Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 05:56, курсовая работа
Целью данного исследования является анализ организационно-экономической структуры российского бизнеса, выделение специфических особенностей и обозначение основных и наиболее острых проблем, стоящих, в частности, перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях.
Задачи исследовательской работы:
• рассмотреть основные формы организации бизнеса, ознакомиться с многообразием масштабов бизнеса;
• рассмотреть организационно-экономическую структуру российского бизнеса и провести анализ;
• выделить наиболее острые проблемы развития бизнеса в нашей стране, в частности малого и среднего, и их решение путем государственной поддержки.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. МНОГООБРАЗИЕ МАСШТАБОВ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ БИЗНЕСА..........................................................................................................5
1.1. Основы организации бизнеса………………………………………………. 5
1.2. Деление бизнеса на малый, средний и крупный………………………….11
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА.....................................................................................18
2.1. Структура малого и среднего бизнеса в экономике………………………18
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ........................................................................................................................23
3.1. Проблемы развития малого и среднего бизнеса …………………….........23
3.2. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в России……...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………… 36
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………..38
Не вдаваясь в более детальное рассмотрение структуры корпорации, отметим, что, в отличие от индивидуального владения и партнерства, она сталкивается с нарастающей величиной трансакционных издержек внутри фирмы. К числу преимуществ корпорации как формы организации бизнеса относятся:
возможности привлечения значительных финансовых ресурсов для целей своего развития (выпуск акций и облигаций);
ограниченная ответственность акционеров по обязательствам фирмы, т. е. только в пределах внесенного пая;
диверсифицированная по разным рынкам и, возможно, странам деятельность;
возможности лоббирования своих интересов через механизмы государственной власти.
Недостатками корпорации являются:
сложная процедура регистрации и отчетности перед государственными органами;
проблема «принципал-агент»;
двойное налогообложение прибыли. Сначала прибыль корпорации облагается соответствующим налогом, а затем налог на доход, полученный в форме дивиденда, уплачивают ее акционеры.
Специфика различных организационных форм бизнеса предполагает различия в их структуре и размерах.
Существуют принципиальные различия между открытыми и закрытыми компаниями (обществами) с ограниченной ответственностью. Открытые компании с ограниченной ответственностью могут продавать акции широкой публике, закрытые компании этого делать не могут.
Открытые компании – это обычно крупные корпорации, которые могут приобретать в собственность другие компании. В результате происходит слияние компаний. Процесс слияния основан на приобретении акций одной компании другой компанией. Для осуществления контроля за деятельностью корпорации необязательно иметь все акции этой компании.
Акции открытых компаний свободно продаются на специальных рынках – фондовых биржах. Рыночная стоимость акций в конечном итоге находится под воздействием спроса и предложения акций. Поэтому акционеры, участвующие в сделках на фондовых биржах, могут получать прибыль или нести убытки.
Деятельность корпорации не зависит от жизни и благополучия ее владельцев. Акционер вправе продать свой пай (акции), если ему не нравится политика, проводимая корпорацией. Однако это никак не отражается на деятельности компании. Поэтому крупные корпорации способны сохранять стабильность на протяжении многих лет.
Еще одной формой организации бизнеса могут быть кооперативы. Кооператив – это бизнес, находящийся в собственности группы лиц, управляющих им с целью получения прибыли и участия в ней. Различаются следующие типы кооперативов:
производственный кооператив – контролируется и управляется теми, кто в нем работает. Руководители этих кооперативов – выбранные лица из числа работающих;
потребительский кооператив – создается в интересах потребителей (покупателей). Членство в таком кооперативе дает право на получение скидок при покупке товаров и одновременно право на участие в прибыли. Члены потребительского кооператива могут иметь дополнительные льготы в виде премий или права покупки товаров по сниженным ценам;
торговый кооператив – объединение ряда мелких розничных продавцов с целью получения скидок при покупке товаров на оптовых рынках.
В каждом национальном хозяйстве функционируют государственные предприятия, которые создаются для управления национализированными отраслями (например, железными дорогами).
В государственных предприятиях функции руководителей те же самые, что у директоров компаний с ограниченной ответственностью. Однако руководитель государственного предприятия назначается соответствующим министерством, тогда как в компаниях с ограниченной ответственностью директора (управляющего) выбирают акционеры.
На государственных предприятиях отсутствует акционерный капитал, контроль за расходами и доходами этих предприятий осуществляет правительство.
