Организационно-экономическая структура российского бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 05:56, курсовая работа

Описание

Целью данного исследования является анализ организационно-экономической структуры российского бизнеса, выделение специфических особенностей и обозначение основных и наиболее острых проблем, стоящих, в частности, перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях.
Задачи исследовательской работы:
• рассмотреть основные формы организации бизнеса, ознакомиться с многообразием масштабов бизнеса;
• рассмотреть организационно-экономическую структуру российского бизнеса и провести анализ;
• выделить наиболее острые проблемы развития бизнеса в нашей стране, в частности малого и среднего, и их решение путем государственной поддержки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. МНОГООБРАЗИЕ МАСШТАБОВ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ БИЗНЕСА..........................................................................................................5
1.1. Основы организации бизнеса………………………………………………. 5
1.2. Деление бизнеса на малый, средний и крупный………………………….11
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА.....................................................................................18
2.1. Структура малого и среднего бизнеса в экономике………………………18
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ........................................................................................................................23
3.1. Проблемы развития малого и среднего бизнеса …………………….........23
3.2. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в России……...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………… 36
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………..38

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 331.50 Кб (Скачать документ)


26

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Тывинский государственный университет»

Экономический факультет

 

 

Кафедра экономики и менеджмента

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Экономическая теория»

на тему: «Организационно-экономическая структура российского бизнеса»

 

 

 

 

 

 

                                                                                         Выполнила: студентка 2 курса

                                                                                         618 группы

                                                                                         Иргит Сайлык Васильевна

                                                                                         Проверила: ст. преподаватель

                                                                                         Чульдум А.Э.

 

 

 

 

Кызыл-2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3

ГЛАВА I. МНОГООБРАЗИЕ МАСШТАБОВ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ БИЗНЕСА..........................................................................................................5

              1.1. Основы организации бизнеса………………………………………………. 5

        1.2. Деление бизнеса на малый, средний и крупный………………………….11

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА.....................................................................................18

              2.1. Структура малого и среднего бизнеса в экономике………………………18

ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ........................................................................................................................23

              3.1. Проблемы развития малого и среднего бизнеса …………………….........23

              3.2. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в России……...25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...33

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………… 36

ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………..38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

              В настоящее время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ  и развитие рыночных отношений определили необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности, в частности, предприятия малого и среднего бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации, т.е. увеличение налоговой базы. Развитие малого бизнеса в первую очередь необходимо старым крупномасштабным предприятиям, так как они дают им новую жизнь, и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом. В виду того, что развитие малого и среднего бизнеса является одним из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере, я считаю данную тему наиболее актуальной в современной жизни нашей страны.

Однако преимущества малого бизнеса не означают его абсолютную уни­версальность. Ведущую роль в экономике промышленно развитых стран играют крупные предприятия. Они способствуют специализации, привле­кают к работе высококвалифицированных специалистов, распола­гают достаточным капиталом для приобретения дорогостоящего оборудования, для использования современных технологических процессов, компьютеризации управления. Большая фирма имеет значительные преимущества в конкурентной борьбе. Но поскольку Россия – страна с переходной экономикой, то все же развитие малых и средних предприятий считаются экономически более выгодными.

              Целью данного исследования является анализ организационно-экономической структуры российского бизнеса, выделение специфических особенностей и обозначение основных и наиболее острых проблем, стоящих, в частности, перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях.

              Задачи исследовательской работы:

   рассмотреть основные формы организации бизнеса, ознакомиться с многообразием масштабов бизнеса;

   рассмотреть организационно-экономическую структуру российского бизнеса и провести анализ;

   выделить наиболее острые проблемы развития бизнеса в нашей стране, в частности малого и среднего, и их решение путем государственной поддержки.

              Объектом исследования является российский бизнес.

              Предмет – организационно-экономическая структура российского бизнеса. 

              Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и библиографического списка. 

