Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 05:56, курсовая работа
Целью данного исследования является анализ организационно-экономической структуры российского бизнеса, выделение специфических особенностей и обозначение основных и наиболее острых проблем, стоящих, в частности, перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях.
Задачи исследовательской работы:
• рассмотреть основные формы организации бизнеса, ознакомиться с многообразием масштабов бизнеса;
• рассмотреть организационно-экономическую структуру российского бизнеса и провести анализ;
• выделить наиболее острые проблемы развития бизнеса в нашей стране, в частности малого и среднего, и их решение путем государственной поддержки.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. МНОГООБРАЗИЕ МАСШТАБОВ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ БИЗНЕСА..........................................................................................................5
1.1. Основы организации бизнеса………………………………………………. 5
1.2. Деление бизнеса на малый, средний и крупный………………………….11
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА.....................................................................................18
2.1. Структура малого и среднего бизнеса в экономике………………………18
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ........................................................................................................................23
3.1. Проблемы развития малого и среднего бизнеса …………………….........23
3.2. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в России……...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………… 36
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………..38
26
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО «Тывинский государственный университет»
Экономический факультет
Кафедра экономики и менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Экономическая теория»
на тему: «Организационно-экономическая структура российского бизнеса»
Кызыл-2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I. МНОГООБРАЗИЕ МАСШТАБОВ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ БИЗНЕСА.......................
1.1. Основы организации бизнеса………………………………………………. 5
1.2. Деление бизнеса на малый, средний и крупный………………………….11
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА.......................
2.1. Структура малого и среднего бизнеса в экономике………………………18
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ........................
3.1. Проблемы развития малого и среднего бизнеса …………………….........23
3.2. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в России……...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………… 36
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………..38
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности, в частности, предприятия малого и среднего бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации, т.е. увеличение налоговой базы. Развитие малого бизнеса в первую очередь необходимо старым крупномасштабным предприятиям, так как они дают им новую жизнь, и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом. В виду того, что развитие малого и среднего бизнеса является одним из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере, я считаю данную тему наиболее актуальной в современной жизни нашей страны.
Однако преимущества малого бизнеса не означают его абсолютную универсальность. Ведущую роль в экономике промышленно развитых стран играют крупные предприятия. Они способствуют специализации, привлекают к работе высококвалифицированных специалистов, располагают достаточным капиталом для приобретения дорогостоящего оборудования, для использования современных технологических процессов, компьютеризации управления. Большая фирма имеет значительные преимущества в конкурентной борьбе. Но поскольку Россия – страна с переходной экономикой, то все же развитие малых и средних предприятий считаются экономически более выгодными.
Целью данного исследования является анализ организационно-экономической структуры российского бизнеса, выделение специфических особенностей и обозначение основных и наиболее острых проблем, стоящих, в частности, перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях.
Задачи исследовательской работы:
рассмотреть основные формы организации бизнеса, ознакомиться с многообразием масштабов бизнеса;
рассмотреть организационно-экономическую структуру российского бизнеса и провести анализ;
выделить наиболее острые проблемы развития бизнеса в нашей стране, в частности малого и среднего, и их решение путем государственной поддержки.
Объектом исследования является российский бизнес.
Предмет – организационно-экономическая структура российского бизнеса.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и библиографического списка.
1. В первой главе мы предлагаем ознакомиться с основными организационными формами бизнеса и его масштабами;
2. Во второй главе – ознакомиться с организационно-экономической структурой и опытом работы российских предприятий малого и среднего бизнеса, на основании чего провести анализ;
3. В третьей главе – выделить наиболее острые проблемы развития малого и среднего бизнеса в нашей стране и пути их решения. Отметить роль государства в развитии малого и среднего бизнеса в России.
ГЛАВА 1. МНОГООБРАЗИЕ МАСШТАБОВ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ БИЗНЕСА
1.1. Основы организации бизнеса
В современной экономике существует множество организационных форм бизнеса. С правовой точки зрения, все организации выступают как юридические лица, подразделяемые на две группы: коммерческие и некоммерческие в зависимости от того, ставят ли они в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли. Остановимся на рассмотрении основных форм организации бизнеса (т. е. коммерческих юридических лиц), к которым относятся индивидуальные частные компании (владения), партнерства, корпорации, кооперативы, государственные и муниципальные предприятия, выделяя экономические аспекты их функционирования. Нас также будут интересовать преимущества и недостатки каждой из этих форм с точки зрения возможностей их появления и устойчивости на рынке.
Индивидуальное владение, как это уже видно из названия, представляет собой фирму, находящуюся в собственности одного лица (предпринимателя). Владелец такой фирмы, с одной стороны, единолично распоряжается прибылью, полученной в результате ее хозяйственной деятельности, а, с другой стороны, несет единоличную ответственность по всем обязательствам данной фирмы. Эта форма организации бизнеса в странах развитой рыночной экономики лидирует с огромным отрывом.
Для индивидуального владения характерна концентрация всего пучка прав собственности в руках владельца фирмы. Оно, как правило, более иерархично, по сравнению с другими организационными формами, поскольку команды в такой фирме исходят от одного лица, что связывает воедино принятие решения, оценку этого решения механизмом рынка и экономический результат. Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень трансакционных издержек внутри фирмы – индивидуального владения, связанных с реализацией экономического решения, ниже, чем в более сложных организационных структурах бизнеса. Рассмотренный аспект является одним из существенных преимуществ индивидуального владения. Кроме него, преимуществами этой формы организации бизнеса являются:
простота регистрации при создании;
налоговые льготы (во многих развитых странах);
лучшие условия для реализации функции новатора, ввиду отсутствия необходимости согласования решений;
сильные стимулы к извлечению экономической прибыли.
