Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 00:08, курсовая работа
Цель курсовой работы: это изучение теоретических и практических вопросов, связанных с общественными благами и оптимальным объемом их предоставления.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы к понятию общественных благ и их классификации;
2. Выявить основную проблему предоставления общественных благ в современных условиях;
3. Показать пути решения выявленных проблем;
4. Обозначить тенденции развития тематики Общественных благ.
Введение. 2
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования общественных благ 4
1.1. Сущность общественных благ 4
1.2. Классификация общественных благ и их особенности. 9
1.3. Способы предоставления общественных благ 12
ГЛАВА 2. Определение оптимального объема предоставления общественного блага 15
2.1. Эффективный объем предоставления общественных благ 15
2.2. Оптимальный объем предоставления общественных благ 17
2.3. Проблема "зайцев" и оптимальный объем предоставления общественных благ 20
Заключение. 29
Список использованных источников. 32
Общественные блага отличаются по своим географическим рамкам. Например, результаты фундаментальных научных исследований можно отнести к мировым общественным благам. Национальная оборона – это, естественно, национальное общественное благо. Очень многие общественные блага имеют локальный характер: уличное освещение, охрана общественного порядка, пожарная охрана, уборка мусора, охрана окружающей среды, строительство и содержание местных дорог и т. д. Организацию их производства и финансирование принимают на себя местные органы государственной власти.
Чистое общественное благо, так же как и его противоположность – чистое частное благо, является теоретической конструкцией, экстремальным случаем (как, например, совершенная конкуренция и чистая монополия). Чистое общественное благо характеризуется несоперничеством в потреблении, что связано с его неделимостью, и неисключаемостью, причина которой – внешние эффекты.
Если чистое частное и чистое общественное блага признаются исключительно теоретическими конструкциями, то весь реальный мир должен был бы попасть в категорию смешанных благ. Однако это неудобно для анализа, поскольку очевидно, что реальные товары и услуги сильно отличаются друг от друга степенью несоперничества и неисключаемости. По этой причине обычно выделяются только две категории смешанных благ – перегружаемые, или переполняемые, (свойство несоперничества в потреблении выполняется только до определенного момента) и исключаемые (не выполняется условие неисключаемости).
Государственное регулирование
является вынужденной необходимостью.
Существует целый ряд категорий,
которые не контролируются рыночным
механизмом, что в свою очередь
может привести к несостоятельности
организационной структуры
Основная трудность
Более того, у потребителей общественных благ возникают серьезные стимулы к искажению информации о своих действительных предпочтениях. Особенно это характерно в тех случаях, когда потребителей общественного блага очень много.
Стратегия, заключающаяся в сокрытии или занижении своих истинных предпочтений в отношении общественных благ с целью переложить бремя их финансирования и производства на других, породила в микроэкономике проблему неплательщика («зайца»). Поэтому такие блага обычно производятся при участии правительства за счет обязательного, не зависящего от индивидуальной предельной выгоды, налогообложения физических и юридических лиц.
Принципиальная невозможность
"избавления" от "зайцев" приводит
к выводу о необходимости вмешательства
государства в предоставление и
финансирование общественных благ. Принудительный
характер налогообложения может
быть оправдан выгодой индивидов
от потребления общественного
Следует заметить, что ни одна из моделей не предлагает механизм, отвечающий одновременно трем критериям. Таким образом, можно сделать вывод, что полное "избавление" от "зайцев" невозможно.
При потреблении общественных
благ присутствие таких «зайцев»
создает трудности или