Организационно-экономическая структура российского бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 05:56, курсовая работа

Описание

Целью данного исследования является анализ организационно-экономической структуры российского бизнеса, выделение специфических особенностей и обозначение основных и наиболее острых проблем, стоящих, в частности, перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях.
Задачи исследовательской работы:
• рассмотреть основные формы организации бизнеса, ознакомиться с многообразием масштабов бизнеса;
• рассмотреть организационно-экономическую структуру российского бизнеса и провести анализ;
• выделить наиболее острые проблемы развития бизнеса в нашей стране, в частности малого и среднего, и их решение путем государственной поддержки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. МНОГООБРАЗИЕ МАСШТАБОВ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ БИЗНЕСА..........................................................................................................5
1.1. Основы организации бизнеса………………………………………………. 5
1.2. Деление бизнеса на малый, средний и крупный………………………….11
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА.....................................................................................18
2.1. Структура малого и среднего бизнеса в экономике………………………18
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ........................................................................................................................23
3.1. Проблемы развития малого и среднего бизнеса …………………….........23
3.2. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в России……...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………… 36
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………..38

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 331.50 Кб (Скачать документ)

6.       Одной из самых важнейших, является проблема недостатка финансирования. Ее можно рассматривать с нескольких сторон. Во-первых, большинство предприятий работает с устаревшим оборудованием, срок полезного использования которого давно истек,  а как следствие – качество производимого продукта является низким и не соответствует мировым стандартам производства. Для обновления основных средств и проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, нужны большие финансовые возможности, которых у предприятий малого бизнеса чаще всего нет. Во-вторых, для поиска новых рынков сбыта предприятиям также необходимы средства на исследования рынка, проведение маркетинговых исследований и рекламу.

7.       Ситуация кризиса для малых предприятий усугубляется еще и отказами банков в выдаче кредитов. По оценкам экспертов Ассоциации российских банков, доля кредитов малому бизнесу в России непозволительно мала: не более 2% от ВВП. В США данный показатель составляет 20%, в среднем по странам ЕС – 30%, в Японии – до 40%. К тому же спрос на кредиты малому бизнесу сегодня удовлетворен максимум на 10-15%. Если кредиты и выдаются, то под очень высокие проценты. В большинстве стран правительство снижает ставку рефинансирования до 1-2%. В России ставка рефинансирования сейчас уже 13%. Банки дают кредиты под 20-25%, а некоторые объявляют запретительные ставки в 30%. Займы даются на очень короткие сроки, иногда на несколько месяцев, а производитель за это время не в состоянии получить прибыль. Многие банки начали пересматривать условия по ранее заключенным договорам и повышать процентную ставку либо требуют новый залог [19, с. 16].

В современных условиях мирового финансового кризиса малый бизнес находиться в особенно тяжелом состоянии. Крупный бизнес как лидер российской экономики может рассчитывать на финансовую поддержку государства, в то время как небольшим компаниям приходится крайне тяжело. Многие из них поставлены на грань выживания. Одна из причин – отсутствие источников финансирования, так необходимых для пополнения оборотных средств, для покупки сырья и оборудования, для выплат заработной платы персоналу.

В последние годы широко исследуются вопросы о наиболее эффективных и формах и методах государственной поддержки, не подрывающих основ предпринимательства и интересов частного собственника, и одновременно способных оказывать реальную помощь в становлении и развитии малого предпринимательства в России.

 

 

3.2. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в России

              Развитие малого и среднего бизнеса зависит от поддержки, оказываемой государством. Малый бизнес объективно занимает более слабую позицию на рынке по сравнению с крупным. В последнее время в России проводится работа по разработке и реализации системного подхода к государственной поддержке малого предпринимательства. Разрабатываются программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства,  основной целью которых является существенное улучшение экономических и нормативно-правовых условий для обеспечения устойчивых темпов развития малого и среднего бизнеса. С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2007г. №200–ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», 30 января 2009 года был подписан приказ «О мерах по реализации в 2009 году мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства». В частности, к приоритетным мероприятиям по направлению отнесены:  

1.   Существенного снижения количества всякого рода проверок, а также введения уведомительного порядка организации нового дела в самых массовых видах деятельности. По мнению президента всероссийской ассоциации предпринимателей «Честное дело», Н. В. Бархатовой, «мелкий чиновник – это самое опасное, что может быть для бизнеса» [12, с. 105].

