Общественные блага

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 00:08, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: это изучение теоретических и практических вопросов, связанных с общественными благами и оптимальным объемом их предоставления.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы к понятию общественных благ и их классификации;
2. Выявить основную проблему предоставления общественных благ в современных условиях;
3. Показать пути решения выявленных проблем;
4. Обозначить тенденции развития тематики Общественных благ.

Содержание

Введение. 2
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования общественных благ 4
1.1. Сущность общественных благ 4
1.2. Классификация общественных благ и их особенности. 9
1.3. Способы предоставления общественных благ 12
ГЛАВА 2. Определение оптимального объема предоставления общественного блага 15
2.1. Эффективный объем предоставления общественных благ 15
2.2. Оптимальный объем предоставления общественных благ 17
2.3. Проблема "зайцев" и оптимальный объем предоставления общественных благ 20
Заключение. 29
Список использованных источников. 32

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 65.35 Кб (Скачать документ)

Также при классификации  используется ряд характеристик, одна из которых связана со спецификой территориального охвата. Территориально-региональное устройство формирует специфику  сообщества, которое потребляет благо. Границы этого сообщества могут  не совпадать с границами общества, финансирующего и производящего  данное благо. С точки зрения дифференциации границ потребления и предоставления выделяются международные, общенациональные (общегосударственные) и местные  общественные блага. 

Международные общественные блага либо доступны всем жителям  планеты (борьба с загрязнением воздуха  и расширением озоновой дыры, международная  стабильность и т. п.), либо предоставляются  жителям определенного региона  Земли, нескольким странам. К числу  общественных благ, в том числе  международных, в наши дни экономисты относят стандарты, сокращающие  транзакционные затраты, в том числе  меры длины и веса, язык, денежную систему, результаты фундаментальных  научных исследований, международную  и региональную стабильность [2].

Анализ столь необычных  для традиционной экономической  науки благ представляет значительные трудности. Отдельного внимания в этой связи удостоился вопрос о том, кто именно предоставляет международные общественные блага (международного правительства не существует, его заменяет целый ряд межправительственных и общественных организаций), как влияет на объем их предоставления отсутствие единого правительства.

Последнее десятилетие отмечено бурным развитием интеграции в рамках ЕС, когда многие общественные блага  перестают быть национальными, становясь  общеевропейскими. Как следствие, совершенствуются и изменяются функции многих институтов ЕС, возникают новые механизмы  принятия решений, в том числе  касающиеся предоставления общеевропейских  общественных благ, решаются вопросы  об изменении компетенции национальных правительств и институтов сообщества [11].

К общегосударственным общественным благам относятся национальная оборона, поддержание общего правопорядка, деятельность исполнительных, законодательных и  судебных властей и мн. др.

Под местными общественными  благами понимаются любые общественные товары и услуги, доступ к которым  имеет не все население страны, а лишь некоторая географическая часть (несколько регионов, один регион, город, район и т. д.). Диапазон конкретных примеров местных общественных благ весьма широк: от региональных экологических  программ до уличного освещения и  городского парка.

Таким образом, существует множество  вариантов классификации общественных благ исходя из различных комбинаций их характеристик. В зависимости  от применения общественное благо может  играть различную функциональную роль в экономике. 

1.3. Способы предоставления общественных благ

 

Возможности рынка в предоставлении общественных благ – это исключающие  принудительное участие способы  финансирования их производства. На практике это означает, что предоставление общественных благ осуществляется частным  сектором, а финансирование их производства обеспечивается путем подключения  рыночных механизмов. Существует несколько  способов такого подключения.

1. Исключение «безбилетников» [2]. «Безбилетники» – это те, кто стремиться получить выгоду за счет усилий других пользователей. Из-за этого может возникнуть так называемая проблема «безбилетника», суть которой заключается в том, что в потреблении общественного блага заинтересованы все, а платить не хочет никто. Наиболее простым методом их исключения является ограничение доступа к потреблению блага.

