Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 00:08, курсовая работа
Цель курсовой работы: это изучение теоретических и практических вопросов, связанных с общественными благами и оптимальным объемом их предоставления.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы к понятию общественных благ и их классификации;
2. Выявить основную проблему предоставления общественных благ в современных условиях;
3. Показать пути решения выявленных проблем;
4. Обозначить тенденции развития тематики Общественных благ.
Введение. 2
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования общественных благ 4
1.1. Сущность общественных благ 4
1.2. Классификация общественных благ и их особенности. 9
1.3. Способы предоставления общественных благ 12
ГЛАВА 2. Определение оптимального объема предоставления общественного блага 15
2.1. Эффективный объем предоставления общественных благ 15
2.2. Оптимальный объем предоставления общественных благ 17
2.3. Проблема "зайцев" и оптимальный объем предоставления общественных благ 20
Заключение. 29
Список использованных источников. 32
Положим, первоначальное распределение
долей затрат между индивидами в
точке М не соответствует равновесному
и уровень общественных расходов,
о котором договорились индивиды,
равен V. Внося долю KМ от общей
суммы расходов, индивид А предпочел
бы более высокий уровень
Модель Линдаля показывает, каким образом добровольный обмен и система цен (в специфической форме налоговых цен) приводят к принятию решений об оптимальном объеме предоставления общественного блага. Свою модель Линдаль формулировал как нормативную, а равновесие называл фискальным оптимумом. Далее он сравнивал реальную политическую систему с моделью, определяя природу и направление отклонений от фискального оптимума.
Конечно же, модель Линдаля не решает проблему "зайцев". В модели предполагается, что, сталкиваясь с определенной налоговой ставкой, индивид выявит свои истинные предпочтения, но сущность проблемы "зайцев" как раз и состоит в том, что для потребителя может быть выгодно дезинформировать общество о своих предпочтениях. Кроме того, нет никакой гарантии, что даже при соблюдении очень жесткой предпосылки о равной силе индивидов в процессе переговоров переговоры будут продуктивными и стороны придут к какому-то решению.
Модель Линдаля была предложена в 1919 г., а ее значение для экономики благосостояния было показано более чем через 40 лет после формулировки самой модели, когда было доказано, что равновесие Линдаля является эффективным по Парето. В современной формулировке равновесие Линдаля играет ту же роль при рассмотрении экономики с общественными благами, внешними эффектами и правительственным вмешательством. С оптимумом Линдаля сопоставляется, например, кто и сколько платит налогов. В то же время модель Линдаля уже не имеет того значения при изучении реальных политических систем и процессов принятия решений, которое предполагалось ее автором.
Налог Кларка [14]
Налог Кларка представляет собой попытку построения механизма, делающего "заячье" поведение невыгодным и заставляющего индивидов выявлять истинные предпочтения.
Хотя налог Кларка предназначается для решения проблемы выявления предпочтений многих потребителей, рассмотрим его действие на более простом и наглядном примере с тремя индивидами.
Предположим, что три жителя
какого-то поселка решают вопрос о
выборе между строительством библиотеки
или спортзала (затраты на их строительство
одинаковые). Каждому из жителей
задают вопрос, сколько он готов
был бы заплатить за сооружение того
или иного объекта. На основе суммы
"готовности платить" делается выбор
между библиотекой или
Допустим, первый и второй жители поселка (индивиды 1 и 2) предпочли бы построить библиотеку, а свою выгоду (полезность) от ее строительства они оценивают соответственно в 10 и 15 тыс. р. (таблица 1). Полезность от строительства спортзала для них равна нулю, поскольку спортом оба не занимаются. Напротив, третий житель (индивид 3) предпочел бы тренироваться в спортзале, свою выгоду от его строительства он оценил в 20 тыс. р., а полезность библиотеки для него в свою очередь нулевая.
Таблица 1.
Индивид |
Библиотека |
Спортзал |
Налог Кларка |
1 |
10 |
0 |
5 |
2 |
15 |
0 |
10 |
3 |
0 |
20 |
0 |
Всего |
25 |
20 |
Очевидно, что будет принято
решение о строительстве
Аналогичным образом найдем налог Кларка для второго жителя поселка – он равен 10 тыс. р. Обратите внимание, что разница между возможной выгодой от сооружения библиотеки и обязательствами по налогу Кларка положительна для первых двух жителей, т. е. результат голосования, даже с учетом необходимости уплаты налога, все равно принесет им прирост полезности. Для индивида 3 налог Кларка равен нулю, поскольку его голос не влияет на исход голосования и выбор между альтернативами.
Чтобы понять, почему налог Кларка иногда называют налогом, стимулирующим честность, посмотрим, что произойдет в случае искажения индивидами своих предпочтений.
Если индивид 1 завысит свою оценку полезности от библиотеки, результат голосования и налог Кларка никак не изменятся. Напротив, если он будет вести себя как "заяц" и заявит, что библиотека не принесет ему никакой пользы, будет выбрана иная альтернатива – строительство спортзала. "Заяц" будет наказан тем, что в итоге не получит никакой выгоды (полезность спортзала для него равна нулю), точнее говоря, упустит шанс увеличить свою выгоду на 10 тыс. р.
Если индивид 3, чувствуя,
что он в меньшинстве, решит ввести
в заблуждение своих соседей
и завысит оценку своей выгоды
от строительства спортзала до 30
тыс. р., спортзал действительно будет
построен. Но налог Кларка для третьего
жителя составит 25 тыс. р. (потерянная выгода
первых двух индивидов), что больше,
чем его истинные выгоды от строительства
спортзала (20 тыс. р.). Таким образом,
налог Кларка делает невыгодным обман
и искажение предпочтений – либо
это искажение никак не повлияет
на результат голосования и
Итак, достигнута первоначальная цель – каждый индивид понимает, что выявление его истинных предпочтений имеет значение и оказывает влияние на остальных жителей сообщества и налоговые обязательства самого индивида. Но проблема "зайцев" все таки не решена по целому ряду причин:
Рассмотрев два возможных
механизма решения проблемы "зайцев"
– модель Линдаля и налог Кларка,
можно сделать вывод , что и
в том, и в другом случае общественное
благо предоставляется в
Ценность, предложенных моделей заключается в том, что они показали невозможность решения проблемы «зайцев».
Принципиальная невозможность
"избавления" от "зайцев" приводит
к выводу о необходимости вмешательства
государства в предоставление и
финансирование общественных благ. Принудительный
характер налогообложения может
быть оправдан выгодой индивидов
от потребления общественного
Следует заметить, что ни одна из моделей не предлагает механизм, отвечающий одновременно трем критериям. Таким образом, можно сделать вывод, что полное "избавление" от "зайцев" невозможно.
Обеспечение производства общественных
благ – важнейшая функция любого
государства. В этой связи для
повышения эффективности
Ограниченность благ в большей степени происходит из-за их недолговечности. Блага теряют свои свойства и перестают удовлетворять общественные потребности. Их замена осуществляется в процессе общественного воспроизводства. Для сокращения потребности в благах необходимо развивать технологии их производства, чтобы продлить срок их службы.