В управлении предприятиями принимают участие местные власти. Местным, муниципальным предприятиям принадлежат городской транспорт, спортивные сооружения, предприятия по оказанию отдельных видов услуг и т.д.
Каждая форма организации экономической деятельности (индивидуальное частное предпринимательство, партнерство, корпорация, кооперативы, государственные и местные предприятия) имеет свои преимущества, соответствует конкретным условиям реальной рыночной ситуации [8, c. 192].
1.2. Деление бизнеса на малый, средний и крупный
Многообразие существующих форм организации бизнеса порождает широкий спектр возможностей для реализации предпринимательской функции в рыночной экономике. Несмотря на то, что каждая фирма является в своем роде уникальной и неповторимой, есть некоторые общие критерии, дающие возможность классифицировать фирмы по признакам, отличным от их организационно-правовых форм.
Деление бизнеса на малый, средний и крупный считается традиционным. Это способствует пониманию основ бизнеса и упорядочивает конкуренцию между фирмами. Следует отметить два основных метода классификации фирм – количественный и качественный.
В определениях малых и/или средних предприятий, основанных на количественном подходе, чаще всего используют такие легко доступные для анализа критерии, как число занятых, объем продаж (оборот), балансовая стоимость активов. Известны определения, основанные только на применении одного из данных критериев, например численность занятых (приложения [20, c. 167]); может быть использована комбинация различных критериев (количество работников, годовой оборот, годовая прибыль) [7, c. 93].
Однако, хотя подобные критерии и являются наиболее распространенными, разброс мнений о количественных параметрах изменения таких критериев чрезвычайно широк даже в пределах одной и той же страны, не говоря уже о разных государствах. Это объясняется как широким спектром задач, для которых используются формальные определения, так и различным уровнем развития экономики в разных странах и регионах. В дополнение на эти объективные факторы накладываются и субъективные представления тех или иных исследователей или политиков о том, что есть малый и/или средний бизнес.
Главным достоинством количественных определений является удобство их использования. Такие критерии, как оборот или численность занятых, как правило, доступны для исследователей. Основными недостатками количественных подходов являются их абсолютность, отсутствие теоретической базы, определяющей выбор того или иного показателя и границ его изменения, и в связи с этим трудность их использования для сравнительного анализа.
Использование качественных критериев отнесения бизнеса к малому или среднему опирается в основном на субъективные суждения и опыт, но при этом делается акцент на отличия, присущие компаниям того или иного размера. Делаются также попытки определить размер малого, среднего и крупного предприятий сквозь призму «эффектов», или последствий влияния размера на характер деятельности фирмы.
Малый бизнес – это базовая составляющая рыночного хозяйства, которая является наиболее совершенной формой производственно-экономических отношений, при которых предприниматель, работая в условиях полной хозяйственной самостоятельности и имущественной ответственности, становится подлинным хозяином [18, c. 28].
Широко известными являются следующие характерные черты, присущие малым фирмам:
1. относительно небольшое число производимых продуктов (технологий, ноу-хау);
2. сравнительно ограниченные ресурсы и мощности (включая денежный капитал и человеческие ресурсы);
3. относительно слабо развитые системы управления, административные процедуры и технологии, определяющие стратегическое положение компании;
4. несистематичность менеджмента, неформальное отношение к внутри фирменному обучению;
5. главные управленческие должности и большинство акций удерживаются основателями предприятия и/или их родственниками.
Качественный подход к определению малого предприятия интересен прежде всего тем, что рассматривает малую фирму не как уменьшенный вариант большой компании, а как организацию, деятельность которой качественно отличается от крупных предприятий рядом специфичных характеристик; среди них: высокая степень неопределенности; потенциально более высокая способность к внедрению инноваций; постоянное развитие и адаптируемость к изменениям.
Преимуществами малого и среднего бизнеса являются его тесные связи с клиентами и работниками, легкая адаптация к изменениям, относительно простой учет и независимость от факторов внешней среды бизнеса. Недостатки, присущие малому и среднему бизнесу, состоят в довольно высоком риске, ограниченных (по сравнению с крупными предприятиями) потенциале и возможностях привлечения капитала.
Еще недавно считалось, что крупный бизнес является более эффективным, малые же предприятия обречены на «вторые роли» в бизнесе. Современная концепция предпринимательства рассматривает малый и крупный бизнес как интегрированные формы предпринимательства. Размер компании не может быть определен как оптимальный для того или иного вида деятельности – эффективность бизнеса определяется возможностями кооперации этих форм.
