Организационно-экономическая структура российского бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 05:56, курсовая работа

Описание

Целью данного исследования является анализ организационно-экономической структуры российского бизнеса, выделение специфических особенностей и обозначение основных и наиболее острых проблем, стоящих, в частности, перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях.
Задачи исследовательской работы:
• рассмотреть основные формы организации бизнеса, ознакомиться с многообразием масштабов бизнеса;
• рассмотреть организационно-экономическую структуру российского бизнеса и провести анализ;
• выделить наиболее острые проблемы развития бизнеса в нашей стране, в частности малого и среднего, и их решение путем государственной поддержки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. МНОГООБРАЗИЕ МАСШТАБОВ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ БИЗНЕСА..........................................................................................................5
1.1. Основы организации бизнеса………………………………………………. 5
1.2. Деление бизнеса на малый, средний и крупный………………………….11
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА.....................................................................................18
2.1. Структура малого и среднего бизнеса в экономике………………………18
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ........................................................................................................................23
3.1. Проблемы развития малого и среднего бизнеса …………………….........23
3.2. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в России……...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………… 36
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………..38

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 331.50 Кб (Скачать документ)

Компании можно также оценивать по прибылям, но на прибыль влияют разовые списания или крупные и вполне объяснимые издержки. Оценка активов –совсем неудачный способ, подходящий лишь для банков. Учитывая все это, капитализацию считают как наименее уязвимый критерий оценки размеров бизнеса компании.

Крупный бизнес всегда привлекает к себе особый интерес в силу возможности оказывать существенное влияние как на экономику, так иногда и на политику страны. Одной из характеристик российского крупного бизнеса является его высокая концентрация. Так, объем реализации 10% крупнейших компаний составляет более 70% от их сум­марной реализации, неизменными же лидерами отечественной промышленности остаются предприятия сырьевого комплекса (табл. 1.1) [13, c. 110].

 

Таблица 1.1.

Десять крупнейших компаний России в 2005 г.

Место

Компания

Специализация

Выручка за           2004г., млн руб.

1

«Газпром»

нефтяная и нефтегазовая

976776,0

2

«Лукойл»

нефтяная и нефтегазовая

830304,2

3

РАО «ЕЭС России»

электроэнергетика

679657,0

4

РЖД

транспорт

659542,1

5

ЮКОС

нефтяная и нефтегазовая

636922,0

6

ТНК-ВР

нефтяная и нефтегазовая

412068,4

7

«Сургутнефтегаз»

нефтяная и нефтегазовая

308111,3

8

«Сибнефть»

нефтяная и нефтегазовая

231220,0

9

Сбербанк России

Банки

217223,7

10

«Норильский никель»

Цветная металлургия

194304,4

 

Концентрация собственности в России представляет инте­рес и потому, что на российских крупных предприятиях на­считывается гораздо больше работников, чем в других странах. На сегодняшний день примерно 1 % рабочей силы производит 20% российского ВВП. В то же время число больших компаний в России меньше: доля работников, занятых в компаниях с численностью более 10 тыс. человек, в США более чем в два раза превышает ана­логичный показатель России.

Крупные собственники в России, как и в других странах, являются важными игроками с точки зрения экономического роста, они могут стимулировать ускорение роста, поскольку обладают средствами и возможностями для инвестиций и, та­ким образом, для усиления консолидации и реструктуризации. Вместе с тем многие из них используют крупный размер своего бизнеса в первую очередь для лоббирования, влияния и других форм неконкурентного поведения и таким образом в нацио­нальном масштабе негативно влияют на экономический рост.

 

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА

2.1. Структура малого и среднего бизнеса в экономике

Законодательство РФ относит к малому и среднему бизнесу:

1.       частных предпринимателей, действующих без образования юридического лица.