1.     В первой главе мы предлагаем ознакомиться с основными организационными формами бизнеса и его масштабами;

2.     Во второй главе – ознакомиться с организационно-экономической структурой и опытом работы российских предприятий малого и среднего бизнеса, на основании чего провести анализ;

3.     В третьей главе – выделить наиболее острые проблемы развития малого и среднего бизнеса в нашей стране и пути их решения. Отметить роль государства в развитии малого и среднего бизнеса в России.   

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. МНОГООБРАЗИЕ МАСШТАБОВ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ БИЗНЕСА

              1.1. Основы организации бизнеса

              В современной экономике существует множество органи­зационных форм бизнеса. С правовой точки зрения, все организации выступают как юридические лица, подразделяемые на две группы: коммерческие и некоммерческие в зависимости от того, ставят ли они в качестве цели сво­ей деятельности извлечение прибыли. Остановимся на рассмотрении основных форм организации бизнеса (т. е. коммерчес­ких юридических лиц), к которым относятся индивидуальные частные компа­нии (владения), партнерства, корпорации, кооперативы, государственные и муниципальные предприятия, вы­деляя экономические аспекты их функционирования. Нас также будут интересовать преимущества и недостатки каждой из этих форм с точ­ки зрения возможностей их появления и устойчивости на рынке.

Индивидуальное владение, как это уже видно из названия, пред­ставляет собой фирму, находящуюся в собственности одного лица (предпринимателя). Владелец такой фирмы, с одной стороны, едино­лично распоряжается прибылью, полученной в результате ее хозяй­ственной деятельности, а, с другой стороны, несет единоличную ответ­ственность по всем обязательствам данной фирмы. Эта форма органи­зации бизнеса в странах развитой рыночной экономики лидирует с ог­ромным отрывом.

Для индивидуального владения характерна концентрация всего пуч­ка прав собственности в руках владельца фирмы. Оно, как правило, более иерархично, по сравнению с другими организационными форма­ми, поскольку команды в такой фирме исходят от одного лица, что свя­зывает воедино принятие решения, оценку этого решения механизмом рынка и экономический результат. Таким образом, можно сделать вы­вод о том, что уровень трансакционных издержек внутри фирмы – ин­дивидуального владения, связанных с реализацией экономического решения, ниже, чем в более сложных организационных структурах бизнеса. Рассмотренный аспект является одним из существенных преиму­ществ индивидуального владения. Кроме него, преимуществами этой формы организации бизнеса являются:

       простота регистрации при создании;

       налоговые льготы (во многих развитых странах);

       лучшие условия для реализации функции новатора, ввиду отсут­ствия необходимости согласования решений;

       сильные стимулы к извлечению экономической прибыли.

Однако, помимо существенных плюсов, индивидуальное владе­ние не лишено ряда недостатков, к основным из которых можно от­нести:

       отсутствие дополнительных источников финансирования хозяй­ственной деятельности (или затрудненный доступ к ним);

       концентрация риска на ограниченной сфере деятельности (нет ресурсов для диверсификации). Под диверсификацией в данном случае подразумевается увеличение числа рынков, на которых осуществляет­ся деятельность фирмы. Диверсификация решает проблему зависимос­ти фирмы от конъюнктуры единственного рынка, на котором она рабо­тает, поскольку неблагоприятная ситуация в одной отрасли не будет оз­начать для фирмы угрозу разорения. Например, в целях диверсифика­ции японская компания «Сони», которая является лидером на рынке аудио- и видеотехники, приобрела американскую киностудию «Коламбия Пикчерз». В рамках индивидуального владения такая производственная политика весьма ограничена;

       сосредоточение всех функций управления на владельце фирмы (проблема степени его компетентности и распределения рабочего вре­мени);

       высокий уровень ответственности за ошибочные управленческие решения (вплоть до банкротства фирмы и потери личного имуще­ства).

