Основы банковского дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 16:55, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение основ банковского бизнеса и перспектив его развития. Для достижения данной цели в курсовой работе были решены следующие задачи:
– изучение теоретических основ банковского бизнеса;
– изучение рисков и «болезней» в банковском бизнесе;
– рассмотрение проблем и перспектив развития банковского бизнеса на современном этапе.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы банковского бизнеса 5
1.1. Сущность, функции и классификация коммерческих банков 5
1.2. Организационное устройство коммерческого банка 7
1.3. Банковские операции и банковская прибыль 12
2. Риски и «болезни» в банковском бизнесе 26
2.1. Банковские риски 26
2.2. Банковские «болезни» и возможные средства их излечения 27
2.3. Служба внутреннего контроля 30
3. Проблемы и перспективы развития банковского бизнеса 32
3.1. Основные направления совершенствования банковского бизнеса 32
3.2. Перспективы развития банковской бизнеса в России 33
3.3. Взаимоотношения банка с клиентами 37
Заключение 39
Список использованной литературы 41

Работа состоит из  1 файл

Эконом.теорияОсновы банковского бизнеса2008 год.doc

— 210.50 Кб (Скачать документ)

 

    3. Проблемы  и перспективы  развития банковского  бизнеса

  • 3.1. Основные направления  совершенствования  банковского бизнеса
  •      Можно выделить два основных направления, по которым должно происходить качественное совершенствование банковского бизнеса.

         Первое - развитие процессов концентрации в банковском деле. Это связано  с тем, что банки должны сыграть  ключевую роль в финансовом обеспечении  подъема экономики, который в  свою очередь невозможен без существенного  повышения инвестиционной активности. Подобная их роль предопределена реальным состоянием различных финансовых институтов в России. Ни пенсионные и страховые фонды, ни финансовые инвестиционные компании не могут пока иметь достаточно весомого значения в подъеме инвестиционной активности: первые не набрали необходимой финансовой мощи, деятельность вторых затруднена тем, что не развит рынок ценных бумаг, особенно вторичный. Только крупные банки, имеющие традиционные связи с промышленностью, развитую филиальную сеть в различных регионах страны, способны сегодня удовлетворять инвестиционные потребности производственных структур через долгосрочные кредиты.

         Учитывая, что в условиях высокой инфляции желание банков сохранить инвестиционную направленность деятельности наталкивается  на ее экономическую невыгодность, государство должно подкрепить его соответствующими стимулами. Арсенал их известен: прежде всего, это снижение размера резервных требований для таких банков и освобождение от налогообложения доходов банков, получаемых от долгосрочных кредитов. Создание условий для активизации инвестиционной деятельности отвечает государственным интересам России, поэтому общественность вправе ждать здесь от высших органов власти решительных действий.

         Второе  направление совершенствования  банковской деятельности, имеющее перспективный характер - расширение круга услуг, оказываемых банками их клиентам, то есть диверсификация банковской деятельности. Необходимость совершенствования банковской деятельности в этом направлении связана с тем, что в рыночной экономической системе потребности хозяйствующих субъектов в финансовых услугах постоянно развиваются. Безусловно, диверсификация банковской деятельности станет настоятельной потребностью в самом недалеком будущем.

         Следует отметить, что уже и сейчас наиболее дальновидные банки готовятся к тому, чтобы необходимость широкой диверсификации банковской деятельности не застала их в врасплох и начинают активно разрабатывать новые банковские продукты. Сравнивая ассортимент банковских услуг, которые сегодня предлагаются клиентам российскими банками, с тем, который характерен для банков в странах с развитой рыночной экономикой, где по разным оценкам клиенты получают от нескольких сотен до нескольких тысяч услуг, можно представить сколь масштабную работу предстоит развертывать банкам по совершенствованию их деятельности по мере становления развитого рынка.

  • 3.2. Перспективы развития  банковской бизнеса  в России
  •  

         Вопрос  о роли банков в развитии экономики  неоднозначен. Для российской банковской системы, строящей систему рыночного типа, он имеет особое значение. Идя от распределительной к рыночной модели необходимо понять, в чем состоит предназначение банка в экономике? Центральный банк сконцентрировался на темпах инфляции, валютном курсе, коммерческие банки долгое время были заняты лишь собственными проблемами. Интересы экономики - не их дело, главное - как можно больше заработать для себя. Все рассуждения воспринимались как идея, далекая от реальности, и, что совсем недопустимо, некоторые банки стали "карманными" не только в экономическом, но и политическом отношениях.

