Основы банковского дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 16:55, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение основ банковского бизнеса и перспектив его развития. Для достижения данной цели в курсовой работе были решены следующие задачи:
– изучение теоретических основ банковского бизнеса;
– изучение рисков и «болезней» в банковском бизнесе;
– рассмотрение проблем и перспектив развития банковского бизнеса на современном этапе.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы банковского бизнеса 5
1.1. Сущность, функции и классификация коммерческих банков 5
1.2. Организационное устройство коммерческого банка 7
1.3. Банковские операции и банковская прибыль 12
2. Риски и «болезни» в банковском бизнесе 26
2.1. Банковские риски 26
2.2. Банковские «болезни» и возможные средства их излечения 27
2.3. Служба внутреннего контроля 30
3. Проблемы и перспективы развития банковского бизнеса 32
3.1. Основные направления совершенствования банковского бизнеса 32
3.2. Перспективы развития банковской бизнеса в России 33
3.3. Взаимоотношения банка с клиентами 37
Заключение 39
Список использованной литературы 41

Работа состоит из  1 файл

Эконом.теорияОсновы банковского бизнеса2008 год.doc

— 210.50 Кб (Скачать документ)

     Доходы, расходы и прибыль коммерческого банка есть финансовые результаты его деятельности. При этом конечный результат – прибыль – определяется как разница между доходами и расходами. Правильное отображение в бухгалтерском учёте всех статей данных показателей связано с образованием налогооблагаемой базы и расчётом налогов.

     В состав доходов банка включаются:

  • начисленные и полученные проценты по кредитным ресурсам, размещённым банком в кредитах предприятиям и организациям;
  • комиссионная и иная плата за услуги, оказываемые банком клиентам по открытию и ведению их счетов;
  • плата за выдачу (получение) наличных денег, инкассацию, за перевозку денежных средств и иных ценностей;
  • доходы по гарантийным и акцепторным операциям;
  • доходы, полученные в результате оказания консультационных, информационных, экспертных услуг;
  • доходы от проведения трастовых операций;
  • доходы от операций с наличной и безналичной иностранной валютой;
  • доходы от операций с ценными бумагами;
  • доходы от операций с драгоценными металлами;
  • доходы, связанные с долевым участием в деятельности других предприятий, дивиденды и проценты по акциям и иным ценным бумагам.

     Структурно  все доходы банка можно разбить  на два крупных блока:

  1. Процентные доходы – это начисленные и полученные проценты по ссудам в рублях и валюте.
  2. Непроцентные доходы – это доходы от инвестиционной деятельности.
  3. Прочие доходы.

     Расходы коммерческого банка – это  затраты денежных средств на выполнение банком операций и обеспечение его  функционирования.

     В состав расходов банка включают:

  1. Расходы, связанные непосредственно с осуществлением банковской деятельности;
  2. Расходы, связанные с обеспечением хозяйственной деятельности банка и содержанием материально-технической базы;
  3. Расходы, создающие условия для проведения банковских операций;
  4. Расходы, связанные с имиджем банка;
  5. Расходы на оплату труда работников банка;
  6. Налоги, включаемые в соответствии с законодательством в затраты банка.

     Все вышеперечисленные статьи расходов для удобства их дальнейшего анализа  обычно группируют по следующему принципу:

  • Процентные расходы – начисленные и уплаченные проценты в рублях и валюте;
  • Непроцентные расходы – почтовые и телеграфные расходы, расходы на содержание аппарата управления, хозяйственные, а так же штрафы и пени;
  • Прочие расходы.

     Прибыль коммерческого банка – это  финансовый результат деятельности коммерческого банка в виде превышения доходов над расходами. Общая сумма прибыли определяется как разница между общей суммой доходов банка и общей суммой его расходов.

     Структурно  источники образования прибыли  имеют следующий вид:

  1. Прибыль от операционной деятельности.
  2. Прибыль от побочной деятельности.
  3. Прочая прибыль.