Другой распространенной формой организации бизнеса является партнерство. Партнерством принято называть фирму, которая находит­ся в собственности двух или более лиц. Владельцы осуществляют со­вместное управление деятельностью фирмы, а доля в прибыли каждо­го из них пропорциональна его доле в уставном капитале. Партнеры несут совместную ответственность по обязательствам фирмы, величина которой определяется как их долей, так и видом партнерства. В за­висимости от вида партнерства (полного или предусматривающего ограниченную ответственность) владельцы могут отвечать по обязательствам фирмы всем своим имуществом или в размере доли участия в уставном капитале фирмы. Партнерства являются менее распростра­ненной формой организации бизнеса. Поскольку партнерство, в отличие от индивидуального владения, организуется и управляется несколькими собственниками, отношения между ними по своей экономической природе представляют собой сеть отношенческих контрактов между владельцами интерспецифических ресурсов. Формальными (письменными) проявлениями данных отноше­ний являются учредительный договор и устав фирмы, однако нефор­мальные соглашения между партнерами имеют более существенное значение, особенно в текущей деятельности фирмы. Поскольку в партнерстве существует несколько владельцев, каждый из них может ре­ализовывать любое из прав собственности, составляющих известный нам пучок правомочий, однако нужно учесть, что такого рода дей­ствия должны согласовываться с остальными партнерами. Это обсто­ятельство приводит к увеличению внутрифирменных трансакционных издержек.

К числу преимуществ партнерства как формы организации бизнеса следует отнести следующие:

       относительная простота регистрации при создании;

       большие возможности привлечения финансовых ресурсов по срав­нению с индивидуальным владением;

       специализация владельцев на отдельных участках управления фирмой.

Однако, партнерствам присущи и определенные недостатки:

       неограниченная имущественная ответственность по обязатель­ствам фирмы (в случае полного партнерства);

       возможные разногласия между партнерами по реализации прав собственности;

       проблема «припципал-агент» (когда функции управления переда­ются собственниками наемному руководителю);

       ограниченные возможности доступа к источникам финансирования деятельности.

Наиболее сложной организационной структурой и механизмами внутренней координации хозяйственной деятельности обладает корпо­рация. Экономическая природа корпорации и ее организационная структу­ра сложны и многогранны; не случайно этими проблемами занимается самостоятельная наука – теория организаций. Неоинституциональная теория трансакционных издержек и, в частности, работы О. Уильямсо­на, также внесла существенный вклад в изучение вопросов построения контрактных отношений внутри корпорации.

В отличие от рассмотренных выше форм организации бизнеса, со­владельцами корпораций могут являться десятки, сотни и даже тысячи экономических агентов. Ответственность каждого собственника ограничена вкладом в данную компанию. Уставный (акционерный) капитал корпорации является суммой всех долей участия (паев) различных фирм и граждан. Каждому из них принадлежит определенное количество единиц устав­ного капитала – акций. Владелец акций имеет права на долю в прибы­ли корпорации пропорционально своей доле участия, а тот доход, кото­рый начисляется на одну акцию, называется дивидендом. Размер при­были, подлежащей распределению по итогам хозяйственной деятельно­сти за год, определяется собранием акционеров. Каждый из совладельцев имеет право голоса на годовом собрании, а «вес» этого голоса определяется количеством акций у данного акционера. Исключение составляют держатели привилегированных акций – они дают право на фик­сированный (т. е. не зависящий от решения собрания акционеров) дивиденд, но не дают права голо­са на собрании. В обыкновенных акциях нет гарантированного ди­виденда, но есть право голоса. Несмотря на то, что капитал распределен между большим количеством агентов (так на­зываемая «диффузия собственности»), всегда существует владелец (или группа владельцев), концентрирующий контрольный пакет (50% плюс одна акция). В крупных корпорациях такой пакет, ввиду огромного количества акционеров, может составлять гораздо меньшие значения (3-5%). Собрание акционеров обладает правом назначения управляю­щих корпораций, осуществляющих текущее руководство деятельностью компании.

Информация о работе Организационно-экономическая структура российского бизнеса