Исключаемые общественные блага представляют собой тот  тип благ, доступ к которым легко  ограничить, несмотря на коллективный характер их потребления. Введение абонементной платы за подключение к кабельному телевидению и компьютерным сетям, продажа билетов на различного рода зрелищные мероприятия – наиболее наглядные примеры подключения  ценового механизма к решению  проблемы предоставления общественных благ.

Введение платы в качестве инструмента регулирования доступа  к благу может быть использовано в том случае, когда степень  избирательности в потреблении  блага зависит от количества потребителей, т.е. в отношении перегружаемых  благ.

Заключение частных контрактов может быть эффективным механизмом исключения неплательщиков в отношении  благ совместного потребления. Контракты  на совместное владение предполагают участие в потреблении блага  только на определенных условиях, например внесение взносов на благоустройство  дома в рамках организованного товарищества.

Когда благо не находится  в постоянном пользовании потребителя, а круг его потребителей ограничен, в качестве метода исключения «зайцев» может служить создание особых организаций по совместному использованию блага, доступ к потреблению которого обусловлен членством в ней на основе внесения установленного взноса, например пользование бассейнами, площадками для гольфа и тенниса и т.п.

2. Взаимообусловленное финансирование. Один из методов такого финансирования  – увязывание предоставления  потребителю обладающего неисключаемостью  блага с исключаемым благом, т.е.  продажа их в едином пакете. Так, финансирование общественного  радио- и телевещания может  осуществляться путем включения  определенной наценки в цену  радио- и телевизионных приемников.

3. Субсидирование. Финансирование  производства общественных благ  может осуществляться и за  счет добровольных пожертвований  граждан и организаций, которые  либо высоко оценивают возникающие  при потреблении блага положительные  внешние эффекты, либо стремятся  за счет этого приобрести определенные  нематериальные выгоды – общественный  имидж. В качестве примера можно  привести финансирование частными  организациями и лицами программ  охраны окружающей среды и  защиты животных [11].

Хотя рынок обладает ограниченными  возможностями в предоставлении общественных благ, использование ценового механизма способствует росту эффективности  их производства.

Когда круг потребителей общественного  блага обширен, а склонность каждого  из них платить за благо глубоко  дифференцирована, преодоление проблемы «зайцев» методами исключения либо связано  со значительными издержками, либо приводит к значительному недопроизводству общественного блага. Поэтому единственным способом предоставления подобных общественных благ становится государство [2].

Формы участия государства  в обеспечении общественными  благами могут быть разными, от непосредственного  производства блага – национальная оборона, пожарная охрана, до финансирования производимых частным сектором общественных благ – уборка мусора, некоторые  виды медицинской помощи. Однако суть их одна – производство предоставляемых посредством государства общественных благ финансируется за счет взимаемых в принудительном порядке налогов со всех граждан как метода решения проблемы «безбилетника».

 

 

ГЛАВА 2. Определение оптимального объема предоставления общественного  блага

2.1. Эффективный объем предоставления общественных благ

 

В случае частных благ выбор  направлений использования ресурсов полностью зависел от предпочтений индивидов, т. е. в качестве одной  из аксиом принималось положение  о суверенитете потребителя –  потребительские предпочтения задавали структуру производства и предоставления благ.

Иная ситуация с общественными  благами. Если, выбирая объем их предоставления, основываться только на решениях отдельных  индивидов, принятых исходя из гипотезы о максимизации полезности, очевидно, что, с точки зрения всей совокупности индивидов, общественных благ будет  предоставлено недостаточно.

Рассмотрим в качестве примера уличное освещение. Оно  является общественным благом, если улица  освещена, использование ее освещенности одним пешеходом не лишает этой возможности  других. Нельзя устроить освещение  так, чтобы для одних пешеходов  свет горел, а для других – нет.