Однако, помимо существенных плюсов, индивидуальное владение не лишено ряда недостатков, к основным из которых можно отнести:
отсутствие дополнительных источников финансирования хозяйственной деятельности (или затрудненный доступ к ним);
концентрация риска на ограниченной сфере деятельности (нет ресурсов для диверсификации). Под диверсификацией в данном случае подразумевается увеличение числа рынков, на которых осуществляется деятельность фирмы. Диверсификация решает проблему зависимости фирмы от конъюнктуры единственного рынка, на котором она работает, поскольку неблагоприятная ситуация в одной отрасли не будет означать для фирмы угрозу разорения. Например, в целях диверсификации японская компания «Сони», которая является лидером на рынке аудио- и видеотехники, приобрела американскую киностудию «Коламбия Пикчерз». В рамках индивидуального владения такая производственная политика весьма ограничена;
сосредоточение всех функций управления на владельце фирмы (проблема степени его компетентности и распределения рабочего времени);
высокий уровень ответственности за ошибочные управленческие решения (вплоть до банкротства фирмы и потери личного имущества).
Другой распространенной формой организации бизнеса является партнерство. Партнерством принято называть фирму, которая находится в собственности двух или более лиц. Владельцы осуществляют совместное управление деятельностью фирмы, а доля в прибыли каждого из них пропорциональна его доле в уставном капитале. Партнеры несут совместную ответственность по обязательствам фирмы, величина которой определяется как их долей, так и видом партнерства. В зависимости от вида партнерства (полного или предусматривающего ограниченную ответственность) владельцы могут отвечать по обязательствам фирмы всем своим имуществом или в размере доли участия в уставном капитале фирмы. Партнерства являются менее распространенной формой организации бизнеса. Поскольку партнерство, в отличие от индивидуального владения, организуется и управляется несколькими собственниками, отношения между ними по своей экономической природе представляют собой сеть отношенческих контрактов между владельцами интерспецифических ресурсов. Формальными (письменными) проявлениями данных отношений являются учредительный договор и устав фирмы, однако неформальные соглашения между партнерами имеют более существенное значение, особенно в текущей деятельности фирмы. Поскольку в партнерстве существует несколько владельцев, каждый из них может реализовывать любое из прав собственности, составляющих известный нам пучок правомочий, однако нужно учесть, что такого рода действия должны согласовываться с остальными партнерами. Это обстоятельство приводит к увеличению внутрифирменных трансакционных издержек.
К числу преимуществ партнерства как формы организации бизнеса следует отнести следующие:
относительная простота регистрации при создании;
большие возможности привлечения финансовых ресурсов по сравнению с индивидуальным владением;
специализация владельцев на отдельных участках управления фирмой.
Однако, партнерствам присущи и определенные недостатки:
неограниченная имущественная ответственность по обязательствам фирмы (в случае полного партнерства);
возможные разногласия между партнерами по реализации прав собственности;
проблема «припципал-агент» (когда функции управления передаются собственниками наемному руководителю);
ограниченные возможности доступа к источникам финансирования деятельности.
Наиболее сложной организационной структурой и механизмами внутренней координации хозяйственной деятельности обладает корпорация. Экономическая природа корпорации и ее организационная структура сложны и многогранны; не случайно этими проблемами занимается самостоятельная наука – теория организаций. Неоинституциональная теория трансакционных издержек и, в частности, работы О. Уильямсона, также внесла существенный вклад в изучение вопросов построения контрактных отношений внутри корпорации.
В отличие от рассмотренных выше форм организации бизнеса, совладельцами корпораций могут являться десятки, сотни и даже тысячи экономических агентов. Ответственность каждого собственника ограничена вкладом в данную компанию. Уставный (акционерный) капитал корпорации является суммой всех долей участия (паев) различных фирм и граждан. Каждому из них принадлежит определенное количество единиц уставного капитала – акций. Владелец акций имеет права на долю в прибыли корпорации пропорционально своей доле участия, а тот доход, который начисляется на одну акцию, называется дивидендом. Размер прибыли, подлежащей распределению по итогам хозяйственной деятельности за год, определяется собранием акционеров. Каждый из совладельцев имеет право голоса на годовом собрании, а «вес» этого голоса определяется количеством акций у данного акционера. Исключение составляют держатели привилегированных акций – они дают право на фиксированный (т. е. не зависящий от решения собрания акционеров) дивиденд, но не дают права голоса на собрании. В обыкновенных акциях нет гарантированного дивиденда, но есть право голоса. Несмотря на то, что капитал распределен между большим количеством агентов (так называемая «диффузия собственности»), всегда существует владелец (или группа владельцев), концентрирующий контрольный пакет (50% плюс одна акция). В крупных корпорациях такой пакет, ввиду огромного количества акционеров, может составлять гораздо меньшие значения (3-5%). Собрание акционеров обладает правом назначения управляющих корпораций, осуществляющих текущее руководство деятельностью компании.
Информация о работе Организационно-экономическая структура российского бизнеса