«Самое важное сейчас, чтобы чиновники всех уровней осознали, что запрет на необоснованное вмешательство в предпринимательскую деятельность – это не временное «антикризисное» действие со стороны правительства, не временное послабление для бизнеса, а суть политики государства, рассчитанной на длительную перспективу, навсегда», – сказал В.Путин. «Особенно обращаю на это внимание наших муниципальных властей. Именно здесь решаются все основные вопросы, связанные с работой малого бизнеса, индивидуальных предпринимателей. Нужно создать нормальные условия для работы людей, а не мешать им, не заниматься административной самодеятельностью и, вместо отмененных на федеральном уровне, не вводить ограничений на местах», – добавил премьер. «Мы будем кардинально менять идеологию и практику работы контрольных служб. Сейчас мы ведем эту работу на регулярной основе, практически по всем отраслям. Будем сокращать необоснованные, избыточные полномочия различных органов власти, избавляться от лазеек, создающих возможности для злоупотреблений и коррупции. С другой стороны, контроль и надзор будут сориентированы на выявление и пресечение реальных угроз для жизни и здоровья граждан, состояния окружающей среды, а ответственность предпринимателей (как административная, так и финансовая) за нарушение прав потребителей, за выпуск опасной продукции будет, конечно, многократно возрастать», – сообщил В.Путин. Председатель правительства выразил надежду, что такой подход будет встречен с пониманием в предпринимательской среде. Добросовестный бизнес только выиграет от того, что с рынка уйдут те, кто привык жить за счет обмана людей и «чиновничьих крыш».

2.   Суммарная финансовая поддержка Правительства РФ в 2009 превысила 40 миллиардов рублей. «В федеральном бюджете на 2010 год предусмотрено 10 млрд. рублей на развитие малого и среднего предпринимательства. Мы сейчас работаем над тем, чтобы увеличить эту поддержку, намерены использовать на эти цели средства нашего антикризисного фонда. В частности, 3 млрд. рублей будут дополнительно направлены на поддержку малых и средних инновационных компаний. На программы содействия малому бизнесу в моногородах пойдёт 2 млрд. рублей. И ещё 1 млрд. рублей – на развитие предпринимательства на Северном Кавказе», – сообщил председатель правительства. Кроме того, Фонд реформирования жилищно-коммунального хозяйства обеспечит более широкое участие малых предприятий в программах капитального ремонта многоквартирных домов и расселения аварийного жилья. Среди таких компаний будут распределены заказы на общую сумму не менее 5 млрд. рублей. «Здесь нужно будет внести небольшие изменения в законодательство, в закон о Фонде жилищно-коммунального хозяйства. Но это сделать нетрудно, мы сделаем это оперативно», – добавил В.Путин. «На поддержку малого и среднего бизнеса, осуществляющего экспорт высокотехнологичной продукции, будет дополнительно направлено 2 млрд. рублей. Таким образом, мы сформируем ещё один, дополнительный пакет помощи малому и среднему бизнесу в объеме 13 млрд. рублей», – сказал премьер-министр. Он также отметил, что в России запущена система электронных аукционов при размещении государственного заказа. За неполный год на таких площадках были объявлены торги на сумму свыше 35 млрд. рублей. Возможно, ещё не все поставщики смогли в полной мере оценить преимущества этих максимально открытых и прозрачных процедур. Тем не менее интерес к ним постоянно растёт. В связи с этим В.Путин призвал малый бизнес более активно участвовать в электронных аукционах.