2.       самые мелкие фирмы – «микробизнес» (до 10 че­ловек, возможно семейный бизнес, годовой оборот до 20 млн руб.); малые фирмы (до 100 человек работающих, оборот до 300 млн руб.); средние фирмы (численность работающих от 100 до 250-300 человек, оборот – до 500 млн руб.). Деятельность субъектов малого бизнеса в России регулируется Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

Малый и средний бизнес играют большую роль в национальной экономике. Это во многом определяется темпами экономического роста, количеством и качеством выпускаемого валового продукта, состоянием занятости населения.  Значимость малого бизнеса в экономике  проявляется в следующем:

Во-первых, предприятия малого бизнеса вносят значительный вклад в экономику страны. Доля малого бизнеса в ВВП развитых стран составляет порядка 50%, а в Китае — более 60%, тогда как  в России этот показатель не превышает 12%. Доля занятого населения в предприятиях малого бизнеса в странах Европейского союза – более 80 %.

Во-вторых, малый бизнес способствует формированию конкурентной среды для крупных предприятий. Существование региональных и местных рынков, огранивает монополии и толкает производителей на создание конкурентоспособного товара за счет снижения цен, улучшения качества, диверсификации производимой продукции. Что, несомненно, положительно сказывается на потребителях.

В-третьих, происходит ускорение научно-технической революции за счет организации мелкосерийного и опытного производства, поиска разработок и внедрение новых идей.

Таким образом, предприятий малого бизнеса выполняют две главные роли                        в национальной экономике: мобилизация сырьевых, людских и финансовых ресурсов и обеспечение роста налоговых поступлений в казну государства. Это означает, что чем прибыльнее предприятия, тем больше средств у государства будет на социальные нужды, в том числе на здравоохранение, образование и культуру. В январе 2009 года доля доходов  в Федеральный бюджет Российской Федерации от налогов на прибыль от организации составила 3,06%, в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации – 18,3 % от всех доходов бюджета [16].

Малый бизнес как один из главных составляющих экономики страны и ее стабильности, не является эффективным  в России из-за ряда причин:

В первую очередь, это незначительный экономический вес предприятий малого бизнеса. Доля занятых граждан в малом бизнесе в общем количестве работающего населения России пока что остается незначительной – в 2007 году она составила 18,6%, при этом вклад малых предприятий в ВВП страны не превышает 17%, а доля инновационных предприятий – совсем небольшая, не более 1%.

По мнению Главы Министерства экономического развития РФ, в интересах развития экономики, нужно увеличить количество предприятий малого бизнеса хотя бы в 4 раза. Такое увеличение способствовало бы подъему национального производства и уменьшению зависимости страны от импорта.

Вторым важным моментом является факт того, что большая доля предприятий малого бизнеса ориентирована на торговлю, а не промышленное производство. Что, естественно, не способствует росту валового национального продукта.

Итоги  обследования российских предприятий Федеральной службой государственной статистики РФ показали, что в розничной торговле компании, относящимися к малому бизнесу, обеспечивают 26% общероссийского оборота, в оптовой торговле — 51%,  в подрядных строительных работах — 28%. В общем объеме промышленного производства доля малого бизнеса — всего 4%. Однако в отдельных отраслях этот показатель существенно выше. В полиграфической промышленности он составляет около 26%, в лесной и деревообрабатывающей — 11%, в пищевой — 8%.

Рассматривая структуру предприятий малого бизнеса, можно выделить, что лишь 21% из них занят в промышленном производстве, а чуть меньше половины от всего малого бизнеса ориентированы на торговлю.

Рис. 2.1. Доля малых предприятий по отраслям экономики, %

Положение малого и среднего бизнеса, как показывает ежемесячный мониторинг «ОПОРЫ России», в марте 2010 года сильно не изменилось (по сравнению с аналогичным периодом 2009 г.). Вместе с тем наблю­дается некоторое улучшение условий и состояния ма­лых и средних предприятий в России [11].

Прежде всего становятся бо­лее доступными финансовые ресурсы. Для 17% респонден­тов привлечь заемные средства не составляет труда (в марте 2009 г. – для 8%). Количество опрошенных, для которых при­влечь финансовые средства бы­ло сложно или невозможно, со­кратилось (52% в марте 2010 г. против 68% в марте прошлого года).

Треть компаний отмечает низ­кий уровень спроса на продукцию, однако и здесь наметилась тенден­ция к улучшению ситуации. Если в марте 2009 г. низкий спрос отме­чали 37% респондентов, то в марте 2010-гo – только 29%.