         Роль  банков не зависит от того, реализована  она или нет в России? Речь идет о назначении банка. Роль банка выражается в том, что он обеспечивает, во-первых, концентрацию свободных капиталов  и ресурсов, необходимых для поддержания непрерывности ускорения производства; во-вторых, упорядочение рационализации денежного оборота. Реализуя общественное назначение, банки посредством денежных монетарных инструментов оказывают существенное влияние на состояние экономики и финансов, производство и обращение товаров.

         Первейшим приоритетом в развитии банковской системы считается подготовка кадров с более высокими квалификацией, банковской культурой, представлением о бизнесе, организаторскими способностями. Банкиры, слишком рано уверовавшие в профессиональную силу, нуждаются в серьезном изучении банковского дела.

         Вторым  приоритетом следует признать формирование законодательного обеспечения банковской деятельности. Недостаток правил игры очевиден. Ярким примером этого является закон о гарантировании вкладов граждан в банке. На очереди должен быть закон о кредитном деле, в котором речь должна пойти об оздоровлении кредита в России, восстановлении его производительных качеств и снижении инфляционных последствий для экономики.

         Третьим приоритетом можно назвать формирование банковского сектора как системы, отрасли народного хозяйства. Сегодня в ней отсутствуют целые блоки: нет учреждений мелкого кредита, кредитной кооперации, банков развития, банковской инфраструктуры, информационного, полного методического, научного, кадрового обеспечения, без чего не обходится ни одна отрасль современной экономики.

         Четвертым приоритетом считаем необходимость  скорректировать сложившиеся представления  о связи банка с производством, клиентами, ради которых они работают на рынке. У финансовых и банковских структур нет иного пути выживания кроме поворота в сторону реальной экономики. Яркое подтверждение тому состояние банковской системы в посткризисный период. Именно банки, инвестировавшие неоправданно большой объем заемных средств, в т.ч. вкладчиков в спекулятивные инструменты, и при этом не проводившие анализ кредитных рисков и ликвидности в погоне за сверхприбылями, потерпели серьезное фиаско.

         Центральный банк выступает за повышение роли денег в экономике. В реальности налицо рост значимости в современной России бартера, квазиденег, существенных денежных потоков, идущих мимо банков. С этим же связана проблема инфляции и поиска точки равновесия на денежном рынке.

         Глобальная  задача экономической политики, ее важнейшего денежно-кредитного сегмента состоит в стимулировании роста потребительского спроса и обеспечение на этой основе устойчивого роста ВВП. Можно констатировать, что в последние годы произошла серьезная эволюция в постановке целей денежно-кредитной политики - от лобовой атаки на инфляцию до конструктивного подхода в стимулировании потребительского спроса, роста ВВП, обеспечения занятости и увеличения доходов населения. Преувеличение роли инфляции в системе индикаторов стало очевидным в 1998 г., когда снижение инфляции не смогло предотвратить финансовый кризис. Следует подчеркнуть, что наряду со снижением инфляции максимальные значения были достигнуты и по другому важнейшему параметру денежно-кредитной политики - золотовалютным резервам, увеличившимся до 24 млрд. долларов. И это тоже не спасло от кризиса.

         Большой проблемой для банков  является проблема кредитоспособности предприятий. Существуют организации, которым нужны  средства, но не у всех из них хорошая  репутация. Иногда трудно найти предприятие, пользующееся репутацией надежного плательщика. К ней же добавляется неэффективность юридической системы по защите прав заимодавцев, т.е. банков. Поэтому, выделяя ссуды, банки учитывают, что не существует законодательно установленных эффективных методов возврата ссуд в случае недобросовестности заемщика. В этой связи для обеспечения надежности вложения банкам необходимо решение ряда проблем. Первая - закрепление гарантий инвестиций на законодательном уровне. Это не означает, что государство берет на себя материальную ответственность за инвестирование в промышленность. Прежде всего это подразумевает выработку такой правовой базы, в которой государство или частный инвестор, физическое или юридическое лицо нашли бы на законодательном уровне подробно прописанные правила защиты интересов против мошенничества и правила страхования риска. Должна быть детально прописана договорно-правовая часть отношений, разработаны формы страхования инвестиций, а судебная защита должна стать общедоступной, действенной, менее коррумпированной. Понятно, что бюджет не может нести расходы по созданию такой системы, но это и не нужно. Во многих странах институт гарантирования инвестиций имеет собственные источники дохода, а судебная система окупается за счет всевозможных пошлин.

