Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 05:56, курсовая работа
Целью данного исследования является анализ организационно-экономической структуры российского бизнеса, выделение специфических особенностей и обозначение основных и наиболее острых проблем, стоящих, в частности, перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях.
Задачи исследовательской работы:
• рассмотреть основные формы организации бизнеса, ознакомиться с многообразием масштабов бизнеса;
• рассмотреть организационно-экономическую структуру российского бизнеса и провести анализ;
• выделить наиболее острые проблемы развития бизнеса в нашей стране, в частности малого и среднего, и их решение путем государственной поддержки.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. МНОГООБРАЗИЕ МАСШТАБОВ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ БИЗНЕСА..........................................................................................................5
1.1. Основы организации бизнеса………………………………………………. 5
1.2. Деление бизнеса на малый, средний и крупный………………………….11
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА.....................................................................................18
2.1. Структура малого и среднего бизнеса в экономике………………………18
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ........................................................................................................................23
3.1. Проблемы развития малого и среднего бизнеса …………………….........23
3.2. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в России……...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………… 36
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………..38
Важность малых предприятий еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других не только в количестве производимой продукции, но и в ее качестве, чтобы прибыль доставалась именно им.
Мелкие и средние предприятия в свою очередь являются опорой для крупных компаний, так как массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию. Ведь из-за своей громоздкости крупные монополисты вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть мелких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы.
Малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников и обеспечивает при этом большую занятость. Создавая новые рабочие места, происходит снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране. Развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников, так называемого среднего класса, самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества. Однако, занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности.
Таким образом, малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом и, следовательно, лучший выход для России – это создание такой политики государства, которая была бы направлена на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.
Однако, перспективность сектора малого и среднего бизнеса в современной экономике, не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисной политики правительства РФ. Именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечивая перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.
Хотя у предприятий, как и у государства до сих пор остаются открытыми большое количество проблем, и до сих пор сохраняется довольно сложное экономическое положение, все же продолжается реформирование экономики, что способствует освоению новой модели общественно-экономического развития, имеющей рыночную ориентацию. В современной политике государства все более акцентируется внимание в сторону доминирования частного сектора, либерализации практически всех отраслей экономики и активизации рыночных регуляторов, локализации очагов кризиса, ориентации на платежеспособный спрос, то есть создание благоприятных условий для скорого подъема промышленности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Архипов А.И., Большаков А.К. Экономика. / А.И. Архипов. – М.: ТК Велби, Издательство «Проспект», 2006. – 840 с.
2. Антилов А.И. Проблемы малого предпринимательства в национальной экономике: / А.И. Антилов // Актуальные проблемы современной науки – 2006. – № 6. – С. 14-22
3. Бутова Т.В., Ерхов М.В. Власть и бизнес в современном обществе. – М.: Маросейка, 2007. – 192 с.
4. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика: Учебник для вузов. 3-е изд., дополненное. – СПб.: Питер, 2009. – 560 стр.
5. Галумов Э.А. Малый и средний бизнес в регионах России. / Ю. Пиньковецкая // Проблемы теории и практики управления – 2010. – № 5. – С. 100-106
6. Головин О.Д. Придут ли банки на подмогу малому бизнесу? / О.Д. Головин // Комсомольская правда: Общероссийская газета – март 2009.
7. Горфинкель В.Я., Поляк Г.Б, Швандар В.А. Предпринимательство: Учебник для ВУЗов. 3-е изд, перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 581 с.
8. Гусейнов Р. М., Семенихина В. А. Экономическая теория: учебник / Р.М. Гусейнов, В.А. Семенихина. – М.: Издательство «Омега-Л», 2008. – 440 с.
9. Грязнова А.Г., Думная Н.Н. Макроэкономика: теория и российская практика. – М.: КноРус, 2006. – 678 с.
10. Зельднер А.Г., Ваславская И.Ю., Южелевский В.К. Государство и экономика: Факторы роста. / А.Г. Зельднер, И.Ю. Ваславская, В.К. Южелевский. – М.: Наука, 2003. – 214 с.
11. Иванова Т.А. Малый бизнес просит налоговых каникул. / Т.А. Иванова // Экономика и жизнь: Общероссийская газета – апрель 2010. – №12
12. Калугина З.И. Большие проблемы малого бизнеса Сибири. – М.: Экономика и организация промышленного производства, № 2, 2006. – 232с.
13. Катькало В.С., Панибратов А.Ю. Основы бизнеса: Учебник. – СПб.: ИД С.-Петерб. гос. ун-та, 2006. – 296 с.