3.   Рассматривается возможность «налоговых каникул». Предприятия малого и среднего бизнеса, выбравшие упрощенную систему налогообложения по принципу «доходы минус расходы», платят в казну налог по ставке 15% с разницы. В ноябре прошлого года правительство в рамках антикризисных мер дало право субъектам РФ снизить ставку с 15 до 5%. На данный момент, это сделали только восемь субъектов. На территории Урало-Западносибирского региона ставка в конце 2008 года снижена в Ямало-Ненецком автономном округе. Инициативу проявила и Удмуртия, однако, как сообщили в министерстве финансов республики, после рассмотрения в правительстве в начале этого года законопроект отправлен на доработку [24]. Отметим, что доля налогов, получаемых от сборов по УСН, в общей структуре региональных бюджетов невелика: в 2008 году из 116,9 млрд. рублей доходов в казну Тюменской области на этот вид пришлось 1,2 млрд. рублей (1,03%). По расчетам правительства области, в 2009 году от введения дополнительных льгот для малого и среднего бизнеса потери областного бюджета составят всего 88,5 млн. рублей.

Для предприятий, внедряющих энергоэффективное оборудование, будет предусмотрено освобождение от налога на имущество сроком до 3 лет. Нужно разработать соответствующую методику. Также согласовано предложение – отменить налог на прибыль от продажи ценных бумаг, при условии, что срок владения ими превышает 5 лет и они не обращаются на биржевом рынке. Этот шаг позволит небольшим инновационным предприятиям привлекать долгосрочные инвестиции для своего развития на более выгодных условиях, считает В.Путин. Компании, работающие в сфере здравоохранения и образования, будут освобождены от уплаты налога на прибыль. Это касается как некоммерческих организаций, так и коммерческих структур. «Для последних срок «налоговых каникул» будет 8 лет. Но этот срок был согласован до 9 лет, чтобы округлить до 2020 года»

4.   Правительство РФ намерено передать часть федерального имущества в специальные региональные фонды, которые, в свою очередь, будут предоставлять его в аренду малому бизнесу на льготных условиях. Кроме того, правительство направит на пополнение региональных гарантийных фондов 15 млрд. рублей;

5.   Широкое распространение получают технико-внедренческие зоны, замечательные тем, что уже оформлена земля, есть инфраструктура, нет барьеров. Так, на сегодняшний день в стране существует 100 бизнес-инкубаторов, и планируется довести их число до 500, на территории РФ действует 19 венчурных фондов [3, с. 129]; Существует большое количество конкурсных программ и предпринимательских проектов для малого бизнеса, главная цель которых – поставить на ноги и поддержать развитие предприятия малого бизнеса. Однако, на практике, они не дают ожидаемого результата. Сложность выполнения условий конкурса и узконаправленность делает практически бесполезными данные проекты.

6.   В планах произвести в ближайшее время увеличение порога расчета упрощенной системы налогообложения для малых предприятий с 30 млн. рублей до 60 млн. рублей оборота в год. Этот шаг даст возможность использовать режим «упрощенки» предприятиям с доходами до 60 млн. рублей, но без последующей индексации. Исходя из этого, исчезнут сдерживающие факторы для развития бизнеса. Малый бизнес сталкивается с проблемой развиваться и большую часть прибыли выплачивать государству в виде налогов или стоять на месте. Однако, «упрощенка» не компенсирует увеличение страховых взносов. С учетом того, что налоговые органы будут требовать начислять своим сотрудникам зарплаты в 3-4 раза больше минимальных, налогообложение на фонд оплаты труда может быть очень высоким, что отразится на затратах на производство и себестоимости продукции. Что опять же, не в пользу малого бизнеса. Данное решение, о повышении порога расчета, послужило частичной компенсацией издержек бизнеса, связанных с переходом с 2010 года от единого социального налога на систему страховых взносов, зачисляющихся в государственные внебюджетные фонды. По подсчетам специалистов Минфина, в результате повышения планки доходов бюджет лишится около 100 млрд. рублей. Еще одна потенциальная угроза – это дробление бизнеса, к которому компании могут прибегать, чтобы вписаться в новый порог упрощенного налогообложения.