         Главной целью развития банковского сектора признано укрепление его устойчивости, исключающей возможность возникновения системных банковских рисков. К стратегическим целям отнесены также повышение качества реализации банковским сектором функций по аккумуляции сбережений населения, средств предприятий и их трансформация в кредиты и инвестиции, восстановление и укрепление доверия к российской банковской системе со стороны инвесторов и вкладчиков, предотвращение использования кредитных организаций для целей недобросовестной коммерческой практики. Для достижения поставленных целей в ближайшие несколько лет необходимо решить ряд важных практических задач. Это, прежде всего, укрепление финансового состояния жизнеспособных банков, развитие системы идентификации и выведения с рынка банковских услуг проблемных кредитных организаций, повышение уровня капитализации кредитных организаций и качества капитала, формирование условий для развития деятельности банковской системы по привлечению средств населения и предприятий, расширение операций банков с реальной экономикой. При этом цели развития банковского сектора могут быть реализованы лишь при осуществлении общих, системных рыночных преобразований, включающих, в первую очередь, структурные, правовые и налоговые компоненты.

         Основными целями дальнейшего развития банковского сектора признаны укрепление его устойчивости, повышение качества осуществления функций по аккумулированию денежных средств и их трансформации в кредиты и инвестиции, укрепление доверия вкладчиков и других кредиторов банков, усиление защиты их интересов, предотвращение использования кредитных организаций в недобросовестной коммерческой практике.

  • 3.3. Взаимоотношения банка с клиентами
  •  

         Банковская  система Российской Федерации претерпела значительные изменения после августовского кризиса 1998 года. Эпоха зарабатывания «лёгких денег» прошла. Исчезновение рынка спекулятивных операций выводит коммерческие банки на новый уровень своего развития. Банки повернулись лицом к клиенту, ибо теперь основная масса активных операций производится в зависимости от желаний и потребностей клиентов, то есть должны увеличиться инвестиции в реальный сектор.

         Банк, находясь в центре экономической  жизни, призван содействовать интересам  своих клиентов. Поэтому в последние  годы утвердилась идея банка как партнёра.

         Партнёрским отношениям присущи: добровольность, коммерческий характер и  взаимозаинтересованность. Каждый банк сам выбирает, услугами какого банка ему следует воспользоваться. В равной степени это относится  к банку, который выбирает себе клиента. Данный выбор может иметь кратковременный или долговременный характер. «Влечение» партнёров друг к другу основано на коммерческой основе. Клиент готов заплатить за кредит, расчетные операции или другие услуги, которые представляют для него выгоду. Банк готов продать свой продукт, получив при этом соответствующее вознаграждение. При этом банк должен работать на клиента, содействуя исполнению его желаний. Обеспечивая соблюдение интересов клиента, банк реализует и свой коммерческий интерес, получая вознаграждение в форме ссудного процента или комиссии.

         Для эффективного инвестирования банки  должны знать всё о своих клиентах. Именно здесь возникает необходимость  профессионального управления деятельностью  банка. В русле этой проблемы и  проявляется необходимость в проведении финансового менеджмента клиента. Цели финансового менеджмента отражают политику банков, стремящихся удержать своих клиентов, часть которых может переходить в другие банки. При существующей сегодня конкуренции кредитным организациям необходимо строить тактику и стратегию взаимоотношений с клиентурой, разрабатывая индивидуальные концепции решения сложных проблем банком клиента.  

     

          Заключение

     

         Итак, подведём итоги всего вышесказанного.

         Коммерческий  банк является деловым предприятием. Банковское дело есть бизнес, подобно любому бизнесу.

         Банк  за определенную цену (процент) продаёт  клиентам услуги с целью получения  прибыли.

         Совокупность  всех банков страны называется банковской системой. В настоящее время она  является двухуровневой. Первый уровень банковской системы – Центральный банк, второй – совокупность коммерческих банков.

         Коммерческий  банк – денежное учреждение, где  собираются вклады и свободные денежные средства, а затем на их основе предоставляются  кредиты, осуществляются денежные расчёты и другие операции.

         Банковская  система служит денежным фундаментом  рыночной экономики. С одной стороны, банк собирает свободные деньги под  определённый процент, с другой –  выдаёт ссуды клиентам во временное  пользование так же под процент, но уже больший по размеру. Разница между этими процентами и есть банковская прибыль.

         В условиях рынка банк является не только одним из видов коммерческих предприятий, но и служит финансовым посредником  между хозяйствующими субъектами.

         Коммерческий  банк строит свои взаимоотношения с партнёрами на основе прибыльности и риска. Банк всегда должен соотносить свою прибыльность с соображениями своей безопасности и ликвидности. Основополагающим условием успешного функционирования любого коммерческого банка является его деятельность в пределах реально имеющихся ресурсов.

         Традиционными операциями банка являются пассивные  и активные операции. Пассивные операции – это операции по мобилизации  ресурсов. Средства, полученные в результате пассивных операций являются основой  дальнейшей банковской деятельности. Активные операции банка – операции по размещению средств. Банковские активы состоят из текущих и капитальных статей. Пассивные и активные операции осуществляются с помощью расчётов в наличной и безналичной форме.

    Информация о работе Основы банковского дела