В основе эффективности малого бизнеса лежат возможности, связанные со специализацией, долгосрочное сотрудничество малых фирм с крупными на основе соблюдения взаимных интересов. Форма сотрудничества франчайзинг – это система, при которой крупная головная компания предоставляет малому предприятию за плату исключительное право использовать свою торговую марку, при необходимости выделяет кредит на льготных условиях, оказывает различного рода консультационные услуги и т.д. Важную роль в конкурентоспособности малых предприятий играет возможность оптимизации производства, определяемая, в свою очередь, производительностью труда, гибкостью переналадки оборудования, сокращением убытков от ликвидации и скоростью окупаемости инвестиций [8, c. 177].
Крупный бизнес имеет несколько основных характеристик:
Во-первых, это крупный размер компании, позволяющий ей доминировать в той или иной отрасли.
Во-вторых, крупная компания бывает, как правило, представлена акционерной формой и является корпорацией.
Следующей важной характеристикой крупного бизнеса выступает его стремление к географической экспансии, именно крупные предприятия становятся транснациональными компаниями. И наконeц, наличие многочисленных и многосторонних отношении с другими отраслями (поставщиками, клиентами, конкурентами, партнерами, агентами и т. д.) – еще одна черта крупной компании.
Основным ожидаемым преимуществом крупного бизнеса является так называемый эффект масштаба, заключающийся в сокращении издержек на производство и реализацию единицы продукции по мере укрупнения производства и непропорционально меньшего роста некоторых затрат компании. Вместе с тем резервы экономической эффективности крупной корпорации лежат не только в возможности применения новых и дорогостоящих технологий для производства большего количества продукции, но и в возможности организации и управления собственностью крупной компании.
Основными организационными формами крупного бизнеса выступают концерны, холдинги и финансово-промышленные группы (ФПГ). В России в начале 90-х гг. прошлого века крупный бизнес (промышленные и строительные компании, банки) был представлен концернами. Сегодня термин «концерн» используется лишь номинально и не имеет организационно-правовой значимости.
Наиболее распространенная форма крупного бизнеса в России на сегодняшний день – холдинги и финансово-промышленные группы (ФПГ), причем и те и другие часто представляют собой разветвленные бизнес-структуры.
Холдинги – предприятия (независимо от их организационно-правовой формы), в состав активов которых входят контрольные пакеты акций других (дочерних) компаний. В системе холдинга крупная компания владеет пакетами акций более мелких компаний, позволяющих оказывать влияние на политику последних, а те, в свою очередь, могут являться владельцами акций следующего эшелона компаний и т.д. Многие крупнейшие компании-монополисты (как общероссийские РАО «ЕЭС России», «Газпром», так и петербургские «Водоканал», «Ленэнерго»), представ перед необходимостью реструктуризации, выстраивают сложные холдинговые структуры.
Выделяют четыре основные группы холдингов:
1. промышленные холдинги на базе госпредприятий;
2. конгломератные холдинги, возникшие в результате приватизации;
3. торгово-промышленно-финансовые холдинги;
4. псевдохолдинги, возникшие на базе бывших советских министерств и ведомств.
Под финансово-промышленными группами понимают конгломераты, действующие на основе выстраивания системы неформальной координации деятельности между входящими в них промышленными и финансовыми компаниями [13, c. 104].
При оценке величины компании или ее бизнеса, как правило, используются два главных критерия – объем оборота и рыночная капитализация компании.
Спор о преимуществах и недостатках этих критериев ведется давно, и определенная доля правоты есть у сторонников каждого варианта. Оценка рынка всегда несовершенна, поскольку инвесторы склонны увлекаться и не замечать части информации, кроме того, рыночная стоимость является субъективным и быстроменяющимся отражением представлений акционеров о будущем компании. Еще один недостаток рейтинга по капитализации заключается в том, что за кадром остаются непубличные компании, акции которых не котируются на бирже, среди них: государственные предприятия, компании, принадлежащие частным лицам.
Сравнение компаний по обороту также имеет серьезные недостатки. Например, банки невозможно оценивать по обороту, поскольку для них важны не только доходы от услуг, оказанных в данном конкретном году, но и, к примеру, кредиты, выданные на 10 лет. Кроме того, при оценке бизнеса по его обороту компании с высокими доходами получают неоправданное преимущество перед компаниями с высокой прибыльностью.
Информация о работе Организационно-экономическая структура российского бизнеса