Рассмотрим следующий  пример [14]. Антон и Игорь живут на неосвещенной улице, но из соображений безопасности оба бы предпочли либо чтобы улица была освещена, либо чтобы у каждого из них был свой автомобиль, на котором можно доехать прямо до дома. Предположим также, что стоимость установки фонарей в точности равна стоимости автомобиля. Выбирая между этими альтернативами исходя из максимизации собственной полезности, и Антон и Игорь предпочтут приобрести по автомобилю. При равных ценах автомобиль приносит полезность только его владельцу, а фонари на улице светят не только их владельцу, но и его соседям. Индивид при покупке блага не принимает во внимание выгод (внешних эффектов), которые могут получить другие потребители, пользующиеся благом бесплатно. По этой причине общественное благо будет предоставлено в меньшем объеме, чем следовало бы, с учетом всех возможных выгод.

При этом учитываются не все выгоды потому, что ряд потребителей благ могут вести себя как "зайцы". Если Игорь думает, что Антон в  любом случае заплатит за установку  фонарей, в ответ на просьбу Антона внести посильную лепту (соответствующую  получаемой им полезности) он может  сказать, что уличное освещение  ему вовсе не нужно и, более  того, мешает спать, следовательно, Антон  должен заплатить ему компенсацию. Конечно же, проблема "зайцев" возникает не только из-за непорядочности отдельных граждан, но и по причинам отсутствия у них полной информации (например, индивиду сложно ответить на вопрос в каком объеме ему нужны  услуги национальной обороны и сколько  он за них готов заплатить), высоких  затрат на сбор платы за каждое отдельное  общественное благо в сравнении  с унифицированным налогообложением и ряда других причин, вызывающих высокие  трансакционные затраты.

Если функции по предоставлению общественных благ берет на себя государство, то принятие решений об объеме их предоставления осуществляется политическим механизмом. В данном примере следует сконцентрироваться на анализе добровольного (без вмешательства  государства) принятия решений об объеме предоставления общественных благ и  месте общественных благ в системе  общего экономического равновесия.

 

 

2.2. Оптимальный  объем предоставления общественных  благ

 

Анализ частичного равновесия предполагает определение функций  спроса и предложения и нахождение точки, в которой объем спроса будет равен объему предложения.

Функция спроса на общественное благо представляет собой зависимость получаемой индивидом  предельной выгоды от объема потребления  блага. В данном случае предельная выгода – это полезность индивида от потребления  дополнительной единицы общественного  блага, выраженная в денежных единицах. Предельная выгода отражает готовность индивида платить за данную дополнительную единицу. Выводя функцию спроса, следует  предположить, что предпочтения индивида, т. е. его готовность платить, выявлены точно и без искажений. Иными  словами, считается, что ни один из потребителей общественного блага не ведет  себя как "заяц". Наличие данного  предположения, не требующегося в случае частного блага, делает функцию спроса в некоторой степени условной. По этой причине ее часто называют функцией псевдоспроса на общественное благо.

Линия спроса на общественное благо имеет отрицательный  наклон, что отражает убывающую предельную полезность от потребления дополнительной единицы блага. Линия индивидуального  спроса строится на основе анализа  кривых безразличия и бюджетных  линий, так же как и кривая спроса на частное благо. Кривая индивидуального  спроса показывает, какую цену согласен заплатить индивид за предоставление ему дополнительной единицы.

Поскольку в отличие от частных благ каждый индивид потребляет весь объем общественного блага, а не какую-либо его часть (свойство несоперничества), цена общего спроса представляет собой при каждом объеме сумму цен индивидуального спроса. Кривая совокупного спроса соответственно находится путем суммирования цен  каждого потребителя при заданном объеме (так называемое вертикальное суммирование в отличие от горизонтального  суммирования при нахождении кривой рыночного спроса на частное благо). Условие установления равновесия –  равенство суммарной предельной выгоды (готовности платить) потребителей цене (предельным затратам), по которой данное количество общественного блага готов предложить производитель.

Информация о работе Общественные блага