 

    2. Риски и  «болезни» в банковском  бизнесе

  • 2.1. Банковские риски
  •      Итак  ведущим принципом работы коммерческих банков является стремление получить  наибольшую прибыль. Но оно ограничивается возможностью понести убытки.  Чем выше ожидаемая прибыль, тем выше риск.  Банк не может избежать риска, он обязан взять его на себя. Банк должен выбрать вид и объем риска.  Например, банк выбирает между двумя решениями: выдать конкретную ссуду в 100 млн. рублей определенному клиенту и взять на себя риск невозврата кредита с вероятностью, оцененной банком в  30 %; отказать клиенту в кредите и взять на себя риск упущенной выгоды, который оценивается банком в 29 млн. рублей. Таким образом, риск банка никогда не может быть равен 0. Риск банковской деятельности - это вероятность того, что фактическая прибыль банка окажется меньше запланированной, необходимой. Каждому шансу получить прибыль противостоит возможность понести убытки. Банк должен знать объем посильного для него риска, соотносить прибыльность с соображениями безопасности и ликвидности в процессе управления банковским портфелем, т.е. активами и пассивами банка.

         Ключевой  принцип в работе коммерческих банков – стремление к получению прибыли. Его обычно ограничивает ожидание возможных убытков. Это связано с наличием риска как стоимостного выражения вероятного события, ведущего к финансовым потерям. Риски тем больше, чем выше шанс извлечь крупную прибыль. Риски образуются в результате отклонений действительных данных от формальной оценки сегодняшнего состояния и будущего развития. Эти отклонения могут быть как позитивными, так и негативными. В первом случае речь идёт о шансах получить прибыль, во втором – о риске понести убыток. Доходность – важнейший критерий для принятия решений о вложении средств в тот или иной вид активов. Однако повышение доходности и снижение рисков – две противоположные задачи. Обычно высокую прибыль приносят операции, связанные с высоким риском, а низкий риск сочетается с незначительными доходами. Таким образом, получать прибыль можно только в тех случаях, когда риски будут предусмотрены заранее и подстрахованы.

         Понятие риск очень многогранное и его  определяют по-разному. В самом широком  смысле риском называется неопределённость в отношении наступления того или иного события в будущем. В банковском деле риск означает вероятность того, что произойдёт событие, которое неблагоприятно скажется на прибыли или капитале банка. Виды рисков в банковской деятельности обусловлены уровнем их возникновения и внутренними и внешними факторами, влияющими на деятельность банка.

         Существуют  различные классификации рисков, связанных с банковской деятельностью. Например, банковские риски можно  разделить в зависимости от уровня расположения источников их возникновения на риски макроуровня, риски микроуровня и риски индивидуального уровня.  

  • 2.2. Банковские «болезни»  и возможные средства  их излечения
  •  

         Главная причина, приводящая банки к катастрофам, - это, говоря языком медицины, развитие их внутренних болезней. Ими поражены и многие банки России, где в силу сочетания ряда условий складывается особенно неблагоприятная ситуация. Рассмотрим кратко неблагоприятные условия, в которых работают отечественные банки.

         "Во-первых, коммерческий банк относиться  к наиболее сложному типу организационно-экономических и социальных систем. С одной стороны, это -специфическое кредитно-финансовое учреждение, которое должно постоянно обновлять используемые информационные технологии для повышения качества выполнения операций на рынке банковских услуг. С другой стороны, банк обладает основными признаками производственной системы, ориентированной на массовое обслуживание клиентов. В этой системе важно уже не только качество услуг, которое благодаря современным технологиям можно сделать очень высоким, но также трудоемкость и себестоимость выполнения основных операций. От качества функционирования этой системы зависит прибыль и другие результаты.

         Во-вторых, объективные условия для возникновения  болезней российских банков создал их стремительный рост. В реальной жизни (и не только в живой природе) наблюдается обратная зависимость между скоростью роста системы и ее качеством, выражающимися, например, в надежности или прочности конструкции. Правда, медленно развивающиеся системы необязательно оказываются качественными, но это уже иной вопрос. Так что все наши коммерческие банки - молодые рыночные структуры независимо от истории их создания, и нам предстоит еще быть свидетелями внезапного падения не одного их них. Однако неожиданным такое падение будет лишь для публики и некоторых работников этих банков.

         Если  вернуться к первой проблеме, то очевидно, что ее одной вполне достаточно для возникновения многих болезней коммерческих банков, поскольку болезни - естественный спутник любой действующей системы. Специалистам известен ряд общих болезней, преследующих фирмы и компании, независимо от специфики их деятельности и национальной принадлежности. Например, болезнь, названная "синдромом большого бизнеса", поражает крупнейшие компании в США, Западной Европе и в Японии. Она возникает всегда, как только масштабы бизнеса перестают соответствовать применяемым компаниями системам управления и, в частности, внутренним структурам, методам организации бизнеса в целом.

