Организационно-экономическая структура российского бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 05:56, курсовая работа

Описание

Целью данного исследования является анализ организационно-экономической структуры российского бизнеса, выделение специфических особенностей и обозначение основных и наиболее острых проблем, стоящих, в частности, перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях.
Задачи исследовательской работы:
• рассмотреть основные формы организации бизнеса, ознакомиться с многообразием масштабов бизнеса;
• рассмотреть организационно-экономическую структуру российского бизнеса и провести анализ;
• выделить наиболее острые проблемы развития бизнеса в нашей стране, в частности малого и среднего, и их решение путем государственной поддержки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. МНОГООБРАЗИЕ МАСШТАБОВ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ БИЗНЕСА..........................................................................................................5
1.1. Основы организации бизнеса………………………………………………. 5
1.2. Деление бизнеса на малый, средний и крупный………………………….11
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА.....................................................................................18
2.1. Структура малого и среднего бизнеса в экономике………………………18
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ........................................................................................................................23
3.1. Проблемы развития малого и среднего бизнеса …………………….........23
3.2. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в России……...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………… 36
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………..38

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 331.50 Кб (Скачать документ)

Не вдаваясь в более детальное рассмотрение структуры корпора­ции, отметим, что, в отличие от индивидуального владения и партнер­ства, она сталкивается с нарастающей величиной трансакционных из­держек внутри фирмы. К числу преимуществ корпорации как формы организации бизнеса относятся:

       возможности привлечения значительных финансовых ресурсов для целей своего развития (выпуск акций и облигаций);

       ограниченная ответственность акционеров по обязательствам фир­мы, т. е. только в пределах внесенного пая;

       диверсифицированная по разным рынкам и, возможно, странам деятельность;

       возможности лоббирования своих интересов через механизмы государственной власти.

Недостатками корпорации являются:

       сложная процедура регистрации и отчетности перед государственными органами;

       проблема «принципал-агент»;

       двойное налогообложение прибыли. Сначала прибыль корпора­ции облагается соответствую­щим налогом, а затем налог на доход, полученный в форме ди­виденда, уплачивают ее акцио­неры.

Специфика различных организационных форм бизнеса предполагает разли­чия в их структуре и размерах.

Существуют принципиальные различия между открытыми и за­крытыми компаниями (обществами) с ограниченной ответственностью. Открытые компании с ограниченной ответственностью могут продавать акции широкой публике, закрытые компании этого делать не могут.

Открытые компании – это обычно крупные корпорации, кото­рые могут приобретать в собственность другие компании. В резуль­тате происходит слияние компаний. Процесс слияния основан на приобретении акций одной компании другой компанией. Для осу­ществления контроля за деятельностью корпорации необязатель­но иметь все акции этой компании.

Акции открытых компаний свободно продаются на специаль­ных рынках – фондовых биржах. Рыночная стоимость акций в ко­нечном итоге находится под воздействием спроса и предложения акций. Поэтому акционеры, участвующие в сделках на фондовых биржах, могут получать прибыль или нести убытки.

Деятельность корпорации не зависит от жизни и благополучия ее владельцев. Акционер вправе продать свой пай (акции), если ему не нравится политика, проводимая корпорацией. Однако это ни­как не отражается на деятельности компании. Поэтому крупные корпорации способны сохранять стабильность на протяжении мно­гих лет.

Еще одной формой организации бизнеса могут быть кооперативы. Кооператив – это бизнес, находящийся в собственности груп­пы лиц, управляющих им с целью получения прибыли и участия в ней. Различаются следующие типы кооперативов:

       производственный кооператив – контролируется и управля­ется теми, кто в нем работает. Руководители этих кооперати­вов – выбранные лица из числа работающих;

       потребительский кооператив – создается в интересах потре­бителей (покупателей). Членство в таком кооперативе дает право на получение скидок при покупке товаров и одновре­менно право на участие в прибыли. Члены потребительского кооператива могут иметь дополнительные льготы в виде пре­мий или права покупки товаров по сниженным ценам;

       торговый кооператив – объединение ряда мелких розничных продавцов с целью получения скидок при покупке товаров на оптовых рынках.

В каждом национальном хозяйстве функционируют государ­ственные предприятия, которые создаются для управления нацио­нализированными отраслями (например, железными дорогами).

В государственных предприятиях функции руководителей те же самые, что у директоров компаний с ограниченной ответственно­стью. Однако руководитель государственного предприятия назна­чается соответствующим министерством, тогда как в компаниях с ограниченной ответственностью директора (управляющего) выби­рают акционеры.

На государственных предприятиях отсутствует акционерный капитал, контроль за расходами и доходами этих предприятий осу­ществляет правительство.

