  части затрат), прямо связанных  с производством и потреблением определенного товара. Невозможно, к примеру, запретить пешеходу пользоваться светом горящего фонаря, а индивиду, имеющему радиоприемник, принимать  радиопередачи.

Неисключаемость может возникнуть как в результате невозможности  физически исключить кого-либо из пользования данным благом (как в  случае пешеходов, гуляющих по освещенной улице), так и вследствие чрезвычайно  высоких затрат на исключение в сравнении  с возможными выгодами продавца [2].

Существует два подхода  к определению ценности общественных благ:

  1. марксистский подход, в основе которого лежат следующие принципы:
  • стоимость (ценность) экономического блага определяется затратами общественно-необходимого труда;

Информация о работе Общественные блага