Ситуация на рынке труда ста­ла более напряженной для ру­ководителей малых и средних предприятий: на сегодняшний день найти подходящие кадры сложнее, чем год назад. Тогда это было проблемой для трети рес­пондентов, в текущем же году с ней столкнулось более половины опрошенных.

Ситуация с поиском недвижимости постепенно меняется в лучшую сторону. Найти подходя­щее помещение для бизнеса, как и раньше, сложно только для 26% респондентов (в марте 2009 г. ­для 31 %).

Исследование показало, что наблюдается значительный рост конкуренции среди компаний – ­ 47,9%.

Административное давление осталось практически на том же уровне: 71% респондентов ут­верждает, что количество прове­рок не изменилось, а 12% отмечают, что сократилось (в марте 2009 г. – 70 и 10% соответствен­но). Не страдают от поборов чи­новников 60% компаний (в марте 2009 г. – 68%).

В то же время предприятия про­должают указывать на усиление прессинга со стороны налоговых органов.

За год сократилось число ком­паний, отмечающих давление на бизнес со стороны криминала в своих регионах. Однако участи­лись случаи рейдерских захватов. В начале весны 2009 г. о подоб­ных случаях говорили только 13% опрошенных, сегодня уже 18%.

Чуть более 10% респондентов по-прежнему фиксируют случаи незаконных действий со сторо­ны правоохранительных органов (столько же, сколько и в прошлом году). Вместе с тем эта цифра в 2 раза больше, чем в ноябре 2009 г. (5,8% предпринимателей).

Хотя количество компаний, имеющих просроченные пла­тежи за год, не изменилось, на­метилась тенденция к уменьше­нию сумм долгов. Респонденты, указавшие на наличие у них за­долженностей (16%), отмечают серьезное сокращение объема долгов за год. Особенно снизи­лись задолженности по налогам, кредиту, аренде и коммунальным платежам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ

              3.1. Проблемы развития малого и среднего бизнеса

Владельцы предприятий малого бизнеса сталкиваются с целым рядом проблем, мешающих развитию бизнеса:

1.       Несовершенство нормативно-правовой базы, и как следствие, «бумажная волокита», связанная как с регистрацией нового предприятия, так и с предоставлением отчетности. Многочисленные проверки и проблемы согласования со всеми государственными инстанциями требуют от предпринимателей большого количества средств и времени.  В итоге получаемый продукт по себестоимости получается «золотым». Для сравнения, если в 2006 году «непроизводственные издержки» бизнесменов составляли 8,8% среди прочих расходов, то теперь — 9,6%, причем 70% от этой суммы — взятки [18]. Давно актуальна проблема необходимости разработки нового базового закона о поддержке малого предпринимательства.

2.       Требуются совершенствования и налогового законодательства. Налоговая система должна быть прозрачной, обеспечивая не только ее упрощение, но и стимулирование роста промышленного производства. На региональном уровне внесен ряд поправок в действующие законы о едином налоге на вмененный доход и об упрощенной системе налогообложения субъектов малого предпринимательства. По словам президента Российской Федерации, основной причиной медленного роста малого и среднего бизнеса остается чрезмерный «административный прессинг». Уже на стадии открытия дела предприниматели вынуждены пройти длинный список согласований, большинство из которых в федеральном законодательстве  отсутствует. На местах это воплощается в приказы и в дополнительные поборы. Поэтому сейчас вопрос о возможности начать новое дело за считанные дни, является одним из приоритетных направлений развития малого предпринимательства в России.

3.       Ограниченный сбыт продукции ввиду  существования в России низкого платежеспособного спроса населения. Практически все производства отечественных предприятий являются узконаправленными, спрос на продукцию невысок, а конкуренция со стороны импорта с каждым годом становится все более жесткой.

4.       Низкая квалификация управляющего персонала и самих работников предприятия.

5.       Сложность получения информации о деловой среде. Чаще всего, получить информацию о потенциальном конкуренте или деловом партнере, очень тяжело или зачастую невозможно. В России не существует специальных изданий, которые бы ежегодно или ежеквартально публиковали бухгалтерскую отчетность именно предприятий малого и среднего бизнеса.

Информация о работе Организационно-экономическая структура российского бизнеса