В управлении предприятиями принимают участие местные вла­сти. Местным, муниципальным предприятиям принадлежат город­ской транспорт, спортивные сооружения, предприятия по оказа­нию отдельных видов услуг и т.д.

Каждая форма организации экономической деятельности (ин­дивидуальное частное предпринимательство, партнерство, корпо­рация, кооперативы, государственные и местные предприятия) име­ет свои преимущества, соответствует конкретным условиям реаль­ной рыночной ситуации [8, c. 192].

 

 

1.2. Деление бизнеса на малый, средний и крупный

Многообразие существующих форм организации биз­неса порождает широкий спектр возможностей для реализации пред­принимательской функции в рыночной экономике. Несмотря на то, что каждая фирма является в своем роде уникальной и неповтори­мой, есть некоторые общие критерии, дающие возможность класси­фицировать фирмы по признакам, отличным от их организационно­-правовых форм.

Деление бизнеса на малый, средний и крупный считается традиционным. Это способствует пониманию основ бизнеса и упорядочивает конкуренцию между фирмами. Следует отметить два основных метода классификации фирм – количественный и качественный.

В определениях малых и/или средних предприятий, ос­нованных на количественном подходе, чаще всего использу­ют такие легко доступные для анализа критерии, как число занятых, объем продаж (оборот), балансовая стоимость акти­вов. Известны определения, основанные только на примене­нии одного из данных критериев, например численность за­нятых (приложения [20, c. 167]); может быть использована комбинация различных критериев (количество работников, годовой оборот, годовая прибыль) [7, c. 93].

Однако, хотя подобные критерии и являются наиболее распространенными, разброс мнений о количественных пара­метрах изменения таких критериев чрезвычайно широк даже в пределах одной и той же страны, не говоря уже о разных государствах. Это объясняется как широким спектром задач, для которых используются формальные определения, так и различным уровнем развития экономики в разных странах и регионах. В дополнение на эти объективные факторы накла­дываются и субъективные представления тех или иных иссле­дователей или политиков о том, что есть малый и/или сред­ний бизнес.

Главным достоинством количественных определений яв­ляется удобство их использования. Такие критерии, как обо­рот или численность занятых, как правило, доступны для исследователей. Основными недостатками количественных подходов являются их абсолютность, отсутствие теоретической базы, определяющей выбор того или иного показателя и гра­ниц его изменения, и в связи с этим трудность их использо­вания для сравнительного анализа.

Использование качественных критериев отнесения бизнеса к малому или среднему опирается в основном на субъективные суждения и опыт, но при этом делается акцент на отличия, присущие компаниям того или иного размера. Делаются так­же попытки определить размер малого, среднего и крупного предприятий сквозь призму «эффектов», или последствий влияния размера на характер деятельности фирмы.

Малый бизнес – это базовая составляющая рыночного хозяйства, которая является наиболее совершенной формой производственно-экономических отношений, при которых предприниматель, работая в условиях полной хозяйственной самостоятельности и имущественной ответственности, становится подлинным хозяином [18, c. 28].

Широко известными являются следующие характерные черты, присущие малым фирмам:

1.       относительно небольшое число производимых продук­тов (технологий, ноу-хау);

2.       сравнительно ограниченные ресурсы и мощности (включая денежный капитал и человеческие ресурсы);

3.       относительно слабо развитые системы управления, ад­министративные процедуры и технологии, определя­ющие стратегическое положение компании;

4.       несистематичность менеджмента, неформальное отно­шение к внутри фирменному обучению;

5.       главные управленческие должности и большинство ак­ций удерживаются основателями предприятия и/или их родственниками.

Качественный подход к определению малого предприятия интересен прежде всего тем, что рассматривает малую фирму не как уменьшенный вариант большой компании, а как орга­низацию, деятельность которой качественно отличается от крупных предприятий рядом специфичных характеристик; среди них: высокая степень неопределенности; потенциально более высокая способность к внедрению инноваций; постоянное развитие и адаптируемость к изменениям.

Преимуществами малого и среднего бизнеса являются его тесные связи с клиентами и работниками, легкая адаптация к изме­нениям, относительно простой учет и независимость от факто­ров внешней среды бизнеса. Недостатки, присущие малому и среднему бизнесу, состоят в довольно высоком риске, ограниченных (по сравнению с крупными предприятиями) потенциале и возмож­ностях привлечения капитала.

Еще недавно считалось, что крупный бизнес является более эффективным, малые же предприятия обречены на «вто­рые роли» в бизнесе. Современная концепция предпринима­тельства рассматривает малый и крупный бизнес как интегри­рованные формы предпринимательства. Размер компании не может быть определен как оптимальный для того или иного вида деятельности – эффективность бизнеса определяется возможностями кооперации этих форм.