         Кроме общемировых болезней, описанных  в литературе наряду с накопленным опытом их лечения, есть типично российские. Это, в частности, похищение средств с помощью поддельных чеков, как это произошло, например, в Международном Московском банке на сумму 660тыс.$ Такое можно осуществить только при вполне определенном состоянии банковской системы. Здесь диагностикой и лечением надо заниматься, опираясь лишь на российскую практику. Запад нам ничем не поможет и вряд ли чему научит. Там подобных болезней в российском варианте просто нет. Что же касается ссылок на аналогии со странами, в чем-то схожими с сегодняшней Россией, то здесь следует проявлять осторожность. Ведь нет ничего опаснее, чем применение типовых решений, разработанных для других условий и не адаптированных для России.

         Названные выше группы болезней образуют достаточно мощный букет. Можно утверждать, что абсолютно здоровых банков нет и быть не может.

         Стоит ли приглашать для лечения банков зарубежных специалистов? Что касается точной диагностики, то они вряд смогут помочь. Ряд общемировых болезней бизнеса они действительно могут знать, а вот знают ли они специфику протекания таких болезней в российских условиях - это большой вопрос. Банкирам следует учитывать, что западные специалисты обычно смело берутся помогать (за хорошие деньги), даже когда и не знакомы с нашей спецификой.

         Иностранные специалисты могут быть полезны  лишь тогда, когда уже точно известно, о какой болезни идет речь, какие  структуры в банке, элементы или  технологии надо изменить и какое  зарубежное средство здесь полезно  применить. Это могут быть как отдельные технические и программные средства, так и целые банковские технологии.

         Могут возразить, что привлекать со стороны  людей, которым придется показывать банк изнутри, опасно. Это резонно. Незнакомых людей допускать к подобным делам не стоит. Здесь следует руководствоваться двумя правилами. Первое - искать действительно профессионалов, имеющих за плечами по крайней мере десятилетний опыт такой или аналогичной работы. Полезно выяснить, какие серьезные работы выполнялись ими в прошлом, какова их репутация в своей профессиональной среде, какие результаты своей работы публиковали и с какими идеями выступали среди коллег. После такого анализа риск неприятных последствий от привлечения незнакомого специалиста резко уменьшится.

  • 2.3. Служба внутреннего контроля
  •  

         Анализ  современного состояния российской экономики показывает, что одним  из наиболее уязвимых её звеньев является сфера кредитно-финансовых отношений. Умышленное невыполнение заёмщиками своих  обязательств перед банками приблизилось к норме взаимоотношений между хозяйственными субъектами, кредитными организациями и гражданами.

         В наиболее укрупнено структурированном виде преступления в кредитно-финансовой сфере можно разделить на три блока. Первый блок – это преступления, совершаемые против коммерческого банка. Второй блок – преступления, совершаемые юридическими и физическими лицами с помощью коммерческого банка. И третий блок – преступления в сфере внешнеэкономической деятельности.

         В качестве одной из наиболее серьёзных  мер по предупреждению преступности в кредитно-банковской сфере в настоящее время является создание в коммерческих банках служб внутреннего контроля, основная цель которых – защита интересов инвесторов, банков и их клиентов путём контроля за соблюдением сотрудниками банка законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности, урегулирование конфликтов интересов, обеспечение надлежащего уровня надёжности, соответствующего характеру и масштабам проводимых банком операций, и минимизации рисков в деятельности банков.

         Подобные  службы являются первыми российскими  попытками копирования международной  банковской практики борьбы с отмыванием денег и иными преступлениями  в кредитно-финансовой сфере. Как  показывает зарубежная практика, деятельность подобных служб существенно сокращает преступность в банковской сфере.

         С целью обеспечения контроля за соблюдением  сотрудниками кредитных организаций  законодательства, нормативных актов  и стандартов профессиональной деятельности на финансовых рынках ЦБ РФ приказом    № 02-378 утвердил Указания о порядке организации внутреннего контроля в кредитных организациях, в которых были установлены требования к регламентации операций кредитных организаций на финансовых рынках, осуществляемых сотрудниками кредитных организаций в рамках своих должностных обязанностей.

         Банки – участники финансовых рынков обязаны  организовать внутренний контроль за соответствием своей деятельности законодательству. В штате кредитной  организации должны быть контролёры, в исключительную компетенцию которых  входит организация указанного контроля. 

    Информация о работе Основы банковского дела