Общественные блага

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 00:08, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: это изучение теоретических и практических вопросов, связанных с общественными благами и оптимальным объемом их предоставления.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы к понятию общественных благ и их классификации;
2. Выявить основную проблему предоставления общественных благ в современных условиях;
3. Показать пути решения выявленных проблем;
4. Обозначить тенденции развития тематики Общественных благ.

Содержание

Введение. 2
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования общественных благ 4
1.1. Сущность общественных благ 4
1.2. Классификация общественных благ и их особенности. 9
1.3. Способы предоставления общественных благ 12
ГЛАВА 2. Определение оптимального объема предоставления общественного блага 15
2.1. Эффективный объем предоставления общественных благ 15
2.2. Оптимальный объем предоставления общественных благ 17
2.3. Проблема "зайцев" и оптимальный объем предоставления общественных благ 20
Заключение. 29
Список использованных источников. 32

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 65.35 Кб (Скачать документ)
  • общественно необходимым признается труд, совершаемый при средних общественно-нормальных условиях производства и средней интенсивности труда;
  1. неоклассический подход, основу которого составляют следующие убеждения:
  • ценность общественного блага зависит от их редкости, от интенсивности потребности и количества благ, способных данную потребность удовлетворить;
  • любая потребность может быть удовлетворена несколькими благами, а любое общественное благо может использоваться для удовлетворения разных потребностей.

Таким образом, сущность общественных благ, заключается в удовлетворении определенных общественных потребностей и обеспечении посредством этого  расширенного воспроизводства общества, предполагает признание общества в  качестве реального образования, обладающего  субстанциональностью по отношению  к составляющим его индивидам.

 

 

1.2. Классификация общественных благ и их особенности.

 

Общеизвестно, что  в многообразии благ можно разобраться  и выявить их признаки с помощью  классификации. Классификация, как  метод научного исследования позволяет  совершенствовать понимание особенностей и экономической предназначенности  благ, умение их распознавать, формировать  оптимальные варианты производства и обеспечения ими потребителей, анализировать возможности замещения  общественных благ частными и наоборот, а также определить признаки сопоставления  реального спроса и фактического предложения благ. Как правило, классификация  строится по главному, основному признаку. Выбранный признак (или признаки) позволяют установить особенности  и возможную цель государственного и регионального управления данным конкретным объектом [2].

В экономической теории многие исследователи разделяют блага  на настоящие (текущие) и будущие, прямые и косвенные, долговременные и краткосрочные, материальные и нематериальные, экономические  и неэкономические (даровые), индивидуальные и коллективные, частные и общественные. Необходимо отметить, что классификация  общественных благ может быть произведена  и с учетом критерия внешнего эффекта (помимо классификации с учетом возможности  исключения и степени использования  этих благ), что наиболее значимо  при характеристике экономических  отношений, возникающих по поводу производства и потребления социально значимых услуг [6].

Существует разделение общественных благ на: чистые и смешанные.

Чистыми называются такие  общественные блага, которые в высокой  степени обладают свойствами несоперничества  в потреблении и неисключаемости.

Смешанными называются такие  общественные блага, для которых  хотя бы одно из указанных выше свойств  присутствует в умеренной степени.

Еще один критерий классификации  общественных благ. Это степень заинтересованности в них государства. В этом случае блага подразделяются на следующие  группы:

  1. Не предназначенные для индивидуального потребления и выражающие необходимость устойчивого развития всего общества.
  2. Предназначенные для индивидуального потребления и имеющие ярко выраженный внешний эффект.
  3. Не предназначенные для индивидуального потребления и выражающие возможность обеспечения потребления данного блага на определенном уровне всем обществом (группой людей).
  4. Предназначенные для индивидуального потребления и выражающие возможность и необходимость обеспечения потребления данного блага на заданном уровне всем обществом (группой людей) [11].

Информация о работе Общественные блага