В основе эффективности малого бизнеса лежат возможно­сти, связанные со специализацией, долгосрочное сотрудниче­ство малых фирм с крупными на основе соблюдения взаимных интересов. Форма сотрудничества ­франчайзинг – это система, при которой крупная головная ком­пания предоставляет малому предприятию за плату исключитель­ное право использовать свою торговую марку, при необходимости выделяет кредит на льготных условиях, оказывает различного рода консультационные услуги и т.д. Важную роль в конкурентоспособности малых предприятий играет возможность оптимизации производства, определяемая, в свою очередь, производительностью труда, гибкостью переналадки оборудования, сокращением убытков от ликвидации и скоростью окупаемости инвестиций [8, c. 177].

Крупный бизнес имеет несколько основных характеристик:

Во-первых, это крупный размер компании, позволяющий ей доминировать в той или иной отрасли.

Во-вторых, крупная компания бывает, как правило, представлена акционерной формой и является корпорацией.

Следующей важной характе­ристикой крупного бизнеса выступает его стремление к геогра­фической экспансии, именно крупные предприятия становят­ся транснациональными компаниями. И наконeц, наличие многочисленных и многосторонних отношении с другими от­раслями (поставщиками, клиентами, конкурентами, партнера­ми, агентами и т. д.) – еще одна черта крупной компании.

Основным ожидаемым преимуществом крупного бизнеса является так называемый эффект масштаба, заключающийся в сокращении издержек на производство и реализацию едини­цы продукции по мере укрупнения производства и непропор­ционально меньшего роста некоторых затрат компании. Вме­сте с тем резервы экономической эффективности крупной кор­порации лежат не только в возможности применения новых и дорогостоящих технологий для производства большего количе­ства продукции, но и в возможности организации и управле­ния собственностью крупной компании.

Основными организационными формами крупного бизне­са выступают концерны, холдинги и финансово-промышлен­ные группы (ФПГ). В России в начале 90-х гг. прошлого века крупный бизнес (промышленные и строительные компании, банки) был представлен концернами. Сегодня термин «кон­церн» используется лишь номинально и не имеет организаци­онно-правовой значимости.

Наиболее распространенная форма крупного бизнеса в России на сегодняшний день – холдинги и финансово-про­мышленные группы (ФПГ), причем и те и другие часто представляют собой разветвленные бизнес-структуры.

Холдинги – предприятия (независимо от их организаци­онно-правовой формы), в состав активов которых входят кон­трольные пакеты акций других (дочерних) компаний. В сис­теме холдинга крупная компания владеет пакетами акций более мелких компаний, позволяющих оказывать влияние на политику последних, а те, в свою очередь, могут являться вла­дельцами акций следующего эшелона компаний и т.д. Многие крупнейшие компании-монополисты (как общероссийские  РАО «ЕЭС России», «Газпром», так и петербургские «Водоканал», «Ленэнерго»), представ перед необходимостью рест­руктуризации, выстраивают сложные холдинговые структуры.

Выделяют четыре основные группы холдингов:

1.       промышленные холдинги на базе госпредприятий;

2.       конгломератные холдинги, возникшие в результате приватизации;

3.       торгово-промышленно-финансовые холдинги;

4.       псевдохолдинги, возникшие на базе бывших советских министерств и ведомств.

Под финансово-промышленными группами понимают кон­гломераты, действующие на основе выстраивания системы неформальной координации деятельности между входящими в них промышленными и финансовыми компаниями [13, c. 104].

При оценке величины компании или ее бизнеса, как правило, используются два главных критерия – объем оборота и рыночная капитализация компании.

Спор о преимуществах и недостатках этих критериев ведется давно, и определенная доля правоты есть у сторонни­ков каждого варианта. Оценка рынка всегда несовершенна, поскольку инвесторы склонны увлекаться и не замечать части информации, кроме того, рыночная стоимость является субъек­тивным и быстроменяющимся отражением представлений ак­ционеров о будущем компании. Еще один недостаток рейтинга по капитализации заключается в том, что за кадром остаются непубличные компании, акции которых не котируются на бирже, среди них: государственные предприятия, компании, принадлежащие частным лицам.

Сравнение компаний по обороту также имеет серьезные недостатки. Например, банки невозможно оценивать по обо­роту, поскольку для них важны не только доходы от услуг, оказанных в данном конкретном году, но и, к примеру, кре­диты, выданные на 10 лет. Кроме того, при оценке бизнеса по его обороту компании с высокими доходами получают не­оправданное преимущество перед компаниями с высокой при­быльностью.

Информация о работе Организационно-экономическая структура российского бизнеса