14. Колерова В.В. Проблема малого бизнеса в его некомпетентности? / В.В. Колерова // «Бизнес-журнал Онлайн», апрель 2007 г.
15. Лысаковская Е.В. Проблемы и перспективы государственной поддержки малого и среднего бизнеса / Е.В Лысаковская // – М.: Право и образование – 2006. – № 5. – 308 с.
16. Маклярский Б.М. Экономика России: Учебное пособие. / Б.М. Маклярский. – М.: Международные отношения, 2001. – 304 с.
17. Малис Н.Н. Малый бизнес имеет налоговый потенциал. / Н.Н. Малис // Финансы – 2006. – № 7. – С. 30-33
18. Никитина Л.Н., Худилайнен М.И. Становление малого бизнеса в России. – М.: Инновации, № 9, 2006. – 110 с.
19. О мерах по реализации в 2009 году мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства: Приказ Минэкономразвития России: Гарант, №31, январь 2009г.
20. Россия в цифрах, 2005: Стат. сб. – М.: Росстат, 2005.
21. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории: учебник – 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание. – Киров: «АСА», 2005. – 832 с.
22. Бизнесу снижают налоги: «Эксперт Online», 20 апреля 2009. [Электрон. ресурс]. Режим доступа - http://expert.ru/ , свободный.
23. Краткосрочные экономические показатели РФ: Федеральная служба государственной статистики, февраль 2009. [Электрон. ресурс]. Режим доступа – http://www.gks.ru/, свободный
24. Опора России: Информационный портал малого и среднего предпринимательства [Электрон. ресурс]. Режим доступа –http://www.opora.ru/, свободный.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Число малых предприятий по отраслям экономики (на конец года), тыс.
| 2002 | 2003 | 2004 |
Всего в экономике | 882,3 | 890,9 | 953,1 |
в том числе по отраслям: |
|
|
|
промышленность | 121,0 | 118,7 | 128,1 |
сельское хозяйство | 15,6 | 17,8 | 19,3 |
строительство | 113,0 | 116,8 | 121,3 |
транспорт | 20,2 | 21,8 | 26,3 |
связь | 3,9 | 4,7 | 5,5 |
торговля и общественное питание | 422,4 | 416,7 | 441,2 |
оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения | 27,9 | 27,4 | 25,7 |
информационно-вычислительное обслуживание | 6,5 | 8,0 | 8,7 |
операции с недвижимым имуществом | 20,3 | 23,6 | 30,5 |
общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка | 38,8 | 39,5 | 44,3 |
жилищно-коммунальное хозяйство | 3,1 | 4,0 | 4,7 |
непроизводственные виды бытового обслуживания населения | 9,8 | 10,3 | 10,9 |
здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение | 19,0 | 19,9 | 22,3 |
образование | 3,4 | 3,1 | 2,5 |
культура и искусство | 8,1 | 8,4 | 9,3 |
наука и научное обслуживание | 22,7 | 22,1 | 20,7 |
финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение | 5,0 | 4,4 | 5,6 |
другие отрасли | 21,6 | 23,7 | 26,2 |
Доля малых предприятий по отраслям экономики, %
| 2002 | 2003 | 2004 |
Всего в экономике | 100 | 100 | 100 |
в том числе по отраслям: |
|
|
|
промышленность | 13,7 | 13,3 | 13,4 |
сельское хозяйство | 1,8 | 2,0 | 2,0 |
строительство | 12,8 | 13,1 | 12,7 |
транспорт | 2,3 | 2,4 | 2,8 |
связь | 0,4 | 0,5 | 0,6 |
торговля и общественное питание | 47,9 | 46,8 | 46,3 |
оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения | 3,2 | 3,1 | 2,7 |
информационно-вычислительное обслуживание | 0,7 | 0,9 | 0,9 |
операции с недвижимым имуществом | 2,3 | 2,6 | 3,2 |
общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка | 4,4 | 4,4 | 4,6 |
жилищно-коммунальное хозяйство | 0,3 | 0,4 | 0,5 |
непроизводственные виды бытового обслуживания населения | 1,1 | 1,2 | 1,1 |
Продолжения приложения
здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение | 2,2 | 2,2 | 2,3 |
образование | 0,4 | 0,3 | 0,3 |
культура и искусство | 0,9 | 0,9 | 1,0 |
наука и научное обслуживание | 2,6 | 2,5 | 2,2 |
финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение | 0,6 | 0,5 | 0,6 |
другие отрасли | 2,4 | 2,9 | 2,8 |
Информация о работе Организационно-экономическая структура российского бизнеса