7.   Помимо описанных мер, правительство будет пристально следить                   за банками, получающими госсредства, с тем, чтобы они направляли их на кредитование малого бизнеса. Но здесь также имеется неразрешенный вопрос: для банков крайне невыгодно получать подобные госсредства, так как это требует постоянной отчетности о своих действиях по выдаче кредитов малому бизнесу, а следовательно, привлечения самих предпринимателей для получения кредитов. Но для банков это представляется невозможным, потому что малые предприниматели не соглашаются кредитоваться под большие процентные ставки, которые,  к примеру, в Томской области, колеблются от 27 до 35 % годовых.

8.   В налоговом праве предусмотрена возможность работы по патенту. Индивидуальный предприниматель уплачивает фиксированную сумму и может заниматься своим делом с минимумом отчетности. Однако применение патентов так и не стало по-настоящему массовым. И, прежде всего, потому, что регионы не очень спешат использовать у себя эту систему. Понятно почему: муниципалитеты не очень заинтересованы в этом. Они получают небольшой доход от перехода малых предприятий на патентную систему. В этой связи правительство считает необходимым пересмотреть отношение к патентам. А именно: определить на федеральном уровне перечень видов деятельности, где их введение является обязательным. При этом на местах можно будет дополнять этот перечень. И конечно, те предприниматели, работают по патенту, уплачивают единый налог на вмененный доход, упрощение участия в аукционах по госзаказу, введение упрощенной процедуры и льготных тарифов на подключение к электросетям, освобождаются от необходимости применять контрольно-кассовые аппараты. Отмена кассовых аппаратов и, соответственно, отмена чеков приведет к проблеме защиты прав потребителей и неконтролируемому использованию денежных средств предприятия. С другой стороны, отмена кассовых аппаратов приведет к сокращению расходов на их содержание, которые составляли около 100 млн. долларов в год. Теперь эти деньги будут пущены в оборот компаний. В то же время, с тарифами на электроэнергию все сложнее. Льготные тарифы на подключение к электросетям включают в себя дополнительную оплату так называемого «входного билета», то есть возможности получения одобрения на подключение. Например, для того чтобы открыть небольшую пекарню и получить 50 киловатт мощности, надо заплатить 50 тыс. евро. Между тем именно диктат естественных монополий, как показывает опыт многих предпринимателей, – самая главная угроза для людей, решившихся начать собственное дело.

Несмотря ни на что, малый бизнес может оказаться более живучим в условиях глобального кризиса: малые предприятия более динамично реагируют на рыночные изменения. Гибкость и высокая приспособляемость является главным их достоинством. Именно с развитием предпринимательства власти связывают надежды на то, что экономический рост в нашей стране не остановится, в то время как другие страны окажутся в рецессии. Для малых компаний кризис – это шанс для диверсификации и мощного развития.

Из всего сказанного, очевидно, что от уровня развития не только крупного, но и малого и среднего бизнеса, результата партнерских отношений между государством и бизнесом, от учета в полной мере интересов обеих сторон в значительной степени зависит экономический и политический прогресс России. Именно поэтому процесс взаимодействия государственных структур и предпринимательства не может носит спонтанный характер. Он должен быть хорошо управляемым и организованным. У всех участников этого процесса должны быть единые цели и намерения. Для стабильного развития малого предпринимательства все стороны обязаны прилагать постоянно возрастающие усилия, действовать заодно на принципах открытости, честности, откровенности и справедливости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании вышеизложенного, хотелось бы подвести некоторые итоги. В процессе рассмотрения развития малого и среднего бизнеса в России, было выяснено следующее:

     Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. А также создавать атмосферу конкуренции и ту среду предпринимательства, без которой рыночная экономика невозможна.

     Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. Не малый успех малого бизнеса в этой области объясняется следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы охотнее берутся за освоение оригинальных нововведений. Малые предприятия стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Что, прежде всего, приводит к расширению рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства.

Информация о работе Организационно-экономическая структура российского бизнеса