Основы банковского дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 16:55, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение основ банковского бизнеса и перспектив его развития. Для достижения данной цели в курсовой работе были решены следующие задачи:
– изучение теоретических основ банковского бизнеса;
– изучение рисков и «болезней» в банковском бизнесе;
– рассмотрение проблем и перспектив развития банковского бизнеса на современном этапе.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы банковского бизнеса 5
1.1. Сущность, функции и классификация коммерческих банков 5
1.2. Организационное устройство коммерческого банка 7
1.3. Банковские операции и банковская прибыль 12
2. Риски и «болезни» в банковском бизнесе 26
2.1. Банковские риски 26
2.2. Банковские «болезни» и возможные средства их излечения 27
2.3. Служба внутреннего контроля 30
3. Проблемы и перспективы развития банковского бизнеса 32
3.1. Основные направления совершенствования банковского бизнеса 32
3.2. Перспективы развития банковской бизнеса в России 33
3.3. Взаимоотношения банка с клиентами 37
Заключение 39
Список использованной литературы 41

Работа состоит из  1 файл

Эконом.теорияОсновы банковского бизнеса2008 год.doc

— 210.50 Кб (Скачать документ)

     Содержание: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      Введение

 

     Вопрос  о том, что такое банковский бизнес, не является таким простым, как может показаться на первый взгляд. В обыденном понимании банк – это хранилище денег. На самом деле такое толкование банка не раскрывает его сути, места и роли в условиях рынка.

     Банки – это непременный атрибут  товарно-денежного хозяйства. Исторически  они шли рука об руку: начало обращения  денежной формы собственности можно считать и началом банковского бизнеса, а степень зрелости, развития банковской деятельности всегда так или иначе соответствовала степени товарно-денежных связей в экономике.

     Само  слово «банк» происходит от итальянского «banco», что означает «стол». Эти «столы» устанавливались в 9 веке на площадях итальянских городов, где проходила оживлённая торговля. За столами располагались специалисты – менялы, которые разбирались во множестве обращающихся монет и могли дать совет по их обмену или реально совершить этот обмен.

     Практически невозможно установить конкретную историческую дату возникновения банков. Элементы развития банковской деятельности в  той или иной мере отмечались в  Италии, Греции, Египте, Вавилоне и других странах задолго до нашей эры.

     Во  многих исторических исследованиях  можно встретить данные о вавилонских  банкирах, принимавших процентные вклады и выдававших ссуды под письменные обязательства и под залог  разных ценностей. Уже в  8 веке до нашей эры вавилонский банк принимал вклады, платил по ним проценты, выдавал ссуды и даже выпускал банковские билеты.

     Более того, по мнению историков, еще за 2300 лет до н. э. у халдеев были торговые компании, которые наряду с выполнением  своих непосредственных функций  выдавали так же и ссуды.

     В российской экономической литературе банк определяется как крупное кредитное  учреждение, где кредит выдаётся не только на потребление, но и на хозяйственные  операции и, наконец, кредитор (банкир) по распоряжению своих клиентов выполняет  расчетные и другие операции. Таким образом банк – это такая ступень развития кредитного дела, при которой кредитные, денежные и расчетные операции в их совокупности концентрируются в едином центре.

     Именно  возрастание роли банковской системы  на современном этапе, позитивное развитие банковского сектора обуславливает интерес к основам банковского бизнеса, что доказывает актуальность выбранной темы.

     Целью данной курсовой работы является изучение основ банковского бизнеса и  перспектив его развития. Для достижения данной цели в курсовой работе были решены следующие задачи:

    • изучение теоретических основ банковского бизнеса;
    • изучение рисков и «болезней» в банковском бизнесе;
    • рассмотрение проблем и перспектив развития банковского бизнеса на современном этапе.

 

    1. Теоретические основы банковского бизнеса

 

     В России банковский бизнес строится на тех же принципах, что и в странах с развитой рыночной экономикой. Российские коммерческие банки, пройдя период становления, превратились в мощные финансовые структуры и стали играть важную роль в процессах преобразования общества и экономики.

1.1. Сущность, функции и классификация коммерческих банков

 

     Банк  – автономное, независимое коммерческое предприятие. Это главное, что следует  выделить для понимания его сущности. Конечно, банк – это не завод или фабрика, но у него, как у любого предприятия есть свой продукт. Продуктом банка является формирование платёжных средств (денежной массы), а так же разнообразные услуги в виде предоставления кредитов, гарантий, поручительств, консультаций, управления имуществом. Деятельность банка носит производительный характер.

     В условиях рынка банки являются ключевым звеном, питающим народное хозяйство  дополнительными денежными ресурсами; они перераспределяют денежные ресурсы  из области их избыточности в область дефицита. Современные банки не только торгуют деньгами, но и являются аналитиками рынка. По своему местоположению банки оказываются ближе всего к бизнесу, его потребностям меняющейся конъюктуре. Таким образом, рынок неизбежно выдвигает банк в число основополагающих элементов экономического регулирования.

     Банк  – это институт кредитно-банковской системы, организующий движение ссудного капитала с целью получения прибыли.

     Сущность  банка проявляется в его функциях.

  1. Аккумуляция и мобилизация денежного капитала. С помощью этой функции банков происходит сосредоточение временно свободных денежных средств юридических и физических лиц и превращение их в капитал.
  2. Посредничество в кредите. Данная функция определяется тем, что прямые отношения между кредиторами и заёмщиками невозможны из-за несовпадения суммы и срока капитала, предлагаемого в ссуду, и потребностью заёмщика в них. Банки, выполняя роль посредника в кредите, устраняют эти затруднения.
  3. Создание кредитных денег. Данная функция является особой функцией банков по созданию кредитных денег в виде банковских депозитов, которые используются с помощью чеков, пластиковых карточек, электронных переводов.

                 Банки образуют депозиты, во-первых, принимая наличные деньги от                     своих клиентов, когда происходит замена одного вида денег (банкнот) другим видом (депозитами).

       Во вторых, банк создаёт депозиты  на основе выдачи банковских  ссуд, приобретая у клиентов ценные  бумаги, иностранную валюту, золото. В этом случае происходит обратный  переход денег из безналичной формы в наличную. 

     
  1. Осуществление расчётов в народном хозяйстве. В условиях совершенствования расчетных отношений в народном хозяйстве промышленно развитых стран всё большая часть расчетов между юридическими лицами осуществляется в безналичной форме и банки выступают организаторами и посредниками подобных расчетов. Они осуществляют платежи по поручению клиентов, принимают деньги на их счета и ведут учет всех их денежных поступлений и выдач.
  2. Организация выпуска и размещения ценных бумаг. Через данную функцию реализуется роль банков в организации первичного и вторичного рынков ценных бумаг в стране, которые дополняют систему кредита и взаимодействуют с ней.
  3. Оказание банками консультативных услуг. Данная функция связана с заинтересованностью банков в устойчивой, эффективной и прибыльной работе клиентов. В связи с этим банки осуществляют консультирование по вопросам повышения кредитоспособности своих клиентов, оптимизации их расчетов, налогового планирования, проблемам составления отчетности и т. д.

     Функции, выполняемые банками, предопределяют их роль в современной банковской системе.

     При всём единстве сущности банков,  на практике действует существенное количество их видов.

     Различия  между банками характеризуются  классификационными признаками, представленными на рисунке 1.

     

                   Признаки классификации коммерческих банков                

      
 
 

              Характер                         Наличие                          Форма   

          деятельности                     филиалов                    собственности

       
 

     
универсальные
специализированные
инвестиционные
ипотечные
сберегательные
     
бесфилиальные
филиальные
     
государственная
частная
смешанная

        

         
 

                                         рис. 1

1.2. Организационное устройство коммерческого банка

 

     Структура и органы управления банка

       Наиболее распространенной является  традиционная (функциональная) организационная  структура банка:

     1. Центральные отделы при дирекции  и ей подчиненные

     • юридический отдел

     • секретариат

     • отдел кадров

     • организационный отдел

     • отдел внутреннего контроля

     2. Вспомогательные (хозяйственно - управленческие) отделы 

     • Бухгалтерия

     • вычислительный центр

     • Узел связи и т.д.

     3. Коммерческие отделы 

     • Кредитный отдел

     • Отдел расчетов и депозитов

     • Отдел ценных бумаг и хранения ценностей

     • Валютный отдел.

     Организационная структура определяется видом банка, величиной, ассортиментом услуг.

     Помимо  традиционной существуют варианты маркетинг-ориентированной  банковской организации:

     • Организация по группам услуг

     • Организация по группам клиентов

     • Матричная организация

     • Дивизиональная организация

     Субъекты  управления коммерческим банком.

     В банках стран с рыночной экономикой принята трехступенчатая классификация  субъектов управления в зависимости  от объема их распределительных полномочий:

     - высшее руководство - совет, Правление,  президиум, Председатель правления,  дирекция;

     - среднее руководство - руководители  отделов;

     - низшее (низовое) руководство - руководители  групп.

     Структура системы управления коммерческого банка  определяется прежде всего организационно-правовой формой собственности, что находит своё отражение в уставе банка.

     Учитывая  тот факт, что большинство коммерческих банков России имеет акционерную  форму собственности, рассмотрим организационную  структуру акционерного коммерческого банка.

     Высшим  органом управления банком является общее собрание акционеров, которое  созывается в установленном порядке  по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

     В исключительной компетенции общего собрания акционеров находятся следующие вопросы деятельности банка:

  • утверждение и изменение устава банка;
  • избрание совета директоров банка;
  • утверждение годового отчёта банка;
  • распределение доходов банка и решение о формировании фондов банка;
  • создание и ликвидация филиалов банка;
  • утверждение аудиторов банка.

     В промежутках между собраниями акционеров общее руководство банком осуществляется советом директоров банка, в компетенции  которого находится решение любых  вопросов деятельности банка, кроме  тех, которые отнесены к исключительной компетенции общего собрания акционеров.

     Руководит советом директоров банка председатель совета директоров, который избирается из состава совета директоров.

     Совет директоров банка назначает исполнительный орган – правление банка, и  его руководителя – председателя правления банка, который организует всю текущую деятельность банка.

Информация о работе Основы банковского дела